Воздушный бой 30 июля 1970 года. Советские летчики против ВВС Израиля. Победа с сухим счетом? Уважение или страх

Особо рекомендую тем “израильтянам”, кто, валяясь на хайфском пляже, потягивая пиво или минералку на набережной Тель-Авива, гуляя по Иерусалиму, принимая ванны Мертвого моря, ностальгирует по СССР – какую страну мы потеряли… И еще раз напомню Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ: “Российская Федерация – есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР)”.

Да и перед тем, как 9 мая надевать на себя и на детей советскую военную форму не худо вспомнить было бы…

Проиграв начисто Израилю Шестидневную войну, президент Египта Насер, тот самый, что был Героем Советского Союза, Гамаль Абдель на всех Насер не утихомирился, и решил зайти с другого бока.

Так называемая “Война на истощение” (1967-1970) началась с того, что 21 октября 67-го египтяне потопили израильский эсминец “Эйлат”. На следующий день израильская артиллерия обстреляла нефтеперерабатывающий завод в Суэце.

ООПовские теракты, к тому времени банду уже возглавлял будущий лауреат Нобелевской премии мира Арафат, на территории Израиля, обстрелы Кирьят-Шмоны, долины Иордан и Бейт-Шеан. Участившиеся случаи захвата самолетов и нападения на представительства Эль-Аль и другие израильские учреждения за границей.

26 декабря 1968 года арабские террористы обстреляли израильский самолёт в аэропорту Афин, погиб гражданин Израиля.

В ответ Израиль проводит операцию “Дар”, о ней подробно отдельно, сегодня в общих чертах. Решено уничтожить самолёты арабских авиакомпаний в международном аэропорту Бейрута. Почему именно Бейрут? А в Ливане в те времена базировался НФОП (новый фронт освобождения Палестины). Участвовали спецназ Генштаба и десантный спецназ. Командовал операцией бригадный генерал, светлой памяти, Рафаэль Эйтан, легендарный Рафуль.

За 15 минут израильские спецназовцы приземлились, взорвали 14 самолетов арабских авиакомпаний, не нанеся ни малейшего ущерба самолетам других стран, и вернулись домой все живые, здоровые, невредимые.

Но вернемся к сегодняшней теме. И все же, несмотря на теракты и обстрелы, самая серьезная опасность исходила от Египта. Раздухарившись, Насер объявляет, что Египет больше не считает себя связанным соглашением о прекращении огня, достигнутом в Шестидневной войне, и ведет против Израиля “войну на истощение”.

СССР лихорадочно пытается восстановить военный потенциал своих арабских друзей – на миллиарды долларов поставки вооружения. Однако бои на линии разделения израильских и египетских войск показывают полную несостоятельность арабского союзника СССР.

Израиль отвечает. Десантные отряды нападают на объекты по всей территории от верховьев Нила до западного берега Суэцкого канала. Авиация Израиля наносит удары по египетским зенитным батареям и постам, промышленным и энергетическим центрам. 47 египетских самолетов сбито в 69-ом. Израиль достигает полного господства в воздухе.

Понимая, что истощается не Израиль, а он сам, Насер тайно мчится в Москву и, как вспоминают, очевидцы, буквально валяется в ногах у “дорогого Леонида Ильича”, умоляя “помогите, люди добрые, сами мы не местные, направьте в Египет ПВО и авиацию”. Ну, и как отказать Герою Советского Союза? Борцу, патриоту, другу, соратнику… (дальше впишите сами на свой вкус)? Решение удовлетворить Насера принимает само Политбюро ЦК КПСС вместе с высшим командованием СА.

В 1970-ом израильская авиация усиливает атаки на лагеря египетской армии, стремясь принудить Египет к соблюдению соглашения о прекращении огня. А уже в марте того же 70-го всевидящий Моссад докладывает о прибытии русских в роли не советников, а бойцов, и возникает серьезный вопрос – насколько оправдана стрельба по самолетам с русскими экипажами? Не станет ли это искрой для большой войны?

– Нет, мы должны драться, – говорит премьер-министр Голда Меир, – при необходимости немедленно вступайте в бой.

6 марта 1970-го в каирском аэропорту советские летчики и техники, только что прилетевшие на транспортных самолетах, получают “черную метку” – на высоте 50 метров над ними прошла пара “Фантомов” с шестиконечными звездами на фюзеляжах.

Общая картина меняется. Избегая прямого столкновения с СССР, израильтяне усиленно бомбят египетские позиции вдоль канала, дабы помешать установлению там зениток, но воздерживаются от проникновения вглубь египетской территории.

Итак, ВВС СССР и ВВС Израиля тщательно избегают боевых столкновений друг с другом в воздухе. Ничего из сегодняшних событий в Сирии не напоминает?

Долго так продолжаться не может, и в июле 70-го советские ракеты “земля - воздух” впервые применяются против израильской авиации, повредив израильский штурмовик “Скайхок”. В ответ Израиль заявляет, что, не желая столкновений с СССР, он вместе с тем сорвет любую попытку заставить его отступить от Суэцкого канала без мирного соглашения. Израиль усиливает радиоэлектронную разведку, переговоры советских военных в эфире прослушиваются русскоязычными военнослужащими ЦАХАЛа, что дает ВВС Израиля возможность максимально четкого представления о происходящем.

С первой половины апреля 1970 года начинаются еженедельные встречи русских с израильтянами в воздухе. В бой не вступают. Израильские летчики внимательно наблюдают за поведением вероятных противников, отслеживают их маневры и схемы построения во время вылетов, изучают манеру управления советских истребителей.

Советским пилотам тоже пока рекомендовано “держать дистанцию”, используя свой козырь – большую тяговооруженность МиГ-21. Здесь главное – позиция вначале боя и порция резких, энергичных маневров, позволяющих сберегать энергию, постоянно оставаясь в более выгодном положении.

Для справки. Операция по созданию группировки советских войск в Египте в составе 32 тысяч военнослужащих получила название «Кавказ». Возглавил ее главком войск ПВО страны маршал П.Ф. Батицкий. Отправка войск и боевой техники морским путем производилась из порта Николаев в первых числах марта 1970 года в атмосфере полной секретности. Личный состав был переодет в гражданское, никаких документов. Существовал строжайший приказ стрелять без колебаний по тем, кто «попытается выпрыгнуть за борт».

Прибыв на место, советские военнослужащие сразу же переодевались в египетскую военную форму без знаков различия и погон. Это сразу превращало их из военнослужащих в «лиц неопределенного гражданства и статуса», проще говоря – в иностранных наемников, лишенных защиты международного права. Недаром министр обороны СССР Гречко на проводах в Египет недвусмысленно предупредил своих пилотов:

“Имейте в виду, товарищи, если вас собьют за Суэцким каналом, и вы попадете в плен – мы вас не знаем, выкарабкивайтесь сами”.

И вот мы дошли до операции “Римон 20”. Воздушный бой израильских ВВС против советских истребителей. 30 июля 1970 года над Синайским полуостровом. Занимает одно из ведущих мест в истории мировой военной авиации.

Вот уже почти 50 лет об этом бое ходят легенды. Советские асы, смертоносные перехватчики МиГ-21 лучшей на тот период модификации МФ по советско-египетскому замыслу должны были кардинально изменить расклад сил в воздухе.

И? Как говорил Черномырдин? Хотели, как лучше, а получилось…

Операция “Римон 20” стала классической “воздушной ловушкой”.

“План был очень прост: четыре “миража” пролетят на высоте в построении, типичном для самолетов-разведчиков, чтобы привлечь внимание советских МИГов. “Миражи” пролетят попарно, и на радарах противника это будет выглядеть как обычная рекогносцировка. Параллельно “фантомы” и “миражи” израильских ВВС, согласно поставленной задаче, должны были пролететь почти на бреющем полете над Синайским полуостровом, в зоне, подконтрольной Израилю и недоступной для египетских радаров. Летчикам поставили задачу: нанести решающий удар, если советские самолеты отреагируют на “самолеты-разведчики” и окажутся вблизи границы”, – рассказывает военный историк Шломо Алони.

В чем разница между израильскими и советскими летчиками? Без громких слов о патриотизме, которого у пришельцев, естественно, быть не могло. А у израильтян, естественно, был. Советские учились на полигонах на заданных ситуациях. Израильтяне – в реальных воздушных боях на ситуациях непредвиденных.

Запомните эти имена.

Амос Амир – командир, Ашер Снир, Авраам Шалмон, Ави Гилад. Командование ВВС Израиля справедливо полагало, что в мире нет второго подобного звена, равного по качеству подготовки и способностям.

Ури Эвен-Нир, Итамар Нойнер, Иехуда Корен, Яаков Рихтер, Ифтах Спектор, Михаэль Цук, Исраэль Бахарав, Гиора Фурман, Шауль Леви, Авиху Бин-Нун, Реувен Решеф (Фишер), Авиам Сэла, Эхуд Хенкин, Исраэль Парнас, Ури Гиль. Помните их, израильских асов, участников той легендарной воздушной битвы.

30 июля 1970 года стал по-настоящему черным днем в истории советской военной авиации: в ходе боя над Суэцким каналом израильские пилоты за шесть (!) минут сбили пять советских МиГов-21.

В два часа дня четверка израильских “Фантомов” под командой подполковника Авиху Бен-Нуна атакует египетскую радиолокационную станцию вблизи Суэцкого канала. Ведомым у Бен-Нуна – капитан Авиам Села. Ведущий второй пары – майор Эхуд Хенкин, его ведомый – капитан Гиль. Для введения противника в заблуждение действуют в стиле “Скайхоков”, по всем параметрам заметно уступавшим “Фантомам”.

К этому звену присоединяется звено “Миражей” под командованием майора Амоса Амира. Идут плотным-плотным строем, а посему, на радарах противника выглядят одним самолетом. Еще одна четверка израильских “Миражей” идет на бреющем полете, оставаясь невидимой для радаров противника.

“Одинокий израильский самолет” и стал той наживкой, на которую клюнуло советское командование. Ловушка срабатывает – на перехват “одиночки” радостно устремляются советские летчики, не ведая, что летят в устроенную израильтянами засаду.

Шестнадцать МиГов против четверки “Миражей” – сплошное удовольствие, и МиГи выходят на позиции для атаки. Генерал Мордехай Ход отдает приказ демонстративной группе нанести по преследующим русским вспомогательный удар. Две пары “Миражей” расходятся в противоположные стороны, сбрасывают подвесные топливные баки и выстраиваются в боевой порядок.

За считанные секунды ситуация полностью меняется. Вместо легкой охоты на четыре “Скайхока” и одинокого “Миража” вдруг обнаруживается засада – МиГи окружены восемью “Миражами” и блокированы сверху четверкой “Фантомов”.

Капитан Авиам Села вспоминает: “Они шли на нас парами, а мы дали им всем проскочить, чтобы не дать им взять нас в клещи, как они планировали. Они промчались мимо нас, пара за парой, как на параде. Мы подождали и направились за ними, зажимая их между собой”.

Генерал Ход вводит в бой ударную группу, идущую на предельно низких высотах. “Миражи” открывают пушечный огонь, русские маневрируют, и в этот момент “Фантомы” начинают ракетную атаку при наборе высоты.

Первый МиГ уничтожен огнем “Миража”, второй - ракетой, выпущенной истребителем Авиху Бин-Нуна. Ашер Снир сбивает третий самолет ракетой на высоте в 10 тысяч метров. Четвертый, пятый…

Советник командующего ВВС Египта, командующий советской авиационной группой генерал авиации Дольников отдает приказ немедленно выходить из боя. Другими словами бежать!

У израильтян потерь нет.

Итог. За шесть минут СССР потерял 5 самолётов МиГ-21. Погибло 3 (по советским), 4 (по западным) данным, лётчика.

Последствия. 2 августа 70-го прилетевший в Каир командующий ВВС СССР маршал Кутахов отдает приказ о прекращении полетов советских летчиков в зоне Суэцкого канала.

Руководство СССР посылает египетских друзей по всяким маршрутам и заявляет, что далее гарантировать неприкосновенность египетских воздушных рубежей оно не может.

Насер не тянет в одиночку вооруженный конфликт с Израилем и вынужден согласиться на прекращение огня, вступившее в силу в полночь с 7 на 8 августа, и более-менее “успокоившее” Египет и прочих до Войны Судного дня.

Лиза Юдин
FB

МиГ-21. Фото: Александр Овчинников / ИТАР-ТАСС, архив

В июле 1970 года израильские ВВС вступили в схватку с советскими летчиками

30 июля 1970 года стал по-настоящему черным днем в истории советской военной авиации: в этот день в ходе боя над Суэцким каналом израильские пилоты сбили пять советских МиГов-21, пилотируемых капитанами Сыркиным, Каменевым, Журавлевым, Юрченко и Яковлевым. Для трех советских летчиков этот бой стал последним в их жизни.

Гибели советских летчиков предшествовала целая череда событий, приведших к полной вовлеченности СССР в войну против Израиля на стороне арабских стран.

После тотального разгрома Израилем арабских стран в Шестидневной войне 1967 года, СССР лихорадочно пытался восстановить военный потенциал своих арабских союзников - к ним шел поток советских вооружений на миллиарды долларов. Однако развернувшиеся в 1968 году бои на линии разделения израильских и египетских войск показали полную несостоятельность арабского союзника СССР - израильская авиация господствовала в воздухе и, непрерывно нанося удары по важнейшим военным, промышленным и энергетическим центрам Египта, подвела этого важнейшего союзника СССР к новой катастрофе.

Отчаявшись сдержать израильский натиск, президент Египта Насер неоднократно обращался к руководству СССР с просьбами направить советские войска для спасения его страны. В декабре 1969 года Насер совершил тайный визит в Москву для личной встречи с Л. Брежневым.


Гамаль Абдель Насер и Леонид Брежнев в Москве. Фото: Василий Егоров / ИТАР-ТАСС, архив

Насер умолял Брежнева направить в Египет регулярные советские войска противовоздушной обороны и авиацию. Решение удовлетворить просьбу было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС вместе с командованием Вооруженных Сил - волей своих лидеров СССР вовлекался в очевидную авантюру с непредсказуемым результатом.

Операция по созданию группировки советских войск в Египет в составе 32 тысяч военнослужащих получила название «Кавказ». Возглавил ее главком войск ПВО страны маршал П.Ф. Батицкий. Отправка войск и боевой техники морским путем производилась из порта Николаев в первых числах марта 1970 года в атмосфере полной секретности. Личный состав был переодет в гражданское платье, не имел каких-либо документов. Существовал строжайший приказ стрелять без колебаний по тем, кто «попытается выпрыгнуть за борт».

Прибыв на место, советские военнослужащие сразу же переодевались в египетскую военную форму без знаков различия и погон. Это сразу превращало их из военнослужащих в «лиц неопределенного гражданства и статуса», проще говоря - в иностранных наемников, лишенных защиты международного права. Недаром министр обороны СССР Гречко на проводах в Египет недвусмысленно предупредил своих пилотов:

«Имейте в виду, товарищи, если вас собьют за Суэцким каналом и вы попадете в плен - мы вас не знаем, выкарабкивайтесь сами».

Израильская разведка тщательно отслеживала оперативную активность советских войск - прослушивались все переговоры советских летчиков и технических служб в воздухе и на земле, многочисленная израильская агентура была внедрена на аэродромах, на которых базировались советские авиачасти.

Свидетельством этому стал инцидент, произошедший 6 марта 1970 г. в каирском аэропорту Каиро-Уэст: советские летчики и техники, только что прилетевшие на транспортных самолетах, еще только делали первые шаги по египетской земле, как внезапно над ними на высоте 50 метров прошла пара «фантомов» с голубыми шестиконечными звездами на фюзеляжах. Тем самым израильтяне послали советским летчикам «черную метку».

Советская авиационная группа включала, в частности, 35-ю отдельную разведывательную истребительную эскадрилью (командир полковник Ю. Настенко), базировавшуюся на аэродроме Джанаклис вблизи Александрии, и 135-й истребительный авиационный полк (командир полковник К. Коротюк), базировавшийся на аэродромах Бени Суэйф и Ком-Аушим в районе Каира. Именно с этих аэродромов ушли в свой последний бой советские летчики 30 июля 1970 года.


Предполетный инструктаж советских летчиков в Египте. Фото: журнал «Авиация и Время»

Существуют различные версии воздушного боя, произошедшего 30 июля. Назовем их израильская и российская. Эти версии едины в главном - в числе сбитых советских самолетов, но заметно расходятся в деталях. Принципиальная разница между ними заключается в том, что израильская версия основана на отчетах израильских летчиков, непосредственно участвовавших в том бою, тогда как российская, созданная историками и журналистами, обильно дополнена фантазиями и домыслами ее авторов. Потому за основу взята израильская версия боя.

Первоначально советские и израильские летчики придерживались некоего «джентльменского соглашения», уклоняясь от прямых столкновений. Но это «перемирие» продержалось недолго - 25 июля советскими самолетами был перехвачен израильский самолет Скайхок, получивший серьезные повреждения, однако его пилот сумел совершить посадку на своем аэродроме.

Для израильского командования этот инцидент стал сигналом к переходу к активным боевым действиям против советской авиации. Была поставлена задача нанести противнику столь тяжелый урон, чтобы раз и навсегда отбить охоту у советских летчиков вступать в бой против израильской авиации.

Была сформирована группа летчиков, на счету которых были десятки сбитых самолетов врага. Для подавления радаров и связи были подготовлены средства радиоэлектронной борьбы. В качестве основного тактического приема приняли решение заманить советских летчиков в засаду

По данным разведки внимательно изучалась тактика ведения боевых действий противником. Вывод был неутешителен для советских летчиков:

«Советские пилоты хорошо подготовлены к действиям в условиях европейских погодных условий с частой облачностью и дождями. Но и в совершенно других климатических условиях Средиземноморья они продолжают применять ту же тактику без малейших изменений. Советские летчики неплохо владеют пилотажем и агрессивны. Но их действия ортодоксальны и предсказуемы. А главное, у них нет настоящего боевого опыта. Это наш самый большой козырь в любой конфронтации с русскими МиГами».

Операция началась 30 июля примерно в 14:00. Четверка израильских «Фантомов» под командой подполковника Авиху Бен-Нуна атаковала египетскую радиолокационную станцию вблизи Суэцкого канала. Ведомым у Бен-Нуна был капитан Авиам Села. Ведущим второй пары был майор Эхуд Ханкин, его ведомым был капитан Галь. Для введения противника в заблуждение они действовали в стиле «Скайхоков», заметно уступавших по своим тактико-техническим характеристикам самолетам «Фантом».

Затем к звену «Фантомов», притворявшихся «Скайхоками», присоединилось звено «Миражей» под командованием майора Амоса Амира. Впрочем, они тоже выдавали себя за нечто другое - четверка «Миражей» шла в плотном строю и потому на радарах противника они выглядели как один самолет. Еще одна четверка израильских «Миражей» шла на бреющем полете, оставаясь невидимой для радаров противника.

«Одинокий израильский самолет» стал той наживкой, на которую клюнуло советское командование. Ловушка сработала - на перехват «одинокого самолета» устремились советские летчики.

С аэродрома Ком-Аушим в 15:28 взлетело звено капитана Каменева, в 15:30 к нему присоединилось звено капитана Юрченко в составе капитанов Макара, Яковлева, Сыркина, взлетевшее с аэродрома Бени-Суэйф. Позднее к ним присоединили еще три квартета советских МиГов, взлетевших с аэродрома Ком-Аушим. Они не догадывались, что летят в устроенную израильтянами засаду.

За считанные секунды, ситуация полностью изменилась. Вместо легкой охоты на четыре ничего не подозревающих «Скайхока» и один беззащитный «Мираж», советские летчики вдруг обнаружили, что они окружены восемью «Миражами» и блокированы сверху четверкой «Фантомов».

Когда «Миражи» атаковали МиГи, четверо снизу и четверо сверху, «Фантомы» набрали нужную высоту, перевернулись и начали пикировать на отдельные истребители противника. «Фантомы» произвели ракетную атаку звена капитана Юрченко. Первым победы добился майор Ашер Снир, сбивший МиГ ракетой на высоте 10 тысяч метров. Его жертвой стал, по-видимому, самолет командира звена капитана Юрченко, который взорвался в воздухе.

Капитан Авиам Села вспоминает:

«Они шли на нас парами, а мы дали им всем проскочить, чтобы не дать им взять нас в клещи, как они планировали. Они промчались мимо нас, пара за парой, как на параде. Мы подождали и направились за ними, зажимая их между собой».

Советский летчик пытался оторваться на очень крутых виражах, а затем перешел в крутое пике. Противники опускались все ниже и ниже, отчаянно маневрируя и выжимая из своей машины все, на что она была способна.

Наконец, на высоте двух тысяч метров и на дистанции в один километр, захват произошел, и Авиам произвел пуск ракеты. Раздался мощный взрыв и МиГ превратился в огненный шар, с обломками разлетавшимися во все стороны. Поразительно, но пилот успел катапультироваться и Авиам видел как он раскачивался на стропах парашюта.

Летчики звена капитана Юрченко, капитаны Яковлев и Сыркин, были сбиты, но успели катапультироваться из своих горящих самолетов. Самолет капитана Макара был поврежден, но он сумел совершить вынужденную посадку. Капитан Яковлев погиб после катапультирования из-за поражения купола парашюта.

Как был сбит ведущий второго звена капитан Каменев, никто не видел. Летчик звена Каменева капитан Журавлев был сбит и катапультировался на предельно малой высоте, его парашют не успел раскрыться и летчик погиб. Скорее всего, его сбил подполковник Авиху Бен-Нун. Он зашел в хвост одного из МиГов. Советский летчик резко спикировал вниз до высоты 2,000 метров и, перейдя на бреющий полет, пытался уйти от своего преследователя. Но «Фантом» следовал неотступно. Авиху Бен Нун: «Я смог произвести пуск ракеты, но из-за чрезвычайно высокой скорости МиГа, захват был сделан на самом пределе. Ракета поразила цель и взорвалась. Но МиГ продолжал лететь, даже не сбавляя скорость. Тогда я выпустил радиолокационную ракету «Спарроу» - она настигла МиГ, и он взорвался. Я уверен, что летчик погиб, т.к. было слишком низко для успешного катапультирования».

Итог схватки подвел один из ее участников подполковник Авиху Бен-Нун:

«Я думаю, русские совсем неплохо летают. Меня даже удивило, что они проделывали со своими машинами. Но им явно не хватало навыков эффективного боевого маневрирования, чтобы поразить противника. Они хорошие летчики, но слабые тактики. У них нет боевого опыта. Они действуют по шаблону и поэтому легко предсказуемы».

Катастрофический итог воздушного боя в египетском небе сыграл важную роль в стратегическом раскладе сил в мире. СССР теперь предпочитал не ввязываться в войны, где ему могли противостоять опытные, современные войска.

Участники события:

Звено «разведовательных» миражей. из Тель-Ноф 119-й эскадрильи:

Амос Амир

Ашер Снир (Asher Snir scored first, hitting a MiG at 30,000 feet with a missile (сбил Журавлева )?)

Авраам Шалмон

Ави Гилад

Звено фантомов 69 эскадрильи из Рамат-Давид

Авиху Бен-Нун / Шауль леви

Авием Села / Реувен Рещеф (Фишер)

Эхуд Ханкин / ???

Ури Гиль / Исраель Парнас

Звено Миражей 101 эскадрильи из Рефидим или Хацора

Ифтах Спектор

Михаэль Цук

Исраель Барахав

Звено Миражей 117 эскадрильи (прибыли к шапочному разбору)

Ури Эвен-Нир (Вернулся на базу, сопровождая Итамара, до начала боя)

Итамар Неунер (Проблемы с двигателем, Вернулся на базу.)

Еhуда Корен

Яакоби (Коби) Рихтер

*********************************************

звено 3 аэ Комаушим

Камнев

Журавлев - погиб

1-е звено 2 аэ Бени-Суэйф

Юрченко - погиб

Макара

Сыркин - катапультировался, остался в живых

Яковлев - погиб при катапультировании

2-е звено 2 аэ Подошли "к шапочному разбору" и в бою не участвовали

Саранин

Васильев

Супрун

Мазур

пара 3 аэ (взлетели через 30-40 мин и тем более в бою не участвовали)

Колесов

Пушкарский

========================================

Советские летчики-россияне в небе Ближнего Востока

В октябре 1956 г. началась вторая арабо-израильская война. На стороне Израиля выступили Франция и Англия, военно-воздушные силы которых совместно с израильской авиацией подвергли бомбардировке зону Суэцкого канала, Каир, Александрию, а также ряд военных аэродромов. В борьбе с воздушным противником плечом к плечу воевали египетские, чехословацкие и советские (инструкторы) военные летчики. 31 октября последние приняли участие в штурме позиций 202-й израильской парашютной бригады.

1 ноября в бой вступила специально переброшенная из СССР группа истребителей-перехватчиков МиГ-17, которой 2 и 3 ноября удалось сбить несколько английских самолетов. Среди них палубный штурмовик Уэстланд «Уайверн», уничтоженный советским летчиком С.А.Синцовым и его напарником (фамилия не установлена). По английской версии, самолет был сбит зенитным огнем египетской артиллерии.

1 ноября реактивные бомбардировщики Ил-28 с советскими экипажами совершили налет на один из военных объектов на территории Израиля. Поднятые на их перехват ночные истребители «Метеор» NF.13 со своей задачей не справились, и все наши самолеты благополучно вернулись на базу.

В ходе проведения наземной операции израильскими войсками (при участии англо-французских подразделений) египетская армия потерпела поражение и была вынуждена оставить противнику Синайский полуостров. После непосредственного вмешательства в вооруженный конфликт (войну) мировых держав — СССР и США, Израиль и его союзники были вынуждены вернуть Египту все ранее захваченные у него территории.

Новый военный конфликт между Израилем и арабскими государствами вспыхнул в 1967 году. В ходе «шестидневной войны» (5-10 июня 1967 г.) израильская армия нанесла сокрушительный удар по вооруженным силам коалиции арабских государств (Египта, Сирии и Иордании), захватив при этом часть их территории (Синайский полуостров, сектора Газа, Голанские высоты и Западный берег р. Иордан).

Линия фронта между Израилем и Египтом установилась по Суэцкому каналу. Связанный военным договором с Объединенной Арабской Республикой (ОАР), Советский Союз оказал ей большую военно-техническую помощь. В результате в короткие сроки была восстановлена боеспособность египетской армии, что позволило в марте 1969 г. приступить в зоне Суэцкого канала к началу военных действий малой интенсивности («война на истощение»). Обладая превосходством в воздухе, израильские ВВС сумели летом того же года практически уничтожить группировку зенитно-ракетных войск Египта (ЗРВ) в зоне канала. В конце того же года Израиль приступил к осуществлению плана операции «Хордос» с целью уничтожения 18 военно-стратегических объектов Египта. В результате операции были разрушены многие сооружения гражданского назначения, в том числе металлургический комбинат в Хелуане, построенный при содействии советских специалистов. Предварительно выявленные зоны действия египетской ПВО вскоре были подавлены израильской авиацией. Следующей целью воздушных ударов стали центральные районы и пригороды столицы ОАР (г. Каир).

В создавшейся ситуации президент Египта Гамаль Абдель Насер обратился к СССР с просьбой об оказании военной помощи с целью создания «эффективного ракетного щита» с использованием «регулярных советских частей противовоздушной обороны и авиации».

На основе достигнутых советско-египетских договоренностей было принято закрытое решение Политбюро ЦК КПСС о создании на территории ОАР Оперативной группировки советских войск (руководители: генерал-полковник И.С.Катышкин (1968-1970 гг.), генерал-полковник В.Окунев (1970-1972 гг.), генерал-лейтенант П.Самоходский (1972-1974 гг.), генерал-майор Е.Боковиков (1974-1978 гг.). В нее должны были войти зенитная ракетная дивизия, авиационная и военно-морская группы.

В декабре 1969 г. в соответствии с решением Политбюро Министр обороны Маршал Советского Союза А.А.Гречко отдал приказ о проведении операции «Кавказ», суть которой состояла в создании на территории Египта системы ПВО на основе регулярных советских частей (15 тыс. чел.). Непосредственно разработкой плана проведения операции занималось оперативное управление Главного штаба Войск ПВО страны. К марту 1970 г. основу группировки ПВО составили: 18-я зенитно-ракетная дивизия особого назначения (зрд ОН)(1,5 тыс. чел., командир — генерал-майор артиллерии А.Г.Смирнов, с февраля 1971 г. — полковник Ю.М.Бошняк, с июня 1972 г. — генерал-майор Н.Н.Рытов), истребительно-авиационная группа, подразделения радиолокационной разведки и связи.

Структурно 18-я зрд ОН состояла из 4 зенитных ракетных бригад (имели обозначения полков): 1-я зрбр / 559 зрп (командир — полковник Б.И.Жайворонок), 2-я зрбр / 582 зрп (командир — подполковник Н.А.Руденко), 3-я зрбр / 564 зрп (командир — майор В.А.Белоусов), 4-я зрбр (командир — полковник Шумилов) и Центра радиоэлектронной борьбы (командир — подполковник А.К.Исмаков).

Каждая бригада состояла из 4-7 дивизионов ЗРК С-125 «Печора» по 4 пусковые установки в каждой. Дивизионам были приданы взводы прикрытия в составе четырех ЗСУ «Шилка», отделения ПЗРК «Стрела-2», а также средства РЭБ.

Истребительно-авиационная группа (старший группы — генерал-майор авиации Г.У.Дольников, позднее Герой Советского Союза) включала в себя: 35-ю отдельную истребительную эскадрилью усиленного состава (оиэ, 30 МиГ-21МФ, 42 летчика, командир — полковник Ю.В.Настенко) и 135-й истребительный авиаполк (иап, 40 МиГ-21МФ, 60 летчиков, командир — полковник К.К.Коротюк).

В составе советской воздушной группировки также имелись: 63-й отдельный авиаотряд (2МиГ-25Р, 2 МиГ-25РБ) и 90-я отдельная дальнеразведывательная эскадрилья особого назначения (одраэ ОН) морской авиации (ТУ-16Р, Бе-12, Ту-16П, Ил-38, командир — полковник П.В.Жидецкий) из состава ВВС и ПВО Балтийского флота .

Всего на территории ОАР было развернуто 22 советских зенитных ракетных дивизиона (по другим данным — 18).


1 февраля 1970 г. на боевое дежурство в небе Египта заступила 35-я оиэ (авиабаза «Джанклиз» вблизи г. Александрия). В зону ее ответственности входила полоса вдоль побережья Средиземного моря от Порт-Саида до Мерса-Матрух и далее на юг до Каира.

В течение февраля — марта на авиабазу «Кайро-Уэст» (ОАР) был переброшен 135-й иап. В его задачу входило воздушное прикрытие Каира с юго-восточного направления, промышленных объектов центральной части Египта и Асуанской плотины с северо-восточного направления в полосе между Сохненской и Заафаранской долинами. Глубина боевых действий ограничивалась линией Суэцкого залива и северной частью Красного моря. 1-я и 2-я эскадрильи полка базировались на авиабазе «Бени-Суэйф», 3-я — на «Ком-Аушиме».

По опыту Великой Отечественной войны на наиболее воздухоопасных направлениях (а также для прикрытия Асуанской плотины и авиабазы «Кайро-Уэст») были использованы аэростаты заграждения.

Первое боевое столкновение в воздухе советских и израильских пилотов произошло 14 апреля 1970 г. без потерь с обеих сторон. В свою очередь, военное командование Израиля (по политическим мотивам) стремилось избегать воздушных боев с советской авиацией, хотя численный перевес израильтян составлял 4:1. При этом советская ИА ПВО действовала лишь в соответствующих зонах ответственности, без права пересечения линии фронта (по Суэцкому каналу).

22 июня 1970 г. советские летчики открыли свой боевой счет. В ходе перехвата воздушного противника в прифронтовой полосе капитан Н.Сальник (МиГ-21) стрельбой ракетами «вдогон» сбил над Суэцким заливом неприятельский штурмовик «Скайхок». Действовавшие в «спарке» капитаны Сальник и Крапивин (35-я оэи) были удостоены ордена Красной Звезды.

По опыту войны во Вьетнаме в составе противовоздушной группировки создавались маневренные группы (МГ) из 2-3 египетских зрдн, которые скрытно выводились в прифронтовую зону для прикрытия своих сухопутных частей. В ночь на 30 июня МГ смешанного состава (ЗРК СА-75М и С-125) под командованием майора И.К.Коваленко (заместителя командира 582-го зрп) скрытным маршем прибыла в район Большого Горького озера. Здесь была развернута крупная группировка ЗРВ в составе 13 египетских зрдн СА-75М «Двина» (по 6 однозарядных ПУ) и 3 зрдн С-125 с советскими расчетами (командиры: Г.М.Комягин, В.П.Маляука, В.В.Таскаев). Также задействовались египетские части ЗА (57-мм, 37-мм и 23-мм зенитные пушки) усиленные 18 ЗСУ-23-4 «Шилка» и расчетами ПЗРК «Стрела-2» (90 огневых точек). Для усиления контроля воздушного пространства в состав группировки были введены радиолокационные станции П-15, способные обнаруживать низколетящие самолеты (в дополнение к штатным РЛС батарей).

В ходе первого налета (12 самолетов) огнем дивизионов было уничтожено 4 штурмовика А-4 «Скайхок». Противнику удалось вывести из строя два зрдн СА-75М полностью и один частично.

Во втором налете участвовало 8 самолетов 201-й эскадрильи ВВС Израиля. Согласованными действиями советско-египетские расчеты сбили 2 F-4E «Фантом» и один «Скайхок».

За этот бой капитан В.П.Маляука (открывший боевой счет 18-й дивизии) получил орден Красного Знамени.

3 июля в зону огня МГ попали 8 неприятельских самолетов. Были сбиты 2 «Скайхока» и один F-4E. На следующий день израильтяне предприняли попытку разгромить позиции МГ. В налете приняло участие 10 самолетов. Основной удар пришелся по ложным позициям, заблаговременно оборудованным зенитчиками. В ходе боя противник потерял один свой аппарат.

5 июля личному составу МГ пришлось выдержать налет со стороны 24 самолетов противника из состава 69-й эскадрильи ВВС Израиля. При отражении атак израильская сторона потеряла 3 самолета. Один из них, F-4E «Курнасс», был сбит дивизионом подполковника С.К.Завесницкого (582-й зрп).

С целью разгрома группировки ЗРВ ОАР в зоне Суэцкого канала командование ВВС Израиля задействовала F-4E «Фантом» из 201-й и 69-й эскадрилий, пилотируемые опытными летчиками. Самолеты были оборудованы новейшими средствами постановки шумовых помех против ЗРК СА-75М. 18 июля 24 «Фантома» атаковали позиции зенитно-ракетной группировки. В ходе боя советские зенитчики (3 зрдн С-125) уничтожили два самолета противника и подбили один. Однако в результате прямого попадания снаряда в нашу пусковую установку в момент ее перезарядки и взрыва ракеты погибло 8 советских военнослужащих: лейтенант С.П.Сумин, сержант А.Г.Мамедов, ефрейтор А.А.Забуга, рядовые Е.Ф.Диденко, Н.В.Добижа, И.И.Наку, Н.А.Довганюк, И.А.Довганюк.

Командир подполковник В.М.Толоконников и офицеры (в том числе погибший лейтенант С.П.Сумин) дивизионаС-125 были награждены орденом Красного Знамени, погибшие солдаты — орденом Красной Звезды.

30 июля в воздушном бою южнее г. Суэц 8 истребителей «МиГ-21, вылетев на перехват звена истребителей-бомбардировщиков «Скайхок», атаковавших египетскую радиолокационную станцию у Соханы, встретились с подоспевшими 12 израильскими истребителями «Мираж» и 4 штурмовиками F-4E «Фантом». В итоге 4 самолета Миг-21 были сбиты, погибли 3 советских летчика (В.А.Журавлев, Н.П.Юрченко, Е.Г.Яковлев), один успел катапультироваться. Сказалось отсутствие опыта и применение традиционной тактики воздушного боя.

Тем не менее израильская сторона не смогла добиться поставленной цели — уничтожить группировку ЗРВ. В этой связи последующие действия ВВС Израиля ограничивались преимущественно разведывательными полетами.

3 августа состоялся последний бой советских ракетчиков и израильских летчиков. Для организации «засады» был выбран район южнее г. Измаилии. Ранее туда скрытным маршем прибыли 1-й зрдн 559-го зрп (командир — подполковник К.И.Попов) и 1-й зрдн 564-го зрп (командир -подполковник Н.Ф.Кутынцев). Общее руководство «засадной» группой осуществлял командир 564-го зрп подполковник В.А. Белоусов.

Рядом с каждым дивизионом была оборудована ложная позиция. В «засадную» группу также входили 2 египетских зрдн СА-75М. Первый неприятельский самолет «Скайхок» был поражен 2 ракетами над территорией Синайского полуострова, занятой израильтянами. Днем того же дня противник повторил воздушный налет (18 самолетов) на позиции дивизионов. Первую ударную группа (4 «Фантома») обстреляли боевые расчеты зрдн С-125 под командованием подполковника К.И.Попова, сбив один из них. Вскоре советский дивизион был атакован группой истребителей-бомбардировщиков. Ему на помощь пришел египетский дивизион СА-75М, уничтоживший своим огнем вражеский «Фантом». При попытке авиазвена (2 самолета) 201-й эскадрильи ВВС Израиля подойти к дивизиону Попова с северного направления оно было встречено пуском ракет на встречных курсах (на дистанции 13 км). В результате ведущий «Фантом» взорвался в воздухе от прямого попадания, второй с повреждениями ушел за линию фронта.

Последняя двойка «Фантомов», атакующая подразделение Попова с северо-востока, попала в зону огня дивизиона подполковника Н.Ф.Кутынцева. Первый самолет был сбит ракетами ЗРК С-125, а по второму эффективно отработали ЗСУ-23-4 «Шилка» капитана Лященко. Уходя от плотного заградительного огня, «Фантом» развернулся, не приняв бой, и ушел за канал.

Всего за день было сбито 5 самолетов противника, поврежден один.

За этот бой командиры дивизионов подполковники К.И.Попов и Н.Ф.Кутынцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Большая группа солдат и офицеров награждена орденами и медалями.


Признав бесперспективность дальнейших боевых действий, Израиль при посредничестве США предпринял шаги к поиску мира. В силу вступил «план Роджерса», в соответствии с которым воюющие стороны заключили перемирие сроком на 3 месяца (с 7 августа 1970 г.), позднее оно было продлено еще на 3 месяца. В этот период зенитные ракетные дивизионы перешли на посменное несение боевого дежурства, продолжавшееся вплоть до полного вывода советских войск и советников из Египта летом 1972 года.

С февраля 1971 г., после прекращения сроков перемирия, противоборствующие стороны изредка проводили пробу сил. Авиация Израиля вела интенсивную воздушную разведку района Суэцкого канала, совершая периодические демонстративные полеты над аэродромами базирования советской авиации. В апреле 1971 г. группа из 4 «Фантомов» попыталась достигнуть основного аэродрома базирования советского истребительного полка (авиабаза «Бени-Суэйф»).

Им на перехват вылетели 6 МиГ-21 из состава дежурной эскадрильи и МиГ-21У, используемый в качестве ретранслятора. Пилотировавший самолет-ретранслятор майор Козлов вследствие крайнего перенапряжения в сложившейся критической ситуации допустил ошибки в пилотировании. Самолет при взлете рухнул за взлетной полосой, летчик погиб.

После смерти в сентябре 1970 г. президента ОАР Г.Насера к власти в стране пришел Анвар Садат (ранее — вице-президент). В мае 1971 г. он обратился к правительству СССР об увеличении объема военной помощи Египту. В результате был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между ОАР и СССР с протоколами о новых поставках вооружения.

Весной 1972 г. в Египет поступила партия (16 машин) новейших по тому времени истребителей-бомбардировщиков с изменяемой геометрией крыла Су-17. Также в ОАР был опробован новейший разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ (М-500), способный уничтожать наземные цели с высот более 20 километров. Испытательную группу возглавил полковник А.С.Бежевец. По оценке наших специалистов, МиГ-25РБ, в случае необходимости, беспрепятственно мог атаковать столицу Израиля — г. Тель-Авив, преодолев ее систему ПВО, построенную на основе американских ЗРК «Хок». Но развитие такого сценария не входило в планы советского руководства.

В июле 1972 г. А.Садат в одностороннем порядке отказался от услуг советских военных советников и специалистов, что повлекло за собой последующий вывод советских войск и советников из Египта. Египтянам были переданы ЗРК С-125, «Квадрат» и зенитные установки ЗСУ-23-4 «Шилка».

За успешные боевые действия в ОАР 166 советских военнослужащих 18-й зенитно-ракетной дивизии ОН были удостоены правительственных наград (из них 8 — посмертно). Многие из них получили также египетские награды. Советскими расчетами ЗРК С-125 уничтожено 9 и подбито 3 израильских самолета. По данным ВС Израиля, потери составили 5 «Фантомов», 3 самолета (2 «Фантома» и 1 «Мираж-III») были повреждены.

Звания Героя Советского Союза (за мужество и героизм, проявленные в ближневосточном небе и при испытаниях новейшей машины МиГ-25) были удостоены военные летчики А.Гордиенко (26 апреля 1971 г.), А.Бежевец (3 апреля 1975 г.) и Н.Стогов (16 февраля 1982 г.). Остальной летный состав награжден орденом Красной Звезды.


Главком ВВС СССР главный маршал авиации П.С.Кутахов с летчиками эскадрильи А.Л. Данилова 135-го авиаполка. 16-18 февраля 1972 г. Египет.

Слева направо: 9-й (в берете) — П.С.Кутахов, Главком ВВС СССР , главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза; 10-й (рядом с Кутаховым) - A . M . Мирошниченко, командир 135-го полка, полковник; 12-й (в очках) - И.М. Романенко, командир авиагруппы, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза; 15-й - А.И. Данилов, командир 3-й эскадрильи, майор; 16-й (за Даниловым) -В.К. Лихачев, летчик-инспектор, гвардии полковник, Герой Советского Союза; 11-й (в костюме) -С.И. Харламов, командующий группировкой ВВС СССР в Египте — старший военный советник командующего ВВС АРЕ, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза.

По материалам издания: 100 лет Военно-воздушным силам России (1912 — 2012 годы) / [Дашков А. Ю., Голотюк В. Д.] ; под общ. ред. В. Н. Бондарева. — М. : Фонд «Русские Витязи», 2012. — 792 с.

В недавнем прошлом покойный СССР пытался воевать вместе арабами против Израиля. Стоит напомнить об одном одном воздушном бое между израильскими и русскими летчиками, закончившемся катастрофой для русских.



Истребитель-бомбардировщик Dassault Mirage IIIC

Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2013-2015
© 2013-2015 by Alexander Shulman. All rights reserved
Александр Шульман
Бой над Суэцем: пять сбитых русских МИГов.

30 июля 1970 года стал по-настоящему черным днем в истории советской военной авиации: в этот день в ходе беспощадной схватки над Суэцким каналом израильские асы сбили пять русских МиГов-21, пилотируемых капитанами Сыркиным, Каменевым, Журавлевым, Юрченко и Яковлевым. Для четырех русских летчиков этот бой стал последним в их жизни.

Гибели русских летчиков предшествовала целая череда событий, приведших к полной вовлеченности СССР в войну против Израиля на стороне арабских стран.


Самолеты израильских ВВС, участвовавшие в воздушном бою 30 июля 1970::
Истребитель-бомбардировщик Phantom

После тотального разгрома Израилем арабских стран в Шестидневной войне 1967 года, СССР лихорадочно пытался восстановить военный потенциал своих арабских союзников – к арабам шел поток русских вооружений на многие миллиарды долларов. Однако развернувшиеся в 1968 году бои на линии разделения израильских и египетских войск показали полную несостоятельность арабского союзника СССР – израильская авиация господствовала в воздухе и, непрерывно нанося удары по важнейшим военным, промышленным и энергетическим центрам Египта, подвела этого важнейшего союзника СССР к новой катастрофе.

Отчаявшись сдержать израильский натиск, президент Египта Насер неоднократно обращался к руководству СССР с просьбами направить советские войска для спасения своего арабского союзника. В декабре 1969 года президент Насер решился на беспрецедентный шаг – он совершил тайный визит в Москву для личной встречи с Л. Брежневым.

Насер умолял Брежнева направить в Египет регулярные советские войска противовоздушной обороны и авиацию. Решение удовлетворить просьбу было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС вместе с командованием Вооруженных Сил – волей своих лидеров СССР вовлекался в очевидную авантюру с непредсказуемым результатом.

Операция по созданию группировки советских войск в Египет в составе 32 тысяч военнослужащих, получила название "Кавказ". Возглавил ее главком войск ПВО страны маршал П.Ф. Батицкий. Отправка войск и боевой техники морским путем производилась из порта Николаев в первых числах марта 1970 года в атмосфере полной секретности. Личный состав был переодет в гражданское платье, не имел каких-либо документов. Существовал строжайший приказ стрелять без колебаний по тем, кто «попытается выпрыгнуть за борт»..

Прибыв на место, русские военнослужащие сразу же переодевались в египетскую военную форму без знаков различия и погон. Это сразу превращало их из военнослужащих в "лиц неопределенного гражданства и статуса", проще говоря - в иностранных наемников, лишенных защиты международного права. Недаром министр обороны СССР Гречко на проводах в Египет недвусмысленно предупредил своих пилотов: "Имейте в виду, товарищи, если вас собьют за Суэцким каналом и вы попадете в плен – мы вас не знаем, выкарабкивайтесь сами".


Самолеты израильских ВВС, участвовавшие в воздушном бою 30 июля 1970:
Истребитель-бомбардировщик Skayhawk

Израильская разведка тщательно отслеживала оперативную активность советских войск –прослушивались все переговоры русских летчиков и технических служб в воздухе и на земле, многочисленная израильская агентура была внедрена на аэродромах, на которых базировались советские авиачасти.

Свидетельством этому стал инцидент, произошедший 6 марта 1970 г.в каирском аэропорту Каиро-Уэст: русские лётчики и техники, только что прилетевшие на транспортных самолетах, еще только разминали ноги, делая первые шаги по египетской земле, как внезапно над ВВП на высоте 50 метров прошла пара "фантомов" с голубыми шестиконечными звездами на фюзеляжах. Тем самым израильтяне послали русским летчикам "черную метку"

Советская авиационная группа включала, в частности, 35-ю отдельную разведывательную истребительную эскадрилью (командир полковник Ю. Настенко), базировавшуюся на аэродроме Джанаклис вблизи Александрии и 135-й истребительный авиационный полк (командир полковник К. Коротюк), базировавшийся на аэродромах Бени Суэйф и Ком-Аушим в районе Каира. Именно с этих аэродромов ушли в свой последний бой русские летчики 30 июля 1970г.

Существуют различные версии воздушного боя, произошедшего 30 июля.
Назовем их израильская и русская. Эти версии едины в главном – в числе сбитых советских самолетов, но заметно расходятся в деталях. Принципиальная разница между ними заключается в том, что израильская версия основана на отчетах израильских летчиков, непосредственно участвовавших в том бою, тогда как русская, созданная историками и журналистами, обильно дополнена фантазиями и домыслами ее авторов. Потому за основу взята израильская версия боя.

Первоначально русские и израильские летчики придерживались некоего "джентльменского согашения", уклоняясь от прямых столкновений. Но это "перемирие" продержалось недолго - 25 июля русскими самолетами был перехвачен израильский самолет Скайхок, получивший серьезные повреждения, однако его пилот сумел совершить посадку на своем аэродроме.

Для израильского командования этот инцидент стал сигналом к переходу к активным боевым действиям против русской авиации. Была поставлена задача нанести противнику столь тяжелый урон, чтобы раз и навсегда отбить охоту у русских летчиков вступать в бой против израильской авиации.

Была сформирована группа летчиков-киллеров, на счету которых были десятки сбитых самолетов врага. Для подавления радаров и связи были подготовлены средства радиоэлектронной борьбы. В качестве основного тактического приема было принято решение заманить русских летчиков в засаду


Израильские летчики, участвовавшие в воздушном бою 30 июля 1970г.: подполковник Авияху Бен-Нун


Израильские летчики, участвовавшие в воздушном бою 30 июля 1970г.: капитан Авиам Села


Израильские летчики, участвовавшие в воздушном бою 30 июля 1970г.: капитан Ифтах Спектор

По данным разведки внимательно изучалась тактика ведения боевых действий противником. Вывод был неутешителен для советских летчиков:
" Советские пилоты хорошо подготовлены к действиям в условиях европейских погодных условий с частой облачностью и дождями. Но и в совершенно других климатических условиях Средиземноморья, они продолжают применять ту же тактику без малейших изменений. Советские летчики неплохо владеют пилотажем и агрессивны. Но их действия ортодоксальны и предсказуемы. А главное, у них нет настоящего боевого опыта. Это наш самый большой козырь в любой конфронтации с русскими МиГами."

Операция началась 30 июля примерно в 14:00. Четверка израильских "Фантомов" под командой подполковника Авиху Бен-Нуна атаковала египетскую радиолокационную станцию вблизи Суэцкого канала. Ведомым у Бен-Нуна был капитан Авиам Села. Ведущим второй пары был майор Эхуд Ханкин, его ведомым был капитан Галь. Для введения противника в заблуждение они действовали в стиле "Скайхоков", заметно уступавших по своим тактико-техническим характеристикам самолетам "Фантом".

Затем к звену "Фантомов", притворявшихся "Скайхоками", присоединилось звено "Миражей" под командованием майора Амоса Амира. Впрочем, они тоже выдавали себя за нечто другое – четверка "Миражей" шла в плотном строю и потому на радарах противника они выглядели как один самолет. Еще одна четверка израильских "Миражей" шла на бреющем полете, оставаясь невидимой для радаров противника.

"Одинокий израильский самолет" стал той наживкой, на которую клюнуло русское командование. Ловушка сработала – на перехват "одинокого самолета" устремились русские летчики.
С египетского аэродрома в Бени-Суэйф (180 км южнее Каира) в 15:28 поднялись две четверки «МиГов» под командованием капитана Юрченко. Ещё две четвёрки «МиГов» под командованием капитана Каменева в 15:30 взлетели с аэродрома Ком-Аушим (120 км на юго-восток от Каира), пятая четвёрка поднялась с аэродрома в Катамие.

Русские, имея огромное численное превосходство (24 русских самолетa против пяти израильскиx "целей"), рассчитывали на легкую победу

Они не догадывались, что летят в устроенную израильтянами засаду.
За считанные секунды, ситуация полностью изменилась. Вместо легкой охоты на четыре ничего не подозревающих «Скайхока» и один беззащитный «Мираж», русские летчики вдруг обнаружили, что они окружены восемью «Миражами» и блокированы сверху четверкой «Фантомов».

Съемки воздушных боев, сделанные с бортов израильских самолетов

Когда «Миражи» атаковали МиГи, четверо снизу и четверо сверху, «Фантомы» набрали нужную высоту, перевернулись и начали пикировать на отдельные истребители противника. "Фантомы" произвели ракетную атаку звена капитана Юрченко. Первым победы добился майор Ашер Снир, сбивший МиГ ракетой на высоте 10 тысяч метров. Его жертвой стал, по-видимому, самолет командира звена капитана Юрченко, который взорвался в воздухе.

Капитан Авиам Села вспоминает:
"Они шли на нас парами, а мы дали им всем проскочить, чтобы не дать им взять нас в клещи, как они планировали. Они промчались мимо нас, пара за парой, как на параде. Мы подождали и направились за ними, зажимая их между собой."

Русский летчик пытался оторваться на очень крутых виражах, а затем перешел в крутое пике. Противники опускались все ниже и ниже, отчаянно маневрируя и выжимая из своей машины все, на что она была способна.

Наконец, на высоте двух тысяч метров и на дистанции в один километр, захват произошел и Авиам произвел пуск ракеты. Раздался мощный взрыв и МиГ превратился в огненный шар, с обломками разлетавшимися во все стороны. Останки самолета падали вниз, раскручиваясь в воздухе. Поразительно, но пилот успел катапультироваться и Авиам видел как он раскачивался на стропах парашюта.

Летчики звена капитана Юрченко, капитаны Яковлев и Сыркин, были сбиты, но успели катапультироваться из своих горящих самолетов. Самолет капитана Макара был поврежден, но он сумел совершить вынужденную посадку. Капитан Яковлев погиб после катапультирования из-за поражения купола парашюта.


Самолет русских ВВС, участвовавший в воздушном бою:
Истребитель-бомбардировщик МиГ-21

Как был сбит ведущий второго звена капитан Каменев никто не видел. Летчик звена Каменева капитан Журавлев был сбит и катапультировался на предельно малой высоте, его парашют не успел раскрыться и летчик погиб.

Скорее всего его сбил подполковник Авиху Бен-Нун. Он зашел в хвост одного из МиГов. Русский летчик резко спикировал вниз до высоты 2,000 метров и, перейдя на бреющий полет, пытался уйти от своего преследователя. Но «Фантом» следовал неотступно.
Авиху Бен Нун:
" Я смог произвести пуск ракеты, но из-за чрезвычайно высокой скорости МиГа, захват был сделан на самом пределе. Ракета поразила цель и взорвалась. Но МиГ продолжал лететь, даже не сбавляя скорость. Тогда я выпустил радиолокационную ракету «Спарроу». «Спарроу» настигла МиГ и он взорвался. Я уверен, что летчик погиб, т.к. было слишком низко для успешного катапультирования."

Итог схватки подвел один из ее участников подполковник Авиху Бен-Нун: "
"Я думаю, русские совсем неплохо летают. Меня даже удивило, что они проделывали со своими машинами. Но им явно не хватало навыков эффективного боевого маневрирования чтобы поразить противника. Они хорошие летчики, но слабые тактики. У них нет боевого опыта. Они действуют по шаблону и поэтому легко предсказуемы."

Результаты воздушного боя произвели шоковое впечатление на руководство СССР. Уже на следующий день после боя в Каир cрочно прилетел главком ВВС СССР маршал Павел Кутахов. 2-го августа Кутахов отдал приказ о прекращении полетов русских летчиков в зоне Суэцкого канала. Маршал Кутахов запретил своим пилотам вступать в бой с израильскими истребителями.

Катастрофический итог воздушного боя в египетском небе сыграл не только важную роль в стратегическом раскладе сил в мире, но и показал неготовность советских ВВС к ведению современной воздушной войны, провал всех концепций боевой подготовки советских летчиков.

Леонид Иоффе Египет и Израиль в Войне на Истощение, 1967-70 г.г.
http://www.waronline.org/IDF/Articles/attrition_war.htm
http://www.hubara-rus.ru/index.html



ОПЕРАЦИЯ «Римо́н 20» - кодовое название воздушного боя израильских ВВС против советских лётчиков-истребителей, размещённых в Египте, состоявшегося в ходе Войны на истощение 30 июля 1970 года, в результате которого пять советских истребителей МиГ-21 были сбиты израильскими истребителями F-4 Phantom и Mirage III.
Результат столкновения привел к заключению длительного перемирия между Египтом и Израилем (8 августа 1970 — октябрь 1973 года), а командующий ВВС СССР маршал Павел Кутахов запретил своим пилотам вступать в бой с израильскими истребителями. Руководство СССР уведомило египетскую сторону, что далее не может оказывать помощь египетскому правительству в обеспечении неприкосновенности египетских воздушных рубежей.

30 июля 1970 года. Около полудня пара «Фантомов» атаковала РЛС обнаружения в Сохне на западном берегу Суэцкого канала. Четвёрка «Миражей» на предельной высоте двинулась в глубь египетской территории. Следом, на бреющем полёте вылетела вторая четвёрка «Миражей» и четвёрка «Фантомов» под командованием Авиху Бин-Нуна. Первая четвёрка «Миражей» (демонстративная группа) летела по парам очень близко друг к другу. На экранах советских радаров светились лишь две точки. В эфир выходили только два лётчика, летавших ранее на разведывательных «Миражах», голоса которых были известны местным радистам. Операторы радаров приняли четвёрку истребителей за два разведывательных «Миража». На выносном командном пункте «Бир-Арейда» в это время находился начштаба ВВС Египта генерал Мубарак и советник командующего ВВС Египта, командующий советской авиационной группой генерал-майор авиации Дольников. Мубарак предупредил Дольникова, что израильтяне заманивают советских летчиков в ловушку, но тот считал, что два разведывательных «Миража», не имеющих вооружения, станут легкой добычей. Дольников помнил, что 18 апреля самолеты-разведчики ушли от «МиГов».

Он приказал поднять в небо двадцать «МиГов», чтобы отрезать «Миражам» пути к отступлению. С египетского аэродрома в Бени-Суэйф (180 км южнее Каира)поднялись две четверки «МиГов» под командованием капитана Юрченко. Ещё две четвёрки «МиГов» под командованием капитана Каменева взлетели с аэродрома Ком-Аушим (120 км на юго-восток от Каира), пятая четвёрка поднялась с аэродрома в Катамие.

Три группы «МиГов» приближались к звену «Миражей» на встречных курсах. Восьмёрка «МиГов» под командой капитана Юрченко сблизилась с демонстративной группой, но «Миражи» неожиданно развернулись на 180°, а к команде преследователей присоединилась восьмёрка «МиГов» под командованием капитана Каменева. Шестнадцать «МиГов» летели за демонстративным звеном «Миражей», имея огромное преимущество. Когда ударная группа заняла выгодную позицию для нанесения главного удара, Мордехай Ход отдал приказ демонстративной группе нанести по «МиГам» вспомогательный удар. Две пары «Миражей» разошлись в стороны, сбросили подвесные баки с горючим, развернулись и, заняв боевой порядок, начали сближаться с «МиГами».

Советские лётчики вместо двух разведывательных самолётов неожиданно обнаружили четвёрку «Миражей». Правильно сориентировавшийся в обстановке капитан Юрченко доложил на командный пункт: «Вижу четвёрку истребителей». Генерал Дольников отдал приказ на уничтожение «Миражей», но советские лётчики не услышали эту команду — в 14.20 израильтяне включили радиопомехи и забили советскую линию связи. Советские лётчики вдруг обнаружили, что они окружены восемью «Миражами» и блокированы сверху четвёркой «Фантомов». В этот момент четвёрка «Миражей» нанесла ракетный удар.
Генерал Ход ввел в бой ударную группу, шедшую на бреющем полёте. Четвёрка «Миражей» взмыла вверх, открыв огонь из пушек. Переключившись на запасную радиочастоту, советские пилоты начали маневрировать, чтобы уйти от огневого удара. Но вверх взмыла четвёрка «Фантомов», которые произвели ракетную атаку при наборе высоты.

Первый «МиГ» был сбит пушечным огнём «Миража», следующий — ракетой «Спэрроу», пущенной Авиху Бин-Нуном. Ашер Снир сбил «МиГ» ракетой на высоте 10 тысяч метров. Пилот сбитого «МиГа» катапультировался. Но Снир увлёкся погоней и не заметил атакующий его сзади самолёт капитана Владимира Ивлева. Ракета Р-3С повредила «Мираж», Снир вышел из боя и сумел сесть в Рефидим. После потери четвёртого и пятого «МиГов» Дольников отдал команду лётчикам оторваться от израильтян, и советские лётчики стали выходить из боя.

Бой длился 6 минут. В 14.26 Мордехай Ход запретил преследовать «МиГи» и приказал израильским лётчикам вернуться на базу.
Четвёрка (Саранин, Васильев, Мазур, Супрун) взлетела после старта четвёрки Юрченко через три минуты и прибыла к месту боя, где уже никого не было, и виднелись только три дыма от упавших самолётов

Сейчас после уничтожения российского Ил-20 перепуганными до смерти сирийскими прокси, кстати, российской зенитной ракетой многие эрэфские политики и даже простые граждане не то по своему слабоумию, не то в порыве эйфории от безнаказанности за преступления, совершаемые ими по всему миру, вдруг стали высказываться о нанесении чуть ли не массированных ракетно-бомбовых ударов по территории Израиля, обвинив ВВС этой страны в «подлой» подставе.

Примечательно то, что в российско-советской истории уже были подобные «резкие» взгляды на происходящее и горячие головы, которые уже пытались дать «по рукам» зарвавшимся «сионистам». Произошло это в далеком 1970 году, а что из этого получилось, Вы можете узнать из ниже приведенной статьи, которую мы публикуем в оригинале.

Операция израильских ВВС «Римон 20» («Ветка»), успешно осуществленная 30 июля 1970 года над Синайским полуостровом против русских летчиков, по праву занимает видное место в истории военной авиации.

Израильтяне в ходе скоротечного боя в небе Синая сбили пять русских истребителей, при этом не потеряв ни одного своего. Три русских аса в ходе боя были уничтожены. Результаты боя повлияли на отказ от участия в дальнейших воздушных боях советской авиации и окончание так называемой «Войны на истощение».

Этот воздушный бой в небе Синая стал наибольшим поражением русских летчиков со времен Корейской войны. Он долгое время замалчивался советской пропагандой, поэтому сейчас никому фактически неизвестен.

Летом 1969 года в районе Суэцкого канала для прикрытия египетских сухопутных войск было развернуто 7 зенитно-ракетных дивизионов С-75 «Двина», которые были поставлены Египту СССР и обслуживались в своем большинстве советскими специалистами. За пять дней (в период с 20 июля по 24 июля 1969 года) израильской авиацией шесть из них были практически уничтожены.

Израильские ВВС, имея высокую боеспособность и совершенную организацию, перенесли удары вглубь территории Египта. Использовав особенности рельефа местности, израильские военные самолеты летали на сверхмалых высотах (не более 30 - 50 метров), что было вне зон действия египетских РЛС и зенитной артиллерии, не говоря уже о ЗРК С-75.

Все это побудило тогдашнего лидера Египта Нассера обратиться к СССР с просьбой о предоставлении более эффективной защиты от израильских самолетов, которые в тот период уже смело летали в небе Каира.

СССР в числе прочих сил направил в Египет и авиационную группу под командованием генерал-майора авиации Г. У. Дольникова, в которую вошли 135-й истребительный авиационный полк (40 истребителей-перехватчиков МиГ-21МФ) и 35-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья (30 истребителей МиГ-21МФ и МиГ-21РФ).

Патрулирование египетского неба советскими летчиками вынудило израильское командование ограничить рейды своих самолетов вглубь Египта, однако взаимных боевых столкновений долгое время удавалось избежать.

25 июня 1970 года два МиГ-21, пилотируемые летчиками Крапивиным и Сальником скрытно приблизилась к группе израильских «Скайхоков» и поразила один из них ракетой Р-3С. По одним данным израильский самолет при этом был уничтожен, а пилот погиб, по другим – штурмовик успешно долетел до своей базы, где совершил аварийную посадку.

27 июля 1970 года совместно с египетскими ВВС русские летчики предприняли неудачную попытку заманить израильтян в засаду, после чего два самолета египтян МиГ-17 были сбиты израильскими «Миражами».

После этих инцидентов израильское командование спланировало и блестяще осуществило операция «Римон 20». 30 июля 1970 года два «Фантома» атаковала РЛС в районе Сохны на западном берегу Суэцкого канала. Четыре «Миража» на предельно возможной высоте углубились в территорию Египта. Следом за ними, на низкой высоте вылетели четверка «Миражей» и четверка «Фантомов» под началом Авиху Бин-Нуна. Русские ПВО идентифицировали первую четверку, как два разведывательных истребителя «Мираж».

В это время на командном пункте «Бир-Арейда» в это время находились начальник штаба ВВС Египта генерал Мубарак и командующий советской авиационной группой генерал-майор авиации Дольников. Мубарак тщетно пытался убедить Дольникова в том, что израильские летчики пытаются заманить русские самолеты в ловушку. Однако Дольников счел, что два одиноких разведывательных самолета станут легкой добычей его подопечных. Он распорядился поднять в небо двадцать «МиГов», чтобы отрезать «Миражам» все пути к отступлению на израильскую территорию.

Поднятые в небо три группы русских «МиГов» приближались к звену израильских «Миражей» на встречных курсах. Восемь «МиГов» под командой капитана Юрченко сблизилась с первой демонстративной четверкой «Миражей», которые, действуя в рамках собственного плана операции, тут же неожиданно развернулись на 180 градусов. Россияне, усиленные еще восмью истребителями звена капитана Каменева, начали преследовать израильтян.

Шестнадцать «МиГов» имели значительное численное преимущество над четверкой «Миражей», поэтому без труда вышли на позиции для атаки. В это время генерал Мордехай Ход отдал приказ демонстративной группе нанести по преследующим русским «МиГам» вспомогательный удар. Для этого две пары «Миражей» разошлись в противоположные стороны и, сбросив подвесные топливные баки, развернулись боевой порядок.

Русские летчики неожиданно для себя обнаружили вместо двух разведывательных самолетов четверку «Миражей». Капитан Юрченко при этом доложил на командный пункт о том, что видит, на что последовала команда генерала Дольникова на уничтожение «Миражей», однако советские летчики не смогли услышать это распоряжение, так как израильтяне блокировали эфир радиопомехами.

Русские асы вдруг обнаружили, что они пребывают в окружении восьми «Миражей» и блокированы сверху еще четверкой «Фантомов».

Генерал Ход тут же ввел в бой ударную группу, которая шла на предельно низких высотах. Четверка «Миражей» открыла пушечный огонь, от которого русские пилоты в панике начали маневрировать, однако четверка «Фантомов» произвела в этот момент ракетную атаку при наборе высоты.

Первый русский «МиГ» был уничтожен пушечным огнем «Миража», второй - ракетой «Спэрроу», выпущенной истребителем Авиху Бин-Нуна. Израильскому аса Ашеру Сниру удалось сбить третий «МиГ» ракетой на высоте в 10 тысяч метров, при этом русский пилот сбитого «МиГа» смог катапультироваться. После уничтожения израильтянами четвертого и пятого «МиГов», Дольниковым был отдан приказ выход из боя, что фактически вылилось в бегство.

Бой над Синаем длился около 6 минут. Мордехай Ход не разрешил преследовать убегающие русские «МиГи» и приказал израильским летчикам возвратиться на базу.

Взлетевшая свежая четверка «МиГов», приблизившись к месту боя, обнаружила на земле только три горящих русских самолета.

В результате боя пять русских истребителей МиГ были сбиты, при этом погибли летчики капитаны Журавлев, Юрченко и Яковлев. У израильтян самолет Ашера Снира был подбит ракетой с «МиГа» капитана Ивлева, однако израильскому пилоту удалось долететь до своего аэродрома.