Методика исследования лидерских качеств. Консультирует Ресурный центр г.о.Новокуйбышевск. Оценка результатов и выводы

Тест КОС-2

Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). Время на выполнение методики 10-15 минут.

Тестовый материал

1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?

2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

6. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вам отказаться от своих намерений?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли при решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою правоту?

29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве) ?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Ключ к тесту

Коммуникативные склонности

(+) да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

(-) нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Организаторские склонности (+) да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

(-) нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Обработка результатов теста

Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных «КОС-2».

За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.

Уровни коммуникативных и организаторских склонностей

Сумма баллов 1-4 5-8 9-12 13-16 17-20

Уровень Очень низкий Низкий Средний Высокий Высший

Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.

Источники

Диагностика лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.).

ИНСТРУКЦИЯ: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «Да» или «Нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-« («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому Вы больше всего склоняетесь.

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение, чем вы?

3. Находясь на собрании, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу активность?

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, на занятиях и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

a. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

b. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

17. Какое из двух мнений вам ближе?

a. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

b. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?

a. с покорными людьми;

b. с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью ваших родителей?

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?

a. предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;

b. просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

a. самый компетентный человек;

b. тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

28. Уважаете ли вы дисциплину?

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

a. тот, который все решает сам;

b. тот, который советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы в студенческой организации?

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?

a. промолчите;

b. будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

36. Что бы вы предпочли?

a. работать под руководством хорошего человека;

b. работать самостоятельно, без руководителей.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?

a. согласен;

b. не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

a. опускаете руки;

b. появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли вы упрёки людям, если они этого заслуживают?

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?

a. введу нужные изменения немедленно;

b. не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

47. Кем бы вы предпочли стать?

a. художником, поэтом, композитором, ученым;

b. выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

a. могучую и торжественную;

b. тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

Ключ к опроснику.

А, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

Шкалы: уровень лидерских качеств

Назначение теста

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Инструкция к тесту

Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тест

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
1. да;
2. нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
1. да;
2. нет.
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
1. да;
2. нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
1. да;
2. нет.
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?
1. да;
2. нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
1. да;
2. нет.
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
1. да;
2. нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
1. да;
2. нет.
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
1. да;
2. нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
1. да;
2. нет.
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
1. да;
2. нет.
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
1. да;
2. нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем?
1. да;
2. нет.
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
1. да;
2. нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?
1. да;
2. нет.
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
1. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
2. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
17. Какое из двух мнений вам ближе?
1. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
2. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать?
1. с покорными людьми;
2. с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
1. да;
2. нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
1. да;
2. нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
1. да;
2. нет.
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?
1. предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;
2. просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
1. да;
2. нет.
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
1. да;
2. нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
1. да;
2. нет.
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
1. самый компетентный человек;
2. тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
1. да;
2. нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину?
1. да;
2. нет.
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
1. тот, который все решает сам;
2. тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
1. коллегиальный;
2. авторитарный.
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
1. да;
2. нет.
32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?
1. человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
2. человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?
1. промолчите;
2. будете отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
1. да;
2. нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
1. да;
2. нет.
36. Что бы вы предпочли?
1. работать под руководством хорошего человека;
2. работать самостоятельно, без руководителей.
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?
1. согласен;
2. не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
1. да;
2. нет.
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
1. да;
2. нет.
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
1. опускаете руки;
2. появляется сильное желание их преодолеть.
41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?
1. да;
2. нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
1. да;
2. нет.
43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?
1. введу нужные изменения немедленно;
2. не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
1. да;
2. нет.
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
1. да;
2. нет.
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
1. да;
2. нет.
47. Кем бы вы предпочли стать?
1. художником, поэтом, композитором, ученым;
2. выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку вам приятнее слушать?
1. могучую и торжественную;
2. тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
1. да;
2. нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
1. да;
2. нет.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае - 0 баллов.

Интерпретация результатов теста

менее 25 , то качества лидера выражены слабо.
. Если сумма баллов в пределах от 26 до 35 , то качества лидера выражены средне.
. Если сумма баллов оказалась от 36 до 40 , то лидерские качества выражены сильно.
. Если сумма баллов более 40 , то данный человек как лидер склонен к диктату.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е.Жариков и Е.Крушельницкий, могут служить следующие проявления:

Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
. Настойчив, умеет разумно рисковать.
. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
. Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
. Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
. Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
. Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
. Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
. Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
. Надежен, держит слово, на него можно положиться.
. Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
. Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
. Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
. Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
. Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
. Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Источники

Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. C.316-320

С пониманием лидерства как процесса межличностного взаимодействия тесно связан вопрос диагностики лидеров и лидерских структур. Какие же методы применяются сегодня в практической социальной психологии для изучения лидерских структур и процессов в реальной малой группе?

Можно выделить три диагностических подхода.

Первый - применение тестовых процедур. При всем их внешнем различии по сути они являются модификациями социометрического метода. Каждый член группы ставится такой процедурой в ситуацию гипотетического выбора: «Если бы сложилась такая ситуация, кто бы...», «Оцените выраженность у членов группы таких качеств, как...», «Кого бы вы назвали, как самого...» и т. п. Создатели подобных тестов исходят из предположения, что у каждого члена группы есть осознанное представление о том, кто в группе выполняет те или иные лидерские функции, и что такая структура в группе имеется.

Однако, здесь существует серьезная проблема выбора критерия. В какую гипотетическую ситуацию нужно поставить членов группы для того, чтобы они действительно указали на лидера, а не на «звезду» или собственного близкого друга? Выбор адекватного критерия - серьезная проблема даже для изучения социометрической структуры, хотя эмоциональные отношения более устойчивы, более представлены в субъективном опыте. Действительно, на какой вопрос легче ответить: «Кто тебе больше нравится» или «Кому ты доверишь руководство своими действиями»? Выбор правильного критерия для тестового изучения лидерства очень непрост.

Второй диагностический подход - использование метода референто-метрии. Это метод выявления групп и лиц, обладающих для человека ценностной значимостью. В случае, если используется тот вариант референто-метрии, который выявляет референтных лиц, есть основания говорить о диагностике лидеров группы, правда, лидеров специфических. Для них существует даже особое название - референтометрические лидеры. К ним относятся члены группы, к мнению которых прислушиваются, хотя при построении собственного поведения не всегда на это мнение ориентируются.

Наконец, третий подход к диагностике лидерства в реальной малой группе напрямую связан с динамическим пониманием этого феномена. Изучать лидерство - это одновременно его создавать, давая группе опыт работы с лидером и наблюдая за происходящими процессуальными и структурными изменениями. Соответственно суть этого подхода - в создании ситуации реального взаимодействия в значимой для группы сфере жизни. Наблюдение за группой и происходящими в ней процессами может осуществляться в реальной групповой ситуации, смоделированной ситуации, игре. Важно, что у исследователя есть представление о том, что может служить признаками появления лидера, и есть реальная возможность наблюдать поведение участников в значимой групповой ситуации.

Итак, для того, чтобы взаимодействие с группой было более эффективным, важно провести диагностику на выявление лидеров, особенно на начальном этапе работы с группой.

Методик исследования психологических особенностей лидерства сегодня очень много. Остановимся на некоторых из них.

1) Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером. По мнению авторов теста, способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Характерологическими чертами личности, которыми должен обладать настоящий лидер, как отмечают Е. Жариков и Е. Крушельницкий, могут служить следующие проявления:

1. Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.

2. Настойчив, умеет разумно рисковать.

3. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.

4. Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.

5. Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.

6. Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.

7. Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.

8. Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.

9. Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.

10. Надежен, держит слово, на него можно положиться.

11. Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.

12. Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.

13. Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях. Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.

14. Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.

15. Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

16. Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Испытуемому предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Вопросник приведен в Приложении 1.

Интерпретация результатов теста: если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо; если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне; если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно; если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.

2) Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин).

Методика представляет собой опросник, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. Испытуемому предлагается представить себя в роли руководителя коллектива, ответить, как бы он осуществлял это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа выбирается тот, который в большей степени характеризует его поведение в качестве руководителя. Тестовый материал представлен в Приложении 2.

Интерпретация результатов теста: если таких ответов больше 12, можно говорить о склонности к демократическому стилю; если меньше и при этом выборы А на 3 балла превалируют над Л, можно говорить о склонности к авторитарно-демократическому стилю, а в случае превалирования на 3 балла выборов Л над А - о склонности к либерально-демократическому стилю.

Однако необходимо отметить, что поскольку в чистом виде склонность к одному из стилей руководства практически не встречается, речь может идти о смешанных стилях руководства с тенденцией склонности к одному из них. Кроме того, опрашиваемые чаще всего выбирают ответы, характеризующие демократический стиль руководства.

3) Социометрия.

Социометрический метод - это метод опроса, направленный на выявление лидера в группе, на определение микрогрупп, на определение социометрического статуса работника путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы. В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится в коллективах, имеющих опыт совместной работы.

Для проведения социометрии разрабатывается социометрическая карточка с вопросами. Например, при выборе руководителя отдела надо попросить каждого члена коллектива ответить на вопрос: «Представьте себе, что ваш коллектив в скором времени будет расформирован. С кем из членов сегодняшнего коллектива вы хотели бы остаться работать вместе? Напишите одну фамилию». После дается вторая инструкция: «Представьте, что ваше желание по объективной причине не удается воплотить Укажите под цифрой 2 фамилию сотрудника, из оставшихся членов коллектива, с которым бы вы хотели работать в новом коллективе». Затем, после выполнения этого задания дается третья инструкция: «Если так получится, что и это ваше желание не удается осуществить, то кого бы вы выбрали третьим?» На этом процедура опроса заканчивается. Когда социометрические карточки заполнены и собраны, проводят обработку результатов, двумя способами:

1) составляется таблица - социоматрица;

2) составляется карта социометрического выбора - социограмма.

Интерпретация результатов социометрии показана в Приложении 3.

4) Самооценка лидерства.

Данный экспресс-тест позволяет определить актуальный уровень проявления лидерства в совместной деятельности.

Инструкция. Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову.

Опросник представлен в Приложении 4.

Обработка и интерпретация данных следующая: подсчитать общее количество «А» и «Б» ответов:

Высокий уровень лидерства А = 7-10 баллов.

Средний уровень лидерства А = 4-6 баллов.

Низкий уровень лидерства А = 1-3 балла.

Преобладание ответов «Б» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

5) Диагностика функционального лидерства в малых группах.

Данная методика дает возможность определить место каждого члена группы в системе межличностных отношений, увидеть его психологический статус, а также иерархию статусов всех членов группы.

Инструкция. Всем членам группы предлагается ответить на ряд вопросов. Каждый вопрос - это выбор себе товарища или партнера по разным видам деятельности (общественная работа, труд, спорт, отдых и т, д.). В целях повышения надежности результатов количество выборов должно быть ограничено от одного до трех. В тех случаях, когда допускается неограниченное количество выборов, участники исследований должны установить последовательность своих выборов в порядке предпочтения. Такая процедура способствует более четкой внутренней мотивированности выбора.

Сумма выборов, полученная каждым при ответе на все вопросы всех членов группы, и является своеобразным эмпирическим эквивалентом психологического статуса индивида, то есть своеобразным показателем его положения в системе межличностных отношений (социометрическим статусом).

В зависимости от целей исследований обычно выбирают от трех до семи вопросов. Для повышения надежности результатов можно, отвечая на вопросы, не называть своей фамилии. Пример:

Осуществляя выбор, члены группы называют не фамилии тех, кого выбирают, а их порядковые номера по алфавитному списку, который предварительно записывается на доске (это упрощает обработку результатов). Ответы участники исследования заносят в карточку опроса.

Пример карточки:

Выбирающий

Те, кого выбирают

Результаты выборов по каждому критерию оказываются в соответствующей матрице. Далее информация, содержащаяся в матрицах, переносится в сводную таблицу результатов. Эта таблица и является своеобразным показателем структуры межличностных отношений в группе на период исследования. Она дает возможность четко увидеть систему позиций и психологических статусов ее членов.

Опросник теста и интерпретация полученных данных приведены в Приложении 5.

Таким образом, нами выявлено, что в процессе жизнедеятельности группы одни участники выдвигаются на доминирующие, ведущие позиции, другие занимают позиции ведомых.

Из всего вышесказанного очевидно, что лидерство по своей природе является результатом одновременно как объективных (интересы, цели, потребности и задачи группы в конкретной ситуации), так и субъективных (индивидуально-типологические особенности лидера как инициатора и организатора групповой деятельности) факторов.

Диагностика лидерских способностей

Инструкция к тесту:

Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено.

Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в

пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тест

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

1. да;

2. нет.

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

1. да;

2. нет.

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения,

Даже когда это необходимо?

1. да;

2. нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

1. да;

2. нет.

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?

1. да;

2. нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

1. да;

2. нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

1. да;

2. нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

1. да;

2. нет.

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

1. да;

2. нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

1. да;

2. нет.

11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре

Внимания и контролировать ситуацию?

1. да;

2. нет.

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

1. да;

2. нет.

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

1. да;

2. нет.

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

1. да;

2. нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?

1. да;

2. нет.

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

1. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

2. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

17. Какое из двух мнений вам ближе?

1. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

2. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?

1. с покорными людьми;

2. с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

1. да;

2. нет.

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

1. да;

2. нет.

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

1. да;

2. нет.

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно

Принимать решение. Как вы поступите?

1. предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;

2. просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

1. да;

2. нет.

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

1. да;

2. нет.

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

1. да;

2. нет.

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

1. самый компетентный человек;

2. тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

1. да;

2. нет.

28. Уважаете ли вы дисциплину?

1. да;

2. нет.

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

1. тот, который все решает сам;

2. тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором

Вы работаете?

1. коллегиальный;

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

1. да;

2. нет.

32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами

Не согласны?

1. промолчите;

2. будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

1. да;

2. нет.

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

1. да;

2. нет.

36. Что бы вы предпочли?

1. работать под руководством хорошего человека;

2. работать самостоятельно, без руководителей.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье

Принимал один из супругов?

1. согласен;

2. не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

1. да;

2. нет.

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

1. да;

2. нет.

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

1. опускаете руки;

2. появляется сильное желание их преодолеть.

41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?

1. да;

2. нет.

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

1. да;

2. нет.

43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?

1. введу нужные изменения немедленно;

2. не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

1. да;

2. нет.

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

1. да;

2. нет.

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

1. да;

2. нет.

47. Кем бы вы предпочли стать?

1. художником, поэтом, композитором, ученым;

2. выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

1. могучую и торжественную;

2. тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

1. да;

2. нет.

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

1. да;

2. нет.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Ключ к тесту:

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б,

28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае - 0 баллов.

Интерпретация результатов теста:

Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств.

Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают

Е.Жариков и Е.Крушельницкий, могут служить следующие проявления:

Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.

Настойчив, умеет разумно рисковать.

Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.

Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.

Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.

Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.

Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.

Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.

Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.

Надежен, держит слово, на него можно положиться.

Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.

Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.

Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.

Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.

Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать

Ответственность на себя.

Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

В помощь активу старшеклассников.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРОВ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

Педагог – организатор: И.В. Ермак

город Лабытнанги

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.

Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В детском объединении, организации встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, туристской, интеллектуальной, творческой и др. деятельности.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе - самый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном, к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках организации. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей по организации, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения.

Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между членами коллектива в организации точнее характеризуют деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение организации, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития организации как коллектива, характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому члену организации возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Предлагаемые Вам методики помогут выявлению лидеров в коллективе.

Фигура

Предлагается нескольким группам ребят по 5-8 человек в каждой, соревнуясь между собой, быстро выложить на полу (траве, асфальте) из обычных камешков, кубиков, спичек какую-то заданную фигуру (дом, машину и т.п.) Вот подана команда, все бросились к камешкам, схватили их в руки и... что дальше? Вот тут-то только успевай фиксировать все, что происходит. Ведь нужно заметить, как действует каждый из участников: кто смело бросается вперед, берет на себя инициативу, определяет порядок действий, отдает распоряжения, а кто стоит в стороне, предпочитает действовать в одиночку. Выявляются лидеры ситуации, их помощники, обнаруживаются и пассивные, зависимые, не инициативные люди. Хотите убедиться в своих выводах - проведите игру еще раз. Сопоставьте результаты наблюдения с другими имеющимися сведениями.

Выбор руководителя похода

Ребята называют всех потенциальных руководителей туристского похода. Названные учащиеся отходят в сторону, а остальным предлагается выбрать из них себе командира и подойти к нему. При этом за каждым сохраняется право остаться на месте, если его не устраивает ни один из названных командиров. Так класс разбивается на группы, возглавляемые лидерами, которые, по мнению коллектива, могут стать организаторами дела.

Полет на Луну

Блиц-игра, позволяющая выявить организаторские способности ребят. Группам учащихся дается перечень из 15-20 предметов, из которых за 2 минуты нужно выбрать 3, необходимых и достаточных для полета на Луну. Лидеры определяются в ходе поиска правильного решения.

Геометрия для слепых

Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо, закрыв глаза, построиться квадратом, равносторонним треугольником, используя при этом только устные переговоры. Сообщается также, что ребята играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений.

Стульчики

Играющие сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду.

Лидер

Коллектив разбивается на несколько групп по 5-6 человек. С каждой группой работает взрослый человек - наблюдатель-эксперт. Ведущий по очереди раздает всем группам задания, они должны быть не сложными и интересными, например:

  • придумать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву;
  • построиться по цвету волос от светлых к темным;
  • оживить картину и т.п.

Эксперт, наблюдая за работой группы, раздает после выполнения каждого задания каждому участнику разноцветные жетоны, определяющие его роль в выполнении данного задания. Но ведущий не объявляет участникам, что означают те или иные цвета, а в конце игры предлагает ребятам выполнить аппликацию из тех жетонов, которые они заработали.

Таким образом, после проведения игры у педагогов будет наглядная картина, отражающая степень активности того или иного ребенка.

Киностудия

Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: "Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма". После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссера, выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того как образовались микрогруппы по четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе "киностудию" и присоединиться к этим микрогруппам.

Каждой киностудии предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни коллектива, где работают или учатся ребята.

После проведения этого коллективного творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки "кинофильма" реальным лидером.

Старт

Игра представляет собой путешествие групп (команд), которые проходят определенный маршрут по замкнутому кругу, выполняя на каждом этапе задания. Содержание задания становится известным только на этапе.

Правила организации игры:

1.Количество этапов должно быть равным или кратным количеству групп, участвующих в игре;

2.Все этапы должны быть одинаковыми по длительности. Как правило, этап длится 7-10 минут;

3.Следует установить единый сигнал перехода с этапа на этап (звонок, музыка, фраза и т.д.)

4.У каждой группы свой маршрутный лист, в котором обозначена последовательность прохождения этапов и их местонахождение.

5.Переходы с этапа на этап учитываются по времени и должны быть предельно короткими. Этому может способствовать рациональное расположение этапов недалеко друг от друга и, условно, по кругу.

6.Задания, выполняемые группами на этапах, должны быть рассчитаны на коллективное исполнение и по сложности "решаемы" за время, отведенное на этап.

7.Важно, чтобы формы заданий на этапах не повторяли друг друга, были разнообразными, давали возможность ребятам переключиться с одного вида деятельности на другой.

Примеры заданий на этапах:

I этап "Эврика".

Задание: В течение 10 минут необходимо ответить на 10 вопросов на сообразительность.

Оценка: За каждый правильный ответ 0,5 балла.

II этап "Кусочки".

Задание: Из кусочков картона, лежащих в конвертах, соберите квадрат, треугольник, круг, яйцо. В каждом конверте кусочки для одной фигурки.

Оценка: Если собраны 4 фигуры - 5 баллов,3 фигуры - 4 балла, 2 фигуры - 3 балла, 1 фигура - 2 балла.

III этап "ШТЭМ" (школьный театр эстрадных миниатюр).

Задание: Изобразите сценку из школьной жизни.

Этап развивает коммуникативные навыки.

IV этап "Взгляд".

Задание: С помощью фломастеров, карандашей, красок изобразите, пожалуйста, свои впечатления о школе.

Оценка: По пятибалльной системе.

Этап диагностирует проблемы, существующие в школе.

V этап "Да-нетка".

Задание: "Сейчас я вам обрисую ситуацию словами, но не полностью, а частично. Ваша задача - задавая вопросы, на которые я могу ответить "да" или "нет", "не имеет значения" или "вопрос поставлен не корректно", восстановить ситуацию полностью.

Оценка: Если отгадано 3 ситуации - 5 баллов, 2 ситуации - 4 балла, 1 ситуация- 3 балла.

Этап развивает способность системно и логически мыслить.

VI этап "Перевертыши".

Задание: Расшифруйте 10 перевертышей. ("Все собаке рождество" - "Не все коту масленица.)

Оценка: За каждый правильный ответ - 0.5 балла.

Этап способствует развитию широты мышления, умения ассоциировать.

VII этап "Ведра".

Задание: Одно ведро, наполненное водой, стоит на столе, другое, пустое, на полу, в шести метрах от первого. Ваша задача - перелить воду из одного ведра в другое. Поднимать ведра и столы не разрешается. Группе выдается чайная ложка.

Оценка: По пятибалльной системе сравнительно оцениваются группы, перелившая больше всех воды получает 5 баллов.

VIII этап "Проблемы".

Задание: На листе бумаги напишите, пожалуйста, те проблемы, решить которые могла бы школьная молодежная организация.

Оценка: Этап не оцениваемый, а диагностирующий. Диагностируются проблемы, существующие в школе.

IX этап "Спички".

Задание: Из спичек выполните три задания.

Оценка: Выполнено 3 задания - 5 баллов, 2 задания - 4 балла, 1 задание - 3 балла, ни одного - 1 балл.

Этап развивает способность нестандартно мыслить.

X этап "Самоуправление".

Задание: Нарисуйте, пожалуйста, схему управления в Вашей школе.

Оценка: Этап не оцениваемый, а диагностирующий. Собирается информация о формах самоуправления в школе.

Механизм выявления лидеров в игре "Старт"

При проведении игры "Старт" на каждом этапе происходит отслеживание лидеров. Ведущий этапа фиксирует ребят, проявляющих активность в выполнении заданий (записывает фамилию, имя на листке).

По окончании игры списки лидеров собираются и обобщаются. Результат: имена актива.

После игры целесообразно проводить выборы актива самоуправления.

Приложения

«ДА-НЕТКА 1»

  1. Человек сидел в комнате и трясся от страха. Вдруг, он вскочил и побежал, громко крича.
  2. Человек получил удар в глаз и очень этому обрадовался.
  3. Девятиклассник выходит из большого дома. Несет в руке предмет. Навстречу ему другой девятиклассник. Спрашивает: «Шесть?» - « Нет, семь». О чем разговор?

«ДА - НЕТКА 2»

  1. Я встретил её случайно. Я пытался её поймать, но она уходила все дальше и дальше. Я принес её в руке.
  2. Два человека вошли в комнату. Увидели убийцу, его окровавленную жертву. Спокойно обменялись мнениями и спокойно вышли-
  3. Ехала машина. В неё сел попутчик. Пошел дождь. В машину сел второй попутчик. Когда машина приехала, один попутчик вышел, другой скончался.

« ДА - НЕТКА 3»

  1. Вдруг за стеной послышались аплодисменты, которые стихли только после убийства, которое закончилось спасением.
  2. Идет мужчина по улице. Пошел (начался) сильный дождь. Человек умер.
  3. Мужчина спит. Среди ночи раздается звонок телефона. Мужчина поднимает трубку. В трубке молчание. Мужчина вешает трубку.

«ЭВРИКА 1»

  1. Электропоезд шел с севера на юг. Ветер дул с юга на север. В какую сторону шел дым от поезда?
  2. Ехал зимой лыжник, на нем сидела муха, С какой скоростью ехала муха?
  3. Чем кончается день и ночь?
  4. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу, сидящую на ней 7
  5. Почему парикмахер в Женеве во время войны скорее предпочитал стричь двух французов, чем одного немца?
  6. Какое слово все выпускники школ Оренбургской области пишут неправильно?
  7. Сегодня утром моя сестра уронила серьгу в кофе, но хотя чашка была полна до краев, она смогла достать серьгу, не намочив пальцев.
  8. Дней 10 назад баскетбольная команда нашего колледжа выиграла встречу со счетом 76:40, хотя ни один баскетболист не забросил ни одного мяча. Как Вы это объясните?
  9. Под каким деревом прячется заяц во время дождя проливного?
  10. Сколько на этом рисунке треугольников?

«ЭВРИКА 2»

  1. Бутыль " Пепси " стоит 10 $. " Пепси " на 9 $ дороже, чем пустая бутыль. Сколько стоит пустая бутыль?
  2. Что путешествует по всему миру, оставаясь в одном углу?
  3. Житель небольшого городка за сравнительно короткий срок зарегистрировал брак более 20 раз. Каждый раз в брак вступала другая женщина. Тем не менее, житель, о котором идет речь, не развелся ни с одной из 20 женщин и не стал многоженцем. Как Вы это объясните?
  4. Росли четыре березы. На каждой березе - по четыре больших ветки. На каждой большой ветке - по четыре маленьких ветки. На каждой маленькой ветке - по четыре яблока. Сколько всего яблок?
  5. Что делается с красным платком, если его опустить на пять минут в воду?
  6. Что было в Лондоне 25 декабря 1884 года?
  7. На какой вопрос нельзя дать правдивый утвердительный ответ?
  8. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?
  9. У некой дамы не было при себе лицензии на право вождения автомашины. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен и, не обращая внимания на знак одностороннего движения, двинулась в противоположном направлении, и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах полисмена, который, однако, не счел необходимым задержать даму. Почему?
  10. Здесь изображен предмет, который Вам хорошо знаком. Что это за предмет?

« ПЕРЕВЕРТЫШИ- 1»

  1. Зажигалка взрослым инструмент.
  2. На полуострове осина почерневшая.
  3. Не передавал лисице черт глыбу масла.
  4. В поле погибла травинка.
  5. Ненависть добра, возненавидишь и барана.
  6. Богохульствовал ли ты с утра муженек?
  7. Умерший бегать может посидеть.
  8. По помойке муха ползала.
  9. Кошка - враг обезьяны.
  10. Муха никому не ноги.

« ПЕРЕВЕРТЫШИ – 2»

  1. Тень мрака из светлой республики.
  2. Твоя племянница заурядных подлых беззаконий.
  3. Он засовывает в узкую юбку оригиналом бесплатного контейнера.
  4. Громче, кошки - пес в подвале.
  5. Добрые уши смешнее бронежилета.
  6. Ты нас ненавидела. Ненависть уж точно из тела твоего вспыхнула окончательно.
  7. На ложной обочине стоите, господа!
  8. Продайте мне полностью " Дженерал Моторс ".
  9. А мне, Мюллер, вы прикажите уйти.
  10. Ничтожное, бессильное, лживое и рабское австрийское ухо.

«СПИЧКИ-1 »

  1. Каждая спичка имеет длину 4.5 см. Как из 13 спичек, не ломая их, сложить метр?
  2. При помощи двух спичек, не ломая и не разрезая их, образовать квадрат.
  3. Из шести спичек сложить четыре разносторонних треугольника, со сторонами равными одной спичке.

«СПИЧКИ-2»

  1. Как из 8 спичек сделать три?
  2. Данная фигура образована 6 спичками. Переложить 2 спички так, чтобы получилось 3 квадрата.
  1. Из 12 спичек получить б квадратов, со стороной равной одной спичке.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

«ДА - НЕТКА 1»

  1. Ученик на уроке. Боится, что спросят. Звенит звонок.
  2. На человека упал кошелек с большой суммой денег.
  3. Струны на гитаре.

«ДА - НЕТКА 2»

  1. Заноза.
  2. Музей. Картина " Иван Грозный и его сын Иван ".
  3. В открытой грузовой машине находился гроб.

«ДА - НЕТКА 3»

  1. Ловили моль.
  2. На земле лежал оголенный высоковольтный провод.
  3. Мужчина громко храпел. Соседка за стеной, таким образом, его разбудила.

«ЭВРИКА 1»

  1. У электропоезда дыма нет.
  2. Зимой мухи не летают.
  3. Мягким знаком.
  4. Подождать, когда она улетит.
  5. С двух клиентов получит больше денег, чем с одного.
  6. Неправильно.
  7. Кофе был сухой.
  8. Играли женские баскетбольные команды, т.е. баскетболистки
  9. Под мокрым,
  10. Семь. Седьмой в букве А.

«ЭВРИКА 2»

  1. 0.5$ (50 центов).
  2. Марка.
  3. Он работал в Загсе.
  4. На березе яблоки не растут.
  5. Намокнет.
  6. Рождество.
  7. "Ты спишь? "
  8. Когда дверь открыта.
  9. Дама шла пешком.
  10. Спичка. Вид с торца.

«ПЕРЕВЕРТЫШИ - 1»

  1. Спички детям не игрушка.
  2. У Лукоморья дуб зеленый.
  3. Послал вороне бог кусочек сыра.
  4. В лесу родилась елочка.
  5. Любовь зла, полюбишь и козла.
  6. Молилась ли на ночь, Дездемона?
  7. Рожденный ползать летать не может.
  8. По улице слона водили.
  9. Собака - друг человека.
  10. Хлеб всему голова.

«ПЕРЕВЕРТЫШИ – 2»

  1. Луч света в темном царстве.
  2. Мой дядя самых честным правил.
  3. Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза.
  4. Тише, мыши - кот на крыше.
  5. Злые языки страшнее пистолета.
  6. Я Вас любил. Любовь еще быть может, в моей душе угасла не совсем.
  7. Верной дорогой идете, товарищи!
  8. Купи себе немного " Олби " .
  9. А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться.
  10. Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.

«СПИЧКИ – 1»

  1. Составить из спичек слово " ТРИ ".
  2. Сдвинуть спички так, чтобы внутри большого квадрата образовалось два квадрата и два прямоугольника.
  3. Из данных спичек составить куб.

«СПИЧКИ –2»

  1. Сложить из спичек слово "МЕТР".
  2. Образовать квадрат спичками и углом стола.
  3. Из трех спичек на плоскости сложить треугольник, остальные три соединить головками, установив ножку в каждой из углов треугольника. Получится тетраэдр.