"преподобне отче сергие, моли бога о нас".  Преподобный отче наш Сергие моли Бога о нас

Сергий Б.
Однажды я попал в переделку

Давно это было... Ночью один попал в переделку - и не был ограблен и избит только потому, что зовут Сергей и что про преподобного Сергия знал. Старый вор, синий от наколок, заслонил меня от своих и уговорил их меня не трогать, а мне наказал благодарить Преподобного и помянуть всех с именем Сергей.

Анна
Теперь у нас есть Дашенька

Более 20 лет назад на источнике я попросила святого помочь моей сестре забеременеть и родить ребенка. Почти сразу произошло чудо. А ведь моя сестра до этого много лет не могла забеременеть. Благодаря молитвам преподобного Сергия теперь у нас есть наша Дашенька, дар от Господа.

Наталья И.
Я хотела уходить из центра по работе с наркозависимыми

Это произошло со мной в 2002 г. К тому времени я уже 7 лет работала в Центре св. прав. Иоанна Кронштадтского в Москве. Наш центр помогает людям, пострадавшим от сект, оккультизма, алкозависимости и наркомании. Послушание моё было очень тяжёлым: постоянное общение, помощь этим несчастным требовали большой физической и духовной самоотдачи. И вот настал момент, когда я совсем иссякла. Малодушие захлестнуло меня полностью. Лукавый нашептывал мне, что такая большая жертва с моей стороны не имеет смысла - неизвестно ещё, насколько нужна моя помощь. Появились мысли об уходе. И я, как обычно в трудные для меня минуты, решила помолиться у мощей прп. Сергия в Троице-Сергиевой Лавре с просьбой получить ответ на мои сомнения.

При входе в храм, где покоятся мощи Преподобного, я столкнулась с тремя нашими подопечными, как говорится, «лоб в лоб». Они рассказали, что приехали за помощью к прп. Сергию, чтобы святой помог им справиться с наркозависимостью. Мне всё стало ясно. Ответ от Преподобного «стоял» передо мной в виде этих трёх ребят. Святой как бы передал их из своих рук в мои. Все мои сомнения сразу исчезли. Слава Богу! Один из них ныне закончил духовную семинарию и стал священником. Учится в духовной академии. Сейчас у него трое деток, а может, уже и четверо - давно не созванивалась. Вот такое произошло со мной чудо!

Максим
Святой помог мне найти работу

Я две недели искал работу, была пара вариантов, но неинтересных. После поездки к преподобному Сергию мне позвонили сами, и место оказалось идеальным для меня! Слава Богу!

Ольга
Обо мне начали рассказывать гадости на работе

Случай, о котором я хочу написать, произошел этой весной. У меня появились проблемы на работе: кто-то начал рассказывать обо мне нехорошие вещи, которые я не совершала, руководителю учреждения. Он вызвал моего непосредственного начальника и сказал ему, чтобы тот уволил меня как можно быстрее. Мой начальник тоже был в растерянности, так как у него не было никаких видимых причин увольнять меня, но в то же время он не мог ничего сделать. Я работаю в Университете и работа связана с учебой, поэтому я и поехала к в Лавру. Преподобный всегда помогал мне в учебе, а позже - в работе. Я помолилась Батюшке и когда пришла на следующий день на работу, начальник сказал, что произошло какое-то недоразумение и что я могу спокойно работать дальше. Я уверена, что все это произошло по молитвам Преподобного.

Анна
Перед каждым экзаменом я молилась Преподобному

В этом году я закончила вечернюю школу и сдавала ЕГЭ. Перед каждым экзаменом молилась Преподобному. По математике оказался неожиданно лёгкий вариант с моими любимыми задачками. Русский... Это были три года ужаса моих учителей в вечёрке. Я не умею писать сочинения по чужому тексту и за всё время учёбы в школе едва написала одно целое тренировочное сочинение, провозившись с ним несколько дней. А на самом ЕГЭ мне попался замечательный текст для сочинения, и для аргументов идеально подошли те произведения, которые я давно и хорошо знаю и люблю, причем они далеко не из списка рекомендуемых школьникам книг. Итог: «5» по математике и 90 баллов по русскому. После ЕГЭ я практически сразу забыла, как решала все эти задания. Но аттестат уже есть - значит, он для чего-то был нужен. Дивен Бог во святых Своих!

Ксения К.
Я молилась о поступлении в вуз

В то лето, когда я закончила школу и поступала в институт, зашла однажды в церковь на службу. После неё батюшка рассказал, как в свои студенческие годы молился прп. Сергию Радонежскому перед экзаменом, чтобы сдать его на «4». И сдал его именно на «4»... После этого я стала молиться, чтобы мне сдать вступительное испытание в ВУЗ на минимальный проходной балл. И я сдала... Именно набранное мною количество баллов было проходным. Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас!

Яна Я.
Я долго искала работу

Однажды я долго, в течение нескольких месяцев, искала работу. Хотя у меня хорошее образование и я знаю три иностранных языка, меня никуда не брали... И вот привезли к нам в город икону батюшки Сергия с частичкой мощей. Я пошла на молебен (правда, не с целью просить работу, а просто помолиться: очень я люблю ходить в церковь, люблю Сергиев Посад и святого Сергия Радонежского). После молебна вернулась домой, открыла почту - а там приглашение на собеседование! И в другой раз я очень переживала из-за собеседования и решила, чтобы успокоиться, почитать акафист Сергию Радонежскому и легла спать. Утром пришла на собеседование с хорошим настроением - и меня встретили так, как будто только меня и ждали, с распростертыми объятиями! И, конечно, приняли, причём все совпало, как я и хотела: и график и зарплата! Вот так!

Екатерина К., г. Минск
Я почувствовала душу своего сына

Расскажу, как меня Преподобный после учебы замуж выдал. На защите меня рекомендовали в аспирантуру. Матушка моя, которую я на улице встретила (она построже), была не очень за продолжение учебы. Но я рассуждала так: все равно я не замужем, чем еще заниматься? В общем, пошла учиться дальше. Но внутри было какое-то беспокойство: не хватало мне чего-то. Тем более что поступала я в Свято-Тихоновский девушкой взрослой, а оканчивала уже совсем... взрослой. Когда я только начинала учиться, познакомилась с человеком, который был меня старше и очень меня любил, но попыток жениться не предпринимал (такое бывает, когда мужчина взрослый и в браке ни разу не состоявший, а девушка глупая и о замужестве не думающая). Человек был очень хороший, добрый, я его помнила и, что тут скрывать, страдала. Но честно училась. А тут уже одна учеба закончилась, вторая началась, а я... В общем, поехала к Преподобному. Молюсь, а о чем - сама не знаю. Просто молюсь. Уехала. Так получилось, что от Преподобного попала в другой монастырь - Покрова Божией Матери. И вот, выхожу я из этого монастыря - вдруг телефонный звонок. Звонит тот самый мужчина, который ныне муж мой. Естественно, я сразу приехала к нему. Собрались у друзей, в беседке пьем чай, болтаем... А меня мысль не покидает: ну как же это так? это же чудо! Пока все сидели на улице, я тихонько прошла в дом руки сполоснуть. А сама думаю: ну как же? кто помог? А друзья наши - люди хорошие, добрые, но не церковные. И вот я иду к ванной, все думаю «Ну, кто же?!» И вдруг смотрю: на столике рядом с ванной стоит иконочка преподобного Сергия, единственная в этом доме. Ну, я тогда все поняла, конечно.

В Христо-Рождественском кафедральном соборе Липецка, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Липецкого и Задонского Никона, с 14 августа пребывает ковчег с частицей мощей Преподобного Сергия Радонежского, пред которым непрерывно служатся молебны с акафистом.

Преподобный Сергий, игумен земли Русской , являл чудеса еще до своего рождения: однажды, когда его мать Мария была на службе в храме, он трижды прокричал во время Литургии, находясь во чреве; а явившись на свет Божий, отказывался от материнского молока после того, как она вкушала нескоромную пищу.

И все же большинству наших соотечественников Преподобный Сергий Радонежский, получивший от Господа дар разумения, известен как покровитель тех, кто учится и овладевает знаниями. Многим россиянам известно, что отрок Варфоломей, как нарекли Преподобного при рождении, отставал в учебе. Но со слезами взмолившись к Господу о даровании ему книжного разумения, Варфоломей встретил посланного Господом Ангела в образе старца-инока, который вознес к Богу молитву о благочестивом отроке, после чего тот превзошел в учебе всех своих братьев и сверстников.

Мы поинтересовались у прихожан Христо-Рождественского собора , пришедшим поклониться мощам Преподобного, давно ли они знают о нем, с какими молитвенными просьбами обращаются к святому угоднику, и какую помощь получают по его молитвам.

Раба Божия Лидия

Как давно Вы узнали о Преподобном Сергии?

– О Преподобном Сергии я узнала очень давно. Когда я пошла в школу, мама мне рассказала, что Преподобный Сергий Радонежский помогает в учебе. И я это запомнила на всю жизнь, хотя ничего больше не знала о нем, даже не видела его образа. Но я всегда ему молилась, чтобы он помогал мне в учебе – и он помогал. А позже, когда я вышла замуж и уже мои дети пошли в школу, то они молитвами Преподобного Сергия всегда учились отлично – и сын мой, и дочь, и внучка, которая сейчас заканчивает аспирантуру в медицинской академии. И все это молитвами Сергия Радонежского, и, конечно же, молитвами Божией Матери.

Я всегда молюсь им и вместе с крестиком ношу на груди образок Пресвятой Богородицы и Преподобного Сергия.

Когда я молюсь Преподобному, у меня такая радость бывает на душе! Чувствую, что он обязательно поможет мне и моим детям - и не только в учебе, но и во всех жизненных испытаниях. Я говорю ему: «Преподобный Сергий Радонежский! Я очень тебя почитаю, ношу на груди твой образ, возлагаю на тебя печаль свою, я, великая грешница, все на тебя возлагаю. Не знаю, о чем просить тебя, поскольку не ведаю, что мне полезно, и не знаю, как мне своих детей на путь истинный направить. Ты сам отведи от них тлетворный дух века сего, помоги им, наставь их на путь праведный, приведи в Церковь, научи их любить Господа и за все благодарить Его». И он мне помогает, учит, наставляет. Верю, что и впредь не оставит!

Приходилось ли Вам бывать у Преподобного в Лавре?

– А вот в Троице-Сергиевой Лавре я не была по немощи своей. Мне бы очень хотелось, но так Господь сподобляет. Мои знакомые ездят, они мне оттуда и водичку привезли, и магнитик с видом Лавры. Благодарю Бога, что сподобил сегодня меня грешную и к святым мощам Преподобного приложиться. Их же первый раз в Липецк привезли.

Как-то проездом он был у нас в Сырском. И так получилось, что мне неожиданно позвонили и сказали: «Лида, привезли мощи Сергия Радонежского!» Когда мы туда приехали, их на машине уже увозили, но батюшка был такой добрый, что, увидев, как мы бежим, задержал машину и мы приложились к святым мощам Преподобного. Ведь я же попросила Сергия Радонежского, чтобы он подождал нас, он так и управил, как я просила.

Р. Б. Кристина, школьница

– До первого сентября еще далеко, но я хочу заранее попросить Сергия Радонежского, чтобы он помог мне хорошо учиться, лучше понимать и делать меньше ошибок. И если я буду стараться, то он мне обязательно поможет. Если верить и стараться все делать добросовестно, то он поможет.

Р. Б. Петр

– В церковь хожу давно, к Преподобному Сергию Радонежскому молитвенно обращаюсь за помощью с самого детства. Он и в этот раз мне помог: у меня из-за позвоночных грыж были очень сильные боли в пояснице, а сейчас они утихли. Хочется у его мощей еще и в Троице-Сергиевой Лавре побывать, прошу Преподобного благословить меня на эту поездку.

Р. Б. Фотиния

– Мы бывали в Лавре, прикладывались к мощам - это один из величайших святых земли русской, поэтому к нему обращаются очень многие. В церковь хожу с 1997 года, уже почти 20 лет. Преподобный Сергий помогает со всеми просьбами, с которыми обращаемся к нему.

Я больше обращалась к Преподобному с семейными неурядицами - по проблемам мужа, детей, моей мамы, родственников. И они разрешаются - не в одночасье, конечно, но со временем. Только важно просить о таком решении проблем, которое пойдет во благо просящему. Надо набраться терпения и все управится так, как нужно. Ведь не все из того, о чем мы просим, нам на пользу. Мы не знаем, а Господу всегда открыто, что нам полезно, а что нет. Вот дай нам здоровье, и на что мы его потратим? На блуд, на всякие развлечения, игры, бары-рестораны, непотребные зрелища и так далее. Бывает ведь такое?

Некоторые из нас прожигают свою жизнь, портят здоровье, поэтому оно им пользы не приносит. Еще хуже, если здоровье тратится на преступления и хулиганство. Все по грехам нашим: мы имеем то, что заслужили. Когда в нашей жизни случаются скорби, мы удивляемся: за что? Но при этом забываем, что совершаем неблаговидные поступки. Часто осуждаем людей, а потом недоумеваем: почему нас осуждают? Поэтому для себя я сделала вывод, что осуждения кого-либо следует строго избегать. Человек, может быть, давно уже исправился, Господь его простил, а мы его по привычке поносим.

Р. Б. Ольга с отроком Сергием

Мы не так давно узнали, как сильна помощь Преподобного Сергия Радонежского, особенно тем, кто учится, поэтому решили пойти в храм, чтобы приложиться к мощам. Да и сын мой на этом настаивал. Верим ли мы, что Преподобный поможет? Конечно, верим! Иначе бы не пришли.

Доступ к святыне, которая будет пребывать в Христо – Рождественском соборе до 28 августа, открыт ежедневно с 07.00 до 19.00.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!

Администрация сайта

В день памяти преподобного Сергия Радонежского митрополиту Волоколамскому Илариону сослужил епископ Скопинский и Шацкий Матфей в совершении Божественной литургии в Духовском храме Троице-Сергиевой лавры 18 июля 2016 года.

Митрополиту Илариону также сослужили архиепископ Пятигорский и Черкессий Феофилакт, епископ Нарвский и Причудский Лазарь, епископ Переславский и Угличский Феодор, и.о. духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Захария (Шкурихин), братия обители.

Проповедь по запричастном стихе произнес архимандрит Захария (Шкурихин).

Обратившись к молившимся в храме с архипастырским словом, владыка Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского – основателя этой святой обители, где покоятся его святые мощи и куда каждый раз на день его памяти стекаются тысячи паломников со всего мира.

Тропарь преподобному Сергию начинается со слов: «От юности Христа возлюбил еси, преподобне...». В этих словах заключена вся суть его монашеского подвига. Он возлюбил Христа, и всё, что мы знаем о нем, проистекало из этой любви, которой его сердце было поражено еще в самые юные годы.

Господь наш Иисус Христос привлекает к Себе самых разных людей. Так было при Его земной жизни, так было после Его смерти и воскресения на протяжении всей истории Церкви вплоть до наших дней. Когда Господь вышел на проповедь, Он избрал Своих учеников. Христос шел по берегам Галилейского озера, призывал рыбаков, которые занимались своими обычными земными занятиями, они бросали все и следовали за Ним. Так происходило и в последующие века, потому что образ Иисуса Христа и Его Божественное слово привлекали людей, которые были готовы оставить все ради того, чтобы следовать за Господом.

И вот преподобный Сергий, от юности Христа возлюбивший, последовал за Ним в дремучий лес для того, чтобы в подвигах молитвы, воздержания и отшельничества соединяться со Христом и следовать Его заповедям. Вряд ли он мог представить себе, когда принимал на себя этот подвиг, во что превратится место, которое он избрал для своего жительства. Вряд ли мог он представить, что на этом месте впоследствии будет создана великая Лавра – главный духовный центр Русской Православной Церкви. Вряд ли он мог предвидеть, что более сотни архиереев и тысячи паломников будут собираться на день его памяти в это святое место.

Он ушел сюда, чтобы в одиночестве предстоять перед Богом, но как за Христом шли ученики, так и за великими подвижниками постепенно тянулись люди. И за преподобным Сергием потянулись его ученики: стали приходить в этот лес, нарушать его безмолвие, чтобы поселиться рядом с ним и разделять его подвиги и труды. Не все было гладко в этом монашеском общежитии, как мы знаем из жития преподобного Сергия. Был случай, когда ему пришлось покинуть обитель, потому что братия протестовала против того, как он управлял монастырем. Тем не менее, его кроткий облик, его молитвенное стояние за всю Русь Святую в конце концов преодолели всякую человеческую гордыню и всякую силу сопротивления. И образ преподобного Сергия воссиял не только над этой святой обителью, но и над всей нашей землей, почему мы и прославляем его как игумена земли Русской.

На протяжении веков в этой обители жили монахи. И не всегда их житие было святым и бесконфликтным, но всегда преподобный Сергий Радонежский своим кротким обликом умиротворял монашескую братию и вдохновлял на монашеские труды, на следование за Христом. И мы сегодня, прославляя этого подвижника, вспоминая его житие и подвиги, стараемся подражать ему в том, как он возлюбил Христа и последовал за ним – каждый в свою меру. Господь не зовет нас оставлять мир, свои семьи – Он призывает нас быть верными Ему и исполнять Его заповеди.

И взирая на житие преподобного Сергия, будем вдохновляться этим примером, будем просить игумена земли Русской, чтобы он помог нам быть достойными учениками Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, так же, как и он, от сердца любить Господа и следовать Ему путем, которым каждого из нас Бог ведет в Царствие Небесное. Аминь».

По окончании Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и все архипастыри, совершавшие в этот день по его благословению архиерейские богослужения в храмах обители, вышли на площадь Лавры, где Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен.

Служба коммуникации ОВЦС

по материалам официального сайта "

Епифаний Премудрый

Из «Жития преподобного Сергия Радонежского»

«Житие Сергия Радонежского» написано выдающимся русским писателем конца XIV — начала XV вв. Епифанием Премудрым. С 1380 г. он был монахом Троицкого монастыря, знал его основателя, наблюдал жизнь и деятельность св. Сергия вплоть до его кончины в 1392 г. Личные впечатления, а также многочисленные рассказы и предания о преп. Сергии, записи которых постоянно вел Епифаний, послужили основой для создания около 1418 г. «Жития Сергия Радонежского», одного из лучших произведений русской агиографии.

Преподобный Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были всякими добродетелями украшены.

И свершилось некое чудо до рождения его. Когда ребенок еще был в утробе матери, однажды в воскресенье мать его вошла в церковь во время пения святой литургии. И стояла она с другими женщинами в притворе, когда должны были приступить к чтению святого Евангелия и все стояли молча, младенец начал кричать в утробе матери. Перед тем, как начали петь Херувимскую песнь, младенец начал вторично кричать. Когда же иерей возгласил: «Вонмем, святая святым!» — младенец в третий раз закричал.

Когда наступил сороковой день после рождения его, родители принесли ребенка в церковь Божию. Иерей окрестил его именем Варфоломей.
Отец и мать рассказывали иерею, как их сын, еще в утробе матери, в церкви три раза прокричал: «Не знаем, что означает это». Иерей сказал: «Радуйтесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

У Кирилла было три сына: Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать. Отрок со слезами молился: «Господи! Дай мне выучить грамоту, вразуми меня».

Печалились родители его, огорчался учитель. Все печалились, не ведая высшего предначертания Божественного промысла, не зная, что хочет Бог сотворить. По усмотрению Бога нужно было, чтобы от Бога книжное учение он получил. Скажем, как научился он грамоте .

Когда он послан был отцом своим искать скот, он увидел некоего черноризца, на поле под дубом стоящего и молящегося. Когда кончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: «Что хочешь, чадо?» Отрок же сказал: «Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Святой отче, помолись, чтобы смог я научиться грамоте». И ответил ему старец: «О грамоте, чадо, не скорби; с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты». С того часа он хорошо знал грамоту.

Раб Божий Кирилл прежде обладал большим именем в Ростовской области, был он боярином, владел большим богатством, но к концу жизни впал в бедность. Скажем и о том, почему он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду , из-за набегов татарских, из-за даней тяжких ордынских. Но хуже всех этих бед было великое нашествие татар, и после него продолжалось насилие, потому что княжение великое досталось князю Ивану Даниловичу, и княжение Ростовское отошло к Москве . И многие из ростовцев москвичам имущество свое поневоле отдавали. Из-за этого Кирилл переселился в Радонеж .

Сыновья Кирилла, Стефан и Петр, женились; третий же сын, блаженный юноша Варфоломей, не захотел жениться, а стремился к иноческой жизни.

Стефан же немного лет пожил с женой, и жена его умерла. Стефан же вскоре оставил мир и стал монахом в монастыре Покрова Святой Богородицы в Хотькове . Блаженный юноша Варфоломей, пришедши к нему, просил Стефана, чтобы тот пошел с ним искать место пустынное. Стефан, повинуясь, пошел вместе с ним.
Обошли они по лесам многие места и наконец пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода. Братья осмотрели место и полюбили его, а главное — это Бог наставлял их. И, помолившись, начали они своими руками лес рубить, и на плечах своих они бревна принесли на выбранное место. Сначала они себе сделали постель и хижину и устроили над ней крышу, а потом келью одну соорудили, и отвели место для церкви небольшой и срубили ее.
И освящена была церковь во имя Святой Троицы. Стефан недолго прожил в пустыни с братом своим и увидел, что трудна жизнь в пустыни — во всем нужда, лишения. Стефан ушел в Москву, поселился в монастыре Богоявления и жил, весьма преуспевая в добродетели.

И в то время Варфоломей хотел принять пострижение монашеское. И призвал он к себе в пустыньку священника, игумена саном. Игумен постриг его месяца октября в седьмой день, на память святых мучеников Сергия и Вакха . И дано было имя ему в монашестве Сергий. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыни.

Порой его пугали демонские козни и ужасы, а иногда зверей нападения — ведь много зверей в этой пустыни тогда жило. Некоторые из них стаями и с ревом проходили, а другие не вместе, но по два или по три или один за другим мимо проходили; некоторые из них вдалеке стояли, а другие близко подходили к блаженному и окружали его, и даже обнюхивали его.
Среди них один медведь имел обыкновение приходить к преподобному . Преподобный, видя, что не из злобы приходит к нему зверь, но чтобы взять из еды что-нибудь немного для пропитания себе, выносил зверю из хижины своей маленький кусок хлеба и клал его на пень или на колоду, чтобы, когда придет как обычно зверь, готовую себе нашел пищу; и он брал ее в пасть свою и уходил. Когда же не хватало хлеба и пришедший по обыкновению зверь не находил приготовленного для него привычного куска, тогда он долгое время не уходил. Но стоял медведь, озираясь туда и сюда, упорствуя, как некий жестокий заимодавец, желающий получить долг свой. Если же был у преподобного лишь один кусок хлеба, то и тогда он делил его на две части, чтобы одну часть себе оставить, а другую зверю этому отдать; не было ведь тогда в пустыне у Сергия разнообразной пищи, но только хлеб и вода из источника, бывшего там, да и то понемногу. Часто и хлеба на день не было; и, когда это случалось, тогда они оба оставались голодными, сам святой и зверь. Иногда же блаженный о себе не заботился и сам голодным оставался: хотя один только кусок хлеба был у него, но и тот он зверю этому бросал. И он предпочитал не есть в тот день, а голодать, нежели зверя этого обмануть и без еды отпустить.

Блаженный же все посылавшиеся ему испытания с радостью терпел, за всё благодарил Бога, а не протестовал, не унывал в трудностях.
И потом Бог, видя великую веру святого и большое терпение его, смилостивился над ним и захотел облегчить труды его в пустыни: вложил Господь в сердца некоторым богобоязненным монахам из братии желание, и начали они приходить к святому.

Но преподобный не только не принимал их, но и запрещал им оставаться, говоря: «Не можете выжить на месте этом и не можете терпеть трудности в пустыни: голод, жажду, неудобства и бедность». Они же отвечали: «Хотим мы терпеть трудности жизни на месте этом, а если Бог захочет, то и сможем». Преподобный же еще раз спросил их: «Сможете ли вы терпеть трудности жизни на месте этом: голод, и жажду, и всякие лишения?» Они же ответили: «Да, честный отче, мы хотим и сможем, если Бог поможет нам и твои молитвы поддержат нас. Только об одном молим тебя, преподобный: не удаляй нас от лица твоего и с места этого, милого нам, не прогоняй нас».
Преподобный же Сергий, убедившись в вере их и усердии, удивился и сказал им: «Я не выгоню вас, ибо Спаситель наш говорил: “Приходящего ко мне не изгоню вон”».

И построили они каждый отдельную келью и жили для Бога, глядя на жизнь преподобного Сергия и ему по мере сил подражая. Преподобный же Сергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги и труды совершал. Суровой постнической жизнью он жил; добродетели его были такие: голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, смирение нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый, любовь совершенная, бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх Божий постоянный.

Собралось монахов не очень много, не больше двенадцати человек: среди них был некий старец Василий, по прозванию Сухой, который в числе первых пришел с верховьев Дубны; другой же монах, по имени Иаков, по прозванию Якута, — был он за посыльного, его всегда посылали по делам, за особенно нужными вещами, без которых нельзя обойтись; еще один был по имени Анисим, который был дьяконом, отец дьякона по имени Елисей. Когда кельи были построены и тыном ограждены, не очень большим, поставили и привратника у ворот, сам же Сергий три или четыре кельи сам своими руками построил.

И в прочих всех монастырских делах, нужных братии, он участвовал: иногда дрова на плечах своих из леса носил и, разбив и наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям. Но зачем я вспоминаю о дровах? Ведь удивительно поистине было видеть то, что у них было тогда: был от них недалеко лес — не так, как теперь, но где кельи строящиеся были поставлены, здесь же над ними и деревья были, осеняя их, шумели над ними. Вокруг церкви много колод и пней повсюду было, здесь же различные сеяли семена и выращивали огородную зелень.
Но вернемся снова к оставленному рассказу о подвиге преподобного Сергия, он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и хлеб пек, и еду варил, обувь и одежду шил, и воду в двух ведрах на своих плечах в гору носил, и каждого у кельи ставил.

Долго принуждала его братия стать игуменом. И наконец внял их мольбам.

Не по своей воле Сергий игуменство получил, но от Бога поручено было ему начальство. Он не стремился к этому, не вырывал сана у кого-нибудь, посулов не сулил за это, платы не давал, как делают некоторые честолюбцы, вырывающие всё друг у друга. И пришел преподобный Сергий в свой монастырь, в обитель Святой Троицы.

И начал блаженный учить братию. Многие люди из различных городов и мест пришли к Сергию и жили с ним. Понемногу монастырь увеличивался, братия умножалась, кельи строились.

Преподобный Сергий труды свои всё более умножал, старался быть учителем и исполнителем: и на работу раньше всех шел, и на церковном пении раньше всех был, и на службе никогда к стене не прислонялся.
Такой был обычай у блаженного сначала: после повечерия позднего или совсем глубоким вечером, когда уже наступала ночь, особенно же в темные и долгие ночи, завершив молитву в келье своей, выходил он из нее после молитвы, чтобы обойти все кельи монахов. Сергий заботился о братии своей, не только о теле их думал, но и о душах их пекся, желая узнать жизнь каждого из них, и стремился к Богу. Если слышал он, что кто-то молится, или поклоны совершает, или работой своей в безмолвии с молитвой занимается, или святые книги читает, или о грехах своих плачется и сетует, за этих монахов он радовался, и Бога благодарил, и молился за них Богу, чтобы они до конца довели добрые свои начинания. «Претерпевший, — сказано, — до конца — спасется».

Если же Сергий слышал, что кто-то беседует, собравшись вдвоем или втроем, или смеется — негодовал он об этом и, не терпя такого дела, рукой своей ударял в дверь или в окошко стучал и отходил. Таким образом он давал знать им о своем приходе и посещении и невидимым посещением праздные беседы их пресекал.
Прошло много лет, я думаю, больше пятнадцати. Во время княжения князя великого Ивана начали приходить сюда христиане, и понравилось им здесь жить. Начали по обе стороны места этого селиться, и построили села, и засеяли поля. Начали они часто посещать монастырь, принося различные нужные вещи. А была заповедь у преподобного игумена для братьев: не просить у мирян нужного для пропитания, но сидеть терпеливо в монастыре и ждать милости от Бога.

Устанавливается в обители общежительство . И распределяет блаженный пастырь братию по службам: одного ставит келарем, а других в поварню для печения хлеба, еще одного назначает немощным служить со всяческим прилежанием. Всё это чудесный тот человек хорошо устроил. Повелел он твердо следовать заповеди святых отцов: ничем собственным не владеть никому, ничто своим не называть, но всё общим считать; и прочие должности все на удивление хорошо устроил благоразумный отец. Но это рассказ о делах его, а в житии много распространяться об этом не следует. Поэтому мы здесь рассказ сократим, а к прежнему повествованию возвратимся.

Так как всё это чудесный отец хорошо устроил, число учеников умножалось. И чем больше их становилось, тем больше вкладов приносили ценных: и насколько в обители вклады умножались, настолько страннолюбие увеличивалось. И никто из бедных, в обитель приходивших, с пустыми руками не уходил. Никогда блаженный не прекращал благотворительность и служителям в обители наказал нищим и странникам давать приют и помогать нуждающимся, говоря так: «Если эту мою заповедь будете хранить безропотно, воздаяние от Господа получите; и после ухода моего из жизни этой обитель моя эта весьма разрастется, и долгие годы нерушимой будет стоять по благодатности Христа».

Так была рука его раскрыта для нуждающихся, как река полноводная с тихим течением. И если кто-нибудь оказывался в монастыре в зимнее время, когда морозы суровые стоят или же снег сильным ветром заметается, так что нельзя из кельи выйти, какое бы время он ни оставался здесь из-за такого ненастья, — всё нужное в обители получал. Странники же и нищие, а из них особенно больные, многие дни жили в полном покое и пищу, сколько кому нужно было, в изобилии получали согласно наказу святого старца; и до сих пор всё так сохраняется.
А поскольку дороги здесь из многих мест проходили, то князья, и воеводы, и воины бесчисленные — все получали нужную им достаточную искреннюю помощь, как из источников неисчерпаемых, и, в путь отправляясь, необходимую пищу и питье достаточное получали. Всё это служащие в обители святого всем с радостью подавали в изобилии. Так люди знали в точности, где всё необходимое находится в храмах, пища и питье, а где хлеб и варенья, и это всё умножалось из-за благости Христа и чудесного его угодника святого Сергия.

Известно стало, что Божьим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли державшим, был тогда прославленный и непобедимый великий Дмитрий. Он пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий — муж добродетельный и даром пророческим обладает.
Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». Великий князь ответил: «Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой Богоматери». И, сказав и получив благословение, ушел из монастыря и быстро отправился в путь .

Собрав всех воинов своих, выступил он против безбожных татар; увидев же войско татарское весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены были, размышляя, что же делать. И вот внезапно в это время появился гонец с посланием от святого, гласящим: «Без всякого сомнения, господин, смело вступи в бой, со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог».

Тогда князь великий Дмитрий и всё войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против поганых, и промолвил князь: «Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником мне будь в битве с противниками святого твоего знамени». Так началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносцу Дмитрию, и побеждены были поганые татары, и полному разгрому подверглись: ведь видели окаянные против себя посланный Богом гнев и Божье негодование, и все обратились в бегство.

Крестоносная хоругвь долго гнала врагов. Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет, Бога славил и вклад большой в монастырь дал.
Сергий, видя, что он уже к Богу отходит, чтобы природе отдать долг, дух же Иисусу передать, призывал братство и беседу повел подобающую, и, молитву совершив, душу Господу предал в год 6900 (1392) месяца сентября в 25-й день.

Примечания:

1. Этот рассказ из «Жития Сергия Радонежского» послужил сюжетом знаменитой картины М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

2. В XIII—XIV вв. ростовские князья, как и многие другие правители Северо-Восточной Руси, вынуждены были регулярно ездить в Орду, добиваться подтверждения своих прав на княжение. Это стоило им немалых расходов, в том числе и на подарки хану, его приближенным.

3. Речь идет о нашествии татарской рати в ответ на восстание в Твери в 1327 г., после чего Иван Калита получил ярлык на великое княжение и присоединил к своим владениям часть Ростовского княжества.

4. Радонеж — город в Московском княжестве в XIV—XV вв., впоследствии пришел в упадок и перестал упоминаться как город. В настоящее время на месте древнего Радонежа находится село (в 4 км к востоку от станции Абрамцево, недалеко от Сергиева Посада, где расположена Троице-Сергиева лавра).

5. Один из древнейших монастырей в Подмосковье. Известен с начала XIV в. Постройки монастыря сохранились доныне на территории города Хотькова (в 8 км к югу от Сергиева-Посада).

6. Богоявленский монастырь основан в конце XIII в. к востоку от Московского кремля. Сохранился собор монастыря XVII в.

7. Сергий и Вакх — сановники римского императора Максима (286—310), который, узнав, что они христиане, отправил их к правителю Сирии Антиоху, известному своей жесткостью к приверженцам Христа. Там они подверглись пыткам и были обезглавлены. В память об одном из них Сергий Радонежский принял свое монашеское имя, весьма редкое в тогдашней Руси.

8. Преподобный — речь идет о Сергии.
9. Здесь — вечерня, церковная служба, совершаемая вечером.

10 Имеется в виду княжение Ивана Калиты (1325—1340).

11. Общежитийный устав существовал в ряде древних монастырей православного Востока. В соответствии с ним монахи отдавали в монастырь всё свое имущество, вели общее хозяйство, имели общую трапезу. Общежительство было принято в первых монастырях на Руси, в частности в Киево-Печерском. Однако в XIV в. в русских монастырях распространилось «особое житье» монахов, когда каждый из них жил особо, сохранял имущество, отдельно питался и т.д. Сергий Радонежский ввел в основанном им Троицком монастыре общежительство. Тот же устав вводился в других основанных им и его учениками монастырях.

12. Любовь к странникам, паломникам, нищим, стремление одарить их милостыней.

13. Наиболее подробно о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского перед Куликовской битвой рассказывается в «Сказании о Мамаевом побоище». Там же говорится и о том, что Сергий направил с Дмитрием двух воинов-монахов, Пересвета и Ослябю, которые стали героями Куликовской битвы.