Молитва об оглашенных за литургией. Литургия оглашенных

Полное собрание и описание: молитва об оглашенных за литургией для духовной жизни верующего человека.

Протоиерей Серафим Слободской

II. Литургия оглашенных

Вторая часть Литургии называется Литургией “оглашенных” потому, что при совершении ее могут присутствовать и оглашенные, т. е. готовящиеся к принятию Св. Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Св. Причащения.

После великой ектении поются псалмы 102-й: “Благослови, душе моя, Господа. и 145-й: “Хвали, душе моя. Господа ” . разделяемые малой ектенией: “паки и паки (еще, опять) миром Господу помолимся “. В означенных псалмах изображены благодеяния Божии роду человеческому: сердце (душа ) христианина должно прославлять (благословлять ) Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, исполняющего благие наши желания, избавляющего от истления жизнь нашу, – и не забывать всех Его благодеяний (воздаяний ); Господь – щедр, милостив и долготерпелив; Он хранит истину во век, творит суд обидимым, даст пищу алчущим, освобождает заключенных (решить окованные ), любит праведников, принимает сирот и вдов и наказывает грешников. Псалмы эти называются изобразительными , а так как петь их положено на двух клиросах попеременно , то по-гречески они называются также “антифонами “. В двунадесятые Господни праздники изобразительные псалмы (антифоны) не поются; вместо них поются особые стихи из других псалмов, соответствующие празднуемому событию. За каждым стихом первого праздничного антифона поется припев: “Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас! ” А за каждым стихом второго антифона, смотря по празднику: “Спаси нас, Сыне Божий, рождейся от Девы ” (в Рождество Христово) или: “во Иордане крестивыйся ” (в Крещение Господне) или: “Воскресый из мертвых ” (в Пасху) и тому подобное. “поющия Ти: аллилуиа! ” (хвалите Бога). По окончании второго антифона всегда поется песнь: “Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святые Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас “. В этой песне изложено православное учение о Втором Лице Св. Троицы – Сыне Божием, Иисусе Христе; Единородный (единственный по существу) Сын и Слово Божие, Христос Бог, будучи бессмертным, сделался человеком, не переставая быть Богом (“непреложно ” – неизменно “вочеловечивыйся “), принявши человеческую плоть (тело) от Свят. Богородицы и Приснодевы Марии и будучи распят, Он Своею смертью победил нашу смерть “смертию смерть поправый “, один из трех Лиц Св. Троицы, прославляемый наравне с Отцом и Св. Духом.

Далее следует малая ектения и пение блаженств евангельских (Матф. 5 , 3-12), в которых указывается, что христианин, испрашивая милости у Бога, должен иметь смирение духа (духовную нищету), сокрушаться о своих грехах, быть кротким (незлобивым ), поступать по правде Божией, иметь чистоту в сердце , быть милосердым к ближнему, умиротворять враждующих, быть терпеливым во всех испытаниях, готовым перенести поношение, изгнание (“ижденут “) и смерть за Христа , т. е. быть исповедником Его, за каковой подвиг ожидает великая награда (“мзда”) на небесах . В великие Господни праздники, вместо евангельских блаженств, поется несколько раз соответствующий тропарь со стихами. При пении евангельских блаженств царские врата открываются для малого входа. В конце “блаженств” священник берет с престола Св. Евангелие, передает его диакону и выходит, в предшествии диакона, несущего Св. Евангелие, северными дверями на амвон. – Этот выход священнослужителей с Св. Евангелием называется малым входом , в отличие от следующего великого входа, и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на всемирную проповедь. Получивши благословение от священника, диакон останавливается в царских вратах и, возвышая св. Евангелие, громко возглашает: “Премудрость! Прости! ” входит в алтарь и полагает св. Евангелие на престоле. – Возглас: “Премудрость! Прости!” напоминает верующим, что они должны стоять прямо (по буквальному переводу с греческого языка, “прости” значит: правильно, прямо), т. е. быть внимательны, сосредоточены в мыслях. – Смотря на св. Евангелие, как на Самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, верующие поют: “Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (или молитвами Богородицы , или во святых дивен Сый), поющия Ти: аллилуиа! После сего поется тропарь (воскресный, или праздничный, или святого) и другие песнопения, а священник в это время в тайной молитве просит Отца Небесного, воспеваемого херувимами и славословимого серафимами, принять и от нас ангельскую (трисвятую) песнь, простить грехи, освятить и дать нам силы праведно служить Ему; конец этой молитвы: “Яко свят еси, Боже наш “. он произносит вслух.

Далее поется “трисвятое”: – “Святый Боже”. В Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху (всю седмицу), и день Св. Троицы, а также в субботы – Лазареву и Великую, вместо “трисвятого” поется: “Елицы (которые) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись в одежду правды): аллилуиа “, потому что в древней Церкви оглашенные преимущественно в эти праздники принимали св. крещение. В праздник Воздвижения Креста Господня (14-го сентября) и в третью “неделю” (воскресенье) Велик. Поста, когда совершается поклонение Кресту, вместо “трисвятого”, поют: “Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим”.

По окончании “трисвятого” читается очередной Апостол (апостольское чтение из книги Деяний св. апостолов, семи соборных апостольских посланий и четырнадцати посланы св. ап. Павла – по особому указателю). К внимательному чтению апостола верующие приготовляются возгласами: “Вонмем ” (будем внимать!) “Мир всем! Премудрость!” и пением прокимна – особого краткого стиха (переменяемого). Во время чтения апостола совершается каждение в знак той благодати Св. Духа, с которою апостолы проповедали всему миру учение Иисуса Христа. На каждение, а также и на возглас священника: “мир всем!” нужно отвечать простым поклоном (без крестного знамения). Затем, поется: “аллилуиа” три раза с произношением особых стихов и читается очередное Евангелие (также по особому указателю), предваряемое и сопровождаемое пением радостной песни: “Слава Тебе, Господи, слава Тебе!” так как для верующего христианина не может быть более радостной вести, как благовестие (евангелие) о жизни, учении и чудесах Господа Иисуса Христа. Апостол и Евангелие должны быть выслушаны с особенным вниманием, при наклоненной главе, хорошо делают те, кто предварительно знакомятся с этими чтениями дома. Пред началом чтения Апостола и Евангелия следует перекреститься, а по окончании – совершить крестное знамение, с поклоном, троекратно.

После Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения, в начале которой верующие приглашаются помолиться Господу Богу от чистого сердца, всеми силами души: “Рцем (будем говорить, молиться) вси от всея души и от всего помышления. ” Далее в двух прошениях мы сугубо (усиленно) просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: “Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молимтися (молимся Тебе), услыши и помилуй. – Помилуй нас, Боже. ” Следуют сугубые прошения: о патриархах, митрополитах, архиепископах, епископах, правящем Архиерее и всей “во Христе братии нашей” (о всех верующих христианах); о благоверных правителях; о священниках, о монахах, состоящих в священном сане, и о всех служителях Христовой Церкви; о блаженных и приснопамятных (всегда достойных памяти) святейших патриархах православных, и благочестивых царях, и благоверных царицах, и о создателях св. храма и о всех усопших православных отцах и братьях, здесь и повсюду погребенных. Нужно молиться за умерших по чувству христианской любви к ним, никогда не оскудевающей, тем более, что для умерших за гробом нет покаяния, а только воздаяние, – блаженная жизнь или вечные мучения. Христианская же молитва за них, добрые дела, совершаемые в память их, и особенно принесение бескровной Жертвы, могут умолить правосудие Божие и облегчить мучения грешников. – Еще сугубо молимся о милости (чтобы Господь умилосердился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего (т. е. прихожан). В последнем прошении сугубой ектении говорится о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся (для храма), поющих, и предстоящих в нем людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости. Под плодоносящими и добродеющими (делающими добро) для храма разумеются верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и проч.), жертвуют на нужды храма и прихода деньгами и вещами (на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем – причта, певчих, служителей, в пользу бедных прихожан и на другие общеприходские религиозно-нравственные нужды).

За сугубой ектенией следует особая ектения об умерших , в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который не согрешил бы в своей жизни, умоляем Праведного Судно даровать им Царство Небесное, где все праведные упокоеваются.

Далее произносятся ектении об оглашенных , чтобы Господь помиловал их, наставил в истинах св. веры (“открыл им Евангелие правды”) и удостоил Св. Крещения (“соединить их святей. Церкви”). Во время этой ектении священник развертывает на престоле антиминс , а ектению заканчивает возгласом: “да и тии с нами славят. “, т. е., чтобы и они (оглашенные) вместе с нами (верующими) прославляли Пречестное и Великое Имя Отца и Сына и Святого Духа. Затем оглашенные приглашаются выйти из храма: “Елицы оглашении изыдите”. Оглашенные, в точном смысле существуют и теперь; это – готовящиеся к Св. Крещению язычники (в Китае, Японии, Сибири), магометане и евреи в разных местах вселенной. Все они нуждаются в милосердии Божием, и потому мы обязаны молиться за них. Что касается повеления оглашенным выйти из храма, то эти слова должны быть предупреждением и нам, если даже и нет среди нас “оглашенных”. Мы, крещенные, часто грешим и без раскаяния присутствуем в храме без должного благоговения, или имеем в душе вражду и ненависть против ближнего. А потому при грозных словах: “оглашенной изыдите” , мы, как недостойные, должны углубиться в самих себя, поразмыслить о своем недостоинстве, простить своим личным врагам, иногда воображаемым, и просить у Господа Бога прощения своих грехов при твердой решимости сделаться лучшими.

Словами: “елицы вернии паки и паки миром Господу помолимся” начинается Литургия верных .

Молитва об оглашенных

Молитва об оглашенных

Господи Боже наш, иже на высоких живый и на смиренныя призираяй; иже спасение роду человеческому ниспославый, Единороднаго Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа: призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоншия Тебе своя выя, и сподоби я во время благополучное бани пакибытия, оставления грехов и одежды нетления, соедини их святей Твоей, соборней и апостольстей Церкви и сопричти их избранному Твоему стаду.

Св. Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Д. Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии изыдите; елицы оглашеннии, изыдите; да никто от оглашенных; елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.

Беседа шестая ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ

Беседа шестая ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ Вторая часть Божественной литургии носит название литургии оглашенных. Так называется она потому, что при совершении ее могли присутствовать оглашенные, то есть те, которые только готовились ко святому крещению. Кроме них, здесь могли

Литургия оглашенных

Литургия оглашенных Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных, потому что при совершении ее могут присутствовать оглашенные, т. е. готовящиеся к принятию Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Святого Причащения.Диакон выходит из

Литургия оглашенных святого Кирилла Иерусалимского.

Литургия оглашенных святого Кирилла Иерусалимского. О литургии оглашенных сведений почти нет. Им упоминаются в Церкви следующие чины: катихумены, просвещаемые, монахи, девы, клир и певцы. Из Огласительных слов ясно, что во время литургии оглашенных читалось Слово Божие и

Литургия оглашенных.

Литургия оглашенных. Чтение Писаний.Иерей, восходя на трон, говорит: «Мир всем».Народ: «И духу твоему».Читающий Пророчества начинает: «Так говорит Господь».Читающий Апостола: «Явилась благодать Божия»… и т. д. из послания к Титу 2:11 и след.Певчий поет, и все

Литургия оглашенных.

Литургия оглашенных. Вход.«Святый Боже и Отец, Святый Крепкий, Сын Божий, воплощенный и распятый плотию ради нас, Святый Бессмертный, Дух Святый, Единый Господь Саваоф, помилуй нас».Чтение Апостола и

Литургия оглашенных.

Литургия оглашенных. Каждение.Иерарх, закончив священную молитву у божественного жертвенника, начинает от него каждение и идет во всякое место храма.Затем описывается чтение Священного Писания и удаление оглашенных, одержимых и

Литургия оглашенных.

Ектении об оглашенных.

Ектении об оглашенных. После этой ектении произносится ектения об оглашенных, напоминающая нам о древнем институте катихумената. В предшествовавшем историческом обозрении Литургии были приведены те древние чины литургий, основанных на апостольском предании и носящих

Молитва преподобных старцев и отцев Оптиной пустыни (молитва на каждый день)

Молитва преподобных старцев и отцев Оптиной пустыни (молитва на каждый день) Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что даст мне сей день. Господи, дай мне вполне предаться воле Твоей. Господи, на всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы

4. Литургия Оглашенных “Апостольских Постановлений”

4. Литургия Оглашенных “Апостольских Постановлений” Мы уже знаем Эфиопский извод этой Литургии, который есть в ваших хрестоматиях и занимает там всего 2 страницы. Причём вся анафора умещается в 25 строк. Схема её: PAEJ. “Санктуса” ещё нет, т.е. по-видимому, это действительно

Ектения об оглашенных

Ектения об оглашенных Д. Помолитеся, оглашеннии, Господеви.Л. Господи, помилуй.Д. Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их.Л. Господи, помилуй.Д Огласит их словом истины.Л. Господи, помилуй.Д Открыет им Евангелие правды.Л. Господи, помилуй.Д Соединит их Святей

Литургия Оглашенных

Литургия Оглашенных Вторая часть литургии, совершающаяся уже во всеуслышание предстоящего в храме народа, называется «Литургией оглашенных», так как на ней разрешалось присутствие «оглашенных», то есть только готовившихся к принятию Христовой веры, но еще не крещенных.

Литургия Оглашенных

Литургия Оглашенных По прочтении «Часов», и вслед за окончанием тайно (не вслух народа) совершенной «проскомидии», начинается часть литургии, называемая Литургиею Оглашенных, потому что при совершении ее могли присутствовать и оглашенные, т. е. готовившиеся к принятию

Молитва при бракосочетании (молитва христианских супругов)

Молитва при бракосочетании (молитва христианских супругов) Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении, сподобивый в Кане галилейстей честный показати брак Твоим пришествием, Сам ныне рабы Твоя (имена) яже благоволил еси сочетатися друг другу в мире и единомыслии

Молитва во время засухи (молитва Каллиста, Патриарха Константинопольского)

Молитва во время засухи (молитва Каллиста, Патриарха Константинопольского) Владыко Господи Боже наш, послушавый Илию Фесвитянина ревности ради к Тебе, и во время посылаемому земли дождю удержатися повелевуй, таже паки молитвою его дождь плодоносный ей даровавый: Сам,

Литургия оглашенных

Литургия оглашенных Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных. Как первая часть, Проскомидия, соответствовала первоначальной жизни Христа, Его рожденью, открытому только ангелам да немногим людям, Его младенчеству и пребыванью в сокровенной неизвестности

Новые решительные шаги обновленческих реформ?

Или зачем убрали ектению «об оглашенных»

Многие православные Петербурга и паломники северной столицы недоумевают из-за очередных сюрпризов богослужебной практики некоторых центральных соборных храмов. По непонятным причинам из Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста исчезла ектения об оглашенных и приготовительные ектении верных перед «Херувимской песней». На вопросы и недоумения верующих столичное петербургское духовенство ссылается на «благословение Святейшего Патриарха Алексия II». Однако члены нашей редакции, как впрочем и многие благочестивые миряне глубоко сомневаются в существовании такого «благословения», зная щепетильное отношение Святейшего Патриарха к литургическим новшествам, тем более такого рода.

Отметим, что с момента управления тогда ещё Ленинградской митрополией митрополитом Никодимом (Ротовым) стал заметно меняться облик пастырей северной столицы. Несмотря на то, что во времена патриарха Тихона Петроград охватила серьёзная обновленческая смута, тем не менее её удалось искоренить таким выдающимся иерархам нашей Церкви как митрополит Мануил (Лемешевский), митрополит Николай (Ярушевич). Важно также и то, что после обновленческого потрясения бывшей столицы Российской империи, именно Петроград стал мощным бастионом, который оказывал сильное противодействие реформам митрополита Сергия (Страгородского), а духовенство почти единодушно осудило «Декларацию» митрополита Сергия, которая по своему содержанию выходила за рамки церковного нейтралитета и затрагивала политику, фактически направляя священноначалие Русской Церкви на путь политических заигрываний с безбожным государством.

Деятельность митрополита Никодима (Ротова) в области межхристианских контактов была направлена на резкое и абсолютно необоснованное сближение с Римо-Католической церковью, введение intercommunion с римо-католиками. Ему же принадлежит выстраивание новой модели церковной жизни, основанной на жёсткой административной вертикали и полное исключение из церковной жизни клира и мирян. Всё это коренным образом ломало древний соборный принцип церковного устройства, поскольку в жизни церкви при её иерархическом устройстве участвуют все и хранителями веры является вся Церковь, а не только епископат. К глубокому сожалению, эти серьезные изменения митрополита Никодима сегодня не замечаются. Однако при оценке деятельности любого человека, в особенности крупных личностей, имевших большой политический вес и международное признание, должны присутствовать не светские критерии, а прежде всего церковные, святоотеческие, и замечаться не только плюсы, но и минусы. А последних у приснопамятного митрополита Никодима было предостаточно.

Однако мы не станем останавливаться на деятельности этого маститого иерарха, предоставив точную оценку его деятельности Божественному правосудию, а только лишь окинем общим взглядом те последствия его деятельности, которые по нашему мнению отразились на качестве петербургской митрополии. Во-первых, митрополия давно славится своими филокатолическими взглядами и размытыми экклезиологическими воззрениями. При беседе с клириками времен митрополита Никодима приходится удивляться не просто симпатиям к Римо-Католической церкви, а странной убежденности в том, что латиняне вовсе не являются еретиками – это равноправная Церковь. Подхватывая филокатолические высказывания проф. А. П. Лебедева, они утверждают, что из-за раскола 1054г. невозможно собирать Вселенские соборы, ибо присутствие Римского папы или его легатов на соборе является необходимым и обязательным условием проведения Вселенского собора. Список подобных убеждений можно было бы продолжить и дальше. Но, как известно, мировоззрения человека всегда отражаются на его личной духовной аскетической жизни. благочестии и наоборот. Не касаясь отдельных представителей «никодимовского» духовенства лишь укажем на несколько характерных черт окормления паствы в Петербурге во многих соборных храмах:

отсутствие частной исповеди и настойчивое проведение только общих исповедей,

безответственное не послабление, а даже разрешения от Великого поста, едва у кого-то где-то кольнуло, выхолащивание аскетического духа Церкви, который ей присущ был всегда,

отсутствие пастырской заботы о духовном возрастании мирян, повышения уровня церковного сознания,

сокращение богослужебных последования до ужасающего минимума: например урезание вечерних богослужений, в некоторых храмах служится вечерня без утрени, но утреня не совершается утром перед Божественной литургией. (например в Спасо-Преображенском соборе еще в 80-е гг. умудрялись «служить» вечерню с утреней за 50 минут. Один из известных старцев, узнав об этом скорбно лишь ответил: «Такую молитву Бог не приемлет».)

Чтение Апостола и даже иногда Евангелия на русском языке в Синодальном переводе, под предлогом якобы непонимания церковно-славянского языка. Но при этом категорический отказ наблюдать за внятностью речи чтеца и громкостью, не говоря уже об необходимости обучении этому языку прихожан, традиционно негативное отношение к монашеству, в то время как именно монашество является евангельским и церковным институтом, носителем церковного сознания по преимуществу. Именно по этой причине прп. Феодор Студит и называет монашество «нервами Церкви», а прп. Иоанн Лествичник «светом для человеков».

Безусловно, эти многие «упущения» часто исправляются традиционно присущим многим петербуржцем стремлением к просвещению, любви к чтению и знаниям. А оно часто бывает вызванное интуитивным стремлением к личному благочестию, более глубокому и осознанному отношению к вере. Здесь нельзя не видеть мистической роли тех многочисленных Новомучеников, которых огромное количество имеет Петербург-Петроград.

Теперь перейдем к вопросу о ликвидации ектений «об оглашенных» и «верных» пред Херувимской песнью.

Немного скажем об их значении и месте в Божественной литургии.

Кроме того, свт. Иоанн в беседе на первое Послание апостола Павла к Коринфянам упоминает о древности церковного обычая после Евангелия перед Евхаристией совершать молитвы и об усопших, ектении о которых частенько также опускаются: «Да не обленимся помогать отшедшим и приносить за них молитвы, ибо предлежит общая для всего мира Очистительная Жертва… Не напрасно установлено апостолами, чтобы при Страшных тайнах мы поминали отшедших: от этого бывает им немалое приобретение, многая польза».

Этот обычай в Православной Церкви фактически сохранялся всегда и даже тогда, когда Церковь несла свое служение в исконно православных странах, т.е. там, где произнесение ектении об оглашенных и возглашение об исхождении их из храма носило лишь характер исторического воспоминания. Не считала нужным и русская Православная Церковь удалять эту ектению в дореволюционное время, хотя никакого института оглашенных уже не было и в помине.

Однако сегодня, когда большая часть нашего народа не воцерковленная и должен ставиться вопрос о необходимости восстановления института оглашения, некоторые настоятели петербургских храмов бесцеремонно удаляют ектении «об оглашенных» и «ектению верных». При современной ситуации требуются шаги совершенно в другом направлении. И наиболее целесообразно было бы после возглашения «оглашенные изыдите», людям не причащающимся и находящихся под епитимьей, а также нецерковным людям предлагать покинуть храм. Ибо все даже нецерковные люди по сути своей остаются «непосвящёнными», которым по сути воспрещается присутствовать при самом святейшем тайнодействии Православной Церкви.

Полагаем, что все эти дерзостные шаги петербургского духовенства вызваны опасной обмирщённостью, духом беспредельного либерализма, убивающего элементарный страх Божий и благоговение к тому, что было установлено не падшей человеческой логикой, а церковным святоотеческим сознанием, просвещенным благодатью Святого Духа. Ведь если идти по пути этой обмирщённой логики, которая так странно боится всякую лишнюю минуту посвятить молитве Богу – то неизбежны будут и дальнейшие шаги: ликвидация литургии оглашенных и оставление только евхаристического канона. И чем тогда литургия не уподобится латинской еретической мессе, которая имеет лишь внешний вид тайнодействия, а по сути является еретической скверной, по верному замечанию «православия светильника» свт. Григория Паламы. Нужно помнить то, что в нашей церковной жизни мы руководствуемся не мирскими принципами размытой толерантности, вернее религиозного релятивизма, конформизма и безразличия, а сообразуем наши дела и поступки с волей Святейшего Бога. Легко сползать с идеала к плохому примеру, но еще страшнее когда этот пример превращается в норму жизни и поведения там, где главная цель – это совершенство во Христе. А оно требует совершенно обратных шагов: из плотского человека перерождаться в духовного, созданного в святости и истине.5 И преодоление своих страстей, дурных привычек и наклонностей, обязательная жизнь в непрестанном подвиге как внешнем так и внутреннем составляет путь спасения, усвоения себя Богочеловеку Христу, обретения подлинного сыновства и обожения. И если мы не ставим в своей пастырской практике такой задачи, задачи личного преображения и просвещения – то наше спасение как и православной ставятся под глубокое сомнение. 6

В заключении мы в качестве назидания и повода для критического размышления приводим слова вселенского отца Церкви свт. Иоанна Златоуста: «Несмотря на то, некоторые до того несмысленны, безумны и рассеянны, что не только во время молитвы оглашенных, но и во время молитвы верных стоят и разговаривают. Вот отчего у нас всё не в порядке, вот отчего всё идет к погибели, - оттого, что мы и тогда, когда более всего должны умилостивлять Бога, прогневляем Его и так уходим из церкви. Нам повелевается здесь, в присутствии верных, молить человеколюбца Бога о епископах, о пресвитерах, о царях, о властях, о земле и море, о воздухах и всей вселенной. Итак, если мы, которые должны иметь дерзновение молиться о других, не молимся и о себе с должным вниманием, то какое будем иметь оправдание, какое извинение? Потому, размысливши обо всём этом, прошу помнить время молитвы, быть возвышеннее духом, отрешаться от земли и воспарять в самыя выси небесныя, да возможем умилостивить Бога и получить обетованныя блага, которых и да сподобимся все мы достигнуть благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».7

1К. Субботин. Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб. Сатис. 1994, с. 92, Новая скрижаль. Репринт. М. 1992, т. 1, с. 181

2Правила св. Поместных соборов с толкованиями. Тутаев. 2001, ч. 2, стр. 233-234

4Свят. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. СПб. 1905, т. 10, кн. 2, стр. 478-479

5См словва ап. Павла:

6Старец иосиф Ватопедский. Аскеза – матерь освящения. М. 2005. мы эту книгу настоятельно рекомендуем прочесть всем пастырям и инокам.

7Свт. Иоанн Златойст. Указ. сочин., с. 484-485

The Author

Килияс Росикос

Никакой пощады врагу, любить будем когда победим!

4 комментария

Если не найдется в Питере 10-ти праведников, то и верно уйдет град Петров под воду, как говорили прозорливые старцы и старицы и пусть не обольщаются - еретики не праведники, а погубители всякой праведности и веры в народе.

Помню еще десять лет назад в храме не пели херувимскую, наверное реакцию людей проверить, народ поволновался и спокойно пошел причащаться.

Добавить комментарий Отменить ответ

Замечания по оформлению

При чтении нужно учитывать следующие замечания.

1. Напечатанное курсивом (пояснения и названия молитв) не читается во время молитвы.

2. Когда написано «Слава», «И ныне», надо читать полностью: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

3. В церковнославянском языке нет звука ё, а поэтому надо читать "зовем", а не "зовём", "твое", а не "твоё", "мое", а не "моё" и т. д.

Семь Таинств Церкви

1. Крещение

2. Миропомазание

3. Евхаристия

4. Покаяние

5. Священство

7. Елеосвящение (Соборование)

Блаженства Евангельские

Евангелие от Матфея. Глава 5, стихи 3-12.

Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени плачущии, яко тии утешатся.

Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Блажени милостивии, яко тии помилованы будут.

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради.

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Богослужения

Божественная литургия

О литургии

В разделе Божественная Литургия приведены песнопения Божественных литургий святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. Избранные песнопения литургии Преждеосвященных Даров помещены в главе "Песнопения из служб Триоди постной".

Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается в Православной Церкви в течении всего года, кроме Великого Поста, когда она совершается по субботам, в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Неделю ваий.

Литургия святителя Василия Великого совершается 10 раз в году: в воскресенье дни Великого поста, в Великие четверг и субботу, в день памяти святителя Василия Великого (1 января), в Рождественский и Крещенский сочельники (если же эти дни выпадают на субботу или воскресенье, то совершается в самые праздники Рождества Христова и Крещения Господня).

Литургия состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.

Проскомидия

До чтения третьего и шестого часов, или во время чтения их, в алтаре совершаются священнодействия проскомидии, через которые из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Св. Евхаристии и при этом совершается предварительное поминовение членов Церкви Христовой - небесной и земной. От древнего обычая приносить в храм хлеб и вино для таинства Св. Евхаристии первая часть литургии и называется проскомидией - приношением.

Литургия оглашенных

Вторая часть литургии называется литургией оглашенных. Такое название эта часть службы получила от содержания в ее составе молитвословий, песнопений, священнодействий и поучений, имеющих учительный, огласительный характер. В древней Церкви во время ее совершения могли присутствовать, вместе с верными, и оглашенные, т. е. лица, готовящиеся ко Св. Крещению, а также кающиеся, отлученные от Св. Причастия.

Диакон: Благослови, владыко.

Иерей: Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Великая ектения

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй (на каждое прошение).

О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек) , честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

О граде сем (или: o веси сей, если в монастыре, то: о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Антифоны

Антифоны на литургии бывают трех родов: праздничные, изобразительные и вседневные (будничные). Какие из них поются, определяется на каждый день церковным Уставом. Праздничные антифоны поются в праздники Господни, за исключением Сретения (праздничные антифоны в Неделю ваий, на Пасху, на Вознесение и в День Святой Троицы приведены в главе «Песнопения из служб Триоди цветной»).

Вседневные антифоны положено петь в будни. Чаще всего в воскресные и праздничные дни, поются антифоны изобразительные (псалмы 102, 145 и Блаженны - Мф. 5, 3-12)

Первый антифон

1. Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его.

2. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его.

1. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя.

2. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами.

1. Исполняющаго во благих желание твое: обновится, яко орля, юность твоя.

2. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым.

1. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя.

2. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.

1. Не до конца прогневается, ниже в век враждует.

2. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам.

1. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.

2. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша.

1. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его.

2. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы.

1. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет.

2. Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего.

1. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его.

2. И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я.

1. Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает.

2. Благословите Господа, ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его.

1. Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его.

2. Благословите Господа, вся дела Его, на всяком месте владычества Его.

1. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

2. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

1. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благословен еси, Господи.

Ектения малая

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Второй антифон

Во время второго антифона зажигается пономарская свеча. Алтарник берёт свечу во время «Единородный Сыне…» и становится с ней на горнем месте.

1. Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.

2. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения.

1. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.

2. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего.

1. Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них.

2. Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим.

1. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы.

2. Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники.

1. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.

2. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

оглашенных (наставляемых в вере) - то есть людей, ещё только готовящихся к принятию крещения , а также людей кающихся и отлучённых от причастия. В древности оглашенные стояли в притворе и должны были покинуть храм после произнесения диаконом слов: «Ели́цы оглаше́ннии, изыди́те; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся », по произнесении которых заканчивается литургия оглашенных.

Состав священнодействий

После проскомидии священник, подняв руки, молится о ниспослании на священнослужителей Святого Духа , чтобы Он «сошел и вселился в них » и отверз их уста возвестить хвалу Богу. После этой молитвы начинается литургия оглашенных.

В состав литургии оглашенных входит:

  • великая ектения - в ней подробно перечисляются христианские нужды и лица, за которых молится церковь. Во время произнесения диаконом Великой ектении священник в алтаре тайно молится чтобы Господь призрел на храм и молящихся в нём людей;
  • изобразительные и праздничные антифоны - используются, чтобы усилить благоговейное упование на Бога. Для этого используются псалмы 102 и 145 в которых в поэтической форме изображены благодеяния Бога еврейскому народу (поэтому они называются «изобразительными »). Так как эти псалмы поются попеременно на двух клиросах , то они также называются антифонами . В двунадесятые праздники поются не изобразительные антифоны, а особые новозаветные стихи к которым прибавляется припев соответствующий празднику;
  • гимн «Единородный Сыне » исполняется независимо от того какие антифоны (изобразительные или праздничные) поются на литургии. Он напоминает верующим о главном для христиан благодеянии Бога - ниспослании на землю своего Сына:
    Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас
  • малая ектения разделяет изобразительные и антифоны, а также возглашается после молитвы «Единородный Сыне ». Во время малой ектении священник в алтаре молится об исполнении Богом прошений присутствующих в храме людей;
  • пение Евангельских блаженств в которых показывается практический идеал истинного христианина и указывается, что верующий испрашивая милостей у Бога должен быть «смиренным духом, сокрушающимся и даже плачущим о своих грехах, кротким, поступающим по правде, чистым сердцем, милосердным к ближнему и терпеливым во всех испытаниях и даже готовым умереть за Христа ». После Блаженств поются особые тропари , называемые «тропарями блаженными», количество которых зависит от приходящегося на этот день праздника;
  • малый вход с Евангелием во время которого открываются Царские врата и священник с диаконом выходят из алтаря, неся Евангелие. В настоящее время это действие носит только символический характер, но в древности оно объяснялось тем, что Евангелие хранилось не на престоле , а в диаконнике и для чтения торжественно переносилось в алтарь;
  • чтение Апостола и Евангелия совершается для разъяснения верующим христианской веры. Перед чтением Апостола чтец (или диакон) и хор исполняют прокимен , перед чтением Евангелия - аллилуиарий . Во время чтения Апостола диакон совершает каждение, символизирующее благодать Святого Духа с которой проповедовали апостолы, а священник стоит, на горнем месте , как равный апостолам по благодати учительства. Если служит епископ то он сидит, так как является живой иконой Христа
  • ектении об умерших;
  • ектении об оглашенных в которых возносятся просьбы чтобы Бог просветил оглашенных и удостоил их крещения ;
  • ектения о выходе оглашенных завершает данную часть литургии.

Символическое значение литургии оглашенных

Слова, являющиеся начальным возгласом литургии - «Слава в вышних Богу » символизируют песнь пропетую ангелами при рождении Иисуса Христа то есть начало литургии напоминает верующим о воплощении Сына Божия. Пение евангельских блаженств напоминает о начале проповеди Иисуса Христа и показывают пример христианской жизни. Малый вход символизирует проповедь Христа по городам и сёлам Палестины, а несомый перед Евангелием светильник обозначает Иоанна Предтечу . Чтение Апостола и Евангелия доносит до верующих жизнь и учение Христа о Боге, а каждение между чтениями символизирует распространение благодати на земле после проповеди Христа и апостолов. Ектении и молитвы за оглашенных приглашают верующих помолиться за некрещёных и напоминают, что и крещёные своими грехами могут потерять благодать спасения. Три краткие ектении, возглашаемые до Херувимской песни, символизируют трёхлетнюю проповедь Иисуса Христа.

Напишите отзыв о статье "Литургия оглашенных"

Примечания

Литература

  • Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). - М .: Даръ , 2005.
  • Гоголь Н. В. Размышления о божественной литургии . - М ., 1889.
  • Настольная книга священнослужителя Т. 1. - М.: Издательский Совет РПЦ, 1992 г.

Ссылки

См. также

Отрывок, характеризующий Литургия оглашенных

На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.
– Потому что, – согласитесь сами, – если не знать верно, сколько там, от этого зависит жизнь, может быть, сотен, а тут мы одни, и потом мне очень этого хочется, и непременно, непременно поеду, вы уж меня не удержите, – говорил он, – только хуже будет…

Одевшись в французские шинели и кивера, Петя с Долоховым поехали на ту просеку, с которой Денисов смотрел на лагерь, и, выехав из леса в совершенной темноте, спустились в лощину. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. Петя, замирая от волнения, ехал с ним рядом.
– Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет, – прошептал Петя.
– Не говори по русски, – быстрым шепотом сказал Долохов, и в ту же минуту в темноте послышался оклик: «Qui vive?» [Кто идет?] и звон ружья.
Кровь бросилась в лицо Пети, и он схватился за пистолет.
– Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
– Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
– Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
– Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
– Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом.
– Oh, c"est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра.
– Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми.
– Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов.
Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову.
– C"est vous, Clement? – сказал он. – D"ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали.
– Si vous comptez sur la soupe du soir, vous venez trop tard, [Если вы рассчитываете на ужин, то вы опоздали.] – сказал с сдержанным смехом голос из за костра.
Долохов отвечал, что они сыты и что им надо в ночь же ехать дальше.
Он отдал лошадей солдату, мешавшему в котелке, и на корточках присел у костра рядом с офицером с длинной шеей. Офицер этот, не спуская глаз, смотрел на Долохова и переспросил его еще раз: какого он был полка? Долохов не отвечал, как будто не слыхал вопроса, и, закуривая коротенькую французскую трубку, которую он достал из кармана, спрашивал офицеров о том, в какой степени безопасна дорога от казаков впереди их.
– Les brigands sont partout, [Эти разбойники везде.] – отвечал офицер из за костра.
Долохов сказал, что казаки страшны только для таких отсталых, как он с товарищем, но что на большие отряды казаки, вероятно, не смеют нападать, прибавил он вопросительно. Никто ничего не ответил.
«Ну, теперь он уедет», – всякую минуту думал Петя, стоя перед костром и слушая его разговор.
Но Долохов начал опять прекратившийся разговор и прямо стал расспрашивать, сколько у них людей в батальоне, сколько батальонов, сколько пленных. Спрашивая про пленных русских, которые были при их отряде, Долохов сказал:
– La vilaine affaire de trainer ces cadavres apres soi. Vaudrait mieux fusiller cette canaille, [Скверное дело таскать за собой эти трупы. Лучше бы расстрелять эту сволочь.] – и громко засмеялся таким странным смехом, что Пете показалось, французы сейчас узнают обман, и он невольно отступил на шаг от костра. Никто не ответил на слова и смех Долохова, и французский офицер, которого не видно было (он лежал, укутавшись шинелью), приподнялся и прошептал что то товарищу. Долохов встал и кликнул солдата с лошадьми.
«Подадут или нет лошадей?» – думал Петя, невольно приближаясь к Долохову.
Лошадей подали.
– Bonjour, messieurs, [Здесь: прощайте, господа.] – сказал Долохов.
Петя хотел сказать bonsoir [добрый вечер] и не мог договорить слова. Офицеры что то шепотом говорили между собою. Долохов долго садился на лошадь, которая не стояла; потом шагом поехал из ворот. Петя ехал подле него, желая и не смея оглянуться, чтоб увидать, бегут или не бегут за ними французы.
Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в поле, а вдоль по деревне. В одном месте он остановился, прислушиваясь.

Потому что к слушанию ее допускались в древнее время и оглашенные . Оглашенными назывались те люди, которые приготовлялись ко святому Крещению через оглашение, то есть словесное изучение христианской веры. Оглашенные и теперь есть в тех местах, где живут язычники, желающие обратиться в христианство.

Во время Литургии оглашенных вспоминаются события от Рождества Христова до Его страдания.

Начало Литургии оглашенных совершается так: по окончании проскомидии диакон, выйдя на амвон, произносит: «Благослови, владыко». Священник в алтаре перед престолом Божиим прославляет царство Пресвятой Троицы такими словами: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». После этого диакон или священник произносит великую ектинию. За этой ектенией следует пение 102-го псалма «Благослови, душе моя, Господа», малая ектиния и пение 145-го псалма «Хвали душе моя Господа». Эти псалмы называются изобразительными , ибо в них изображены благодеяния Божии роду человеческому: сердце христианина должно прославлять Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, избавляющего от истления нашу жизнь, и не забывать всех Его благодеяний. Господь щедр, милостив и долготерпелив; Он хранит истину вовек, творит суд обидимым, дает пищу алчущим, освобождает заключенных, любит праведников, принимает сирот и вдов и наказывает грешников...

В некоторые Великие праздники вместо этих псалмов поются антифоны - избранные стихи, которые, там, где это возможно, поются попеременно на двух клиросах, отчего они и получили свое название.

По окончании второго антифона всегда поется песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий, бессмертен сый, изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святые Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертью смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас». В этой песни мы, вспоминая воплощение Сына Божия, Его распятие и смерть, просим Его спасти нас .

После пения этой песни произносится вторая малая ектиния и по окончании ее поются заповеди Блаженств . В этих заповедях содержится учение о том, какими мы должны быть, чтобы получить награду от Бога. Во время пения этих заповедей в первый раз за Литургией отворяют царские врата и совершают малый вход. Этот вход называется малым в отличие от великого, который бывает на Литургии верных.

Малый вход совершается так: во время пения блаженств священник дает с престола диакону Евангелие, затем оба обходят через горнее место престол и выходят из алтаря северной дверью. Впереди идет диакон с Евангелием, за ним священник; перед Евангелием несут горящую свечу. Остановясь на амвоне, перед царскими вратами, священник благословляет вход и целует Евангелие, а диакон, поднимая Евангелие в царских вратах, произносит: «Премудрость, прости», и входит в алтарь.

Малый вход означает явление Иисуса Христа на проповедь в мир после крещения. Так как во время малого входа верующие под образом Евангелия видят как бы Самого Господа Иисуса Христа, начавшего проповедовать Своё учение, то святая Церковь и призывает всех воздать поклонение Господу пением священной песни: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу».

Выход священника не царскими вратами, а северной дверью означает явление Иисуса Христа в мир не как царя, а как смиренного слуги. Евангелие символизирует учение Иисуса Христа. Горящая свеча означает Иоанна Крестителя , которого сам Христос назвал светильником горящим. Поднятие Евангелия в царских вратах является символом того, что евангельское учение выше всякого человеческого учения . После пения «Приидите поклонимся» и возгласа священника: «Яко свят еси Боже наш», диакон, встав на амвоне перед иконою Спасителя, возглашает: «Господи, спаси благочестивые и услыши ны». Затем поётся песнь: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас».

Эта песнь называется Трисвятою , потому что в ней слово святый употреблено три раза , в отношении к каждому лицу Пресвятой Троицы. Она получила начало в 5-м веке, при греческом императоре Феодосии 2-ом и патриархе Прокле, по следующему случаю: во время землетрясения в Константинополе, все верующие, одни в храме, другие на площади, начали молиться Богу о помиловании. Тогда один отрок, находившийся на площади вихрем был поднят на воздухи, спустившись на землю, объявил, что он слышал вверху песнь ангелов: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Народ, услышав эти слова, начал повторять их, присоединив к ним: «помилуй нас». И после этой усиленной молитвы землетрясение прекратилось. С этого времени Трисвятая песнь введена во все Богослужения христианской Церкви.

После пения Трисвятой песни читаются Апостол и Евангелие . В первом содержится учение Апостолов, а во втором - учение Самого Иисуса Христа.

Чтение посланий Апостольских и Евангелия верующие должны слушать с таким же вниманием и благоговением, как бы видели и слышали Самого Спасителя и апостолов. К этому вниманию они и возбуждаются перед чтением Апостола словами: «Вонмем! Премудрость», (т. е. будем внимательны; читаемое будет исполнено премудрости) и перед чтением Евангелия: «Премудрость! Прости! Услышим святаго Евангелия». Значение этих слов то же самое. Чтение Апостола напоминает проповедь св. апостолов, а чтение Евангелия знаменует собой проповедь Иисуса Христа.

После чтения Евангелия произносится сугубая ектения: «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего, рцем». Этой ектенией мы молимся: о земле Русской, о Патриархах, Архиереях, о всех прежде почивших отцах и братиях, о благодетелях храма, певцах и предстоящих во храме. Затем следует ектения об оглашенных. В ней верующие молятся об оглашенных, чтобы Господь огласил их словом истины, т. е. наставил их в истине, открыл им Евангелие правды и присоединил их к святой Своей Церкви, чтобы и они вместе с верующими удостоились прославлять святое имя Его...

Христианство, как и любая другая состоявшаяся и оформившаяся религия, имеет большое количество обрядов. Они позволяют пастве ощущать себя частью чего-то важного и стремиться к этому всеми своими помыслами и поступками. Богослужения и обряды в православии и католицизме имеют много общего, но и различий между ними немало. Обычно новичкам, которые только пришли к Богу, они становятся заметны не сразу, так как воцерковление является долгим процессом, во время которого постепенно раскрывается смысл всех таинств и обрядов. Однако даже те прихожане, которые считают неизменной частью своей жизни посещение богослужений, не всегда могут объяснить их смысл, рассказать о значении и перечислить чинопоследование. Литургия оглашенных - это церковная служба, кажущаяся одной из самых сложных для понимания православных. Многие даже не могут сказать, когда она начинается и чем заканчивается. Но на самом деле литургия оглашенных является важной частью коллективного служения Богу в христианстве и имеет свою историю становления, обращающую нас к временам, когда последователи религии подвергались массовым гонениям. Сегодня мы подробно расскажем о данной литургии и отдельно выделим все ее этапы.

Литургия: обратимся к терминологии

Для того чтобы начать рассказывать читателям непосредственно о литургии оглашенных, важно иметь некоторое представление о православной терминологии. В первую очередь давайте разберем, что именно представляет собой данное богослужение.

Слово «литургия» пришло к нам из греческого языка. В переводе оно означает «общее дело», что как нельзя лучше характеризует суть этого действа. С тех времен, когда христианство переживало этап становления, богослужения носили коллективный характер. Изначально это было единственной возможностью вознести хвалу Творцу и получить знания о христианстве.

Сегодня в литургии тоже участвует множество человек. Их можно условно разделить на четыре категории:

  • священнослужитель, ведущий службу;
  • диаконы;
  • хористы;
  • прихожане.

Действия всех участников богослужения обычно довольно слажены и подчинены определенным правилам. При этом многие прихожане считают себя всего лишь слушателями молитвы, что является в корне неверным отношением к литургии. Ведь обычные люди, пришедшие в храм, не могут быть пассивными зрителями всего происходящего у алтаря. Они принимают во всем непосредственное участие. И особенно это касается молитвы. Ведь в христианстве наделяют особенной силой. На подобных службах нужно обращаться к Богу не только со своими проблемами и заботами, но и вникнуть в слова священника, чтобы в едином порыве обратить к Творцу свое сердце. В такие моменты на всех молящихся нисходит истинное благословение.

Ранее считалось, что без подобных молитв невозможно свершить таинство причастия, так как хлеб и вино не превратятся в кровь и тело Христовы. Впрочем, и по сегодняшний день во многих храмах к литургии оглашаемых осталось такое же отношение. Отчасти его можно считать верным, но все же данное богослужение имеет и другой смысл. В первую очередь его нужно воспринимать как важную часть Великой литургии, которая может быть как повседневной, так и праздничной.

Краткое описание

Когда мы говорим о богослужениях в православии, то практически на сто процентов мы имеем в виду византийский обряд. Он возник почти на заре христианства и состоит из нескольких частей, одной из которых и является литургия оглашенных.

Главной целью византийского обряда считается подготовка верующего к причащению. Он должен еще раз вспомнить все основы христианства, моменты из земной жизни Христа и о его страданиях при распятии. Церковь за ограниченный временной интервал объясняет прихожанам, зачем Бог послал Сына своего к людям и поясняет важность таинств. Именно таким образом можно вкратце описать суть литургии оглашаемых.

Но почему она названа так? Этот вопрос интересует практически всех, кто недавно пришел к Богу и только знакомится с большинством обрядов. Ответ на него крайне прост. Богослужение, которое принято называть «литургия», является единым действом. Но состоит оно из нескольких частей. Самыми главными и внушительными по времени являются как раз литургия оглашенных и литургия верных. Названия им были даны еще в давние времена, и связаны они с таинством причащения.

Дело в том, что определенная категория прихожан не имеет права принимать участие в данном обряде. К этой группе относятся люди, отлученные от причастия, кающиеся за свершение грехов и те, кто только готовится к крещению. Они могут присутствовать на всем богослужении, кроме его заключительного этапа. На данный период они должны выйти за пределы храма. Сигналом к выходу из церкви служит оглашение священника, поэтому часть богослужения, доступная перечисленной категории людей, и была названа «литургия оглашенных».

Значение литургии

Сегодня эта часть службы недооценивается многими православными, они не понимают ее важности и воспринимают как этап, предшествующий причастию. Однако в Древней Руси ко всем относились очень серьезно. Сторонний человек, не прошедший долгий подготовительный этап, просто не мог стать христианином. Временной интервал от волеизъявления человека принять православие до самого таинства мог растянуться на годы. Это было особенно характерно для старообрядцев, но и в обычной церкви человек проходил несколько месяцев обучения и лишь потом получал право стать христианином. Процесс знакомства с религией в обязательном порядке включал в себя посещение основных богослужений в качестве активного участника на протяжении всего отведенного духовным наставником на обучение времени.

Литургия оглашенных была единственной возможностью присутствовать на служении, предшествующим причастию. После принятия крещения верующий получал полное право отстоять службу полностью и не выходить из храма после оглашения.

Интересно, что сами священники всегда с удовольствием рассказывают прихожанам о значении литургии с точки зрения церкви. Они говорят о том, что каждый ее этап символичен определенным событиям. К примеру, первые слова богослужения - это своеобразная ангельская песнь, возвещающая человечеству о рождении Сына Божьего. Обязательные пения делают отсыл к проповедям Христа, которые он вел в разное время. Малый вход можно соотнести с путешествием Иисуса по Палестине и проповедованием во всех городах и селах истинной веры. Дальнейшие этапы литургии должны напомнить людям о том, что молиться нужно не только за близких, но и за тех, кто не обрел благодать вечной жизни, не приняв своим единственным богом Всевышнего. Эта категория нуждается в наставлении и указании пути, а значит, молитва сможет стать для них некой путеводной звездой.

В Константинополе и других городах в древности литургии проводились очень пышно. Они сопровождались крестным ходом с массовыми проповедями. Обычно подобные богослужения было принято проводить в качестве благодарности за избавление от эпидемии, в честь окончания войны или как прошение о защите в тяжелые времена. В древности в храме литургия оглашенных проходила не всегда. Довольно часто после крестного хода к дверям церкви люди оставались за ними и слушали службу с улицы. Они считались непосредственными участниками действа, несмотря на место их нахождения. После оглашения двери храма закрывались, и внутри оказывались только те, кто имел законное право принять причастие в таинстве причастия.

Этапы проведения литургии

В православии существует специальная наука о проведении богослужений - литургика. Литургия оглашенных, согласно ее канонам, состоит из нескольких частей. Каждая имеет свой смысл и подчинена строгой последовательности. Мы изложим все этапы проведения службы в упрощенном и кратком варианте:

  • Проскомидия. Если быть максимально точными, то это еще не сама литургия, а ее преддверие. На данном этапе совершается своеобразное жертвоприношение из хлеба и вина, которые затем будут использованы для причащения прихожан.
  • Великая ектения. Ектении являются важной частью всех церковных богослужений и представляют собой перечень прошений к Господу.
  • Антифоны. Под данным термином скрываются песнопения, которые должны произносить хористы. В древности это делалось посредством двух хоров, расположенных друг напротив друга.
  • Гимн.
  • Малая ектения.
  • Пение.
  • Малый вход.
  • Разъяснение христианской веры. Данный процесс включает в себя чтение Евангелия.
  • Четыре ектении, идущие последовательно друг за другом: сугубая, об умерших, о входе оглашенных и о выходе оглашенных.

Новичкам все перечисленные этапы могут показаться непонятными, а само богослужение - слишком длительным. Сколько литургия оглашенных длится, ответить точно нельзя. Несмотря на то что все ее части подчинены строгому порядку и четко регламентированы, каждый священнослужитель вкладывает в нее всю свою душу и веру в Бога. Поэтому возможны серьезные расхождения по времени служения Всевышнему.

Самые распространенные вопросы, касающиеся литургии

Очень часто прихожане, только вставшие на путь веры, стесняются задавать вопросы о богослужениях. В итоге они теряют интерес к этим важным действиям и подчас пропускают значимые этапы, которые в будущем сделали бы их сильнее и крепче духом.

Нередко интерес вызывает то, какая литургия важнее - праздничная или ежедневная. По данной теме не может быть двух ответов. В православии любое обращение к Богу - это важное и значимое действие. А принятие участия в общей молитве, которую и представляет собой в некотором смысле литургия, придает человеку духовных сил и укрепляет его в вере. Поэтому обязательно выделите время и примите участие в этом действе, которое очень важно для каждого христианина. При этом не стоит разделять литургии между собой по значимости.

Когда дело касается воцерковленных людей, которые не так давно пришли в лоно церкви, то для них характерна ошибка, связанная с разделением одного богослужения на части по степени важности. Литургия оглашенных и литургия верных при таком подходе считаются разными. Первая крещеными людьми воспринимается как необязательная для присутствия. А вторая, после которой и происходит причащение, считается крайне важной. Священники выступают категорически против подобного подхода к служению Богу. Они утверждают, что литургия оглашенных является подготовительным этапом к таинству, а потому пропускать ее ни в коем случае нельзя.

Для того чтобы читателям было проще понять основную суть литургии и принимать в ней осознанное участие, мы дадим некоторые разъяснения к ее самым важным этапам.

Начало литургии

После проскомидии священник и диакон начинают подготовку прихожан к таинству причастия. Первыми словами литургии являются молитвы о призвании Святого Духа. Произносятся они священником и диаконом по очереди. Им вторят хористы. Паства обычно повторяет только последние слова текста, представляющие собой некую печать, подтверждающую и закрепляющую сказанное.

Считается, что во время литургии всем происходящим руководит сам Господь. А участники действа являются его помощниками. Причем здесь неважен статус человека - священники и рядовые прихожане равны перед Богом.

Далее наступает черед великой ектении. Она должна проводиться только в благостном расположении духа, поэтому священник начинает ее с молитвы, призванной вселить мир в сердца прихожан. В христианстве категорически запрещено приносить любые жертвоприношения Господу, в число которых входит и молитва, находясь в гневе или раздраженном состоянии.

Молитва читается в несколько этапов, каждый включает в себя определенные прошения. В процессе священник охватывает практически все сферы жизни человека, особый упор делается на духовное прозрение. Также просится милость на всех молящихся и саму церковь. Кроме уже перечисленных моментов важным считается прошение о благословении. Именно во время литургии благодать Божья спускается на всех принимающих в ней участие.

Антифоны

Пение - это неотъемлемая часть служения Господу. Но оно имеет некие различия в зависимости от того, какая служба ведется. Во время литургии значительное внимание уделяется антифонам. Они представляют собой псалмы, поющиеся целиком или группами по нескольку стихов. Отличительной особенностью антифонов от других песнопений является манера их исполнения. Петь псалмы должны оба хора попеременно.

Это создает особую атмосферу, которая наполняет храм прославлением Бога. Антифоны полностью состоят из прославляющих текстов, и когда пение идет со всех сторон, на молящихся снисходит особая благость, наполняющая их сердца и души любовью к Господу.

Интересно, что изначально антифоны были самостоятельными песнопениями. Их часто исполняли прихожане, направляющиеся в храм. Затем их начали использовать во время крестных шествий до начала литургии.

И лишь с течением времени они стали полноценной часть богослужения. Сегодня довольно сложно представить литургию без этих восхвалений, чередующихся с молитвой.

Сразу отметим, что хор поет несколько антифонов. Они сочетаются с малой ектенией и молитвой священнослужителя. Когда поется первый антифон, служитель церкви читает молитву о защите всех православных, и в частности тех, кто относится к прихожанам данной церкви. Параллельно читается малая ектения, к словам которой присоединяются все присутствующие в едином порыве.

Второй антифон полностью посвящен Сыну Божьему. В песнопениях рассказывается о том, как в Иисусе Христе слилось божественное и человеческое начало, что позволило ему возлюбить всех людей без исключения и отдать за них свою жизнь. Параллельно священник читает молитву о даровании вечной жизни и благословений. Сразу после нее произносится еще одна малая ектения.

Третий антифон посвящен заповедям Божьим. В песнопениях славится Господь, который мудро рассудил, дав людям свод правил, согласно которым они смогут жить праведно. Обычно на данном этапе происходит малый вход.

Малый вход: описание и значение

Еще в процессе исполнения псалмов хором священнослужитель заходит за алтарь. Через несколько минут он выходит оттуда с Евангелием и обходит всех присутствующих. Параллельно читается молитва, к которой присоединяются и прихожане. Все действия в совокупности направлены на прославление деяний Господа.

Интересно, что малый вход имеет два значения - духовное и практическое. Второе пришло к нам с тех времен, когда религия только проходила этап становления. Дело в том, что Евангелие - это очень ценная книга, иметь которую могли далеко не все простые люди. Даже церковь получала ее нередко в качестве бесценного дара от обеспеченного прихожанина. Хранилась книга в определенном месте и зачастую не в храме. Это могло уберечь ее от кражи в случае разграбления церкви врагами. Поэтому во время литургии Евангелие торжественно вносилось в храм для чтения перед всеми собравшимися.

Также малый вход имеет и духовное или символическое значение. Считается, что он изображает собой явление церкви как таковой для прославления Господа.

Чтение текстов

После антифонов литургия продолжается чтением тропарей, кондаков и текстов из Священного Писания. Все это выбирается в соответствии к тому дню, в который проходит служба.

Заключительные ектении

В конце литургии оглашенных священнослужитель читает несколько посвящена молитвам о главах православной церкви. Следующая за ней - заупокойная, посвященная поминовению всех ушедших из этого мира православных. Однако стоит иметь в виду, что по воскресным и праздничным дням она пропускается. Заключительным этапом данной литургии является ектения об оглашенных. Во время ее прочтения даются пояснения к таинству крещения и значению подготовки к нему. После окончания текста священнослужитель требует оглашенных покинуть храм. Таким образом, литургия для них заканчивается.

«Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова

В последние годы интерес к православной церкви среди людей значительно возрос. В городах и селах возрождаются храмы, люди крестятся и венчаются, а деятели искусства ставят даже спектакли на тему христианства.

Еще в девяностые годы прошлого века постановка в - «Литургия оглашенных» - наделала много шума. Она соединила в себе божественное и обыденное, тем самым доказав, что церковь неотделима от людей. Сегодня по мотивам постановки создан фильм, не менее интересный и необычный, чем спектакль.