Соотношение заработной платы руководителей и работников администрации. Соотношение среднемесячной заработной платы руководителей и работников: разъяснения Минтруда. Как определить соотношение зарплат руководства и сотрудников

Руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных и муниципальных учреждений и предприятий больше не смогут "самовольничать", назначая себе заработную плату.

Министерство труда и социальной защиты России подготовило поправки в Трудовой кодекс, а также проект постановления правительства, которыми регулируется образование заработной платы руководителей таких организаций. С момента принятия документов она должна быть четко привязана к зарплате рядовых работников и не превышать установленные документами рамки.

В законопроекте, корректирующем Трудовой кодекс, говорится, что предельный уровень средней зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий должен определяться в кратном отношении к средней зарплате работников тем органом, который является учредителем. То есть, если речь идет о федеральном унитарном предприятии, то максимальную разницу в зарплате устанавливает правительство, если о региональном предприятии, то администрация субъекта РФ, на муниципальном уровне - органы местного самоуправления.

В проекте постановления правительства уточняются требования к заработной плате руководителей государственных предприятий. Как пояснил "РГ" заместитель директора департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства минтруда Сергей Горбарец, согласно проекту постановления правительства размер зарплаты руководителя госпредприятия определяется учредителем в зависимости от сложности труда, масштаба управления, особенностей деятельности и значимости предприятия. При этом предельное соотношение его зарплаты к средней зарплате работников без учета его замов и главного бухгалтера должно быть в кратности от 1 до 8.

"Важный момент - эта кратность должна уже включать в себя премии, компенсационные и стимулирующие выплаты, которые получает руководитель дополнительно к окладу", - сказал Горбарец. Он также уточнил: пока зарплата руководителей госпредприятий регулируется постановлением правительства, подписанным в 1994 году, когда была введена единая тарифная сетка, и сегодня она состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности и прибыли за прошедший год. Кратность устанавливается между окладом начальника и величиной тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии на предприятии.

Но сейчас уже нет единой тарифной сетки. Изменилась экономическая ситуация, вместе с этим возникла необходимость поменять и принцип установления зарплаты руководителя госпредприятия.

"Кратность установлена от одного до восьми. Это значит, что на конкретном предприятии по решению учредителя она может быть любой в этих пределах. Стоит отметить, что в большинстве госучреждений она сейчас составляет 4-5 раз", - продолжает Сергей Горбарец.

Но есть и единичные случаи, когда заработная плата руководителя госпредприятия превышает заработную плату работников значительно больше, чем в восемь раз. И вот как раз для них ситуация должна поменяться, дифференциация в оплате труда между руководством и рядовыми работниками уменьшится.

Пока в проекте постановления правительства не идет речи о соотношении зарплат заместителей руководителя, главных бухгалтеров и основного персонала, но в минтруде признаются, что и эти пропорции в перспективе скорее всего будут прописаны в нормативных документах.

Как напомнил "РГ" проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, в 2008 году постановлением правительства была прописана кратность в зарплатах руководителей бюджетных учреждений и рядовых сотрудников: максимум один к восьми.

"Цель этой кратности заключалась в том, чтобы при переходе на новую систему оплаты труда, которая предполагала увеличение полномочий руководителей бюджетных учреждений при распределении средств и назначении заработной платы работникам в зависимости от эффективности их труда и нагрузки, не происходили искажения", - рассказывает он.

Тогда же были установлены параметры зарплат для заместителей руководителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений - в пределах 70 процентов от уровня зарплаты руководителя. Это тоже должно было выровнять ситуацию, чтобы не получилось, что зам, который не нравится, получает 30 процентов от зарплаты начальников, а приближенный - 90 процентов. Сейчас подобные схемы распространяются и на государственные предприятия.

"Но практика показала: несмотря на четко определенные в 2008 году правила соотношения в зарплатах, часто не учитывались стимулирующие выплаты и в результате пропорции в оплате труда "главенствующих" и "рядовых" нередко оказывались куда выше восьмикратности", - говорит проректор Александр Сафонов. Это было ярко видно на примерах вузов: вскрывались ситуации, когда зарплата преподавателя составляла 15 тысяч рублей, а ректора 200, а то и в несколько раз больше. Сейчас власти предпринимают усилия, чтобы распределение фонда оплаты труда в госучреждениях и на госпредприятиях происходило более рационально.

По мнению генерального директора Всероссийского центра уровня жизни Вячеслава Бобкова, кратность в средних зарплатах начальника и подчиненных один к восьми не решит принципиально вопрос несправедливой оплаты труда. "Средняя зарплата на предприятии - расплывчатный показатель. Зачастую в нем "сидит" и средняя зарплата руководителей", - говорит он.

С его точки зрения, было бы гораздо правильнее устанавливать кратность в зарплатах 10 процентов самых высокооплачиваемых работников на предприятии и 10 процентов наименее оплачиваемых. Соотношение в доходах самых бедных и самых богатых называется "коэффициент фондов". В Японии разница составляет в среднем по стране 5-6 раз. В России превышает 20 раз. На отдельных предприятиях может достигать и 40 раз. Причем самая большая дифференциация в зарплатах в нашей стране не между отраслями экономики, а внутри отдельных предприятий, уточняет Вячеслав Бобков.

Он убежден: если установить такую "вилку" (кратность между самыми бедными и богатыми), она будет более эффективно побуждать руководителей поднимать зарплату низкооплачиваемым работникам.

Кстати, по его словам, 8 процентов наемных работников в России имеют зарплату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Среди них есть работники и госучреждений, и госпредприятий, получающих зарплату на уровне МРОТ или чуть выше.

Также поправками в Трудовой кодекс устанавливается, что люди, поступающие на должность руководителя государственного или муниципального учреждения или предприятия, а также те, кто уже работает в такой должности, должны предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера собственных, своих супругов и несовершеннолетних детей.

Каждый работник желает получать достойную заработную плату. Безусловно, реализуя принцип справедливости при ее начислении, нельзя исключить определенный субъективный подход.

Государством для исключения такого подхода предусмотрена обязательность установления руководителю организации независимо от формы собственности коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя организации и средней заработной платы по организации в целом.

Данный материал позволит не допустить ошибок при расчете названного коэффициента.

Оплата труда руководителей организации в первую очередь зависит от результатов ее финансово-хозяйственной деятельности. Усиливая такую зависимость, Правительство установило норму, требующую соблюдения коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя организации и средней заработной платы по организации в целом (далее - коэффициент соотношения).

Справочно: данная норма действует с 1995 г.

Коэффициент соотношения зарплат следует соблюдать всем организациям независимо от формы собственности

Коэффициент соотношения независимо от формы собственности организации не может превышать 8,0 (постановление Совета Министров РБ от 25.07.2002 № 1003 (далее - постановление № 1003)).

При этом предусмотрено, что решение об установлении конкретного размера коэффициента соотношения принимается:

В отношении руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, включая банки:

до 6,0 включительно - органом, заключившим контракт. При этом для руководителей организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, этот коэффициент согласовывается с органом, осуществляющим владельческий надзор;

свыше 6,0 и до 8,0 включительно - в порядке, изложенном выше, по согласованию с Премьер-министром;

В отношении руководителей иных организаций - органом, заключившим контракт.

Важно! Коэффициент соотношения не устанавливают:

Генеральным конструкторам - руководителям организаций;

Руководителям организаций, которым условия оплаты их труда определены в соответствии с нормами Указа Президента РБ от 23.01.2009 № 49 "О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг)";

Руководителям организаций, которым согласно законодательству установлены должностные оклады в кратных размерах от уровня среднемесячной заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности, коэффициент соотношения их средней заработной платы и средней заработной платы по организации в целом не устанавливается (подп. 2.2 п. 2 постановления № 1003).

Составляем расчет коэффициента соотношения зарплат

Расчет коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом следует производить нарастающим итогом с начала года (подп. 2.1 п. 2 постановления № 1003).

Для правильного расчета коэффициента необходимо применять нормы Инструкции о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 122 (далее - Инструкция).

При расчете коэффициента заработную плату руководителя исключайте из фонда заработной платы работников организации.

Если руководитель назначен на должность в течение года или в контракт, заключенный с ним, вносятся изменения в части установления коэффициента соотношения, расчет производите нарастающим итогом начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором заключен (изменен) контракт.

Расчет коэффициента соотношения представим в следующем виде.

Такие показатели, как фонд заработной платы работников, среднесписочная численность работников, среднемесячная заработная плата, определяются в данном случае в соответствии с Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92.

Эти выплаты не учитываем при расчете коэффициента

При расчете коэффициента соотношения не учитывайте:

Государственные премии, установленные Президентом;

Единовременные поощрения (вознаграждения), выплаченные руководителю за награждение в установленном порядке государственными наградами, нагрудными знаками, почетными грамотами, независимо от источника их выплаты;

Надбавки, установленные в соответствии с частями второй и третьей п. 6 Инструкции.

Справочно: руководителям эффективно работающих организаций, приобретших в порядке, определенном законодательством, в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса права и обязанности убыточных организаций, может дополнительно устанавливаться на период не более 2 лет надбавка за увеличение объемов управленческого труда в размере не более 30 % оклада руководителя, образованного в соответствии с п. 5 Инструкции (часть вторая п. 6 Инструкции).

Руководителям уполномоченных организаций финансово-промышленных и иных хозяйственных групп по решению собственника имущества либо органа, заключившего контракт, может дополнительно устанавливаться надбавка за руководство финансово-промышленной и иной хозяйственной группой в размере не более 30 % оклада руководителя, образованного в соответствии с п. 5 Инструкции (часть третья п. 6 Инструкции);

Премия либо вознаграждение, выплаченные руководителю организации, занесенной на Республиканскую доску Почета или признанной победителем в соревновании (конкурсе), связанном с производственной деятельностью организации, проводимом на республиканском, областном, городском, районном и отраслевом уровнях, в размере, не превышающем за отчетный год в сумме по всем указанным основаниям независимо от источника выплаты оклада руководителя, образованного в соответствии с п. 5 Инструкции;

Единовременная премия либо вознаграждение, выплаченные руководителю за обеспечение подготовки и проведения республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села "Дажынкi", независимо от источника их выплаты;

Выплаты, предусмотренные подп. 9.2 и 9.3 п. 9 Инструкции;

Справочно: руководителям могут выплачиваться:

Годовой бонус - единовременное поощрение за выполнение организацией установленных органом, заключившим контракт, показателей прогноза социально-экономического развития в целом за отчетный год. Выплата годового бонуса производится после подведения итогов работы организации за отчетный год в размере не менее 12 окладов руководителя, образованных в соответствии с п. 5 Инструкции, в порядке и на условиях, определенных органом, заключившим контракт (подп. 9.2 п. 9 Инструкции);

Материальная помощь при предоставлении трудового отпуска в размере не более 2 окладов руководителя, образованных в соответствии с п. 5 Инструкции. При этом руководителю сверх материальной помощи, выплаченной при предоставлении трудового отпуска, может быть выплачена материальная помощь в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, юбилеем, смертью супруги (супруга), близкого родственника, уходом на пенсию и по иным значимым событиям в жизни человека, если эти основания предусмотрены в коллективном договоре либо ином локальном нормативном правовом акте, принятом в порядке, установленном законодательством (подп. 9.3 п. 9 Инструкции).

Выходное пособие, выплачиваемое в соответствии с законодательством;

Пособие по временной нетрудоспособности и другие выплаты за счет средств государственного социального страхования;

Выплаты за преподавательскую, научную или медицинскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством;

Выплаты за творческую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, в размере, не превышающем одного среднемесячного заработка в год;

Вознаграждения за создание, использование, содействие созданию и использованию объектов права промышленной собственности;

Оплата за руководство практикой студентов и учащихся;

Выплаты, произведенные организацией в порядке возмещения расходов по оплате коммунальных услуг, найму жилья;

Денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск.

Порядок включения премий в расчет коэффициента

При расчете коэффициента соотношения следует учесть, что:

Премии, выплачиваемые руководителю поквартально, и краткосрочные бонусы учитываются в квартале, в котором производится их фактическая выплата, помесячно в размере 1/3;

Часть премий, зарезервированная в соответствии с частью первой п. 8 Инструкции, учитывается в полугодии, в котором производится ее фактическая выплата, помесячно в размере 1/6.

Недоначисленные в целях соблюдения коэффициента соотношения выплаты резервируются и могут быть выплачены в конце года, если позволяет коэффициент соотношения, только по согласованию с органом, заключившим контракт.

Пример

В мае выплачена премия руководителю организации по итогам работы I квартала в сумме 1 200 000 руб. По лицевому счету премия отражена в апреле. Работники организации премируются помесячно. При расчете коэффициента соотношения премия, выплаченная руководителю, учитывается во II квартале помесячно в сумме 400 000 руб.

Считаем среднесписочную численность работников правильно

При расчете среднесписочной численности работников следует учесть, что из численности работников списочного состава исключаются следующие категории работников:

Находящиеся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

Не явившиеся на работу вследствие временной нетрудоспособности или ухода за больными, неявки которых оформлены листками нетрудоспособности или справками, за все календарные дни болезни. Если последний день болезни приходится на последний рабочий день недели (например, пятницу) или предпраздничный день (например, 7 марта), то при исчислении среднесписочной численности в последующие выходные и праздничные дни эти работники включаются;

Находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с обучением в учреждениях образования в соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь, а также для прохождения вступительных испытаний при приеме в учреждения образования для получения среднего специального и послевузовского образования;

Находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы, кроме находящихся в отпусках, предоставляемых по инициативе нанимателя. Работники исключаются из среднесписочной численности за все календарные дни неявок на работу;

Находящиеся под следствием до вынесения приговора суда. Если работник приговором суда не осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, то он включается в среднесписочную численность с первого дня невыхода на работу;

Больные хроническим алкоголизмом, помещенные на лечение в наркологические отделения психиатрических (психоневрологических) учреждений;

Работники-доноры за дни сдачи крови и ее компонентов, а также предоставленные после этого дополнительные дни отдыха.


Разница в зарплате начальника и подчиненного с января 2017 года должна быть строго регламентированной, согласно предельных соотношений, которые установили органы и учредители. Кстати, новые требования коснуться и автономных учреждений, и государственных структур.

Обновления в регламенте заработных плат

Формально, на данный момент так же установлены ограничения, которые должны контролировать разницу между оплатой труда управленцев и работников, но вот по факту его применяют лишь некоторые учреждения. Положение, которое устанавливает системы выплаты заработных плат для сотрудников всех предприятий, будь они государственные или казенные, содержит соотношение зарплат руководителей и работников. Это соотношение установлено, от 1 до 8 , и его необходимо придерживаться всеми предприятиям, которые находятся на федеральном уровне, если они бюджетные или казенные. Но вот автономных учреждений это положение никак не касалось. Субъекты и муниципальные образования также не включены в список компаний, которыми должна соблюдаться разница в зарплате начальника и подчиненного.

Другой нюанс заключается в том, что федеральный уровень предполагает лимиты для управляющих предприятиями, но на остальных начальников он не распространяется. Если говорить о муниципалитете или регионе, то здесь это положение внедрено лучше, но, снова-таки, не всеобъемлюще.

Но с июля месяца прошлого года был принят новый федеральный закон 347, который кардинально изменил сложившуюся ситуацию, и некоторые пункты трудового законодательства. В 145 статье сказано, что разница в зарплате начальника и подчиненного с января 2017 года станет актуальна для всех компаний, и тех, которые являются казенными, и для государственных, и для автономных так же. Спектр действия ограничений тоже расшириться: теперь он распространяется на всех лиц, занимающих управленческие должности. А это заместители, главные бухгалтера, а не только непосредственные начальники.

Что касается установки конкретных значений разницы, то они должны быть установлены органами учредителями. Но нормативные правовые акты установили предельные размеры соотношений зарплат у подчиненных государственных учреждений, и других предприятий:

Все федеральные государственные предприятия подпадают под правительственные нормативные акты;
Что касается государственных фирм, которые подчиняются региональным властям, то здесь зарплата начальника и подчиненного регулируется субъектами России;
Если это муниципальное учреждение, то разработкой нормативных актов занимаются представители органов местного самоуправления.

Четкий проектный документ уже окончательно составлен для федеральных организаций. Что же для них измениться с 1 января 2017 года?

Нововведения для учреждений федерального типа

В новом документе указано, что положение 538, а именно та его часть, где установлена разница в зарплате начальника и подчиненного, действует для всех учреждений федерального типа, даже если остальные части на них не распространяются. Установленные различия между зарплатами остаются такие, как и были раньше, просто теперь к их соблюдению относиться будут намного жестче, и подпадать под их действие будут все федеральные автономные организации. Получается, что соотношение с 1 до 8 остается в силе.

Для того, чтобы получить сумму среднемесячной заработной платы, будут учитываться все направления, откуда были получено финансовое обеспечение, которые имели место при их формировании. Все значения берутся из учета годового периода, что относиться и к руководителям, и к их заместителям, и к главным бухгалтерам.

По поводу первостепенных управленцев имело место принятие особых дополнительных требований. В проекте сказано, что заработная плата начальника федеральной организации должна начисляться таким образом, чтобы она обеспечивала возможность не нарушать предельный уровень соотношений. Получается, что оплата труда управленцев, даже при учете максимальных премиальных начислений, которые они получают за свой труд, должна соответствовать условию о не пересечении установленного лимита. Но это не снимает с руководителя обязанности постоянно стимулировать повышение эффективности работы организаций, и добиваться наилучших характеристик. Положение также же устанавливает, что все премии и прочие материальные поощрения руководитель сможет получать только при наличии соответствующих достижений, высоких коэффициентов производительности, за установленный термин. Они должны положительно оценивать динамику развития предприятия и работу самого управленца в том числе.

И при всем этом, насколько бы эффективно не работало бы производство, заработная плата начальника не может быть больше, чем та, которую допускает закон о предельном лимите соотношения. Схожие условия так же оговорены и в стандартных бланках трудовых соглашений, которые утвердило постановление президента еще четыре года назад. А вот в единых рекомендациях, которые касаются и федерального, и регионального, и местного уровня, говориться о том, что все материальные поощрения начальников должны осуществляться в зависимости от его производственных результатов и коэффициентов, которые показывают, насколько эффективно и перспективно продвигается производственный процесс. Органы учредители сами устанавливают объемы поощрений, и необходимые для них требования.

До текущего года показатели эффективности труда управленца учитывались только в процессе начисления поощрений, а вот что касалось премий, то здесь их не брали во внимание. Теперь положение 583 обязует учитывать их в любом случае.

Основания для повышений оплаты труда останутся такими же, как и в прошлом году. Действующая редакция 583 положения позволяет органу учредителю принимать решение о том, чтобы установить иной предельный порог соотношений, но только если предприятие указано в специальном перечне. Учитывая вновь принятые законы, в таком перечне смогут оказаться и те предприятия федерального типа, которые являются автономными. Раз за два года этот список будет пересматриваться, дополняться или сокращаться, в зависимости от ситуации. Но все равно превышение соотношения зарплат между боссом и сотрудником действует только на уровне главных управленцев, а вот заместителей и главных бухгалтеров это не касается.

Разница в зарплате начальника и подчиненного

Зарплата начальника и подчиненного соотноситься по правилам особого порядка, который утверждается на уровне правительства страны. именно по этой причине новые законы вносят ряд поправок в правительственное постановление, касающееся особенностей порядков расчета средних зарплат. Это 922 постановление, которое теперь будет содержать еще и последовательность расчетных операций. Им должны будут руководствоваться все учреждения, независимо от уровня.

Для определения соотношения заработных плат необходимо будет использовать годовые итоговые показатели, а для каждой должности расчет осуществляется отдельно. Новый проект так же регламентирует, что в ходе расчетных операций касающихся начальника, они не учитываются ни относительно списочного состава подчиненных, ни выплаченных зарплат бухгалтеров и заместителей.

Если разница в зарплате начальника и подчиненного на уровне заместителей и бухгалтеров превысит установленные границы, то отвечать за нарушение придется главному управленцу предприятия. Часто бывает, что сотрудник выполняет работу, предписанную сразу несколькими должностными инструкциями. Это касается и зам начальников, и бухгалтеров. В таком случае при расчетах учитываются их зарплаты, полученные за основную работу. А вот начальник в таком случае получает обе ставки: и за работу управленца, и за ту, которую осуществляет параллельно.
Определять размер средней зарплаты подчиненных теперь будут по следующим показателям:

Сумма материальных начислений работника в соответствии с отработанным им временем, это касается и поощрительных выплат на основе результатов труда. А так же сумма выплат, которые обусловлены согласно районному регулированию процесса оплаты работы.
Начисления, которые рассчитывались на основании среднего дохода в процессе выполнения подчиненным своей работы, ушедшие на выплату отпускных, больничных, и других пособий, регламентированных трудовым кодексом.

Заработная плата начальника в отношении оплаты труда подчиненных будет рассчитываться по одной и той же схеме, что для главного управленца, что для бухгалтеров и заместителей. Эта схема состоит из трех шагов.

1. Подсчитываем среднемесячную заработную плату служащих компании. Для этого необходимо фактически начисленную зарплату подчиненных из штата разделить на среднее количество служащих, которые работают в организации на протяжении года, а после на количество месяцев в году, то есть на двенадцать.
2. Далее определяется средняя месячная заработная плата начальника, заместителей, бухгалтеров. Для этого следует разделить на двенадцать начисленные заработные платы на протяжении года. Учитывать следует и те периоды, когда управленец не работал – они вычитаются из формулы. В расчете участвуют только по факту отработанные календарные месяцы.
3. Далее зарплата начальника и подчиненного сравнивается: делим среднюю месячную зарплату управленца на средний месячный заработок подчиненного.

С 1 января 2017 года информация о заработной плате руководства становиться общедоступной. Это еще одно нововведение, помимо порогового значения соотношения зарплат. Теперь каждое предприятие должно в открытом доступе предлагать сведения о том, сколько получает тот или иной руководитель: будь то бухгалтер, начальник или его зам. Это прописано в статье 349,5 трудового кодекса. Здесь так же указано, что информацию предприятия должны разместить на официальном сайте, который принадлежит органам власти или местного самоуправления, в зависимости от того, кто является учредителем. Они уже сами решат, стоит ли эти сведения размещать на каких-либо других ресурсах.

Сейчас управленцы предприятий, которые работаю на государственной или муниципальной основе, так же вынуждены предоставлять сведения о своих доходах, но это осуществляется по иному принципу. Они просто предъявляют учредителям справки о доходах, своей имущественной базе и имуществе своих родственников.

В каком порядке будет публиковаться информация о доходах начальника, зама и бухгалтера предприятия, установлено в нормативных правовых актах властей, которые уже разработаны для федерального уровня. Теперь сообщить о своей зарплате управленцы должны не позже первого квартала того года, который следует после отчетного периода. Для этих сведений выделен специальный тематический раздел. Чтобы его найти, достаточно перейти по ссылке, которую содержит главная страница сайта учредителей.

Здесь есть определенные требования к информационной базе, которая будет размещена на ресурсе. Необходимо указывать название предприятия федерального типа, управленческую должность, а так же ФИО того руководителя, о котором идет речь. Однако не разрешается публиковать такую информацию, как телефонные номера, место проживания, и прочие данные, которые относятся к индивидуальным. Естественно, что все секретные сведения об учреждении, его рабочих, проектах и прочем так же не следует публиковать на сайте.

Пока что зарплата начальника и подчиненного жестко сравнивается только в федеральных учреждениях, но это не значит, что в скором времени спектр действия нового положения не расшириться. Да и прочие нюансы могут коснуться любой организации. Чтобы начальник был заранее готов к нововведениям, лучше ознакомиться с текстом принятого положения. Тем более что давно известна практика, в которой изначально принимается закон на федеральном уровне, а после распространяется далее и становиться эталонным примером.

Государственным и муниципальным учреждениям, даже если они являются автономными, следует обзавестись подзаконной базой для того, чтобы в случае вступления в силу положения, они могли продолжать стабильную работу. К этой базе относятся:

Нормативные документы субъектов или органов местного самоуправления, на основе которого регулируется средняя месячная зарплата начальника и подчиненного, и устанавливается определенное соотношение между ними.
Правовые акты органов учредителей, которые определяют, на основании какого соотношения должна формироваться зарплата начальника и подчиненного в учреждениях подведомственного типа.
Нормативные правовые акты, которые регламентируют правила предоставления сведения о подсчитанной на будущий год заработной плате для начальника, его заместителя, главного бухгалтера предприятия на официальных ресурсах.

Для расчета соотношения всех заработных плат будет использоваться один единый порядок, законодательно установленный. В первые месяцы этого года, каждое учреждение обязано выполнить все необходимые подсчеты на основании данных за прошлый год, и представить документы органам учредителям. Если предельные пороговые значения будут нарушены, то нести ответственность придется главному начальнику. Так, статья 278 трудового кодекса говорит о том, что если начальник нарушил установленное соотношение, то это веская причина для расторжения трудового соглашения с ним.

Возьмём, например, учителей. Средняя зарплата в школе сейчас 32 тысячи. Значит, директор, заместитель и бухгалтер могут получать по 256. Если больше - уволят. Но нужно ли больше, при такой разнице? Об этом сейчас много споров. Если поправки должны были ликвидировать неравенство, то не много ли это - восьмикратный оклад. В Европе, для сравнения, директору добавляют только 30 процентов. Наш корреспондент Андрей Ивлев разбирался в денежной арифметике:

В аудиториях Московского физико-технического института привыкли говорить языком цифр. Даже тогда, когда речь заходит о степени удовлетворения зарплатой.

Максим Балашов, профессор кафедры высшей математики, доктор физико-математических наук: «Степень недовольства - 25 процентов. Довольства - 75».

Совсем недавно крупнейший национальный исследовательский университет страны оказался в центре скандала. Преподаватели жаловались на низкие зарплаты и требовали более прозрачного распределения средств. Сегодня ситуация изменилась.

Дмитрий Зубцов, проректор по учебной работе и экономическому развитию Московского физико-технического института: «Это и позиция ректората. Николай Николаевич всегда подталкивал и меня, и моих коллег к тому, чтобы мы учитывали фактор, что мы не должны отрываться от, так сказать, коллектива».

Впрочем, не все руководители считают, что отрываться от коллектива это нехорошо. Куда печальнее ситуация в школах.

Всеволод Луховицкий, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»: «Для любого директора, заинтересованного не только в пользе школы, но и в своём личном заработке, самый простой и логичный способ - сделать, чтобы у него работало меньше учителей. Каждый из них будет получать, соответственно, побольше зарплату, и таким образом, если эта зарплата будет кратная, он тоже будет получать больше зарплату».

Арифметику доходов начальников и подчинённых сейчас изучает прокуратура на примере республиканской больницы имени Семашко в Симферополе. Здесь своим заработком отличились главный бухгалтер и несколько заместителей главврача. Такое поведение сравнил с хамством глава Крыма Сергей Акёснов.

Сергей Аксёнов, глава Республики Крым: «Замы главврача. Вот там один главврач. Май - 507. Июнь - 270. Июль - 760. Ну, неплохо, да, как бы работают по нынешней ситуации. Это хамство высшей категории, аморальный поступок, основанный, прежде всего, на том, что средний медицинский персонал, медсёстры и все остальные получают в десятки раз меньше»

Для медиков зарплаты - вообще больная тема. Финансовые скандалы, словно злокачественные опухоли, в конце прошлого года возникали в больницах Хабаровского края. Симптомы одни и те же: пока хирурги и терапевты сводили концы с концами, получая копейки, руководство совсем не бедствовало, зарабатывая в десять, а то и в 13 раз больше подчинённых.

Александр Балтак, врач: «Мы зарабатываем деньги для больницы! Мы зарабатываем! Не юрист, не секретарь, не компьютерщик, не завхоз! Зарабатывает медицинское сословье — доктора, врачи, фельдшера! Но почему то у них зарплата выше нашей!».

Зарплатную терапию экстренно, как обычно бывает в таких случаях, пришлось проводить сотрудникам прокуратуры. Чтобы избежать рецидивов, и не только в медицинской сфере, отныне доходы начальников всех госструктур будут зависеть от заработка подчиненных. Соотношение: один к восьми. То есть, если рядовые сотрудники получают мало, то и руководитель не вправе шиковать. Поправки в Трудовой кодекс уже вступили.

Марина Маслова, директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России: «Размеры конкретные таких предельных соотношений устанавливаются для федеральных организация правительством РФ, для организация регионального подчинения - органами власти субъектов».

О разумном соотношении зарплат руководителей и подчинённых не раз говорили и члены Общероссийского народного фронта во время встречи с Президентом Владимиром Путиным. Законопроект был принят депутатами Госдумы.

Михаил Тарасенко, первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов: «Этот вектор, прежде всего, говорит о прозрачности, он обязывает всех руководителей публиковать данные о средней заработной плате, системе Интернета. Это уже прозрачность. Это уже первый шаг к тому, чтобы за прозрачностью пошли и справедливые решения».

Новшества, впрочем, не коснутся госкомпаний, которые являются естественными монополиями, а также некоторых заведений культуры, где гонорар определяют талант и признание публики. Преподаватели Московского физтеха новый закон поддержали. Говорят: теперь главное, чтобы исполнялся.

Андроник Арутюнов, ассистент кафедры высшей математики МФТИ: «Этот закон хорош и осмысленен, если это ограничение не будет производиться за счёт преподавателей. Очень часто из этих законов делают логичный вывод: если зарплата руководителя такая, то у сотрудников должна быть такой-то».

Игнорировать правила не получится. Начальников, которые не захотят умерить аппетиты, будут увольнять. На помощь надзорным органам, контролирующим исполнение закона, готовы прийти эксперты общероссийского народного фронта. Свою проверку вправе организовать и сами работники. Однако, для многих из них, конечно, важнее их собственная зарплата. Если она достойна, то, наверное, уже и не так важно, сколько получает начальник.

С 1 января 2017 года будут применяться предельные уровни соотношения среднемесячных зарплат руководителей (их заместителей, главных бухгалтеров) и работников государственных и муниципальных учреждений, ГУПов, МУПов, государственных внебюджетных фондов и территориальных фондов ОМС. Такой предельный уровень в обязательном порядке должны будут определять государственные и местные органы, а также организации, которые осуществляют функции и полномочия учредителей соответствующих фондов, учреждений и предприятий (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации «).

Что важно, за несоблюдение установленного предельного уровня соотношения зарплат данным законом предусмотрена ответственность. В этом случае трудовой договор между руководителем соответствующей организации и его работодателем (то есть федеральным органом государственной власти, органом субъекта либо местным органом) прекращается.

Вместе с тем, Правительство РФ, региональные и местные органы власти смогут утверждать перечни организаций, на которые предельные уровни зарплат распространяться не будут.

По общему правилу, информация о среднемесячной зарплате руководителей, их заместителей и главбухов указанных организаций будет размещаться в Интернете на официальных сайтах госорганов, органов местного самоуправления и организаций-учредителей фондов, учреждений и предприятий. А по решению указанных органов и организаций такие сведения могут размещаться и на официальных сайтах фондов, учреждений и предприятий. Порядок размещения такой информации также по общему правилу будет определяться федеральными нормативными актами, а также нормативными актами субъектов РФ и муниципальных органов.

В соответствии с новым законом, предельные уровни соотношения зарплат, установленные до его вступления в силу (то есть до 1 января 2017 года) будут применяться до 31 декабря 2016 года.

Предлагается установить максимальное соотношение зарплаты руководителей и работников бюджетных организаций
Это коснется сотрудников государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, а также государственных внебюджетных фондов.

Санкции предусмотрены в том числе за повторное совершение такого деяния.

Вопрос-ответ

Заработная плата руководителя

Согласно части второй статьи 145 Трудового кодекса органы местного самоуправления с 1 января 2017 года должны определить предельные уровни соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера).
Руководитель муниципального учреждения здравоохранения выполняет работу по совмещению профессий (должностей) и по внутреннему совместительству.
При расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников этого учреждения учитывается ли фактически начисленная заработная плата при совмещении профессий (должностей) и при выполнении работы по совместительству?

Ответил пользователь, Ю. Л. Анохина, консультант (anohina)

С 1 января 2017 года положения статьи 145 Трудового кодекса распространяются в том числе на государственные учреждения субъектов Российской Федерации, муниципальные учреждения.

Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений . муниципальных унитарных предприятий нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Проектом постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» устанавливается порядок соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников соответствующих государственных учреждений, а также увязываются выплаты стимулирующего характера руководителю с результатами достижения показателей эффективности деятельности соответствующих учреждений.

Согласно указанному порядку расчета (п. 2) соотношения среднемесячной заработной платы расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников организаций производится по итогам календарного года.

При расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации не учитываются как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной заработной плате работников организации руководитель, заместитель(и) руководителя и главный бухгалтер .

Расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителя и главного бухгалтера организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации производится отдельно по должностям руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера организации.

В случаях выполнения работы руководителем, заместителем руководителя, главным бухгалтером по совмещению профессий (должностей) при расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителя, главного бухгалтера организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации фактически начисленная заработная плата учитывается как по основной работе, так и при совмещении профессий (должностей) в целом .

При работе заместителя руководителя, главного бухгалтера по совместительству при расчете соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя, главного бухгалтера организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации учитывается только фактически начисленная заработная плата по должностям заместителя руководителя, главного бухгалтера.

При этом согласно части 4 статьи 145 Трудового кодекса условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов иных организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

На момент сдачи номера проект постановления находился на рассмотрении Правительства РФ.

Бюджет.ru ответ

Минтрудом России разъяснены отдельные вопросы, касающиеся установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников

Минтрудом России разъяснены отдельные вопросы, касающиеся установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников в Информации Минтруда России от 30 января 2017 года «Ответы на вопросы по применению Федерального закона от 03.07.2016 № 347 ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Читайте также: Заявление на отпуск по семейным обстоятельствам - образец

Сообщается о принятии Федерального закона от 03.07.2016 N 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:

  • государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казенных);

Даны ответы, в том числе, на следующие вопросы:

  • в Федеральном законе N 347-ФЗ речь идет только об окладах работников и руководителей или должен будет учитываться общий доход тех и других (премии, бонусы и т.п.)?
  • какие организации не попадают под действие Федерального закона N 347-ФЗ?
  • какова должна быть предельная разница между среднемесячной заработной платой руководителя и среднемесячной заработной платой работников соответствующих организаций?
  • кто осуществляет контроль за исполнением Федерального закона N 347-ФЗ в части соблюдения установленного предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников?

Информация Минтруда России от 30 января 2017 г.

«Ответы на вопросы по применению Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»»

1.Какие государственные учреждения и предприятия попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников? Муниципалитеты, мэрии городов и т.п. подпадают под действие этого закона?

Принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (далее – руководители) и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:

  • государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Данный закон не регулирует соотношения в оплате служащих и руководителей органов государственного управления и местного самоуправления (в т.ч. мэрий и т.п.).

Для служащих органов государственного управления и органов местного самоуправления всех уровней законодательством (Федеральными законами от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и от 2.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») предусмотрено установление конкретных размеров должностных окладов и других выплат соответствующими нормативными актами (для федеральных служащих – указами Президента РФ, служащих органов власти субъектов РФ – актами субъектов РФ, муниципальных служащих – актами органов местного самоуправления).

2.Речь идет только об окладах работников и руководителей или должен будет учитываться общий доход тех и других (премии, бонусы и т.п)?

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ говорит об обязательном установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, и среднемесячной заработной платы работников таких организаций (без учета зарплаты соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера).

Что такое «заработная плата» определено статьей 129 Трудового кодекса. Заработная плата включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, оплату по окладам, тарифным ставкам, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (премии и иные).

Для того, чтобы единообразно рассчитывались соотношения в оплате работников учреждений и предприятий как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, порядок расчета утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. № 1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Соответствующие дополнения внесены в известный всем кадровикам порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922.

3.Какие организации не попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ?

Действие Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ распространяется на руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров:

  • государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (втом числе казенных);
  • государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч. 3 ст. 145 ТК РФ без учета предельного соотношения могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров фондов, учреждений, предприятий включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

На федеральном уровне соответствующие перечни, утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2627-р и от 12 декабря 2015 г. № 2555-р.

В указанные перечни включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.

4.Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ какова должна быть предельная разница между среднемесячной заработной платой руководителя и среднемесячной заработной платой работников соответствующих организаций?

Закон не устанавливает величину предельного соотношения, он ввел обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются:

  • по федеральным организациям – Правительством Российской Федерации;
  • по организациям субъектов Российской Федерации и муниципальным организациям – нормативными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В настоящее время такие предельные размеры установлены:

  • для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и предприятий в кратности от 1 до 8 (постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016г. № 1339, изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 и от 2 января 2015 г. № 2);
  • для председателей государственных внебюджетных фондов в кратности до 10, для их заместителей, главных бухгалтеров в кратности до 8 (постановление Правительства Российской Федерации 29 ноября 2016 г. №1259).

Читайте также: Проверить медицинскую книжку на подлинность

До принятия данного закона сложилась практика ограничения соотношений зарплат руководителей и работников в учреждениях социальной сферы. Так, по данным регионов в 94% учреждений социальной сферы соотношение не превысило 4 раза.

Кроме того, принято постановление Правительства Российской Федерации 28 декабря 2016 г. № 1521 «Об утверждении Правил размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий». Согласно данному постановления Информация о среднемесячной заработной платы руководителя должна размещаться в сети «Интернет» не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

5.Кто осуществляет контроль за исполнением Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ в части соблюдения установленного предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников?

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ предусматривается ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения среднемесячных заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и среднемесячных зарплат работников организаций. Данное нарушение включено в основания прекращения трудового договора с руководителем организации.

Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя и работников несет учредитель в порядке, установленном действующим законодательством (дисциплинарная ответственность — замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение (ст. 192 ТК РФ, ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе в части соблюдения Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ осуществляется соответствующими государственными органами осуществляющими надзор и контроль законодательства Российской Федерации (например, Прокуратура, Счетная палата), а также государственными и муниципальными органами в отношении подведомственных организаций.

Еще статьи:

Правительство установило соотношение заработных плат начальников и подчиненных

В государственных учреждениях руководители и главные бухгалтеры больше не смогут получать зарплату в девять раз выше, чем их подчиненные. Потому что их оклады теперь ограничены восьмикратным размером средней зарплаты в учреждении. Правительство утвердило зависимость оплаты труда руководящего звена бюджетных учреждений от зарплат сотрудников. В коммерческих организациях такой принцип невозможен, но чиновники вполне могут распространить его на организации, принадлежащие государству и их ТОП-менеджеров.

Правительство приняло постановление от 10.12.2016 № 1339 об установлении зависимости заработных плат руководителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений всех уровней от размера зарплат работающих в них граждан.

Материалы по теме

Зарплату руководителей госпредприятий привязали к зарплате их сотрудников

Ограничение зарплат руководящих чиновников

Еще в июле 2016 года Президент России подписал Федеральный закон от 03.07.2016 N 347-ФЗ. направленный на установление предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей и работников в государственных и муниципальных учреждениях и унитарных предприятиях (включая казенные), государственных внебюджетных фондах и территориальных фондах обязательного медицинского страхования. За несоблюдение установленных соотношений предусмотрена административная ответственность. Автором инициативы выступило Правительство РФ. Соответствующие поправки были внесены в в статью 145 Трудового кодекса РФ. Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников был законодательно закреплен в кратности от 1 до 8.

Правительство определило, что все федеральные органы исполнительной власти должны установить предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников учреждений в этих пределах. При этом, должны быть учтены особенности комплектования учреждения персоналом и уровня оплаты в нем, говорится в постановлении.

Соотношение зарплаты определяется путем деления размера оплаты труда руководителя на размер оплаты труда сотрудников. При этом, зарплата руководства не должна превышать среднюю по учреждению заработную плату более чем в 8 раз. Это значит, что у некоторых низкооплачиваемых сотрудников такое соотношение все же окажется больше.

До этого правительство уже приняло аналогичное постановление в отношение ограничения заработка председателей ПФР, ФСС и ФОМС. Заработная плата руководителей этих фондов не может превышать зарплату рядовых работников более чем в 10 раз.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

Предельное соотношение заработной платы в учреждениях

С 1 января 2017 года учреждения всех уровней бюджета и всех типов должны соблюдать предельные соотношения зарплаты руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с зарплатой работников. О том, как бухгалтеру учреждения рассчитать предельное соотношение — в статье.

Установление предельного уровня соотношения заработной платы

С 1 января 2017 года учреждения всех уровней бюджета и всех типов дола Ваш учредитель имеет право составить перечень подведомственных организаций, в которых зарплаты руководству могут выходить за рамки предельного соотношения. жны соблюдать предельные соотношения зарплаты сотрудников с:

  • зарплатами руководителя;
  • зарплатами заместителя руководителя;
  • зарплатами главного бухгалтера.

К 2017 году учредители в субъектах РФ и муниципальных образованиях обязаны определить предельные соотношения для подведомственных организаций не выше федерального (8. 1). Учреждения будут применять ограничение к зарплате не только руководителей, но и их заместителей, а также главбухов.

Ваш учредитель имеет право составить перечень подведомственных организаций, в которых зарплаты руководству могут выходить за рамки предельного соотношения.

Предельный уровень зарплат для руководителей и главбухов в 2017 году подробнее читайте в журнале →

Как определить соотношение среднемесячных зарплат

Рассчитайте соотношение среднемесячной заработной платы руководителя (его заместителей, главного бухгалтера) и сотрудников учреждения по итогам 2016 года. Если оно выше того, что установил ваш учредитель, нужно будет скорректировать систему оплаты труда.

Определите соотношение отдельно по каждой из руководящих должностей. В расчете среднемесячных зарплат сотрудников учитывайте все источники финансового обеспечения, за счет которых бухгалтерия начисляет выплаты.

Подсчет можно разделить на три этапа.

1. Расчет среднемесячной зарплаты сотрудников

Рассчитайте среднемесячную заработную плату сотрудников (СЗсот) по формуле:

СЗсот = ФЗсот. СчР. 12 ,

где ФЗсот - фактически начисленная за 2016 год зарплата работников списочного состава;