Конспект занятия осень во 2 младшей группе. Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе "осенняя сказка". Дидактическая игра «Осенняя прогулка»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия во второй младшей группе «Осень пришла»
Воспитатель: Нутфуллина Э.Р.
2012г.
Цель: Закрепить представления детей об осени, ее признаках. Развивать связную речь, наблюдательность, мелкую и общую моторику. Понимать смысл загадок и находить отгадку. Расширять и активизировать словарь по теме. Закрепить знания о частях дерева. Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему миру.
Оборудование: игрушка зайка, фланелеграф, макет дерева, части дерева для фланелеграфа, сюжетные картинки на тему «Осень», разрезные картинки с деревьями, конверт с загадками.
Предварительная работа:
Наблюдения в природе;
Чтение стихотворений об осени;
Рассматривание картин и иллюстраций об осени;
Отгадывание загадок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я вчера ходила гулять в парк, я его не узнала. Как же изменился парк? Почему я его не узнала? Что стало с листьями на деревьях? (пожелтели и осыпаются).
Воспитатель: Ребята, сейчас я прочту вам стихотворение, и вы поймете, какому времени года будет посвящено наше занятие.
Осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый кленовый.
(В. Авдиенко)
Воспитатель: Какое время года сейчас наступило?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно, осень. Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите об осени? (Грустное).
Можно сказать - осеннее настроение? А солнце, осенью какое? (Осеннее). А лужи осенью, какие? (Осенние). А небо, осенью какое? (Облака, деревья, трава, дождь, день).
Подвижная игра «Осень золотая».
Осень, осень золотая! (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Приди, осень, с урожаем,
С урожаем, с радостью, (идут в другую сторону)
С великой милостью:
Со льном высоким, (останавливаются, поднимают руки вверх встают на носочки, вдох)
С корнем глубоким, (приседают, опускают руки, выдох)
С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу) .
Воспитатель: Давайте расскажем, что бывает осенью. Свой ответ начинайте со слова «осенью».
Осень солнце светит не так ярко, как летом.
Осенью листья желтеют и осыпаются.
Осенью часто идет дождь.
Осенью улетают птицы.
Осенью собирают урожай.
Осенью в лесу много грибов.
Осенью дикие животные впадают в спячку.
Осенью дикие животные меняют цвет шубки.
Воспитатель: Ребята, к нам в дверь кто-то стучит. Посмотрите – это зайка. Он принес нам посылку. Давайте ее откроем и посмотрим, что в ней? (Воспитатель достает макет дерева). Смотрите, у дерева есть ствол, ветви, листья, и корен который находится в земле. Давайте на фланелеграфе вместе выложим дерево (дети на фланелеграфе выкладывают дерево).
Воспитатель: Ребята, я вижу, что в посылке еще лежит конверт. Давайте посмотрим, что в нем? (Воспитатель достает лист с загадками). Ребята, это загадки - загадки об осени. Давайте отгадаем эти загадки:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(Осенью)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно.
(листопад)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это.
(дождь)
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки?.
(птицы)
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(сентябрь)
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(октябрь)
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(ноябрь)
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(поздняя осень)
Солнце больше нас не греет,
Холодком поземка веет!
Дунул в лужу ветерок
И сковал ее.
(ледок)
Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за все в ответе!
Мерзнет, мерзнет человек,
Выпал первый белый.
(снег)
Физкультминутка «Листья».
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Н. Нищева
(Дети кружатся, расставив руки в стороны).
Приседают.
Движения руками влево-вправо. (Снова кружатся на носочках).
Дидактическая игра «Собери дерево».
Воспитатель раздает каждому ребенку конверт, в нем разрезная картинка. Дети выкладывают свое дерево. Затем воспитатель у каждого ребенка спрашивает, какое дерево у него получилось.
Воспитатель: Ребята, вы рассказали осенние приметы, показали, как дерево растет, вспомнили названия деревьев, собрали картинки. Вы молодцы!
Итог занятия:
Чем мы сегодня занимались?
Что вам больше всего понравилось?
К онспект занятия по экологии во 2 младшей группе на тему: Осень Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Заглянула в лес "Материал предназначен для воспитателей ДОУ, подойдёт для закрепления знаний у детей 3-4 лет о времени года - осень.
Задачи: закрепить знания детей о приметах осени, вспомнить названия деревьев; закрепить знания детей об овощах и фруктах, об осеннем явлении природы листопаде; закреплять в памяти детей названия цветов: красный, жёлтый, зелёный; уточнить представления детей о подготовке животных и птиц осенью к зиме; расширить активный словарь детей (листопад, хвоя, ароматная, душистая); развивать умение координировать речь с движением, чувство ритма; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, деревьев и кустарников на участке, наборов предметных и сюжетных картинок – «Птицы», «Насекомые», «Осень»; Д/и «1, 2, 3 – к дереву беги!»; Д/и «Какая птица улетела?»; Д/и «Узнай на вкус»; чтение и разучивание стихов об осени; загадывание загадок об осени, овощах, фруктах, птицах, животных.
Техническое обеспечение: Игрушка – ёжик; большая корзина; осенние листья красного, жёлтого, оранжевого, зелёного цвета; картинка с изображением грача; искусственные деревья - ёлка и берёза; макет солнца; аудиозапись "Октябрь " П. И. Чайковского; еловая ветка.
Билингвальный компонент: k ө з – осень, к ерпе – ёжик, аю – медведь.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте очень интересную загадку и скажите мне, о чем в ней говорится?
Оно весь мир обогревает, И усталости не знает,
Улыбается в оконце, А зовут его все …(солнце)
(Показывает макет солнца.)
Воспитатель: Правильно, это солнышко. Просыпается оно раньше всех, умывается из тучки и поднимается высоко в небо, чтобы совершать “добрые дела”. А какие “добрые дела” совершает солнышко? (Ответы детей.)
У солнышка много “добрых дел”: землю обогреть, ярким светом осветить, да и всех разбудить своими ласковыми лучиками. Но иногда бывает так, что солнышко мало выходит на небо и не дарит нам своего тепла. А как вы думаете, в какое время года это бывает? Какое время года наступило?
Дети: Осень!
Воспитатель: Правильно. Если солнышко реже стало появляться, если меньше греет, то это, значит, к нам пришла осень. (Обращаю внимание на картину «Осенний лес».) Посмотрите, как она разукрасила всё вокруг! Нравится, дети?
Дети: Да!
Д/и «Какая погода? »
Воспитатель: Дети, кто из вас знает, какая погода бывает осенью? Если идёт дождь, то погода какая?
Дети: Дождливая.
Воспитатель: Дует ветер?
Дети: Ветреная.
Воспитатель: А если на улице пасмурно, значит погода какая?
Дети: Пасмурная.
Воспитатель: Если погода сырая? Значит на улице…
Дети: На улице сыро.
Воспитатель: На улице хмуро? Значит погода…
Дети: Погода хмурая.
Воспитатель: На улице солнечно и ясно.
Дети: То погода ясная и солнечная.
Воспитатель: Сегодня ясно, и я приглашаю всех вас на прогулку в осенний лес.
Игра «Шагают наши ножки»
По тропинке мы пойдём
Друг за дружкою гуськом (идут змейкой)
На носочки встали
К лесу побежали (бег)
Ноги выше поднимаем,
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке (шагают)
Шагают наши ножки.
Воспитатель: Вот мы и пришли в осенний лес. Дети, посмотрите, какое дерево, какое оно красивое, кудрявое.
Даша, как называется это дерево?
«Белая берёза косы распустила
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.»
Воспитатель: Назар, скажи, какого цвета ствол у берёзы?
Воспитатель: Посмотрите как много у берёзы красивых развесистых веток.
Какого цвета листья на берёзе?
Правильно, зеленые, а еще какого цвета есть листочки? (Желтые, оранжевые.)
Дети, а листочки у березы маленькие или большие?
Правильно, листочки у березы маленькие.
Сейчас найдите на земле красивые жёлтые листочки, которые упали с берёзы. Возьмите один в левую руку и один в правую руку. Молодцы! А теперь поиграем в игру, которая называется «Ветер и листочки».
Игра «Ветер и листочки».
Я буду ветер, а вы – листочки. Вы их ловите, кружитесь, качайтесь в разные стороны. Движения выполняйте после моих слов. Слушайте внимательно! Слова игры:
«Ветер по лесу летал,
Ветер листики срывал.
Мы ладошки подставляли,
Все листочки мы поймали.
Ветер, ветер-ветерок, (Кружатся, подняв листок вверх)
Покружи ты наш листок,
Покружи, поверти
И на землю опусти. (Приседают.)
Дует, дует ветерок, (качают листочками вправо-влево)
И качается листок.
А сейчас подбросьте все листочки. Вот какой чудесный золотой дождь. Это листопад. Давайте все будем подбрасывать листочки и говорить: «Листопад! Листопад! Листья желтые летят». – Вот как много листьев опало на землю! Будем порядок наводить!
Игра «Дорожки»
Мы дорожки подметаем, – дети выполняют взмахи руками в стороны;
Дружно в кучки собираем,- имитируют сбор листьев;
Чтоб гуляли малыши,- дети шагают;
Веселились от души,- хлопают в ладоши.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какое чудесное дерево!
Воспитатель: Саша, как называется это дерево?
Саша: Это ёлка.
Воспитатель: Подумайте, чем оно отличается от других деревьев?
Дети: Это елка. У нее нет листьев.
Воспитатель: Потрогайте, прикоснитесь к иголкам. Какие иголки у ели?
Дети: Колючие, острые, прямые.
Воспитатель: У еловых иголок есть другое название: хвоя. Давайте вместе повторим это слово.
Дети: Хвоя.
Воспитатель: Я сейчас разотру между пальцев несколько иголок. Что вы чувствуете?
Дети: Запах.
Воспитатель: Какой запах?
Дети: Ароматный, душистый, приятный.
Воспитатель: Ой, кто-то спрятался под елью, да еще и листочком прикрылся? Кто же это?
Дети: Ёжик.
Воспитатель: Правильно, это ёжик. Дети, осенью все готовятся к зиме – и люди, и звери, и птицы.
Зайчик скоро сменит свою серую шубку на какую? (На белую.)
А белочка как готовится к зиме? Что она запасает на зиму?
- Ёжик тоже готовится к зиме. Он строит тёплое гнездо на земле из листьев. Давайте ему поможем. Соберём для него листья вот в эту корзину! (Дети собирают листья и складывают в корзину.)
Ёжик благодарит детей за помощь.
Дети, мишка тоже готовится к зиме. Он строит себе берлогу, забирается в неё и спит до весны, а мы ему не дадим спать.
Подвижная игра « Мишка косолапый».
"Мишка, мишка, хватит спать!
Выходи к нам играть!
Нас так много - ты один,
Спать тебе мы не дадим! " (Дети убегают от водящего).
Мишка: Какие вы все весёлые! Я бы ещё с вами поиграл, да только спать очень хочется. До свидания, дети!
Дети: До свидания, Мишка!
Воспитатель: Ой, а кто это к нам залетел попрощаться?
Дети: Грач.
Воспитатель: А почему он хочет с нами попрощаться?
Дети: Потому что он улетает на зиму в тёплые края.
Воспитатель: Правильно. Улетай, грач, улетай. Мы будем ждать тебя весной!
Воспитатель: Ёжик хочет вам загадать загадку.
Ёжик: На колючках у ежат
Два горчичника лежат.
Значит, их поставил кто-то.
Только где же этот доктор?
Лес вздохнул и листья сбросил,
Догадался? Это осень!
«Осень в гости к нам пришла»
Осень в гости к нам пришла – дети шагают;
Деток радует она, – хлопают в ладоши;
Разукрасила наш сад, – выполняют движения руками «волна»;
Подарила листопад! – приседают, касаются руками земли.
Осень: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, Осень!
Д/и «Узнай на вкус».
Осень: Дети, вы так много знаете обо мне. Спасибо вам за это, за доброту вашу, за то, что ёжику помогли листья собрать. У меня для вас есть угощение. Это фрукты и овощи. Посмотрим, узнаете ли вы их на вкус. Закрывайте глазки. (Осень раздаёт угощение.)
Воспитатель: Все узнали, чем вас угостила Осень? Что нужно сказать Осени?
Дети: Спасибо!
Осень: Пожалуйста! До новых встреч! До свидания!
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка по осеннему лесу. Вам понравилось, дети? А сейчас пора возвращаться в детский сад.
(Дети под музыку уходят из зала.)
Разделы: Работа с дошкольниками
Цели:
- Закрепить знания детей о приметах осени, вспомнить названия деревьев, растущих на участке детского сада.
- Учить детей замечать красоту природных явлений.
- Закрепить знания детей об овощах и фруктах.
- С помощью исследовательской деятельности учить различать плоды по особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха.
- Развивать сенсорные ощущения.
- Ощущать радость от восприятия красивых плодов, их запаха.
- Воспитывать благодарное чувство к природе.
- Начать воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание не болеть, укреплять здоровье с помощью пищи, богатой витаминами.
Активизация и обогащение словаря: золотая осень, листопад, ароматное, шершавое
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулках за осенними явлениями в природе:
- листопад;
- у цветочной клумбы;
- деревья нашего участка;
- дождь.
Сделали видеозапись наблюдений. Рассматривание иллюстраций об осени; дидактические игры «Что нам осень подарила», «Овощи и фрукты – полезные продукты». Поместили в уголок природы корзину с овощами и фруктами, растущими в нашем регионе (для самостоятельной деятельности детей).
Оборудование: видеозапись наблюдения на прогулке, зонт, «лужи» из картона, корзина с фруктами и овощами, поднос, шпажки для фруктов, салфетка, костюм для «Осени», модели «глаз», «рука», «нос», «язык».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Любим!
Воспитатель:
Тогда рассаживайтесь
удобнее, я вам расскажу сказку о волшебнице
Осени.
В одном детском саду жили-были красивые, умные,
добрые дети: Антон, Федя, Настя, Лиза, Гера и
Полина. Однажды пошли они гулять, приметы осени
искать.
Давайте посмотрим, какие приметы осени ребята
увидели на улице.
(Просмотр видеозаписи – фрагмент наблюдений на прогулке)
Воспитатель: Кого вы увидели в фильме?
Дети: Себя, Антона, Геру,… Мы гуляли.
Воспитатель: А где мы гуляли?
Дети: На участке, около детского сада.
Воспитатель: А какие деревья растут около детского сада?
Дети: Береза, карагач, сирень, клен. Они стоят голые, все листья упали на землю.
Воспитатель: Начинается листопад, насекомые прячутся от холода, птицы улетают в теплые края, когда это бывает?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Осень – чудесное время года, и погода осенью бывает разная: то солнышко выглянет, то дождик пойдет. Дети в нашей сказке любят играть в веселую игру «Солнышко и дождик».
Воспитатель вместе с детьми раскладывает «лужи» по группе, спрашивает, почему нельзя ходить по лужам.
Звучит спокойная музыка. Дети свободно передвигаются.
«Солнце весело сияет,
Детвора в лесу гуляет».
Звук дождя, гром. Дети прячутся под зонт.
«Загремел ужасный гром,
Дождь в лесу идет густом».
Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: Молодцы, ребята, никто не промок, все успели спрятаться от дождя. В сказках происходят разные чудеса и живут разные волшебники. А вот и сама волшебница Осень!
Появляется Осень.
Осень: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, красавица Осень!
Осень: Какие вы нарядные, красивые, умные! Щечки румяные, глазки блестят, зубки белые!
Воспитатель: Это потому, что наши дети здоровые.
Осень: Что вы делаете, чтобы быть здоровыми?
Дети: Делаем зарядку, чистим зубы, гуляем на улице – дышим свежим воздухом, едим полезные продукты, богатые витаминами.
Осень: Молодцы! Я принесла вам подарок, тоже для здоровья. Пусть дети сами догадываются, что в корзине.
Дети садятся вокруг стола, на который Осень ставит корзину, накрытую салфеткой.
Воспитатель достает из корзины один плод (морковь).
Воспитатель: Что это?
Дети: Морковь.
Воспитатель: Какая она?
Дети: Длинная, оранжевая, с хвостиком.
Воспитатель: А это что за плод? Какой он?
Дети: Помидор. Красный, круглый, блестящий.
Воспитатель: Как можно назвать одним словом морковь и помидор?
Дети: Овощи.
Осень: А как вы узнали, что это за овощи? (Показывает модель «глаз»).
Дети: Глазками увидели!
Воспитатель: А как ещё можно узнать, что в корзинке? (Показ модели «рука»).
Дети: Руками потрогать.
Воспитатель накрывает корзину салфеткой. Дети узнают на ощупь яблоко, грушу, сливу.
Осень: Молодцы, и так узнали! А как ещё можно догадаться, что за плод? (показ моделей «нос», «язык»).
Дети: Можно понюхать носом и можно попробовать на вкус.
Воспитатель: Сейчас мы будем играть в игру «Угадай, что съел».
Воспитатель несет поднос с подготовленными нарезанными фруктами. Угощает одного из детей кусочком плода, предварительно попросив его закрыть глаза.
Воспитатель: Теперь скажи, что съел? Найди такой же в корзине.
После того, как все дети выполняют задание, Осень прощается.
Осень: Мне пора. До свидания, ребята!
Воспитатель: Спасибо, тебе, Осень, за овощи и фрукты, которые ты нам даришь, заботясь о нашем здоровье.
Как и каждая сказка, наша сказка подошла к концу. До свидания, волшебница Осень.
Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Заглянула осень в лес"
Материал предназначен для воспитателей ДОУ, подойдёт для закрепления знаний у детей 3-4 лет о времени года - осень.
Задачи:
закрепить знания детей о приметах осени, вспомнить названия деревьев; закрепить знания детей об овощах и фруктах, об осеннем явлении природы листопаде; закреплять в памяти детей названия цветов: красный, жёлтый, зелёный; уточнить представления детей о подготовке животных и птиц осенью к зиме; расширить активный словарь детей (листопад, хвоя, ароматная, душистая); развивать умение координировать речь с движением, чувство ритма; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций об осени, деревьев и кустарников на участке, наборов предметных и сюжетных картинок – «Птицы», «Насекомые», «Осень»; Д/и «1, 2, 3 – к дереву беги!»; Д/и «Какая птица улетела?»; Д/и «Узнай на вкус»; чтение и разучивание стихов об осени; загадывание загадок об осени, овощах, фруктах, птицах, животных.
Техническое обеспечение:
игрушка – ёжик; большая корзина; осенние листья красного, жёлтого, оранжевого, зелёного цвета; картинка с изображением грача; искусственные деревья - ёлка и берёза; макет солнца; аудиозапись "Октябрь" П. И. Чайковского; еловая ветка.
Билингвальный компонент:
kyз – осень, кiрпiк – ёжик, аю – медведь.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте очень интересную загадку и скажите мне, о чем в ней говорится?
Оно весь мир обогревает, И усталости не знает,
Улыбается в оконце, А зовут его все …(солнце)
(Показывает макет солнца.)
Воспитатель: Правильно, это солнышко. Просыпается оно раньше всех, умывается из тучки и поднимается высоко в небо, чтобы совершать “добрые дела”. А какие “добрые дела” совершает солнышко? (Ответы детей.)
- У солнышка много “добрых дел”: землю обогреть, ярким светом осветить, да и всех разбудить своими ласковыми лучиками. Но иногда бывает так, что солнышко мало выходит на небо и не дарит нам своего тепла. А как вы думаете, в какое время года это бывает? Какое время года наступило?
Дети: Осень!
Воспитатель: Правильно. Если солнышко реже стало появляться, если меньше греет, то это, значит, к нам пришла осень. (Обращаю внимание на картину «Осенний лес».) Посмотрите, как она разукрасила всё вокруг! Нравится, дети?
Дети: Да!
Д/и «Какая погода? »
Воспитатель: Дети, кто из вас знает, какая погода бывает осенью? Если идёт дождь, то погода какая?
Дети: Дождливая.
Воспитатель: Дует ветер?
Дети: Ветреная.
Воспитатель: А если на улице пасмурно, значит погода какая?
Дети: Пасмурная.
Воспитатель: Если погода сырая? Значит на улице…
Дети: На улице сыро.
Воспитатель: На улице хмуро? Значит погода…
Дети: Погода хмурая.
Воспитатель: На улице солнечно и ясно.
Дети: То погода ясная и солнечная.
Воспитатель: Сегодня ясно, и я приглашаю всех вас на прогулку в осенний лес.
Игра «Шагают наши ножки»
По тропинке мы пойдём
Друг за дружкою гуськом (идут змейкой)
На носочки встали
К лесу побежали (бег)
Ноги выше поднимаем,
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке (шагают)
Шагают наши ножки.
Воспитатель: Вот мы и пришли в осенний лес. Дети, посмотрите, какое дерево, какое оно красивое, кудрявое.
- Даша, как называется это дерево?
«Белая берёза косы распустила
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.»
Воспитатель: Назар, скажи, какого цвета ствол у берёзы?
Воспитатель: Посмотрите как много у берёзы красивых развесистых веток.
- Какого цвета листья на берёзе?
- Правильно, зеленые, а еще какого цвета есть листочки? (Желтые, оранжевые.)
- Дети, а листочки у березы маленькие или большие?
- Правильно, листочки у березы маленькие.
- Сейчас найдите на земле красивые жёлтые листочки, которые упали с берёзы. Возьмите один в левую руку и один в правую руку. Молодцы! А теперь поиграем в игру, которая называется «Ветер и листочки».
Игра «Ветер и листочки».
- Я буду ветер, а вы – листочки. Вы их ловите, кружитесь, качайтесь в разные стороны. Движения выполняйте после моих слов. Слушайте внимательно! Слова игры:
«Ветер по лесу летал,
Ветер листики срывал.
Мы ладошки подставляли,
Все листочки мы поймали.
Ветер, ветер-ветерок, (Кружатся, подняв листок вверх)
Покружи ты наш листок,
Покружи, поверти
И на землю опусти. (Приседают.)
Дует, дует ветерок, (качают листочками вправо-влево)
И качается листок.
- А сейчас подбросьте все листочки. Вот какой чудесный золотой дождь. Это листопад. Давайте все будем подбрасывать листочки и говорить: «Листопад! Листопад! Листья желтые летят». – Вот как много листьев опало на землю! Будем порядок наводить!
Игра «Дорожки»
Мы дорожки подметаем, – дети выполняют взмахи руками в стороны;
Дружно в кучки собираем,- имитируют сбор листьев;
Чтоб гуляли малыши,- дети шагают;
Веселились от души,- хлопают в ладоши.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какое чудесное дерево!
Воспитатель: Саша, как называется это дерево?
Саша: Это ёлка.
Воспитатель: Подумайте, чем оно отличается от других деревьев?
Дети: Это елка. У нее нет листьев.
Воспитатель: Потрогайте, прикоснитесь к иголкам. Какие иголки у ели?
Дети: Колючие, острые, прямые.
Воспитатель: У еловых иголок есть другое название: хвоя. Давайте вместе повторим это слово.
Дети: Хвоя.
Воспитатель: Я сейчас разотру между пальцев несколько иголок. Что вы чувствуете?
Дети: Запах.
Воспитатель: Какой запах?
Дети: Ароматный, душистый, приятный.
Воспитатель: Ой, кто-то спрятался под елью, да еще и листочком прикрылся? Кто же это?
Дети: Ёжик.
Воспитатель: Правильно, это ёжик. Дети, осенью все готовятся к зиме – и люди, и звери, и птицы.
- Зайчик скоро сменит свою серую шубку на какую? (На белую.)
- А белочка как готовится к зиме? Что она запасает на зиму?
- Ёжик тоже готовится к зиме. Он строит тёплое гнездо на земле из листьев. Давайте ему поможем. Соберём для него листья вот в эту корзину!
(Дети собирают листья и складывают в корзину.)
Ёжик благодарит детей за помощь.
- Дети, мишка тоже готовится к зиме. Он строит себе берлогу, забирается в неё и спит до весны, а мы ему не дадим спать.
Подвижная игра « Мишка косолапый».
"Мишка, мишка, хватит спать!
Выходи к нам играть!
Нас так много - ты один,
Спать тебе мы не дадим!" (Дети убегают от водящего).
Мишка: Какие вы все весёлые! Я бы ещё с вами поиграл, да только спать очень хочется. До свидания, дети!
Дети: До свидания, Мишка!
Воспитатель: Ой, а кто это к нам залетел попрощаться?
Дети: Грач.
Воспитатель: А почему он хочет с нами попрощаться?
Дети: Потому что он улетает на зиму в тёплые края.
Воспитатель: Правильно. Улетай, грач, улетай. Мы будем ждать тебя весной!
Воспитатель: Ёжик хочет вам загадать загадку.
Ёжик:
- На колючках у ежат
Два горчичника лежат.
Значит, их поставил кто-то.
Только где же этот доктор?
Лес вздохнул и листья сбросил,
Догадался? Это осень!
«Осень в гости к нам пришла»
Осень в гости к нам пришла – дети шагают;
Деток радует она, – хлопают в ладоши;
Разукрасила наш сад, – выполняют движения руками «волна»;
Подарила листопад! – приседают, касаются руками земли.
Осень: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, Осень!
Д/и «Узнай на вкус».
Осень: Дети, вы так много знаете обо мне. Спасибо вам за это, за доброту вашу, за то, что ёжику помогли листья собрать. У меня для вас есть угощение. Это фрукты и овощи. Посмотрим, узнаете ли вы их на вкус. Закрывайте глазки. (Осень раздаёт угощение.)
Воспитатель: Все узнали, чем вас угостила Осень? Что нужно сказать Осени?
Дети: Спасибо!
Осень: Пожалуйста! До новых встреч! До свидания!
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка по осеннему лесу. Вам понравилось, дети? А сейчас пора возвращаться в детский сад.
(Дети под музыку уходят из зала.)
Материал: 4 картины «Времена года», запись «Голоса птиц», птица снегирь, альбомные листы, красная гуашь, влажная тряпочка.
Ход:
Звучит музыка «Осень», воспитатель загадывает загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я … (осень).
Ребята, посмотрите на картины и выберите ту картину, на которой изображена осень. (Дети выбирают из 4-х картин – осень).
— Почему вы выбрали эту картину? (Дети дают полные ответы).
— Расскажите, какие вы знаете стихи, загадки про осень? (Дети рассказывают стихи и загадывают загадки). Дети садятся на стульчики.
— Расскажите, что происходит осенью с листьями? Что делают листья?
* листья желтеют;
*листья опадают;
*листья увядают;
*листья шуршат;
*листья шелестят;
*листья кружатся;
*листья засыхают;
*листья осыпаются;
*листья замерзают.
В старину каждый осенний месяц называли по-своему:
- Сентябрь-«Златоцветом». Как вы думаете, почему его так называли «Златоцветом»
Ответы детей: (Листва деревьев и кустарников становится золотистой, травы желтеют, высыхают).
- Октябрь-«Листопадом». Как вы думаете, почему его так называли
«Листопадом»
ответы детей: (Потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья).
- Ноябрь-«Чернотропом». Как вы думаете, почемуего так называли «Чернотропом»
Ответы детей: (Потому что пестрый ковер из листьев, устилавший землю, потемнел, черными стали лесные тропинки в лесу).
— А еще осенью часто идут дожди. Подвижная игра «Убежим от дождика»:
Дождик, дождик льется,
В руки не дается.
Льется прямо, льется вкось,
И на щеки, и на нос.
Дождик льет как из ведра,
Побежим-ка со двора.
Мишка первый побежал.
Хлоп!И в лужицу упал!
— Скажите, что делает дождик?
ответы детей: моросит, дождик льет,дождик стучит по крыше, дождик барабанит дождик накропает, дождик идет, дождик шумит.
Как мы говорим, если дождик маленький? (он моросит, накрапает, капает).
— А если сильный дождь? (он льет, барабанит, стучит, шумит, идет).
пальчиковая игра «Дождик»
* дождик моросит (хлопать быстро-тихо);
* дождик льет (хлопать громко-быстро);
* дождик стучит по крыше (стучать сбоку по стулу пальчиками);
* дождик барабанит (стучать кулачок о кулачок «костяшками»);
* дождик накропает (по ладошке пальчиком);
* дождик идет (хлопать медленно-тихо);
* дождик шумит.
— Слышите стук. Это не дождик. Кто же там? Я посмотрю. (Прилетает птичка снегирь. Дети слушают аудио запись: «голоса птиц»).
— Ребята, эта птичка из нашего парка, она прилетала к нам прошлой зимой, обедать на нашу кормушку, вы узнали ее? Кто это? (Ответ-снегирь).
Снегирь очень обеспокоен тем, что наступает поздняя осень, а за ней зима холодная да лютая, снегирю и другим птицам надо чем то питаться.
Как вы думаете, чем питаются птицы поздней осенью и зимой? (Ответы детей).
— А вы знаете, что снегири очень любят ягоды рябины. Давайте и мы с вами поможем снегирю и другим птицам. А как мы это можем сделать?
ответы детей: Нарисуем ягодки рябины для птиц.
Ребята, напомните мне, как можно нарисовать ягоды рябины?
(Дети рассказывают, и показывают, рисуют).
Дети играют в подвижную игру «Рябинка»:
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете-
Ветер крутит, крутит ветер.
Но рябинка только гнется,
Не печалится, смеется.
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.
Снегирь благодарит детей. Спасибо вам ребята, а я полечу в парк и всем птичкам расскажу, как много ягод рябины приготовили для нас дети. И зима лютая нам не страшна. Улетает.
Воспитатель: Молодцы ребята, снегирю и другим птицам хватит ягод на всю позднюю осень и зиму.