Федор алек се е вич. Царь Фёдор III Алексеевич. Вопрос о престолонаследии

340 лет назад, 30 января 1676 г., на престол взошёл Фёдор III Алексеевич. Сын русского царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урожденной Милославской. Он вступил на престол в 14-летнем возрасте после смерти отца. В детстве и юности Фёдор получил хорошее образование, изучал древнегреческий, латинский и польский языки, имел богатую личную библиотеку, знал живопись, неплохо разбирался в музыке и даже сам сочинил несколько песнопений. Однако это был болезненный юноша, и важнейшие государственные дела решались при участии его приближенных: И. М. Милославского, И. М. Языкова, А. Т. Лихачева и др. Большое влияние на дела оказывали также воспитатель царя Симеон Полоцкий и Московский патриарх Иоаким.

Фёдор Алексеевич был третьим сыном царя Алексея Михайловича. Первым ребенком в царской семье был Дмитрий, но он не пережил младенчества. Наследником престола считался второй сын - Алексей Алексеевич. Он подавал большие надежды, получил хорошее образование. Но в январе 1670 г. неожиданно скончался. Наследником был объявлен Фёдор. Родившийся 31 мая 1661 г. В момент вступления на престол ему ещё не исполнилось и 15 лет.


Какой-то рок или тяжелое наследственное заболевание (существует версия, что наследников сознательно травили) преследовало сыновей Алексея Михайловича. Симеон, который родился в 1665 г., умер в 1669 г. Иван, родившийся в 1666 г., в 1682 г. был венчан на царство, но при этом страдал слабоумием и умер в 1696 г.

Фёдор Алексеевич также не отличался здоровьем, был слабого телосложения, но отличался ясностью ума, который он развил чтением книг. Его воспитателем по некоторым данным был богослов Симеон Полоцкий. В результате царь знал латинский и польский языки. Правда, проблема в том, что это был не самый лучший воспитатель для будущего царя. Выпускник Виленской иезуитской академии, член греко-католического ордена святого Василия Великого Симеон Полоцкий не знал и не любил русской , русских традиций. Он не обладал самостоятельным умом, будучи обычным компилятором и переводчиком европейской духовной литературы. Видимо, этот весьма ловкий и изворотливый человек, умевший красиво говорить, и ставший учителем царевичей Алексея и Фёдора, был агентом влияния Запада в России. Ученики иезуитских школ издавна были умелыми шпионами.

Однако Симеон не смог полностью сформировать сознание будущего царя. Среди его окружения были и другие люди. Так, Фёдор Алексеевич живо интересовался русской историей. Став царем, он повелел учёным дьякам составить книгу истории России. И такая работа велась, к сожалению, до наших дней книга не дошла. Среди людей, которые занимались этой проблемой, был ещё один наставник царевичей Алексей Тимофеевич Лихачев. В начале правления Фёдора он имел чин «стряпчего с ключом», в 1680 г. был возведён в окольничие.

О том, что царь придавал русской истории большое воспитательное значение, свидетельствует и выбор им на роль учителя малолетнего сводного брата Петра Алексеевича дьяка Челобитного приказа Никиты Зотова. Видимо, царь хорошо осознавал опасность своей болезни и недолговечность жизни. Поэтому старался подготовить преемника. Многие признаки указывают на то, что преемника он видел в Петре.

Фёдор Алексеевич был дважды женат. Первый брак царя с дочерью смоленского дворянина Агафьей Грушецкой был заключён 18 июля 1680 года. 11 июля 1681 года родился единственный сын царя, наследник престола, царевич Илья Федорович, скончавшийся 21 июля 1681 года вскоре после рождения. Царица Агафья умерла 14 июля 1681 года. Второй брак был заключён 15 февраля 1682 года, с Марфой Матвеевной Апраксиной, сестрой будущего знаменитого адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина. Детей от этого брака, продлившегося чуть более двух месяцев, у царя не было.

Фёдор Алексеевич скончался 27 апреля 1682 года в возрасте 20 лет, не сделав распоряжения относительно престолонаследия. Царствовал он всего 6 с небольшим лет. Однако его короткое царствование было богато событиями.

Первым значительным деянием Фёдора Алексеевича стала предпринятая после коронации, которая состоялась 18 (28) июня 1676 г., попытка вернуть под свою власть прибалтийские земли - Ингерманландию и часть Лифляндии, которые принадлежали до Смуты России. Эти земли издревле принадлежали Русскому государству, и удаление от Балтики пагубным образом сказывалось на хозяйстве страны. Начались переговоры со шведами. Россия была готова удовлетвориться возвращением Нарвы и Ижорской земли, но шведы отвергли это справедливое требование. Москва была готова начать войну за возвращение отторгнутой территории, но военная угроза со стороны Турции заставила отложить эти планы.

Война с Турцией и Крымским ханством за Правобережную часть Малороссии велась ещё с 1672 г. Летом 1677 г. турки и крымские татары предприняли попытку захватить столицу гетманской автономии Чигирин. Москва направила в Малороссию дополнительные войска. Небольшой гарнизон Чигирина выдержал осаду огромной вражеской армии (60-тыс. турецкая армия, 40 тыс. крымской конницы и 20-тыс. вспомогательный корпус из молдаван и валахов) до прихода 49-тыс. русской армии Ромодановского. В сражении на берегу Днепра 27 и 28 августа русские полки нанесли тяжелое поражение турецко-крымской армии. Бросив артиллерию и обозы, противник бежал.

Желая остановить войну, Фёдор III Алексеевич направил в конце 1677 г. в Константинополь посланника Афанасия Поросукова. Однако в Москву шли известия о подготовке нового похода турецкой армии в Малороссию. Россия стала готовиться к войне. Для снабжения армии молодой царь приказал собрать с каждого двора по рублю. С это же целью в начале 1678 г. началась перепись людей. Центром противостояния летом 1678 г. снова стал Чигирин.

Фактически шло противостояние между Турцией и Россией за контроль над Малороссией. Фёдор Алексеевич был готов замириться с турками при условии, что Чигирин останется за Россией. Но эта крепость была нужна и Турции, так как имела стратегическое значение (контроль над Днепром и Заднепровьем). Поэтому турецкий султан Мехмед IV, ознакомившись с предложениями Москвы, которые привёз Афанасий Поросуков, приказал написать в Москву, что согласен на перемирие при условии уступки Россией Турции Чигирина и приднепровских владений гетмана Дорошенко. Русский царь был в тяжелом положении: с одной стороны, мир был необходим истощенной войной России; с другой стороны, уступить гетманскую столицу Чигирин Москва не могла ни при каких обстоятельствах. Поэтому царь приказал командующему русскими войсками в Малороссии воеводе Григорию Ромодановскому и его сыну Киевскому воеводе Михаилу Ромодановскому приложить все усилия для удержания крепости и уничтожить её, если не смогут её сохранить.

В итоге героическая оборона Чигирина завершилась его падением. Часть гарнизона погибла, когда турки ворвались в крепость, взорвав пороховые склады, другие провались к армии Ромодановского. Русский воевода разбил передовые части противника, но не стал наступать дальше, чтобы поддержать истекающий кровью гарнизон. Он выполнил приказ Москвы об уничтожении города, который был препятствием для заключения мира. Боевые действия продолжались до конца года. Затем начались двухлетние переговоры о заключении мира. 4 марта 1681 г. было заключено соглашение о 20-летнем перемирии между Россией, с одной стороны, и Турцией и Крымским ханством, с другой. Граница между Турцией и Россией устанавливалась по Днепру, султан и хан обязались не помогать врагам России. Россия присоединяла левобережные земли Днепра и Киев с округой. Запорожье формально становилось независимым.

Замирение с Турцией и Крымским ханством было выгодно России и стало одним и самых больших достижений правления Фёдора. Однако война показала существенные недостатки организации русской армии. Главный из них был связан с местничеством, то есть со старым обычаем назначения тех или иных лиц на командные должности в зависимости от родового и служебного статуса их семьи. Местничество мешало развитию государства, так как знать часто ставила свои интересы выше общих. Запутанный характер местнических отношений создал почву для постоянных раздоров и стал одной из предпосылок Смуты. Не удивительно, что цари, начиная с Ивана Грозного, предпринимали попытки ограничить местничество. 12 января 1682 г. было издано соборное деяние об упразднении местничества.

Историк Иван Болтин писал об этой реформе царя Федора: «Уничтожением местничества уничтожено бесчестное и вредное право присвоять себе почести и чины без заслуг и достоинств и от того происходящие распри и ненавидения между вельмож и даже между однодворцев, наносящие вред общественному благу и в делах государственных неустройство, медленность, упущение. Порода тогда занимала место достоинств и способностей: заслуги отца или деда напыщали гордостию недостойного сына или внука и отнимали у него охоту учиться, трудиться и радеть о доставлении себе отличия. Упразднением сего смеха достойного тщеславия ободрена служба, возвращено достоинству принадлежащее ему предпочтение, а заслугам - почесть; пресечены все злоупотребления преимуществ, привязанных к породе».

Видимо, отказ от местничества должен был стать началом коренной реформы системы государственной службы. На это указывает проект устава о служебном старшинстве бояр, окольничих и думных людей по 34 степеням, составленный в конце 1681 - начале 1682 г. Проект предполагал, что чинам будут соответствовать конкретные должности и что именно чин, а не происхождение, будет определять статус лица, состоящего на государственной службе.

В последний год царствования Фёдора был составлен ещё один важный для развития государства документ - законопроект об учреждении в Москве академии. В результате марте 1681 года царь Фёдор Алексеевич стал одним из создателей Типографской школы при Заиконоспасском монастыре - предтечи Славяно-греко-латинской академии.

Кроме того, молодой царь готовил земельную, налоговую и епархиальную реформы. Была разработана и начала осуществляться на практике система мер по социализации убогих и нищих. Осенью 1681 г был издан указ «О призрении убогих и уменьшении нищих». Также предполагалось создание специальных дворов для обучения детей нищих разным ремеслам - «какому кто похочет». Вместе с тем детей предлагалось отдавать в домашнее обучение мастерам, а нищенствовавших девок - в монастыри «для учения». По достижение совершеннолетия и приобретении ими профессии, они должны были отпускаться на волю. Для семейных допускалась возможность покупки за счёт государства дворов для ведения хозяйства.

Смерть молодого царя стала большой утратой для русского общества. Реакцией на смерть милосердного государя была искренняя всеобщая скорбь. В целом правление Фёдора III Алексеевича во многом предвосхитила многие реформы эпохи Петра Великого. Были определены два главных направления внешней политики России - Прибалтика и Причерноморье, показана необходимость структурных реформ и модернизации страны.

Федор III Алексеевич Романов (1661–1682) – русский царь (с 1676), старший сын царя Алексея Михайловича «Тишайшего» и Марии Ильиничны, дочери боярина И.Д.Милославского, один из наиболее образованных правителей России. Родился 30 мая 1661 в Москве. С детства был слабым и болезненным, но уже в 12 лет был официально объявлен наследником престола. Первым учителем его был подъячий Посольского приказа Памфил Белянинов, затем его сменил Симеон Полоцкий, ставший его духовным наставнико. Обучил его польскому, древнегреческому языкам и латыни, привил уважение и интерес к западному быту. Царь разбирался в живописи и церковной музыке, имел «великое искусство в поезии и изрядные вирши складывал», обученный основам стихосложения, сделал стихотворный перевод псалмов для «Псалтири» Полоцкого. Внешний облик царя позволяет представить парсуна (портрет), сделанная Богданом Салтановым в 1685.

После смерти отца, 15-летним, был венчан на царство в Успенском соборе Кремля 18 июня 1676 года. Поначалу страной пыталась руководить мачеха, Н.К.Нарышкина, которую удалось устранить от дел родственникам Федора, направив ее вместе с сыном Петром (будущим Петром I) в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское. Друзья и родственники молодого царя, боярин И.Ф.Милославский, кн. Ю.А.Долгоруков и Я.Н.Одоевской, которых в 1679 сменили постельничий И.М.Языков, стольничий М.Т.Лихачев и кн. В.В.Голицын, «люди образованные, способные и добросовестные», близкие царю и имевшие на него влияние, энергично принялись создавать дееспособное правительство. Их влиянием можно объяснить перенесение при Федоре центра тяжести в принятии государственных решений в Боярскую Думу, число членов которой при нем возросло с 66 до 99. Царь был также склонен лично принимать участие в управлении, но без деспотизма и жестокости, какие были свойственны его преемнику и брату Петру I.

Частная жизнь царя была несчастливой. Первый брак с Агафьей Грушецкой (1680) закончился через год, царица умерла в родах вместе с новорожденным сыном Федора. По слухам, царица оказывала сильное влияние на мужа, по ее «внушению» в Москве мужчины начали стричь волосы, брить бороды, носить польские сабли и кунтуши. Новый брак царя устроил его дружка И.М.Языков. 14 февраля 1682 Федора женили на Марфе Апраксиной, но через два месяца после свадьбы, 27 апреля царь скоропостижно скончался в Москве на 21-м году жизни, не оставив наследника. Царями были провозглашены два его брата – Иван и Петр Алексеевичи. Федора похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Царствование Фёдора III Романова

Два царствования первых государей Романова дома были периодом господства приказного люда, расширения письмоводства, бессилия закона, пустосвятства, повсеместного обдирательства работящего народа, всеобщего обмана, побегов, разбоев и бунтов. Самодержавная власть была на самом деле малосамодержавная: все исходило от бояр и дьяков, ставших во главе управления и в приближении к царю; царь часто делал в угоду другим то, чего не хотел, чем объясняется то явление, что при государях, несомненно честных и добродушных, народ вовсе не благоденствовал.

Еще менее можно было ожидать действительной силы от особы, носившей титул самодержавного государя по смерти Алексея Михайловича. Старший сын его Федор, мальчик четырнадцати лет, был уже поражен неизлечимою болезнью и едва мог ходить. Само собою разумеется, что власть была у него в руках только по имени. В царской семье господствовал раздор. Шестеро сестер нового государя ненавидели мачеху Наталью Кирилловну; с ними заодно были и тетки, старые девы, дочери царя Михаила; около них естественно собрался кружок бояр; ненависть к Наталье Кирилловне распространялась на родственников и на сторонников последней. Прежде всех и более всех должен был потерпеть Артамон Сергеевич Матвеев, как воспитатель царицы Натальи и самый сильный человек в последние годы прошлого царствования. Его главными врагами, - кроме царевен, в особенности Софьи, самой видной по уму и силе характера, и женщин, окружавших царевен, - были Милославские, родственники царя с материнской стороны, из которых главный был боярин Иван Михайлович Милославский, злобившийся на Матвеева за то, что Артамон Сергеевич обличал перед царем его злоупотребления и довел до того, что царь удалил его в Астрахань на воеводство. С Милославскими заодно был сильный боярин оружничий Богдан Матвеевич Хитрово; и у этого человека ненависть к Матвееву возникла оттого, что последний указывал, как Хитрово, начальствуя Приказом Большого Дворца, вместе со своим племянником Александром обогащался незаконным образом за счет дворцовых имений, похищал в свою пользу находившиеся у него в заведывании дворцовые запасы и брал взятки с дворцовых подрядчиков. Царь Алексей Михайлович был такой человек, что, открывая ему правду насчет бояр, Матвеев не мог подвергнуть виновных достойному наказанию, а только подготовил себе непримиримых врагов на будущее время. У Хитрово была родственница, боярыня Анна Петровна; она славилась своим постничеством, но была женщина злая и хитрая: она действовала на слабого и больного царя вместе с царевнами и вооружала его против Матвеева, сверх того врагом Матвеева был окольничий Василий Волынский, поставленный в Посольский приказ, человек малограмотный, но богатый, щеголявший хлебосольством и роскошью. Созывая к себе на пиры вельмож, он всеми силами старался восстановить их против Матвеева. Наконец, могущественные бояре: князь Юрий Долгорукий, государев дядька Федор Федорович Куракин, Родион Стрешнев также были нерасположены к Матвееву.

Гонение на Матвеева началось с того, что по жалобе датского резидента Монса Гея, будто Матвеев не заплатил ему 500 рублей за вино, Матвеева 4 июля 1676 года удалили от Посольского приказа и объявили ему, что он должен ехать в Верхотурье воеводою. Но это был только один предлог. Матвеев, доехавши до Лаишева, получил приказание там остаться, и здесь начался ряд придирок к нему. Сперва потребовали от него какую-то книгу, лечебник, писанный цифрами, которого у него не оказалось. В конце декабря сделали у него обыск и привезли за караулом в Казань. Его обвиняли в том, что, заведуя государевою аптекою и подавая царю лекарство, он не допивал после царя остатков лекарства. Лекарь Давид Берлов доносил на него, что он вместе с другим доктором, по имени Стефаном, и с переводчиком Спафари читал "черную книгу" и призывал нечистых духов. Его донос подтверждал под пыткою холоп Матвеева, карлик Захарка, и показывал, что он сам видел, как, по призыву Матвеева, в комнату приходили нечистые духи и Матвеев с досады, что карлик видел эту тайну, прибил его.

11 июня 1677 года боярин Иван Богданович Милославский, призвавши Матвеева с сыном в съезжую избу, объявил ему, что царь приказал лишить его боярства, отписать все поместья и вотчины к дворцовым селам, отпустить на волю всех его людей и людей его сына и сослать Артамона Сергеевича, вместе с сыном, в Пустозерск. Вслед за тем отправлены были в ссылку двое братьев царицы Натальи Кирилловны, Иван и Афанасий Нарышкины. Первого обвинили в том, что он говорил человеку, по фамилии Орлу, такие двусмысленные речи: "Ты Орел старый, а молодой Орел на заводи летает: убей его из пищали, так увидишь милость царицы Натальи Кирилловны". Эти слова были объяснены так, будто они относились к царю. Нарышкина присудили бить кнутом, жечь огнем, рвать клещами и казнить смертью, но царь заменил это наказание вечною ссылкою в Ряжск.

В первые годы своего царствования Федор Алексеевич находился в руках бояр, врагов Матвеева. Наталья Кирилловна с сыном жила в удалении в селе Преображенском и находилась постоянно под страхом и в загоне. В церковных делах самовольно управлял всем патриарх Иоаким, и царь не в силах был воспрепятствовать ему притеснять низложенного Никона и отправить в ссылку царского духовника Савинова. Патриарх Иоаким заметил, что этот близкий к особе царя человек настраивает молодого государя против патриарха, созвал собор, обвинил Савинова в безнравственных поступках, и Савинов был сослан в Кожеезерский монастырь; царь должен был покориться.

Внутренняя и внешняя политика Фёдора III

Политика Москвы в первых годах Федорова царствования обращалась главным образом на малороссийские дела, которые впутали Московское государство в неприязненные отношения к Турции. Чигиринские походы, страх, внушаемый ожиданием нападения хана в 1679 г., требовали напряженных мер, отзывавшихся тягостно на народе. Целые три года все вотчины были обложены особым налогом по полтине со двора на военные издержки; служилые люди не только сами должны были быть готовы на службу, но их родственники и свойственники, а с каждых двадцати пяти дворов их имений они должны были поставлять по одному конному человеку. На юго-востоке происходили столкновения с кочевыми народами. Еще с начала царствования Алексея Михайловича, калмыки, под начальством своих тайшей, то делали набеги на русские области, то отдавались под власть русского государя и помогали России против крымских татар. В 1677 году вспыхнула ссора между калмыками и донскими казаками; правительство приняло сторону калмыков и запрещало казакам беспокоить их; тогда главный калмыцкий тайша, или хан, Аюка, с другими подначальными ему тайшами под Астраханью дал русскому царю шертную грамоту, по которой обещался от имени всех калмыков находиться навсегда в подданстве московского государя и воевать против его недругов. Но такие договоры не могли иметь надолго силы: донские казаки не слушали правительства и нападали на калмыков, отговариваясь тем, что калмыки первые нападали на казачьи городки, брали в плен людей, угоняли скот. Калмыки, со своей стороны, представляли, что мир нарушен казаками, царскими людьми, а потому и шерть, данная царю, уже потеряла силу, и отказывались служить царю. Аюка стал переговариваться и дружить с крымским ханом, а его подчиненные нападали на русские поселения. Пределы Западной Сибири беспокоили башкиры, а далее, около Томска, делали набеги киргизы. В Восточной Сибири возмутились якуты и тунгусы, платившие ясак, выведенные из терпения грабительствами и насилиями воевод и служилых людей, но были укрощены.

Во внутренних делах сначала происходило мало нового 1, подтверждались или расширялись распоряжения предыдущего царствования 2. В народе не утихало волнение, возбужденное расколом, напротив, все более и более принимало широкий размер и мрачный характер. Фанатики заводили пустыни, завлекали туда толпы народа, поучали его не ходить в церковь, не креститься тремя перстами, толковали, что приближаются последние времена, наступает царство Антихриста, скоро затем мир сей постигнет конец, и теперь благочестивым христианам ничего не остается, как отрекаться от всех прелестей мира и добровольно идти на страдание за истинную веру. Такие пустыни появлялись во многих местах на севере, на Дону, но особенно в Сибири. Воеводы посылали разгонять их, но фанатики сами сжигались, не допуская к себе гонителей, и в этом случае оправдывали себя примером мучеников, особенно Св. Манефы, которая сожглась, чтоб не поклониться идолам 3.

В 1679 году царь Федор Алексеевич, уже достигший семнадцатилетнего возраста, приблизил к себе двух любимцев: Ивана Максимовича Языкова и Алексея Тимофеевича Лихачева. Это были люди ловкие, способные и, сколько можно заключить по известным нам событиям, добросовестные. Языков был назначен постельничьим. Молодой царь, воспитанный Симеоном Полоцким, был любознателен, посещал типографию и типографскую школу, любил читать и поддавался мысли своего учителя Симеона образовать высшее училище в Москве. Мало-помалу становится заметнее усиление правительственной деятельности. Издан ряд распоряжений, прекращавших злоупотребления и запутанность в делах по владению вотчинами и поместьями. Так, напр., вошло в обычай, что владелец вотчины продавал или передавал другому - родственнику или же чужому по крови, после себя свое имение, с условием, чтобы тот содержал его вдову и детей или родственников - обыкновенно лиц женского пола, напр. дочерей или племянниц; получивший вотчину обязан был выдавать замуж таких девиц как бы родных сестер своих. Но такие условия не исполнялись, и по этому поводу состоялся закон отбирать такие вотчины, если владелец не исполнит условия, на котором получил вотчину, - и отдавать их прямым обойденным наследникам. Бывали еще такие злоупотребления: мужья насилиями и побоями принуждали жен своих продавать и закладывать их собственные вотчины, полученные в приданое при выходе замуж. Постановлено было не записывать в поместном приказе, как делалось до того времени, таких актов, которые совершались мужьями от имени жен без их добровольного согласия. Ограждены были также вдовы и дочери, получавшие после мужьев и отцов прожиточные имения, которые у них нередко отнимали наследники. В это время вообще заметно желание, чтобы вотчины не выходили из рода владельцев, и потому запрещалось впредь отдавать по духовным вотчины прямых наследников, а также и дарить их в чужие руки. Самые поместья подчинялись тому же родовому началу: было постановлено, чтобы выморочные поместья давались только родственникам, хотя бы и дальним, прежних владельцев. Родственник имел право законно искать возвращения себе поместьев, поступивших в чужой род. Таким образом поместное право почти исчезало и переходило в вотчинное. Сын считал себя вправе просить правительство дать ему поместье или какую-нибудь награду, следовавшую его отцу за службу, если отец не успел ее получить.

В ноябре того же 1679 года уничтожилось некогда важное звание губных старост и целовальников. Повсеместно велено было сломать губные избы, и все уголовные дела передавались ведению воевод; вместе с тем уничтожались разные мелкие подати на содержание губных изб, тюрем, сторожей, палачей, издержка на бумагу, чернила, дрова и пр. Тогда же были уничтожены особые сыщики, присылаемые из Москвы по уголовным делам, сборщики, также приезжавшие из Москвы, горододельцы и приказчики разных наименований: ямские, пушкарские, засечные, осадные, у житниц головы и пр. Все их обязанности сосредоточивались в руках воевод. Правительство, вероятно, имело целью упростить управление и избавить народ от содержания многих должностных лиц.

В марте 1680 года предпринято было межевание вотчиных и помещичьих земель - важное предприятие, которое вызывалось желанием прекратить споры по поводу рубежей, доходившие очень часто до драк между крестьянами споривших сторон, а иногда и до смертоубийства. Всем помещикам и вотчинникам предписано объявить о числе имеющихся у них крестьянских дворов. Относительно самих крестьян не было сделано важных изменений в законодательстве, но из дел того времени видно, что крестьяне почти уже окончательно сравнялись с холопами по своему положению, хотя все-таки юридически отличались от последних тем, что в крестьяне поступали по судной, а в холопы по кабальной записи. Тем не менее, владелец не только брал своих крестьян в дворовые, но даже бывали случаи, когда продавал вотчинных крестьян без земли.

Свадьба царя Фёдора III

Летом 1680 года царь Федор Алексеевич увидел на крестном ходе девицу, которая ему понравилась. Он поручил Языкову узнать: кто она, и Языков сообщил ему, что она дочь Семена Федоровича Грушецкого, по имени Агафья. Царь, не нарушая дедовских обычаев, приказал созвать толпу девиц и выбрал из них Агафью. Боярин Милославский пытался расстроить этот брак, чернил царскую невесту, но не достиг цели и сам потерял влияние при дворе. 18 июля 1680 года царь сочетался с нею браком. Новая царица была незнатного рода и, как говорят, по происхождению полька. При дворе московском стали входить польские обычаи, начали носить кунтуши, стричь волосы по-польски и учиться польскому языку. Сам царь, воспитанный Симеоном Ситияновичем, знал по-польски и читал польские книги. Языков после царского брака получил сан окольничьего, а Лихачев заступил его место в звании постельничьего. Кроме того, приблизился к царю и молодой князь Василий Васильевич Голицын, впоследствии игравший важнейшую роль в Московском государстве.

Заключенный в это время мир с Турцией и Крымом хотя и не был блистателен, но по крайней мере облегчал народ от тех усилий, которых требовала продолжительная война, и потому был принят с большою радостью. Правительство обратилось к внутренним распоряжениям и преобразованиям, которые показывают уже некоторое смягчение нравов. Так, еще в 1679 году был составлен, но потом повторен в 1680 и, вероятно, приведен в исполнение закон, прекращавший варварские казни отсечения рук и ног и заменявший их ссылкою в Сибирь. В некоторых случаях позорное наказание кнутом заменилось пенею, как, например, за порчу межевых знаков или за корчемство. В челобитных, подаваемых царю, запрещалось раболепное выражение: чтобы царь умилосердился "как Бог"; запрещалось простым людям при встрече с боярами вставать с лошадей и кланяться в землю. Для распространения христианства между магометанами в мае 1681 года постановлено было отобрать крестьян христианской веры от татарских мурз, но оставлять им по-прежнему власть над ними, если они примут христианство; да сверх того положено поощрять принимавших крещение инородцев деньгами.

Межевание земель, предпринятое в прошлом году, не только не достигало цели прекращения драк по поводу границ владений, но еще усиливало их, потому что пока оно еще не было окончено, то возбуждало новые вопросы о границах; до правительства доходили слухи о бесчинствах, которые делали вотчинники и помещики, о нападениях их друг на друга и убийствах. В мае 1681 года издан был закон об отнятии спорных земель у тех владельцев, которые начнут самоуправства и будут посылать своих крестьян на драку, и о строгом наказании крестьян, если они без ведома владельцев станут драться между собою за границы; велено было также ускорить дело размежевания и умножить число межевщиков, выбираемых из дворян и называемых писцами. Вместо того, чтобы по старому обычаю предоставить им брать так называемые кормы с обывателей, им назначено было денежное жалованье, деньга с четверти земли, а другая деньга давалась подьячему с теми, которые с ним были для подмоги.

В июле того же года вышло два важных распоряжения: были уничтожены откупа на винную продажу и на таможенные сборы. Поводом к этому изменению было то, что порядок отдачи на откуп вел за собою беспорядки и убытки казне; откупщики винной продажи перебивали друг у друга барыши и пускали дешевле свое вино, стараясь один другого подорвать. Вместо откупов опять введены были верные головы и целовальники, выбранные из торговых и промышленных людей. Для избежания беспорядков запрещались вообще изъятия и особые права на домашнее производство хмельных напитков, исключая помещиков и вотчинников, которым позволялось приготовлять их, но только внутри своих дворов и никак не на продажу.

Среди всех этих забот правительства умерла царица Агафья (14 июля, 1681 года) от родов, а за нею и новорожденный младенец, крещенный под именем Ильи.

Не знаем, как подействовало на болезненного царя это семейное несчастье, но деятельность законодательная и учредительная не приостанавливалась. Важное дело межевания встречало большие затруднения: помещики и вотчинники жаловались на писцов, которым было поручено межевание, а писцы, которые были также из помещиков, на землевладельцев; таким образом правительство должно было отправлять еще особых сыщиков для разбирательства споров между владельцами земель и межевщиками и грозило тем и другим потерею половины их поместий; другая половина отдавалась жене и детям виновного. Сделаны были изменения в порядке приказного делопроизводства: все уголовные дела, которые производились частью в Земском приказе, а иногда и в других, велено было соединить в одном Разбойном приказе; Холопий приказ был уничтожен вовсе, и все дела из него перенесены были в Судный приказ. Наконец затевалось важное дело составления дополнений к Уложению, и по всем приказам велено было написать статьи по таким случаям, которые не были приняты во внимание Уложением.

В церковном быту совершались важные преобразования. Был созван церковный собор, один из важных в русской истории. На этом соборе (как на Стоглавом и других) от имени царя делались предложения или вопросы, на которые следовали соборные приговоры. Возникла потребность основания новых епархий, особенно в виду того, что везде умножались "церковные противники". Правительство предлагало завести у митрополитов подначальных им епископов, но собор нашел такой порядок неуместным, опасаясь, что от этого между архиереями будут происходить распри о сравнительной их "высости". Собор предпочел другую меру: учредить в некоторых городах особые независимые епархии. Таким образом были основаны архиепископства в Севске 4, в Холмогорах 5, в Устюге 6, в Енисейске; вятская епископия возвышена была в архиепископию; назначены были епископы: в Галиче, Арзамасе, Уфе, Танбове (Тамбове) 7, Воронеже 8, Волхове 9 и в Курске. На содержание новых архиерейств отводились разные монастыри с их вотчинными крестьянами и со всеми угодьями. Со стороны царя было сделано указание на отдаленные страны Сибири, где пространства так велики, что от епархиального города надобно ехать целый год и даже полтора, и эти страны легко делаются убежищем противников церкви; но собор не решился там учреждать епархий "малолюдства ради христианского народа", а ограничился постановлением посылать туда архимандритов и священников для научения в вере.

Внутригосударственные дела Фёдора III

По вопросу о противодействии расколу собор, не имея в руках материальной силы, главным образом предавал это дело светской власти; вотчинники и помещики должны извещать архиереев и воевод о раскольничьих сходбищах и мольбищах, а воеводы и приказные люди будут посылать служилых людей против тех раскольников, которые окажутся непослушными архиереям. Сверх того, собор просил государя, чтоб не давались никакие грамоты на основание новых пустынь, в которых обыкновенно служили по старым книгам; вместе с тем велено уничтожить в Москве палатки и анбары с иконами, называемые часовнями, в которых священники совершали молебны по старым книгам, а народ стекался туда толпами, вместо того, чтобы ходить в церкви и служить литургию; наконец постановлено было устроить надзор, чтоб не продавались старопечатные книги и разные писанные тетрадки и листочки с выписками из Св. Писания, которые были направлены против господствующей церкви в защиту старообрядства и сильно поддерживали раскол.

На этом же церковном соборе было обращено внимание на давние бесчинства, против которых напрасно вооружались прежние соборы: запрещалось монахам шататься по улицам, в монастырях держать крепкие напитки, разносить по кельям пищу, устраивать пиры. Замечено было, что черницы во множестве по домам сидели, по перекресткам и просили милостыню; большая часть их даже никогда не жила в монастырях, их постригали в домах, и они оставались в миру, нося черное платье. Таких черниц велено было собрать и устроить для них монастыри из некоторых, бывших прежде мужескими. Монахиням запрещалось самим управлять монастырскими вотчинами, а это дело поручалось назначенным от правительства старикам, дворянам. Запрещалось в домовых церквах держать вдов и священников, потому что, как замечено было, они вели себя бесчинно. Обращено было внимание на нищих, которых тогда накопилось повсюду чрезвычайное множество; они не только не давали никому проходу по улицам, но с криками просили подаяния в церквах во время богослужения. Их велено было разобрать и тех, которые окажутся больными, содержать за счет царской казны, "со всяким довольством", а ленивых и здоровых принудить к работе. Дозволено было посвящать священников в православные приходы, находившиеся во владениях Польши и Швеции, но только с тем, если последует об этом просьба от прихожан с надлежащими документами и с грамотами от своего правительства. Это правило было важно в том отношении, что подавало повод русской церкви вмешиваться в духовные дела соседей 10.

В том же ноябре 1681 года состоялся указ о созвании собора служилых людей для "устроения и управления ратного дела". В самом указе было обращено внимание на то, что в прошедшие войны неприятели Московского государства показали "новые в ратных делах вымыслы", посредством которых одерживали верх над московскими ратными людьми; надлежало рассмотреть эти "нововымышленные неприятельские хитрости" и устроить войско так, чтобы в военное время оно могло вести борьбу против неприятеля.

Собор собрался в январе 1682 года. Выборные люди с первого же раза выразили сознание необходимости ввести европейское разделение войска на роты, вместо сотен, под начальством ротмистров и поручиков, вместо сотенных голов. Вслед за тем выборные люди подали мысль уничтожить местничество, чтобы все, как в приказах, так и в полках и в городах, не считались местами, и поэтому все так называемые "разрядные случаи" искоренить, дабы они не служили поводом к помехе в делах.

Мы не знаем, наверно, сами ли выборные люди по своему усмотрению сделали это предложение или мысль эта была внушена им от правительства, во всяком случае, мысль эта достаточно созрела в то время, потому что во все продолжение предшествовавших войн, по царскому повелению, все были без мест, а в посольских делах местничество уже давно было устранено. За два года перед тем состоялся указ, которым постановлялось устранить всякое местничанье в крестных ходах: в этом указе было сказано, что уже и прежде в таких случаях между служилыми людьми не наблюдалось местничество, но в последнее время стали являться челобитные с указанием разных прежних случаев; поэтому-то на будущее время сочтено было необходимым поставить правилом, чтобы таких челобитных более не было под страхом наказания. Таким образом, обычай считаться местами сам собою уже выходил из употребления; служилые люди привыкли обходиться без местничества; только немногие приверженцы старых предрассудков хватались за разрядные случаи для удовлетворения своего тщеславия и докучали этим правительству. Оставалось только юридически уничтожить местничество, чтобы на будущее время оно не вошло опять в силу. Царь представил этот вопрос на обсуждение патриарха с духовенством и бояр с думными людьми. Духовенство признало местнический обычай, противный христианству, Божьей заповеди о любви, источником зла и вреда для царственных дел; бояре и думные люди прибавили, что следует все разрядные случаи искоренить совершенно. На основании такого приговора царь приказал сжечь все разрядные книги, дабы вперед никто не мог считаться прежними случаями, возноситься службою своих предков и унижать других. Книги были преданы огню в сенях царской передней палаты, в присутствии присланных от патриарха митрополитов и епископов и назначенного для этого дела от царя боярина Михаила Долгорукова и думного дьяка Семенова. Все, у кого в домах были списки с этих книг и всякие письма, относившиеся к местническим случаям, должны были доставлять в разряд, под страхом царского гнева и духовного запрещения. Затем вместо разрядных местнических книг велено было в разряде держать родословную книгу и составить новую для таких родов, которые не записаны были в прежней родословной книге, по которым члены значились в разной царской службе; всем позволено было держать у себя родословные книги, но уже они не имели значения при отправлении служебных обязанностей 11. Несмотря на уничтожение местничества, тогдашнее правительство не думало, однако, лишать служилых людей отличий по знатности их положения. Таким образом установлялись правила, как следует каждому сообразно своему чину ездить по городу: бояре, окольничьи и думные люди могли, напр., ездить в каретах и санях в обыкновенные дни на двух лошадях, в праздники на четырех, а на свадьбах на шести; другим же ниже их чином (спальникам, стольникам, стряпчим, дворянам) дозволялось зимою ездить в санях на одной лошади, а летом верхами. Подобно тому же являться ко двору дозволено было сообразно чину. Предстояло еще одно важное преобразование: в декабре 1681 года последовал указ прислать в Москву выборных людей торгового сословия со всех городов (кроме сибирских), а также из государевых слобод и сел "для уравнения людей всякого чина в платеже податей и в отправлении выборной службы". Но этот собор, сколько нам известно, не состоялся.

Вторая свадьба Фёдора III

Царь между тем день ото дня ослабевал, но ближние его поддерживали в нем надежду на выздоровление, и он вступил в новый брак с Марфой Матвеевной Апраксиной, родственницей Языкова. Первым последствием этого союза было прощение Матвеева.

Сосланный боярин несколько раз писал царю из ссылки челобитные, оправдывая себя от ложно взведенных на него обвинений, просил ходатайства патриарха, обращался к разным боярам и даже к своим врагам; так, напр., он писал к злейшему из своих врагов Богдану Матвеевичу Хитрово, убеждал воспомянуть прежнюю милость его к нему и "работишку его", Матвеева, поручал просить о том же боярыню Анну Петровну, которая, как мы сказали, постоянно клеветала на Матвеева: "Я, - писал он из Пустозерска, - в такое место послан, что и имя его настоящее Пустозерск: ни мяса, ни калача купить нельзя; хлеба на две денежки не добудешь; один борщ едят да муки ржаной по горсточке прибавляют, и так делают только достаточные люди; не то, что купить, именем Божьим милостыни выпросить не у кого, да и нечего. А у меня, что по милости государя не было отнято, то все водами, горами и переволоками потоплено, растеряно, раскрадено, рассыпано, выточено..." В 1680 году после бракосочетания царя с Грушецкою, Матвеева в виде облегчения перевели в Мезень с сыном, с учителем сына шляхтичем Поборским и прислугою, всего до 30 человек, и давали ему 156 рублей жалованья, и, кроме того, отпускали хлебного зерна, ржи, овса, ячменя. Но это мало облегчило его участь. Умоляя снова государя даровать ему свободу, Матвеев писал, что таким образом "будет на день нам холопем твоим и сиротам нашим по три денежки..." "Церковные противники, - писал Матвеев в том же письме, - Аввакумова жена и дети получают по грошу на человека, а малые по три денежки, а мы, холопи твои, не противники ни церкви, ни вашему царскому повелению". Впрочем, мезенский воевода Тухачевский любил Матвеева и старался чем только мог облегчить судьбу сосланного боярина. Главный недостаток состоял в том, что в Мезени трудно было доставать хлеба. Жители питались дичью и рыбою, которые были там в большом изобилии, но от недостатка хлеба свирепствовала там цинга.

В январе 1682 года, как только царь объявил своей невестой Марфу Апраксину, отправлен был капитан стремяного полка Иван Лишуков в Мезень с указом объявить боярину Артамону Сергеевичу Матвееву и сыну его, что государь, признав их невинность, приказал вернуть их из ссылки, возвратить им двор в Москве, подмосковные и другие вотчины и пожитки, оставшиеся за раздачею и продажею; пожаловал им в вотчину из дворцовых сел Верхний Ландех с деревнями (в Суздальском уезде) и приказал свободно отпустить боярина с сыном в город Лух, давши им подорожную и ямские подводы, а в Лухе дожидаться нового царского указа. Этой милостью Матвеев был обязан просьбе царской невесты, которая была его крестница. Хотя царь и объявил, что признает Матвеева совершенно невинным и ложно оклеветанным, хотя перед освобождением Матвеева велел отправить в ссылку одного из его клеветников, врача Давида Берлова, но не решился, однако, возвратить боярина в Москву - очевидно, препятствовали царские сестры, ненавидевшие Матвеева, и молодая царица не имела еще настолько силы, чтобы привести царя к такому поступку, который бы до крайности раздражил царевен. Тем не менее, однако, молодая царица в короткое время приобрела столько силы, что примирила царя с Натальей Кирилловной и царевичем Петром, с которыми, по выражению современника, у него были "неукротимые несогласия". Но недолго пришлось царю жить с молодою женою. Через два месяца с небольшим после своей свадьбы, 27 апреля 1682 года, он скончался, не достигши 21 года от рождения.

1. Так, между прочим издано было несколько распоряжений относительно вотчин; запрещено было давать вотчины и поместья церквам в 1671 году.

2. Еще до ссылки Матвеева расширена была привилегия, данная при Алексее Михайловиче серебряных дел мастеру Кожевникову на искание серебряной, золотой и медной руды. Кожевников с товарищами несколько лет уже скитался по северным краям и не нашел руды. Теперь ему дозволено было искать руду, дорогие камни и всякие ископаемые богатства на Волге, Каме и Оке. Видно, что правительство очень занимала мысль отыскания металлов. Нелишним считаем также упомянуть о подтверждении указа царя Алексея Михайловича, чтобы не посылать в Москву рыбу, меньше указанной меры, а мелкую недорослую рыбу велено бросать обратно в реку, чтобы не "перевести заводу". Распоряжение это замечательно тем, что показывает заботливость правительства о сбережении рыбы, важной отрасли хозяйства.

3. В Тобольском уезде, напр., чернец Данило с единомышленниками завел пустынь, куда набралось до трехсот душ обоего пола. Две черницы и две девки всенародно бесновались, бились о землю, кричали, что видят Пресвятую Богородицу, которая повелевает им убеждать людей, чтоб не крестились тремя перстами, не ходили в церковь, нс поклонялись четырехконечному кресту, который есть не что иное, как Антихристова печать. Данило всех приходящих и старых и малых постригал в монашество и убеждал не допускать к себе ратных людей, но самим предать себя сожжению; с этою целью они заранее приготовили смолы, пеньки, бересту и, услышавши, что тобольский воевода послал против них отряд, сожглись в своих избах. Их пример увлек других к такому же изуверскому подвигу.

4. Города: Севск, Трубчевск, Путивль, Рыльск.

5. Холмогоры, Архангельск, Мезень, Кевроль, Пустозерск, Пинега, Вага с пригородами.

6. Устюга, Сольвычегодск, Тотьма с пригородами.

7. Тамбов, Козлов, Доброе Городище с пригородами.

8. Воронеж, Елец, Романов, Орлов, Костянск, Коротояк, Усмань и пр. Сюда был назначен епископом Св. Митрофан.

9. Волхов, Мценск, Карачев, Кромы, Орел, Новосиль.

10. На соборе этом было замечено, что Риза Господня, присланная при патриархе Филарете из Персии, была разрезана на кусочки, которые хранились в разных местах в ковчегах: велено было все эти кусочки собрать и держать в одном ковчеге в Успенской церкви. В Благовещенском соборе было много частиц мощей в небрежении: велено было большую часть их раздать по монастырям и церквам, остальные же хранить за царскою печатью, а в Великую пятницу, как прежде и делалось, приносить для омовения в Успенский собор.

11. Тогда же был, вероятно, составлен проект, по которому бояре, окольничьи и думные люди разделялись на степени, не по роду, а по занимаемым ими местам. Таким образом боярам давались разные названия: одним по городам, над которыми их назначили наместниками (напр., наместник астраханский занимал между наместниками четвертое место по важности города, а между боярами вообще одиннадцатую степень; псковский между наместниками пятое место, между боярами тринадцатую степень; смоленский между наместниками шестое место, между боярами одиннадцатую степень и т. д.), другим чины, переведенные с греческого языка и заимствованные из византийской придворной жизни, напр., болярин над пехотою, болярин над конною ратью, болярин и дворецкий и т. д. В этом проекте, не приведенном в исполнение, вероятно, за смертью царя Федора, виден зародыш той чиновничьей лестницы, которую создал Петр табелью о рангах.

Реферат по учебной дисциплине "История России"

на тему:"Эпоха правления царя Фёдора III Алексеевича (1676 - 1682)".

План

1. Введение.

2. Биография и престолонаследие Фёдора III.

3. Государственные реформы царя Фёдора Алексеевича .

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение .

Царь Фёдор Алексеевич (1661 - 1682), как и каждый представитель династии Романовых, был примечателен многими интересными качествами, глубоким потенциалом личности. Примечательно, что он имел один из самых коротких периодов правления - шесть лет, два месяца и двадцать восемь дней. Но период этот оказался более чем плодотворным, наполненным интенсивной деятельностью и событиями. Об этом, например, прямо писал русский историк В.Н. Берх (1781 - 1834): «царствование было «богаче событиями, нежели последующие за сим 14 лет до кончины царя Иоанна Алексеевича» [Берх; 22].

Вопрос обращения к личности Фёдора Алексеевича выглядит на сегодняшний день весьма актуальным и значимым. Как и некоторые другие представители фамилии Романовых, он и его деяния оказались незаслуженно забытыми. В ряде учебников по истории для высших учебных заведений даже не упоминается его имя и достижения, в них авторы от правления Михаила Алексеевича сразу переходят к Петру I. И это несмотря на то, что такие великие учёные как С.А. Медведев, С.М. Соловьёв, В.Н. Татищев высоко оценили вклад Фёдора Алексеевича в историю. Столь явная ситуация несправедливости по отношению к Фёдору III сегодня начинает понемногу исправляться. Крупные историки и писатели современности (А.П. Богданов, Д.М. Володихин, В.А. Тосминов и др.) издают полноценные исследования на тему жизни и деятельности Фёдора Алексеевича Романова, которые существенно проливают свет на эту часть русской истории, позволяя взглянуть на предшественника Петра I непредвзято и объективно. Их труды доказывают, что жизнь Фёдора Романова не являлась всего лишь «тенью» жизни своего великого брата, а, напротив, оказалась ярким периодом активной и полезной государственной деятельности.

2. Биография и престолонаследие Федора III.

Фёдор Алексеевич - сын Алексея Михайловича и царицы Марии Алексеевны, родился 30 мая 1661. Уже с детства стало очевидным его слабое здоровье - настолько хилым и болезненным он рос. Ситуацию усугубило падение с саней и получение травмы от пробежавшей по ребёнку лошади. Высказывались предположения, что после такого происшествия царевичу не выжить. Но он выжил и смог в пятнадцатилетнем возрасте вступить на престол.

Компенсацией плохому здоровью стало великолепное образование. Будучи воспитанником Симеона Полоцкого (1629 - 1680), он рано освоил польский и латинский язык, имел склонность к сложению виршей. Он даже помогал Симеону Полоцкому перекладывать на стихи псалмы из Псалтыри. О Фёдоре говорилось также, что он был любителем наук, в особенности, математических.

Впрочем, многие исследователи полагают, что Симеон Полоцкий был не лучшей кандидатурой для воспитателя русского царя, поскольку он не являлся по духу русским человеком и, кроме знания языков, ничего не мог дать царю [Флоровский; 19]. Тем не менее, благодаря воспитанию Полоцкого, в личности Фёдора Алексеевича удивительным образом соединились западное мировоззрение и душа русского человека.

Не любивший и не знавший русской истории Симеон Полоцкий не смог повлиять в этом отношении на своего подопечного. Но к великой удаче своих подданных Фёдор Алексеевич много и тщательно изучал историю своей страны. Любовь и внимание к истории не были случайностью: царь придавал этой науке не только просветительское, но и воспитательное значение [Тосминов; 18]. Так, им был сделано указание написать историю России, предназначенную для его сводного брата Петра Алексеевича (1672 - 1725), будущего Петра I. Государь прекрасно осознавал, что собственное слабое здоровье не позволит ему долго продержаться на троне, потому считал себя обязанным как можно лучше подготовить продолжателя царской династии.

В 1675 году царевич Фёдор был объявлен своим отцом наследником престола. В следующем году Алексей Михайлович умер, и юный царь вступил на трон, (на тот момент было всего пятнадцать лет). 18 июня патриарх Иоаким (1621 - 1690) совершил коронование.

18 июля 1680 года Фёдор Алексеевич вступил в брак с Агафьей Семёновной - дочерью С.Ф. Грушецкого, носившего дворянский титул. 11 июля 1681 года на свет появился первенец царственных супругов - царевич Илья, после чего последовала череда трагических событий: смерть царицы на третий день после рождения царевича и смерть самого Ильи 21 июля того же года.

15 февраля 1682 года Фёдор Алексеевич вновь вступил в брак с Марфой Васильевной Апраксиной (1614 - 1716), дочерью М.В. Апраксина, служившего стольником. В этом браке детей не было.

Благодаря подробному исследованию В.Н. Татищева, можно узнать не только подробности биографии Фёдора III, но и некоторые особенности его личности. Так, например, Татищев свидетельствует о любви государя к музыке, лошадям и различным постройкам [Зданович; 43]. Кроме того, Фёдор Алексеевич был набожен и имел добрый нрав. Он оставил хорошую память тем, что заботился о больных и обездоленных, а за счёт государственной казны велел строить каменные дома для сирот, нищих и убогих. Будучи мягким по своей натуре, он не одобрял насилия и лично разбирал дело о «тюремном мучительстве». И всё же судьбу Фёдора Алексеевича можно назвать действительно драматичной. Через два месяца после второй женитьбы Фёдор III скончался. Но до этого сумел произвести ряд реформ и совершить действительно полезные дела для своего государства.

Ввиду слабого здоровья Фёдор Алексеевич не сумел сразу после коронации приступить к правлению страной. С самого начала его заступления на трон внутри царской семьи началась жестокая борьба за власть, которая велась между Н.К. Нарышкиной (1651 - 1694), мачехой Фёдора и другими его родственницами - тётками и сёстрами, а также родня царя со стороны первой жены Марии Ильиничны, всем известные Милославские. Последние в итоге взяли верх, результатом этого явилось падение А.С. Матвеева (1625 - 1682). Его, как сторонника западной науки, обвинили в колдовстве и сослали в г. Пустозёрск.

Тем не менее, Милославским не удалось долго продержаться на верхушке власти. В скором времени на их место заступили фавориты Фёдора Алексеевича - стольник А.Т. Лихачёв (? - 1729) и постельничий И.М. Языков (? - 1682). Это были весьма образованные и талантливые люди, находившиеся в положении, весьма близком к царю. Настолько близком, что совместно с В.В. Голицыным (1643 - 1674) они управляли практически всей Москвой. Когда Фёдор Алексеевич всё же приступил к своим обязанностям, он потратил немало сил на борьбу с образовавшимися внутри высшей прослойки общества группировками, но смог добиться впечатляющих итогов.

Короткое царствование Фёдора Алексеевича привело страну к главному цели любого грамотного политика - затишью и миру. Умер царь в двадцать два года, погребён в Архангельском соборе.

3. Государственные реформы царя Фёдора Алексеевича.

Своей краткой, но плодотворной деятельностью Фёдор Алексеевич подготовил почву для грандиозных реформ, предпринятых в дальнейшем Петром I. Д.М. Володихин пишет: «…в 1676 и 1677 годах он оставался ещё очень слаб, как действительный правитель. Но позднее реальный “вес” царя как “высшего администратора” начинает расти» [Володихин; 71]. И это в действительности так.

Начав в реальности управлять страной, он в первую очередь запустил налоговую реформу. Множество разного типа сборов он заменил на один налог, который предназначался для содержания стрелецкого войска. Благодаря этому нововведению, государственная казна весьма ощутимо пополнилась.

Проведя перепись населения, царь Фёдор приступил к осуществлению следующей реформы, именуемой межевой. Она заключалась в переучёте и более точном обозначении границ.

Далее последовала военно-окружная реформа. Поделив всё государство, за исключением Поволжья и Сибири, на девять военных округов, царь приказал организовать в каждом из них собственные полки. Через несколько лет Пётр I, опираясь на эту систему, создаст действительно мощную российскую армию.

Фёдор Алексеевич нанёс существенный удар по бюрократическому аппарату. Он восстановил Челобитный приказ, разрешив тем самым жаловаться на чиновников, и запретил приравнивать царя к Богу. Более того, он табуировал жестокие телесные наказания. Отныне преступников ожидала иная участь: ссылка в Сибирь с целью укрепления столь отдалённых районов. Таким образом сказывалось западное воспитание, привитое Симеоном Полоцким. Фёдор Алексеевич сделал первый шаг к демократическому государству. Он действительно помогал простому народу, за что тот отвечал ему искренней любовью.

Царь укреплял страну не только с позиции государственного устройства, но и в прямом смысле. «Москва Белокаменная» - это именно его заслуга. Фёдор Алексеевич начал каменное строительство для того, чтобы обезопасить город от пожаров и преуспел в этом деле.

Реформы царя Фёдора III коснулись и области культуры. Именно в период его правления началась подготовка к открытию высшей богословской школы - Славяно-греко-латинской академии. Цель заведения - подготовка духовных кадров, укрепление православия. Конечно, культурные преобразования Фёдора III не выходили за пределы столицы и затрагивали лишь высшие слои общества. Но здесь важно само начинание. Испытывая греческое и киевское влияние, новшества, вводимые им в сферу культуры, касались в основном церкви. Но Фёдор Алексеевич начал то, что потом в полной мере смог воплотить Пётр Великий.

Сказалась и любовь Фёдора Алексеевича к вокальной музыке и стихотворчеству. Эти увлечения царя способствовали распространению в храмах партесного (многоголосного) пения, введённое ещё патриархом Никоном, и звучащее в российских церквях и сегодня. Можно только предположить, насколько вперёд продвинулась бы Россия, будь у Фёдора Алексеевича здоровье крепче.

Но самым важным делом Фёдора Алексеевича во внутренней политике стало уничтожения местничества. В.А. Тосминов пишет: «Основное содержание “Соборного деяния об уничтожении местничества” завершалось повторением угрозы жестоких кар тем, кто в нарушение царского указа и повеления будет, ссылаясь на прежние записи мест, кого-либо бесчестить и попрекать. Таким людям обещалась от государя опала и разорение “безо всякой пощады”» [Тосминов; 137]. Итак, теперь все бояре и дворяне должны были получать высокие государственные посты и воинские чины не за взятки или знатное положение, а за личные качества и честную службу на благо государя и Отечество.

4. Внешняя политика Фёдора III. Война с Турцией(1676-1681).

Молодой царь проявил себя и во внешней политике. Уже с самого начала правления он сделал попытку возвращение России Ингерманландии и части Лифляндии. Отправив на границу со Швецией не меньше десяти человек с существенным военным сопровождением, Фёдор Алексеевич дал им указание вести переговоры по поводу вышеуказанных территорий. Шведы согласились провести переговоры, но попросили на раздумье месяц. Когда назначенный срок минул, Швеция сообщила о своём отказе. Возможно, Фёдор Алексеевич и довёл бы начатое дело до конца, если бы не война с Турцией. Как известно, Турция и Крымское ханство давно стремились заполучить Правобережную Украину, доставшуюся новому государю в наследство от отца.

Летом 1677 года Турция и Крымское ханство в очередной раз попытались отвоевать город Чигирин, бывшим в то время столицей Правобережной Украины. Следует отметить, что Чигирин - это город-крепость, располагавшийся на побережье Днепра, и овладеть им означало взять под политический контроль Украину. Примечательны слова запорожского гетмана И.С. Самойленко: «…при ком Чигирин и Киев, при том и они все должны в вечном подданстве быть» [Двинский летописец; 159].

В начале августа шестидесяти тысячная армия, подкреплённая татарской конницей, состоящей из сорока тысяч человек и вспомогательным двадцатитысячным отрядом, осадила Чигирин. Малочисленное войско (пять тысяч московских стрелков, составлявших основу чигиринского гарнизона), было вынуждено в течение трёх недель отражать это мощное наступление. Наконец на выручку им подошёл почти пятидесяти тысячный отряд под командованием князя Г.Г. Родомановского (? - 1682). 27 - 28 августа на берегу Днепра произошло сражение, в котором русская армия нанесла решительное поражение турецким и татарским войскам, несмотря на то, что те по численности превосходили их практически вдвое. Со значительными потерями басурманская армия бежала с поля боя. Потери с русской стороны были намного меньше. Царь Фёдор Алексеевич щедро наградил победителей и щедро воздал погибшим [Тосминов; 115].

Было вполне логичным, что государь хотел прекратить эту войну, хотя, конечно, оставить на произвол судьбы эту часть Украины, основную часть населения которой составляли православные христиане, он не мог. В.А. Тосминов в своём исследовании приводит следующие факты, почерпнутые им из документов того времени: «…войдя в город, турки и крымские татары стали разорять церкви: сломали со всех них кресты и сбросили колокола. Православных христиан захватчики начали принуждать к обращению в магометанскую веру, отнимая у тех из них, кто противился такому насилию, имущество и жизни. Вторгшись в пределы Украины с огромной армией (численностью более 300 000 воинов), Турецкий султан не скрывал своего стремления идти войной на христианские государства» [Тосминов; 116].

И Фёдор Алексеевич предпринимает попытку остановить войну дипломатическим путём. В 1677 году он отправляет письмо турецкому султану, в котором предлагает провести переговоры о заключении мира. Но в 1678 году вместо согласия он получает сведения о том, что турки готовят новый набег на Украину, собирая ещё более мощные силы, чем прежде. Царю не оставалось ничего другого, как тоже вновь снаряжать российскую армию на войну. Для этого он предпринял ряд действий, в частности, приказал собрать с каждого двора по рублю. Была проведена и летопись, по результатам которой часть средств передали оружейникам. Заказ на изготовление семи с половиной тысяч оружейных замков поступил в Тулу. Фёдор Алексеевич следил за процессом, и если до него доходили вести о препятствиях к военным сборам, то принимал решительные меры.

В начале 1678 года сражения с турецкой стороной возобновились, и вновь в центре Чигирина. Фёдор Алексеевич был готов идти на примирение с Турцией, но только при условии, что Чигирин не достанется турецкому султану. Но и правитель Турции - Мехмед IV (1642 - 1693) был согласен на мир только в том случае, если ему уступят Чигирин и часть Приднепровья.

Положение, в котором оказался Фёдор Алексеевич, было более чем сложным. С одной стороны, мир был необходим, поскольку страна устала и ослабла от войн. С другой, - отдать Чигирин туркам не представлялось возможным, этого нельзя было предпринимать ни при каких обстоятельствах. И тогда царь поступает следующим образом: удержать Чигирин по мирному договору с Турцией. Если же Турция начнёт осуществлять захват города, крепость подлежит уничтожению. Фёдор Алексеевич подготовил самые подробнейшие инструкции и для русского, и для малороссийского народа по поводу мирного урегулирования военного конфликта с турками. Особый акцент он сделал на вопросе установления чигиринских границ, чтобы всё было «пристойно и впредь бы, при помощи Божией, прочно и постоянно и малороссийским жителям не ко утеснению было…» [Володихин; 78].

Далее последовала осада Чигирина со стороны крымских татар и турок. Она длилась месяц и несколько дней. Вражеская армия практически не прекращала обстрела из пушек. Кроме того, город часто подвергался атакам, совершаемым конницей и пехотинцами. Всего несколько тысяч чигиринцев мужественно держали оборону, в которой погибло большое количество воинов. На помощь чигиринскому гарнизону было выслано войско, которым командовал Ромодановский (50 000 военных) и украинский казачий отряд под предводительством гетмана Самойловича.

3 августа русским войскам удалось разгромить врагов на подходах к Чигирину, но входить в город они не спешили. Между тем, осаждённые войны, отчаянно нуждались в помощи. Их силы практически иссякли, они были вынуждены начинать взрывать пороховые склады. Сегодня уже не возникает сомнений: войди Ромодановский в город со своим войском, победа русских была бы неминуемой, и войне пришёл бы конец. Но князь-воевода этого не сделал, поскольку считал себя обязанным выполнить приказание царя об уничтожении города.

В итоге, война между Турцией и Россией длилась до конца 1678 года, а мирные переговоры после продолжались ещё два года. И вот, наконец, 4 марта 1681 года состоялась торжественная церемония, на которой огласилось решение о двадцатилетнем перемирии между Турцией и Россией. С.М. Соловьёв писал: «…множество христиан и басурман, заслышав о заключении мира, толпились у шатра и провожали посланников радостными восклицаниями. Если в Крыму так радовались заключению мира, то ещё больше радовались в России, и особенно в Малороссии» [Соловьёв; 229].

Фёдор Алексеевич, однако, не считал успех полноценным без уступки со стороны турок относительно Запорожья. Послы русского царя, всеми возможными способами, пытались убедить султана внести в грамоту пункт о Запорожье, но тот никак не соглашался. Пришлось удовольствоваться грамотой о перемирии на двадцать лет. Но даже в таком виде документ о мире между двумя государствами был величайшей победой молодого царя, одним из крупнейших его достижений.

В том же 1678 году ведутся переговоры и с поляками, которые требуют возвращения Киева, Смоленска и других городов. Их расчёт основан на подлости и хитром расчёте: России в период войны с Турцией нужна твёрдая поддержка с западного фланга. В случае если Россия не удовлетворит их притязания, она может этой поддержки лишиться, да ещё и пойти новой войной на своих соседей. Чигиримская победа нарушает польские происки, но опасность военной угрозы с их стороны остаётся. Поскольку новая война сейчас совершенно некстати, Фёдор Алексеевич (при участии патриарха Иоакима) решает пойти на компромисс: отдать полякам маленькие города. Киев же удаётся отстоять. Продлевается и мирный договор между Россией и Речью Посполитой до 1693 (который в 1868 году был переведён в статус «вечного»).

В данном случае деятельность Фёдора Алексеевича трудно переоценить. Он получил войну с Турцией в наследство от своего отца, Алексея Михайловича, который воевал без конца и своей политикой спровоцировал волну бунтов. Его сын войну не начинал, но сумел её прекратить. И пусть он сам не был доволен итогами переговоров, но прекрасно осознавал, что самое главное в государстве - это мир. И он добился его, пойдя на незначительные уступки. В завершении будут уместны слова А.П. Богданова, который утверждал: «Россия времён Федора была державой, в которой господствовало представление о государстве как едином организме, все члены коего равно важны для общего блага» [Богданов; 6].

5. Заключение.

Царствование Фёдора III длилось всего шесть лет, но дало значительные результаты. Если говорить о внешней политике, то это, прежде всего, прекращение войны с Турцией, заключение мирного договора с Турцией и Речью Посполитой, освобождение от крымских и турецких захватчиков Правобережной Украины, оставление за Россией Киева, Чигирина и Смоленска.

Внутренняя политика Фёдора Алексеевича также принесла существенные изменения. При его правлении страна значительно усилилась и обогатилась, границы её существенно расширились. Фёдором Алексеевичем были проведены следующие реформы: налоговая, военно-окружная, межевая, судебная, строительная. Он нанёс мощный удар по бюрократическому аппарату, устранив местничество. Коснулись преобразования Фёдора III и культуры, образования и духовного совершенствования личности.

Итак, России царствования Фёдора Алексеевича - это могущественная держава, которая гарантировала мир, защиту и справедливость не только своим гражданам, но и другим народам.

6. Список литературы.

1. Берх В.Н. Царствование царя Федора Алексеевича и история первого стрелецкого бунта /В.Н. Берх. - СПб.: Тип. Х. Гинце, 1834. - 162 с.

2. Богданов А.П. В тени Петра Великого/А.П. Богданов. - М.: Армада, 1998. - 306 с.

3. Володихин Д. М. Царь Фёдор Алексеевич, или Бедный отрок /Д.М. Володихин. - М.: Молодая гвардия, 2013. - 264 с.

4. Делягин И.В. Высшая власть и управление в царствование Федора Алексеевича. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук / И.В. Делягин. - М., 2004. - 213 с.

5. Двинский летописец // Полное собрание русских летописей. Том 33: Холмогорская летопись. Двинский летописец. Л.: Наука, 1977. - 252 с.

6. Зданович Е.Ф. Е.Е. Замысловский о внешнеполитических связях России второй половины XVI - XVII вв.// Вестник Кемеровского государственного университета, 2015 - № 3 (63). - 145 с.

7. Соловьёв С.М. История России с древнейших времен / В.М. Соловьёв. - М.: Эксмо, 2009. - 1024 с.

8. Татищев В. Н. Царство царя Федора Алексеевича // Татищев В. Н. История Российская. В 3-х томах. Том 3. М.: Наука, 2005. - 965 с.

9. Тосминов В.А. Царь Фёдор Алексеевич как государственный деятель и человек// Законодательство царя Фёдора Алексеевича: 1676 - 1682 годы. Законодательство царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича: 1682-1696 годы / В.А. Томсинов. - М: Зерцало, 2012. - 456 с.

10. Флоровский Г. В. Пути русского богословия /Г.В. Флоровский. - М.: Институт русской цивилизации, 2009. - 848 с.

Считается, что младший брат Федора – осуществил все реформы. Но многим из них положил начало именно .

В 1679 году была проведена перепись населения. Также отменили указ о невыдаче беглых, которые записались в ратную службу. В этом же году увеличился податный гнет и введено подворное обложение. Это позволило обогатить казну, но усилило крепостное бремя.

При Федоре смягчилось наказание за воровство. Если раньше отрубали руки, то теперь воров с их семьями ссылали в Сибирь.

12 января 1682 года было отменено местничество. Суть местничества заключалась в том, что на государственные должности человек назначался не за его способности, опыт и достижения, а в зависимости от места, которое занимали его предки. Т.е. сын человека, который занимал определенную должность, не может получить должность выше. Это мешало эффективному управлению. Все разрядные книги были сожжены, а все боярские роды были записаны в родословные книги.

В марте 1861 года была открыта Типографская школа.

В этом же году Федор выступил за открытие в Москве славяно-греко-латинской академии. Это учебное заведение открылось уже после его смерти. В нем могли учиться люди всех сословий. Причем бедным назначались специальные стипендии. Выпускники академии могли претендовать на государственные должности при дворе. Противником светского образования выступал патриарх Иоаким.

Также царь строил специальные приюты для сирот, в которых их обучали различным наукам и ремеслам.

Во время царствования Федора Алексеевича был перестроен Кремлевский дворцовый комплекс, в Кремле была установлена канализационная система. Также в Москве были построены каменные здания, т.к. царь видел в них защиту от пожара.

Также продолжалась борьба со старообрядцами, которая началась еще во время правления . Был сожжен протопоп Аввакум, который предсказал смерть Федора III.

Внешняя политика Федора Алексеевича Романова

1676 – 1681 годы – Русско-турецкая война. В 1681 году был заключен Бахчисарайский мирный договор, в соответствии с которым по Днепру была установлена граница между Россией и Турцией. России остались Киев, Стайки и Триполье.

«Тишайшего» и Марии Ильиничны, дочери боярина И.Д.Милославского, один из наиболее образованных правителей России.

Родился 30 мая 1661 в Москве. С детства был слабым и болезненным, но уже в 12 лет был официально объявлен наследником престола. Первым учителем его был подъячий Посольского приказа Памфил Белянинов, затем его сменил Симеон Полоцкий , ставший его духовным наставнико. Обучил его польскому, древнегреческому языкам и латыни, привил уважение и интерес к западному быту. Царь разбирался в живописи и церковной музыке, имел «великое искусство в поезии и изрядные вирши складывал», обученный основам стихосложения, сделал стихотворный перевод псалмов для «Псалтири» Полоцкого. Внешний облик царя позволяет представить парсуна (портрет), сделанная Богданом Салтановым в 1685.

После смерти отца, 15-летним, был венчан на царство в Успенском соборе Кремля 18 июня 1676 года. Поначалу страной пыталась руководить мачеха, Н.К.Нарышкина, которую удалось устранить от дел родственникам Федора, направив ее вместе с сыном Петром (будущим Петром I) в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское. Друзья и родственники молодого царя, боярин И.Ф.Милославский, кн. Ю.А.Долгоруков и Я.Н.Одоевской, которых в 1679 сменили постельничий И.М.Языков, стольничий М.Т.Лихачев и кн. В.В.Голицын , «люди образованные, способные и добросовестные», близкие царю и имевшие на него влияние, энергично принялись создавать дееспособное правительство. Их влиянием можно объяснить перенесение при Федоре центра тяжести в принятии государственных решений в Боярскую Думу, число членов которой при нем возросло с 66 до 99. Царь был также склонен лично принимать участие в управлении, но без деспотизма и жестокости, какие были свойственны его преемнику и брату Петру I.

В 1678–1679 правительством Федора была проведена перепись населения, отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу, введено подворное обложение (это сразу же пополнило казну, но усилило крепостной гнет). В 1679–1680 была сделана попытка смягчить на западный манер уголовные наказания, в частности, было отменено отрубание рук за воровство. Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность широкого наделения дворян, стремившихся к увеличению земельных владений, поместьями и вотчинами. В 1681 было введено воеводское и местное приказное управление – важная подготовительная мера для губернской реформы Петра I.

Главной из внутриполитических реформ стало уничтожение на «чрезвычайном сидении» Земского собора 12 января1682 местничества – правил, по которым каждый получал чины в согласии с местом, какое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Одновременно были сожжены разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен разрядных было приказано завести Родословную книгу. В нее вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе.

При Федоре готовился проект о введении в России чинов – прообраз петровской Табели о рангах, который должен был разделить гражданскую и военную власти. Для централизации управления некоторые приказы были объединены и переданы под управление И.Ф.Милославского. Недовольство злоупотреблениями чиновников, притеснения стрельцов привело к восстанию городских низов, поддержанных стрельцами, в 1682.

Получивший основы светского образования, Федор был противником вмешательства церкви и патриарха Иоакима в светские дела, установил увеличенные нормы сборов с церковных имений, начав тем самым процесс, завершившийся при Петре I ликвидацией патриаршества. В годы правления Федора велось строительство не только дворцовых церквей, но и светских зданий (приказов, палат), были разбиты новые сады, создана первая общая система канализации Кремля.

Понимавший необходимость распространения знаний, Федор приглашал иноземцев для преподавания в Москве, был одним из инициаторов создания Славяно-греко-латинской академии, хотя сама академия была учреждена позже, в 1687.

Во внешней политике пытался возвратить России выход к Балтийскому морю, утраченный в годы Ливонской войны. Гораздо больше внимания, чем Алексей Михайлович, уделял полкам «нового строя», укомплектованным и обучаемым на западный манер. Однако решению «балтийской задачи» мешали набеги крымских и татар и турок с юга. Поэтому крупной внешнеполитической акцией Федора стала успешная русско-турецкая война 1676-1681, закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, закрепившим объединение Левобережной Украины с Россией. Киев Россия получила еще ранее по договору с Польшей 1678 в обмен на Невель, Себеж и Велиж. Во время войны 1676–1681 на юге страны была создана Изюмская засечная черта (400 верст), позднее соединенная с Белгородской.

Частная жизнь царя была несчастливой. Первый брак с Агафьей Грушецкой (1680) закончился через год, царица умерла в родах вместе с новорожденным сыном Федора. По слухам, царица оказывала сильное влияние на мужа, по ее «внушению» в Москве мужчины начали стричь волосы, брить бороды, носить польские сабли и кунтуши. Новый брак царя устроил его дружка И.М.Языков. 14 февраля 1682 Федора женили на Марфе Апраксиной, но через два месяца после свадьбы, 27 апреля царь скоропостижно скончался в Москве на 21-м году жизни, не оставив наследника. Царями были провозглашены два его брата – Иван и Петр Алексеевичи. Федора похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля

Важнейшим источником по истории правления Федора Алексеевича является Созерцание лет 7190, 7191 и 7192 , составленное известнейшим современником царя писателем Сильвестром Медведевым .

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева