Высокая месса. Жанр хоровой музыки - месса История создания мессы

Писал ли Бах си-минорную мессу как преподношение королю и курфюрсту? Подобно «Страстям», жанр мессы был в течение веков канонизированной формой духовной музыки. Замысел мог возникнуть у Иоганна Себастьяна и независимо от прошения о королевском покровитель­стве. Воспользовавшись в 1733 году возможностью представить королю прошение о придворном звании, композитор приложил к письму ноты «Kyrie» и «Gloria». Видно, он торопился с их перепиской: в рукописи раз­личимы четыре почерка.

Двухчастная месса на традиционный греческий текст, «короткая месса», была принята и в католической, и в протестантской церкви, так что Бах представил королю вполне законченное произведение.

Позже придворный композитор пришлет королю еще четыре малые мессы (233, 234, 235, 236), сочинив их в 1737 -1738 годах. И напишет остальные части своей си-минорной мессы, которая войдет в историю музыки под названием «Высокой».

Для всех месс Иоганн Себастьян заимствовал много музыки из других своих духовных и даже светских кан­тат. Красивы малые мессы, но они не могут быть сравни­мы в совершенстве с h-mollной, Высокой мессой (232). Полностью ее Бах никогда не исполнял. Лишь первые части мессы звучали в лейпцигских храмах. Целиком же это величественное творение было исполнено лишь спустя более века после его сочинения. Си-минорная месса так и не вошла в церковный обиход, в полном своем виде она исполнялась и исполняется ныне только как концертное произведение. Уровень современного исполнения мессы столь высок, что кажется воистину немыслимым, чтобы она могла быть поставлена во времена Баха в храме даже такого музыкального города, как Дрезден. Но и «Страсти по Матфею» могут быть сочтены неисполнимыми в усло­виях Лейпцига баховских лет. И в наше время «Страсти» по плечу только выдающимся артистическим силам. Одна­ко они прозвучали в Томаскирхе. Только раз, но прозву­чали. Допустимо, что силами церковных и оперных певцов и музыкантов Дрездена могла быть исполнена и месса, «Kyrie» и «Gloria», если бы двор короля и курфюрста с пониманием и вниманием отнесся к сочинению лейп-цигского композитора. Не сохранено, однако, ни одного


свидетельства о том, что Баха угнетало это обстоятельст­во, что он предпринимал попытки исполнить свою вели­чественную Мессу. Снова проявил себя «феномен Баха»: сам акт создания музыки захватывал его. Бах слышал ее, для него она не оставалась молчащей.

Первая часть Высокой мессы носит название «Kyrie» («Господи»). Два хора, разделяемые дуэтом для двух сопрано, грандиозные и по протяженности звучания, и по составу исполнителей. Они написаны всего на четыре слова: «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и «Christe eleison» («Христос, помилуй»). Всего два слова на хор. Но сколь многообразно музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих фугу! Здесь лирика, моль­ба, драматичность, трагизм. Это ощущение усиливается тем, что Бах часто передавал роль человеческого голоса инструментом. В ведении мелодии инструментальные пар­тии в этих случаях не уступают вокальным. Названия но­меров Мессы и в следующих частях служат лишь знака­ми, настраивающими на соответствующий «ключ воспри­ятия».



Начальные возгласы оркестра и хора вводят в область сосредоточенных душевных состояний, исключающих ра­достные чувства. Далее оркестровое вступление со вздоха­ми, с тревогой в интонациях инструментов готовит слу­шателя к скорбному содержанию произведения. Вслед за оркестровой прелюдией развертывается мелодия колоссаль­ной хоровой фуги. Она захватывает своим все нарастаю­щим движением. Скорбь в порывистом, непрерывающемся действии. И в скорби сложны и противоречивы чувства человеческие. Снова соло оркестра; затем тихие мужские голоса придают скорби очень душевно емкий колорит, да­вая как бы предвестия грядущих переживаний. До фина­ла фуга сохраняет характер непреодолимого движения.

Дуэт двух сопрано (или сопрано и альта) с оркестро­выми «вставками» высветляет глубокие тени скорби пер­вого хора надеждой; в инструментальной концовке дуэта тени будто вовсе исчезают на какие-то миги. Тем самым увеличивается контраст звучания снова вступающего в роль хора. Опять хоровая фуга. Строгое полифоническое ведение голосов, по оно совсем другого характера в срав­нении с первым хором Мессы. Здесь движение не вовне, в мир, а «движение темы» в глубину сосредоточенной че­ловеческой души. Голоса оркестра неотделимы от голосов хора, чем усилена цельность скорбных размышлений.


Следующая, вторая, обширная часть Мессы - «Gloria» («Слава») - содержит восемь разнообразных но­меров: четыре хора, ария для альта (меццо-сопрано или контральто), дуэт сопрано и тенора, арии альта и баса. Это как бы законченный концерт из восьми номеров, paз-вивающих жизнеутверждающую тему восхваления. Такова драматургия мессы: скорбность в «Kyrie» и пафос лико­вания в «Gloria».

Беспредельную радость бытия возглашает хор «Gloria». Хвала возносится ввысь, как бы заполняет все простран­ство небес, затем мощное звучание хора и оркестра сме­няется мудро-умиротворенной, успокаивающей лириче­ской музыкой; хвала небу дополняется хвалой желанного мира на земле («и на земли мир»).

Завершается эта часть Мессы могучим хором «Cum sancto spiritu» («Co святым духом»), он предваряется артистической арией баса, сопровождаемой солирующей валторной и двумя фаготами.

Неистов темп хора и оркестра. Где-то в середине зву­кового потока послышатся возгласы мужских групп хо­ра, затем выделяется партия женских голосов. И снова слияние в единый мощный поток ликования.

Это ликование человека, отпрянувшего от скорби, удив-ленного величием мира; трубы славы сменяют голоса скорби.

Третья часть - «Credo» («Верую») - вершина Мес­сы. И может быть, философская вершина всей музыки Баха. Это завершенная трагедия, законченная по форме своей внутри самой монументальной Мессы.

В фуге начального хора - тема символа веры. Наде-ленная аскетизмом музыка католического григорианского хорала. Тема неторопливо и весомо проводится тенорами, потом басами и группами женских голосов; она разви­вается по закону фуги. Бах-драматург смягчает аскетиче­скую строгость григорианского хорала следующей хоровой фугой, которую он насытил радостной мелодией, близкой народной. Дуэт сопрано и альта, сопровождаемый скрип­ками, виолончелью, гобоями и органом, душевнейшая ли­рическая песнь будто вовсе уводит слушателя из сферы тревог.

Но эти фрагменты лишь предваряют кульминацию тра­гедии - три следующих хора «Credo». Музыка их близка музыке «Страстей».

В «Et incarnatus» («И воплотившийся») хор своим


«монологом» рисует образ безмерно страдающего челове­ка. В партиях оркестровых инструментов - ниспадающие вздохи; они сопровождают голоса хора. За страданиями души ощущается неотвратимость трагедии.

Эту трагедию - смерть Христа - символизирует сле­дующий хоровой эпизод - «Crucifixus» («Распятый»), самый близкий по духу музыке «Страстей». Высшего на­пряжения достигают мотивы горя и в голосах хора, и в оркестре: басы оркестра больше десяти раз повторяют один и тот же четырехтактный оборот мелодии. По словам историка музыки Т. Ливановой, здесь выступает «трагиче­ская, по вместе с тем сдержанная, скованная скорбь, да­же какое-то оцепенение скорби, но лишенное мрачности». «Лишенное мрачности»! Снова объявляет себя фило­софская позиция Баха-композитора. Он не допускает уво­да человека в бездну мрака. В музыке его всегда парит надежда на радостный исход, даже в самые тяжкие мину­ты этой же музыкой выражаемого страдания.

Третий эпизод кульминационных хоров - «Et resurre-xit» («И воскрес») - начальными же фразами радости вырывает нас из глубин скорби. Победный хор могучей силы, сравнимый с хором «Gloria»; провозглашает победу над силами зла и оркестр. Хору ли, оркестру ли отдать предпочтение в этом эпизоде?..

Ария баса, сопровождаемая двумя гобоями, ясно-чи­стыми цветами «звуковых красок» рисует «благословен­ную природу». «Свежей, как роса», назвал эту арию Швейцер. За арией следует грандиозный хоровой эпизод «Confiteor» («Исповедую»).

Могучее движение голосов фуги в отличие от других хоровых номеров Мессы в «Confiteor» прерывается спо­койно проводимыми интермедиями иной фактуры, что де­лает ощутимее многоплановую структуру содержательней-шего хора. Нет нарастающего напряжения: трагедия по­зади; здесь господствует «объективная лирика» Баха. И заключают этот хор фанфары, которые потоками светя как бы окончательно заслоняют пережитые страдания.

Остальные три части Мессы содержат лишь пять номеров. Триумфально-праздничный хор «Sanctus» («Свят») - мажорная вершина Мессы. Предельно яркое выражение радости хором и оркестром - в полную силу звучат духовые и дробь литавр. Хор «Osanna» заключает развитие темы прославления.

С высот одухотворенного восторга перед неохватным


миром прекрасного Бах, не отходя от канонического тек­ста, возвращает нас в глубь человеческого сердца. Бах и поэт жизни земли. Он вводит в мессу арию тенора в со­провождении скрипки и органа; после этой лирической вставки сурово гремит хор, повторяющий с оркестром «Осанну».

Автограф из Высокой мессы, партия баса из «Gloria».

И последняя часть. Самая глубокая ария Мессы: «Agnus Dei» («Агнец божий»). Ария альта со скрипками и с поддерживающими их басовыми инструментами по по­этичности своей может быть сравнима со знаменитой ари­ей альта из «Страстей по Матфею». В ней слышатся от­звуки трагедии, но захватывает нас власть духовной красоты. Именно эта ария чаще всего исполняется в концертах как самостоятельное лирическое произведе­ние. Заключительный хор «Dona nobis pacem» («Дай нам мир») - повторение одной из хоровых фуг второй части Мессы («Gratias»), но с другими словами. Таким образом, и два номера заключительной части произведе­ния снова выделяют его драматическую основу: мотивы жалобы, мольбы, жертвенности звучат в арии альта, и победные громкозвучные мотивы света, радости - в фи­нальном хоре.

Слушая Мессу Баха, мы держим в руках программу с указанием частей ее, а то и с кратким пояснением всех номеров произведения. Музыковеды помогают проследить чередование драматических и лирических эпизодов, смену разных музыкальных структур. Но и с такой помощью не хватает усилий с первого знакомства с Мессой охватить ее величие слухом, чувством и умом. Перед величием этой музыки никнут попытки истолкования ее. И сказанное о Мессе в нашей книге лишь дань традиции. У глубо­чайших произведений искусства сотни значений. Мы слу­шаем величайшую из месс еще и еще раз. Звучит гро-


мада хоров и проникновенная лирика арий. Улавливает­ся уже знакомое, угаданное собственным сердцем и мыслью. Но за этим угаданным и за всем рассказанным в пояснениях к музыке встает новое, неведомое, не переводимое на знаки понятий, влекущее своей нена-званностью.

Месса (позднелат. missa, от лат. mitto - посылаю, отпускаю; итал. messa, франц. messe; нем. Messe, англ. Mass) - центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви, в к-ром, как правило, важная роль отводится музыке. М.-служба аналогична правосл. литургии (прототип обряда - евангельский эпизод Тайной вечери). М. состоит из ординария (разделы, текст к-рых должен звучать ежедневно) и проприя (разделы, текст которых меняется в течение года в зависимости от праздника; см. схему). Текст Мессы обычно поётся (Missa solemnis, или cantata, высокая торжественная Месса.), но в некоторых случаях читается (Missa bacta, или lecta, - низкая М.). Основные разновидности Мессы - реквием (заупокойная служба - missa pro defunctis), краткая Месса (missa brevis; включает только Kyrie и Gloria; принята в немецкой протестантской церкви), "хоральная" Месса (использует в качестве cantus firmus нем. гимны в протестантской службе). Муз. оформление М. складывалось в практике григорианского пения. В ср.-век. Мессе представлены все виды григорианского хорала: речитатив и псалмодия, антифонное (интроит и коммунио) и респонсориальное (градуал, аллилуйя, офферторий) пение.

Общая схема римской мессы (римскими цифрами обозначено традиционное членение мессы на 4 крупных отдела)

Отделы мессы Ординарий Проприй

пение речитация пение речитация

Служба Kyrie eleison

Слова Gloria

(Молитва дня)

(Послание)

(или Tractus;

II Offertorium

Евхаристия (Дароприношение)

(Молитва о дарах)

III Praefatio

Канон (Приготовление)

Pater noster

IV Agnus Dei

Причастие Communio

(Причащение)

(или Benedicamus)

Во время мессы совершается одно из христианских таинств - евхаристия (греч. "благодарение"): хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христа. Таинство евхаристии установил Сам Иисус Христос на Тайной вечере (трапеза Христа и двенадцати апостолов в ночь накануне иудейского праздника Пасхи) и заповедал его Церкви. Месса - это воспоминание о страданиях, крестной смерти и воскресении Сына Божьего.

Традиции музыкального сопровождения Мессы начали формироваться одновременно с обрядами католической церкви - в середине XI столетия. К XIII-XIV вв. сложились главные песнопения. Они исполняются как церковным хором, так и прихожанами; каждое звучит в строго определённом месте службы.

Месса начинается с литургии слова - духовной подготовки к таинству евхаристии. Прихожане раскаиваются в грехах, слушают чтение отрывков из Библии и поют Псалмы. Цикл обязательных песнопений открывает молитва "Господи, помилуй!" ("Kyrie eleison"). Достаточно древняя по происхождению, она поётся не на латинском, а на греческом языке. "Господи, помилуй!" завершает покаяние. Затем звучит гимн, прославляющий Святую Троицу, - "Слава в Вышних Богу" ("Gloria in excelsis Deo"), больше известный по сокращённому названию "Слава" ("Gloria"). Латинский текст гимна складывался очень долго - начиная с VI века, а первые его строки взяты из Евангелия от Луки (хор ангелов, возвещающих рождение Христа).

Третье песнопение - "Верую" ("Credo"). Все молящиеся торжественно исполняют Символ Веры. Значение этого песнопения особенно велико. Следуя за чтением Евангелия, оно, во-первых, завершает первую часть мессы (литургию слова), а во-вторых, "Верую" - ответ общины Христу, Который обращается к прихожанам через текст Священного Писания и проповедь священника.

Ещё три песнопения связаны со второй частью Мессы - литургией евхаристии. Гимн "Свят" ("Sanctus") посвящён Богу Отцу. За гимном следует песнопение "Благословен" ("Benedictus"). Его основой стали возгласы людей, радостно встречавших въезжавшего в Иерусалим Христа: "Благословен грядущий во имя Господне" (Евангелие от Иоанна). Так перед молящимися проходит ещё одно событие из жизни Иисуса - вход в Иерусалим, ставший началом Его крестного пути. Именно поэтому "Benedictus" звучит или непосредственно перед евхаристией, или сразу после неё. Совершая чудо Евхаристии, Христос снова жертвует Собой для спасения людей, и музыка напоминает об этой жертве.

Завершает цикл обязательных песнопений покаянная молитва "Агнец Божий" ("Agnus Dei"). Её цель - вызвать раскаяние, подготовить человека к внутреннему преображению, которое происходит во время причастия. Обращение "Агнец Божий" восходит к иудейской традиции резать ягнят накануне Пасхи (пасхальная трапеза обязательно включала мясо ягнёнка) и напоминает людям о том, что перед ними Христос, уже принёсший Себя в жертву.

Соединённые в рамках одной службы, песнопения одновременно и показывают образ Божий (прославление Святой Троицы - "Слава", "Верую"; Христа - "Слава", "Верую", "Благословен", "Агнец Божий"), и рассказывают о тех чувствах, которые испытывает человек перед лицом Бога.

С появлением многоголосия в Европе григорианские песнопения М. стали обрабатывать в виде органума, дисканта (школы Нотр-Дам, Лиможская, Шартрская). К 14 веку относятся первые образцы полных хоровых многоголосных циклов ординария; среди них - анонимная Турнейская месса, месса Гийома де Машо. С этого времени М. называют хоровые циклы на текст ординария или (редко) проприя (например, "Choralis Constantinus" Изака). Преобладающий тип композиции в 14-15 вв. - на cantus firmus, первоначально григорианский, а с нач. 15 в. и до Тридентского собора (1545-63) - светского происхождения (мелодии шансон, Lied). В творчестве композиторов Нидерландской школы (Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре) месса-ординарий формируется в целостный, замкнутый цикл с особыми принципами объединения - единым cantus firmus, сходными начальными оборотами (motto), сквозным проведением попевок. Мессы-пародии используют не одноголосный, а многоголосный источник (обычно шансон). В кон. 15-16 вв. появились М. без cantus firmus ("Mi-Mi" Окегема, "Месса папы Марчелло" Палестрины), иногда с использованием техники канона ("Missa prolationum" Окегема, "Ad fugam" Палестрины). Кроме хорового исполнения a capella, Мессы этого времени допускали участие инструментов, в нотах не указанных и дублировавших хоровые партии. Сложилась традиция замены в отд. разделах М. хорового звучания органным (во 2-м и 5-м Kyrie, в 1-м Christe, в нечётных кроме 1-й, строках Gloria и т.д.). Части М., исполнявшиеся на органе в т.н. альтернативной манере (антифонно с хором), составляли органные Мессы - сначала в виде обработок григорианского хорала (16 в.), затем с включением импровизационных (токкат, прелюдий), полифонических (ричеркаров, канцон) жанров (Дж. Фрескобальди), а у французских композиторов кон. 17-18 вв. - светских пьес (речитативов, арий, танцев; Ф. Куперен). В дальнейшем Месса претерпела эволюцию, общую для всех церк. жанров; в искусстве барокко - в сторону концертности (сближение с оперой, использование монодии, введение самостоятельных инструментальных номеров, чередование сольных и хоровых эпизодов, расширение оркестровой партии; К. Монтеверди, Ф. Кавалли, А. Кальдара, А. Скарлатти, "Высокая месса" h-moll Баха), во 2-й пол. 18-нач. 19 вв. - в сторону симфонизации жанра (мессы Й. Гайдна, В.А. Моцарта, "Торжественная месса" Бетховена). В 19 в. Месса испытала влияние эстетики романтизма (К.М. Вебер, Ф. Шуберт, Ф. Лист, С. Франк, А. Брукнер). В 20 в. наряду с развитием романтических традиций (Ш.М. Видор, Л. Вьерн) в жанре Мессы отчетливо проявились и тенденции неоклассицизма (А. Казелла, И.Ф. Стравинский, Ф. Пуленк).

«Ite, missa est». Католическая месса

Основным событием католической литургии является месса. Название происходит от латинского слова missa , что значит «отпуск», завершение службы. В конце мессы священник говорит: «Ite, missa est » – «Идите, месса окончена». Месса является главным богослужением Католической церкви. В основном она соответствует Божественной литургии Православной церкви.

Во время мессы читаются молитвы, звучат песнопения в сопровождении органа, однако ныне в мессу включаются элементы национальной и инструментальной музыки. Главное в мессе – обряд причащения, во время которого, по учению Церкви, происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Месса совершается перед алтарем. Вначале служится так называемая литургия слова, первая часть мессы. Она является аналогом древней литургии оглашенных, то есть членов общины, не принявших еще крещения. В Ранней церкви, как и ныне, во время литургии слова читали Священное Писание и произносили проповедь, чтобы оглашенные получали знание основ христианской веры. Перед литургией слова совершается обряд покаяния. По воскресным и праздничным дням поется «Глория» или произносятся два славословия, большое – «Слава в небесах Богу, а на земле – мир всем людям доброй воли» и малое – «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», читается и поется Символ веры. Вторая часть мессы – литургия верных, которая состоит из евхаристического канона, причащения и заключительных обрядов. Евхаристический канон заключается в принесении на алтарь Святых Даров (хлеба и вина) и молитве в воспоминание о спасительных страданиях, смерти и воскресении Христа.

До II Ватиканского собора богослужение могло совершаться только на латинском языке, отсюда и синоним католицизма – латинский обряд. Собор в конституции «О священной литургии» разрешил проводить службы на национальных языках с соблюдением всех канонических требований, причащаться мирянам не только хлебом, но и вином, использовать в мессе национальную музыку, а в обрядах – местные обычаи различных народов. По сравнению с православными католики меньше крестятся, для них характерны другие знаки благоговения и богопочитания. II Ватиканский собор рекомендовал «для содействия активному участию в богослужении» поощрять «возгласы и ответы народа, пение псалмов, антифоны, песнопения и также действия и движения рук и тела» («О священной литургии», № 30), в добавление к присущим для католиков коленопреклонению и воздеванию рук и глаз к небу. Эти внешние проявления богопочитания отличают католиков от православных.

Поскольку православное трехперстное сложение креста выражает догмат троичности лиц в Боге, православные крестятся тремя перстами. В отличие от православных католики осеняют себя крестным знамением пятью перстами, сначала на левое, а затем на правое плечо, поскольку в католицизме пятиперстие совершается во имя пяти язв Христовых.

Из книги Сатанинская библия автора ЛаВей Антон Шандор

Черная месса Ничто не аcсоциируется с сатанизмом сильнее, чем Черная Месса. Заявление о том, что самая богохульная из всех религиозных церемоний является ничем иным, как литературным вымыслом, требует, по крайней мере, объяснений, но ничего не может быть

Из книги Введение в Ветхий Завет. Книга 1 автора Юнгеров Павел Александрович

Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт Алистер

Католическая Реформация Этот термин часто употребляется по отношению к возрождению внутри Римо-Католичества в период после открытия Трентского собора (1545 г.) В более старых научных работах это движение называется «Контр-Реформацией»: как указывает сам термин,

Из книги Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера автора Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ

7. Обряды сатанистских сект, черная месса Поклонение сатане, известное как сатанизм, проявляется в различной форме. Черная магия, черная месса, некоторые виды субкультуры наркоманов, кровавые жертвоприношения – все это так или иначе связано с сатанизмом. В качестве

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

10. Католическая христология Со времени Фомы Аквинского до середины двадцатого века христология Римско–католической Церкви принципиально была сосредоточена на онтологическом вопросе: кто такой Иисус? Сотериологический вопрос: кем Иисус является для нас, оставался на

Из книги Сущность Христианства автора Штайнер Рудольф

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Католическая церковь в СССР В СССР, несмотря на отделение западных областей, оставалось еще 1,5 миллиона католиков и две архидиоцезии – Могилевская и Тираспольская.Февральская революция 1917 г., а затем Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23

Из книги Католичество автора Карсавин Лев Платонович

II Католическая церковь, как единая и вселенская. Единство живых и усопших. Приятие в единство плоти. Расширение его на мир и католическая идея. Единство любви, правды (закона) и истины (знания). Единство теоретической и практической Истины „Единственная она, голубица моя,

Из книги Месса автора Люстиже Жан-Мари

Воскресная Месса Первое, о чём я предлагаю поразмышлять, - это воскресная Месса: мне бы хотелось помочь вам лучше её прочувствовать. Я не устаю твердить об этом снова и снова. Боюсь, в наши дни многие люди относятся к религии так же, как к универсамам, супермаркетам или

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

КАТОЛИЧЕСКАЯ БИБЛЕИСТИКА. История К.б. ведет свое начало от *святоотеч. периода. Но поскольку это был период единой, неразделенной Церкви, а к нему восходит и *православная библеистика, мы укажем лишь на этапы К.б. после раскола христ. мира в 1054 г.В средневековый период К.б.

Из книги Кризис воображения автора Мочульский Константин Васильевич

АЛЕКСЕЙ МАСАИНОВ. Лик зверя. Поэма. АЛЕКСАНДР ЛИ. Снежная месса. Стихи 1924–25. Книгоиздательство «Крылатых». Париж. 1924 год. Изд. «Пресса». Рига.Лирико–эпическая поэма Масаинова, бешеная, кровавая, кощунственная, технически далеко не беспомощна.Ее пятистопный ямб,

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги История христианства Том II. От эпохи Реформации до нашего времени. автора Гонсалес Хусто Л.

Католическая реформация На кресте Господь Неба и земли, И мир зарождается В разгар войны. Св. Тереза В протестантизме нашли выражение не все из разнообразных и весьма мощных реформаторских течений, развивавшихся в Европе. Задолго до протеста Лютера многие призывали к

Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия Алексеевна

Католическая ортодоксия Есть достаточно света для тех, кто хочет видеть, и есть достаточно тьмы для тех, кто настроен иначе. Достаточно сияния для озарения избранных, и достаточно мрака для их смирения. Достаточно тьмы для ослепления нечестивых, и достаточно света, чтобы

Из книги Цветослов советов автора Кавсокаливит Порфирий

Черная месса Колдовские черные мессы были довольно распространенным занятием в средневековой Европе, они являлись зеркальным отражением официального церковного обряда, только с точки зрения черных сил. Молитвы читались католические, но наоборот, справа налево.За

Из книги автора

Католическая Пасха Пусть они к нам присоединяютсяПриближался богословский симпозиум католиков и православных, который проходил за рубежом. Его целью было обсуждение вопроса о совместном праздновании Пасхи. Накануне один духовный сын отца Порфирия, получая его

фр. messe, от лат. missa) - основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Во время Евхаристической Литургии происходит пресуществление: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.

Смысл римской мессы был сформулирован в максиме V века «legem credendi lex statuat supplicandi», преобразовавшуюся в «lex orandi, lex credendi». Примерно с IV века для Западной Церкви стали писаться сакраментарии - полные литургические тексты, но появился ряд местных обрядов в отправлении мессы (галликанский, амвросианский, мосарабский и др.). Помимо Библии, читались и другие книги (в литургии Часов - жития святых и проповеди). Полный индекс со ссылками на все чтения получил название «Спутника книг» - «Comes librorum» или «Liber comitis».

Позже, чтобы упростить процесс, тексты стали выписываться целиком в требуемом для литургии виде. В итоге был создан лекционарий. Под сакраментарием стала пониматься книга епископа или священника, которая содержала принадлежащие целебранту части евхаристической литургии (канон, коллекты, префации и т. д.). Потом получил свою книгу и хор, которая стала называться градуал, псалтерий, а чуть позже - гимнарий (или «liber antiphonarius» [«responsalis», «sequentialis»]). В конце IV века Амвросий Медиоланский в собрании наставлений для новокрещенных, озаглавленном «De sacramentis», процитировал центральную часть канона, где уже было ядро Римского канона мессы (слова «quam oblationem», то есть молитва перед консекрацией). В то же время из сакраментариев выделилось 3 самых главных и полных: Льва, Геласия и Григория, хотя их авторство не доказано. Древнейшим из них является сакраментарий Льва («Sacramentarium Leonianum»), сохранившийся в манускрипте VII века в капитулярной библиотеке в Вероне. Ему предшествовали небольшие книжки («libelli missarum»), содержавшие части мессы, существовавшие в Церкви того или иного диоцеза или местности, но не включавшие канон. Но древнейшим римским миссалом считается сакраментарий Геласия, более полный по сравнению с сакраментарием Льва, содержащий помимо канона несколько вотивных месс. Праздники в нем к тому же были расположены в соответствии с литургическим годом. Древнейший сохранившийся манускрипт его датируется VIII веком и включает часть галликанского обряда.

Понтификат Григория Великого стал крупной вехой в истории римской мессы. В ходе его реформы число изменяемых при каждой мессе молитв было сокращено до трех - коллектa, секретa и послепричастной молитвы, были введены дополнительные формы «Communicantes» и «Hanc igitur». В то же время был создан знаменитый григорианский хорал. Чин в миссале Пия V 1570 г., если не считать небольших дополнений, очень точно соответствует порядку, установленному Григорием. Григорианский сакраментарий лег в основу многих поздних, из которых основной - Адриановский, созданный Адрианом I для Карла Великого в 785 или 786 г. В стандартизации литургии в Империи Карлу помог Алкуин, восполнивший пробелы в римском сакраментарии введением фрагментов Геласианского. Алкуиновский римско-галликанский синтез стал окончательной формой римской мессы. Молитвы, произносящиеся у алтаря в своей нынешней форме стали самой поздней частью мессы. Они развились из средневековых обрядов частного приготовления к мессе и получили формальное утверждение в миссале Пия V. Однако практиковались они задолго до Реформации и появились в первом печатном издании римского миссала 1474 г. «Gloria» вводилась постепенно и сначала пелась лишь по праздникам на епископских мессах.

Миссал Пия V был приведен в соответствие с требованиями Тридентского собора и стал называться «Missale Romanum ex decreto sacrosancti Concilii Tridentini restitutum» («Римский миссал, восстановленный по указаниям cвятого Тридентского Собора»). На его основании сформировалась Тридентская месса. Адриан Фортескье, автор «Описания церемоний римского обряда», в 1912 г. заметил: «Нет сомнений в том, что в каждой реформе можно найти то, что кто-то предпочел бы не менять. Но справедливая и разумная критика признает, что проделанное Пием V восстановление литургии было в целом весьма удовлетворительно. Мерилом действий комиссии была древность. Она упразднила позднейшие витиеватости и устремилась к простоте, не разрушая, в то же время, красочные элементы, привносящие в суровую римскую мессу красоту поэзии. Она изгнала сонм длинных секвенций, постепенно загромоздивших мессу, но сохранила пять, несомненно, лучших из них; она сократила процессии и сложный церемониал, но сохранила действительно плодотворные церемонии, свечи, возложение пепла, пальмовые листья и прекрасные обряды Страстной недели. Несомненно, нам, жителям Запада, есть чему радоваться, имея римский обряд в форме, сохраненной миссалом Пия V».

После этого было несколько ревизий, но до Второго Ватиканского собора они не имели большого значения. Таковы были в частности бреве Климента VIII «***** sanctissimum» от 7 июля 1604 г. и «Si quid est» Урбана VIII от 2 сентября 1634. Ватиканский градуал 1906 г. стал содержать возрожденные формы напевов, используемые целебрантом, которые должны быть включены в миссал. В 1969 г. была провозглашена ревизия, опубликованная в римском миссале в 1970 г. Она включала 2 небольших заголовка - «Ordo missae» («Порядок мессы») и «Institutio generalis missalis Romani» («Общее руководство римского миссала»). В 1975 и 2000 Иоанн Павел II сделал еще несколько небольших ревизий.

Предварительной фазой мессы является омовение рук перед прикосновением к приношениям, о котором Фома Аквинский заметил: «Мы не привыкли прикасаться к каким-либо ценным вещам, кроме как чистыми руками; так не подобает же и к столь великому таинству приближаться с руками замаранными». Изначально перед этим никаких молитв не произносилось, но позже в литургических книгах появился 25-й псалом, где читается: «lavabo inter innocentes manus meas» («умываю руки свои между невинными»). После этого обычно поются посвященные покаянию «Confiteor» и «Kyrie eleison». По воскресеньям, кроме постных периодов и некоторых праздников, после этого поется «Gloria», завершающая вступительную часть мессы.

Современный чин мессы

o начальные обряды;

o гимн «Слава в вышних Богу» («Gloria») (только по воскресеньям, на торжествах и праздниках и опускается на Адвенте и Великом посте);

o коллекта;

* литургия Слова:

o Первое чтение из Библии (по воскресеньям - из Ветхого Завета, во время Пасхи - из «Деяний апостолов»);

o респонсориальный псалом;

o Второе чтение из Нового Завета (только по воскресеньям и на важных праздниках);

o «Аллилуйя»;

o чтение Евангелия;

o проповедь;

o Символ веры (по воскресеньям и на торжественных мессах);

o Молитва верных;

o воскурение ладана;

* Евхаристическая Литургия:

o приготовление алтаря и даров (офферторий);

o молитва над дарами;

o евхаристическая молитва (анафора):

Префация;

+ «Свят, свят, свят» («Sanctus, sanctus, sanctus»);

Эпиклеза;

Тайноустановительные слова;

Аккламация;

Завершающая доксология;

o молитва «Отче наш»;

o знак мира;

o преломление хлеба и чтение «Agnus Dei» («Агнец Божий»);

o причащение;

o молитва;

* завершающий обряд (благословение участвовавших и окончание мессы).

Тридентский чин

В Тридентской мессе используются 2 чина - для катехуменов и собственно верующих. В motu proprio «Ecclesia Dei» Иоанн Павел II подчеркнул важность сохранения Тридентской мессы для практикующих ее отправление.

Для катехуменов:

* приготовление и акты покаяния:

o окропление святой водой при чтении псалма 51 (9,3);

o крестное знамение у подножия алтаря;

o молитвы «Introibo ad altare Dei» и «Iudica me» из 43-го псалма;

o обряд покаяния («Confiteor»);

o молитва на основе некоторых библейских пассажей (Быт., 26:33, 34; 1 Цар., 6:16 и 8:6, 2 Хроник , 3:8, Иез., 41:4 и др.);

o интроит;

* Символ веры:

o коллекта;

o чтение посланий святого Павла;

o чтение градуала и «Аллелуйя»;

o чтение Евангелия с предварительной краткой молитвой на основе Ис., 6:6;

o проповедь;

o чтение Никейского символа веры.

Для верующих:

* офферторий, где играется антифон и преломляется хлеб и вино:

o воскурение ладана над дарами и среди верующих и чтение псалма 25 (26):6-12;

o молитва святейшей Троице;

o молитва «Orate fratres» и секрет;

* консекрация и акты благодарения и надежды:

o префация канона;

o чтение правила консекрации, включающee воскурение ладана;

o приготовление к консекрации;

o собственно консекрация;

o приношение символической жертвы;

o напоминание о воскрешении мертвых;

o «аминь», завершающий вторую часть;

* причащение:

o молитва «Libera nos»;

o преломление хлеба на 3 части;

o «Agnus Dei»;

o молитва за мир («pax»);

o приготовление к причащению;

o получение святых даров и чтение молитвы на основе Мат., 8:8;

* благодарение:

o молитвы;

o играние антифона;

o традиционные слова «ite, missa est» и благословение;

o чтение Ин., 1:1-14;

o молитвы «Ave Maria», «Salve Regina» и святому архангелу Михаилу;

o кантика на основе Дан., 3.

Места, предназначенные для богослужения; их структура и отдельные элементы.

Примечание: Следует учитывать отличие устройства храмов, построенных или перестроенных после литургической реформы II Ватиканского Собора, и храмов, сохранивших дореформенный интерьер. Прежде всего это отличие было обусловлено рекомендацией служить Мессу лицом к народу, что потребовало изменения формы алтаря и его расположения.

алтарная преграда – невысокая преграда, отделяющая пресвитерий от остального пространства храма.

алтарная сень, надалтарная сень – на алтарях старого типа – навес на четырех колоннах над дарохранительницей.

алтарь, престол – стол (до литургической реформы сер. ХХ в. имевший довольно сложную форму), предназначенный для некоторых важнейших священнодействий, прежде всего – Евхаристии: именно него возлагаются хлеб и вино, которые во время Мессы пресуществляются в Тело и Кровь Христа.

амвон – место (зачастую на некотором возвышении) непосредственно у алтаря или в алтарной части храма с подставкой для книг. С амвона читается Священное Писание, произносится проповедь, а также ведутся некоторые части богослужений.

вотивная доска, таблица – доска или таблица, установленная в храме частным лицом или группой людей по обету (обычно содержит упоминание имени этого лица, посвящение Господу, Богородице или кому-то из святых, а также упоминание ситуации – например, исцеление от болезни и т.п.). Бывают также вотивные изображения, установленные в храме также по обету. (Взамен этого слова – довольно неблагозвучного, хотя и усвоенного русским искусствоведением, – можно говорить: доска, таблица, изображение по обету).

дарохранительница – место, где постоянно хранится освященный Хлеб – Тело Христово. Будучи местом реального присутствия Самого Христа, д. по праву почитается живым сердцем храма. Входя в храм, верующие воздают поклонение Христу, преклоняя колени перед Ним, сокрытым под видом Хлеба в дарохранительнице. В храмах, сохранивших дореформенный облик алтарной части, д. находится в центре алтаря, представляя собой своего рода шкаф с дверцей (или дверцами). В новое время в храмах и часовнях дарохранительница может быть нишей с дверцей в стене алтарной части храма или шкатулкой, крепящейся в пресвитерии на стене или колонне, либо стоящей непосредственно на алтаре.

исповедальня – место или помещение для исповеди. Традиционная исповедальня представляет собой деревянную кабину с сидением для священника, по обе стороны которого – закрывающиеся окошки, занавешенные, как правило, непрозрачной сеткой; у каждого окошка с внешней стороны – место (обычно частично или полностью отгороженное от окружающего пространства) для исповедующегося, который коленопреклоненно совершает исповедание грехов. Подобное устройство исповедальни позволяет, с одной стороны, сохранять инкогнито исповеди, а с другой, способствует ощущению исповедания грехов Богу, а не священнику, который только свидетель исповеди. Исповедальней может считаться и простая маленькая перегородка, по одну сторону которой садится священник, а по другую встает на колени исповедующийся. В последнее время все чаще в храмах устаиваются отдельные комнаты для исповеди, которая, по желанию исповедующегося и согласию священника, может проходить сидя лицом к лицу; к такой комнате также вполне применимо слово “исповедальня”.

кафедра – в храмах, сохранивших дореформенный облик, возвышение в алтарной части либо в примыкающей к пресвитерию части центрального нефа (см.) для проповеди; имеет вид небольшого балкона с ведущей к нему лестницей.

кафедральный собор – главный храм епархии, в котором находится кафедра епископа (см. ниже).

крещальня – помещение для крещения.

молитвенная скамейка – скамья для коленопреклонений.

неф – продольное пространство в храме. Наиболее традиционная структура храма – трехнефная. В таком случае центральный из нефов называется главным нефом (он завершается пресвитерием), а нефы по обе стороны от него – боковыми нефами. Как правило, главный неф отличается от боковых большей длиной и большей высотой потолка. Главный неф часто бывает отделен от боковых колоннами или арками. Боковой неф, в котором есть алтарь (при наличии основного алтаря в главном нефе) называется приделом.

предстоятельское место, место предстоятеля, – сидение, на котором восседает во время богослужения предстоятель (священник, возглавляющий это богослужение).

пресвитерий, алтарная часть [храма] – та часть храма, в которой во время богослужения находится духовенство. В алтарной части храма установлен алтарь.

притвор – передняя часть храма, находящаяся, как правило, в прямо противоположном пресвитерию его конце.

реликварий – сосуд, шкатулка или саркофаг, в котором находятся почитаемые верующими реликвии: мощи (кости) святых, принадлежавшие святым вещи и др.; реликварий, содержащий именно мощи святых, может называться также "мощехранительницей".

ризница – комната вблизи пресвитерия для подготовки духовенства и алтарников к богослужению, а также хранения богослужебных облачений, книг и предметов утвари. (Следует избегать замены этого слова, веками существовавшего в русском языке, латинским “сакристия”, которое вдобавок нередко искажается “закристия”, “закристье” и т.п. Впрочем, забавно, что кое-где это слово видоизменилось благодаря народной этимологии: так, некоторые произносят его как “закрестье” и даже “захристье” – вероятно, имея в виду то, что на алтаре пребывает крест или Христос, а ризница где-то позади).

сакрарий – непопираемое место в храме или близ него для захоронения частиц и остатков священных предметов и веществ (например, евхаристического Хлеба и Вина).

святыня – нечто, почитаемое верующими: храм, священное изображение, гробница святого, реликварий, место, где совершилось чудо, и т.п.

сосуд с освященной водой, кропильница – сосуд при входе в храм, из которого верующие окропляют себя освященной водой (“кропильницей” называется также переносной сосуд с освященной водой, в который священнослужитель при окроплении народа или тех или иных предметов окунает кропило).

трон епископа, кафедра епископа – в кафедральном соборе кресло, на котором восседает епископ во время богослужения. (Кафедрой епископа называют также город, в котором находится кафедральный собор данной епархии и резиденция правящего епископа).

хоры – балкон (обычно, над притвором), на котором располагается хор.

С точки зрения музыкальных жанров это хоровое произведение из нескольких частей на строго определенные по церковному ритуалу богослужебные тексты, хотя в широком смысле оно представляет собой главную службу в римско-католической церкви, в которой большая часть текстов читается или речитируется нараспев.

Месса как духовно-музыкальный жанр появилась в средние века, когда сложилась система богослужений в католической церкви. (В православной церкви аналогом мессы является литургия или обедня.) Ранние мессы были одноголосными, их музыка создавалась на основе канонизированных мелодий григорианского хорала, хотя в нее активно проникали интонации народных песен.

Начиная с XIV века стали появляться многоголосные мессы, а в XV веке сложилась та структура мессы, которая принята и в настоящее время. В ней пять частей: 1. Kytie eleison (Господи, помилуй); 2. Gloria (Слава в вышних Богу); 3. Credo (Верую во единого Бога); 4. Sanctus (Свят Господь Бог Саваоф); Benedictus (Благословен грядущий во имя Бога); 5. Agnus Dei (Агнец Божий, взявший на себя грехи мира).

Крупнейшими мастерами мессы эпохи Возрождения были Дж. Палестрина, Жоскен Депре, О. Лассо, Г. Дюфаи, Дж. Габриели и многие другие композиторы. Жанр мессы был наиболее крупным, монументальным, серьезным.

С развитием оперы и оратории месса потеряла свое ведущее значение, однако в XVIII веке были созданы величайшие произведения в этом жанре: "Высокая месса" си минор И. С. Баха, "Торжественная" месса Л. Бетховена, мессы В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Л. Керубини, А. Брукнера, И. Ф. Стравинского, Ф. Пуленка и др.

М. Г. Рыцарева

Произведения

  • Месса си минор (Бах) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 00:11)