Зоология – наука о животном мире. Зоология — наука о животных Наука изучающая виды животных


Зоология (с греч. «зоон» – животное, «логос» – учение, наука) – наука о животных, часть биологии, изучающая многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития. Биологический энциклопедический словарь Словарь















Заполните таблицу «Сходство и различия животных и растений» Общие признаки живых организмов Отличительные признаки ЖивотныхРастений клеточное строение; способность к питанию, дыханию, выделению, обмену веществ, размножению, росту и развитию клетки не имеют твердой целлюлозной оболочки; питаются готовыми органическими веществами (потребители); способны воспринимать раздражения и реагировать на них; активное передвижение; нет хлоропластов, вакуолей есть системы органов клетки имеют твердую целлюлозную оболочку; сами создают органические вещества в процессе фотосинтеза (производители); реагируют на раздражения с помощью химических веществ; не способны к активному передвижению; есть хлоропласты, вакуоли, пигменты







130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн" title="Моллюски >130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн" class="link_thumb"> 15 Моллюски >130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводные около 2,5 тыс. Простейшие > 40 тыс. 130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн"> 130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводные около 2,5 тыс. Простейшие > 40 тыс."> 130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн" title="Моллюски >130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн"> title="Моллюски >130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн">



























Используемые ресурсы Родословная животного мира, животные одноклеточные и многоклеточные, основные признаки животных, мел. Электронное учебное издание. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, ООО "Дрофа", Царство Животные, многоклеточные животные, морские обитатели, планктон, кольчатые черви, насекомые, хищные птицы. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», Колорадский жук, подкожный бычий овод, таежный клещ, каракурт, пустельга, рябинник, жук-навозник, дождевой червь, перелетная саранча, гуанако, лягушка остромордая, беззубка обыкновенная., портреты Дарвина и Аристотеля. Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология» 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр, Коровы на пастбище, колибри на цветке, лошади. Учебное электронное издание «Экология». Методическое пособие для учителя. МИЭМ, Коралловый остров. Полный интерактивный курс «Открытая биология». ООО «Физикон», Птицефабрика. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные. 7 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», Котенок и щенок. Электронная энциклопедия «Хочу все знать. Животные». ООО «Гистерезис» Бобр. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Генетическая изменчивость и эволюция. ЗАО «Новый Диск», 2007.


Используемые ресурсы К. Линней. B0%D1%80%D0%BB П.С. Паллас. 5%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD А. ван Левенгук. Приспособленность животных к жизни в воде, почве, на суше, в воздухе. Природоведение. Библиотека электронных наглядных пособий b59-366d-f5d1e7a13043/118888/?interface=teacher&class=47&subject=27http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b453aa0f b59-366d-f5d1e7a13043/118888/?interface=teacher&class=47&subject=27 Ребенок и котенок. %D0%BA%D0%B8%20%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B E%D1%82%D1%8F%D1%82%D0%B0&pos=267&uinfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fru.fishki.net%2Fpicsw%2F042009%2F08%2Fkids%2F038.jpg %D0%BA%D0%B8%20%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B E%D1%82%D1%8F%D1%82%D0%B0&pos=267&uinfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fru.fishki.net%2Fpicsw%2F042009%2F08%2Fkids%2F038.jpg Ребенок и щенок. 0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0 %B5%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&noreask=1&pos=7&rpt=simage&lr=66&ui nfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&img_url=http%3A%2F%2Fbasik.ru%2Fimages%2Fpets_and_kids_23%2F14.jpg 0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0 %B5%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&noreask=1&pos=7&rpt=simage&lr=66&ui nfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&img_url=http%3A%2F%2Fbasik.ru%2Fimages%2Fpets_and_kids_23%2F14.jpg

Слово «зоология» состоит из двух слов - «зоон» (животное) и «логос» (учение). Зоология наука о животных, их строении, жизнедеятельности, разнообразии, классификации, взаимодействии между собой и с окружающей средой.

Что изучает

При изучении обширной области зоологии науки о животном мире - затрагиваются следующие биологические дисциплины:

  • цитология - наука о клетках;
  • физиология - наука о функционировании организма и регуляции жизненных процессов;
  • анатомия (морфология) - внешнее и внутренне строение организма;
  • эмбриология - наука о развитии зародыша;
  • палеонтология - наука об ископаемых животных;
  • генетика - наука о развитии и наследственности организмов;
  • систематика - разработка принципов классификации.

Каждая из этих дисциплин даёт понятие о происхождении, развитии, видоизменении и строении животного.

Человек является частью животного мира, поэтому изучается по такому же принципу, как и любое другое животное.

В зависимости от объекта изучения зоология подразделяется на следующие дисциплины:

Рис. 1. Животные.

Зоология тесно связана с другими смежными науками - медициной, ветеринарией, экологией.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Отличия от растений

Животные имеют черты живого организма, что доказывается следующими особенностями:

  • клеточное строение;
  • рост;
  • обмен веществ;
  • дыхание;
  • выделение продуктов жизнедеятельности;
  • размножение.

Однако животных от растений отличает ряд признаков:

  • отсутствие целлюлозной клеточной оболочки, вакуолей, хлоропластов;
  • гетеротрофное питание, т.е. использование в пищу других организмов;
  • наличие системы органов или её зачатков;
  • активное движение;
  • наличие инстинктов и поведения.

Рис. 2. Сравнение клетки животного и растения.

Виды животных

В мире насчитывается более 1,6 млн. видов животных. Большую часть животного мира составляют членистоногие (1,3 млн. видов). К ним относятся насекомые, пауки, раки.

Рис. 3. Членистоногие - многочисленные животные.

Для описания многообразия видов используется классификация, включающая девять категорий:

  • Надцарство (Домен);
  • Царство;
  • Подцарство;
  • Класс;
  • Отряд;
  • Семейство;

Самое маленькое животное состоит из одной клетки (не более 0,5 мм в длину). Гиганты встречаются не только среди млекопитающих (синий кит), но и пресмыкающихся, птиц, земноводных.

Что мы узнали?

Зоология изучает животных, включает множество дисциплин и затрагивает смежные науки. По строению и образу жизни животные значительно отличаются от растений. Классифицируются по девяти категориям.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 13.

  • наука о законах жизни, научные знания, в частности о зверях, домашних животных, растениях и мельчайших живых существах
  • совокупность наук о живой природе
  • наука о живой природе

НОСОЛОГИЯ

  • ж. греч. часть врачебной науки, следующая за физиологией (наукой о здоровом человеке): наука о болезнях или патологиях; она делится на общую, о болезнях и болезнености вообще, и на частную, о каждой болезни, по роду ее, особенно

УГОНКА

  • промах (если речь идет о собаке), увертка (если речь идет о звере) Говорится о борзой, которая догнала зверя и хочет его схватить, но он в это мгновение увертывается и собака проносится мимо

КОНХИОЛОГИЯ

  • конхология ж. греч. наука о раковинах, о раковистых животных. Конхиолог м. изучивший науку эту. Конхиологический, к ней относящ.. Конхоида ж. кривая весьма сложных свойств, о которой говорится в геометрии
  • наука о раковинах

НУМИЗМАТИКА

  • ж. наука о древних монетах и медалях. Нумизмат или нумизматик м. ученый, занимающийся этою наукою. Нумизматичный, нумизматический, к сей науке относящийся. Нумулит м. ископаемая раковинка монетка, по сходству с монетою. Нумулитный, нумулитовый известняк

ПАТОЛОГИЯ

  • ж. врач. наука о болезнях, свойстве, причинах и признаках их. -гический, -гичный, к сему относящ. Патолог м. ученый врач, особенно сведущий по сей части. Патогения ж. часть патологии, ученье о происхождении и о начале болезней
  • наука о болезненных процессах
  • наука о болезненных процессах в организме

АКУСТИКА

  • ж. греч. наука о природе и законах звука; часть физики, звукословие. Акустический зал, по законам акустики устроенный, для отголоска (для голка, эхо), или для наголоса (резонанса). Акустик м. знающий науку эту
  • наука о всяких звуках
  • наука о соседях за стеной
  • наука о соседях за стеной и звукопроницаемости стены
  • наука о том, что мы слышим

Адаптации:

1. пятипалая конечность; 2. ЦНС усоверш-на, увелич. передн. ч. мозга (полушарии), усложн. поведение; 3. орг. чувств (т.к. меняется температура окр. ср., мен-ся глаза- хрусталик двояковыпуклый, орган слуха – внутр. +ср. ухо, т.к. звукопроницаемость в возд. ср. ниже, чем в водной, цв. зрение); 4. стр-е мыш. с-мы – появл-е конечностей (обр. мышечн. пучков); 5. кожн. покровы – железист. для того, чтобы не пересыхала кожа, у многих им. боковая лингия; 6. изм. дых. и кров. с-м: им. легкие, 2 круга кровообр-я, 3-х камерное сердце у всех земноводных. Легкие менее рзв, чем у пресмык-ся. В газообмене приним. уч-е кожа.


О.П. МАНАНКОВА

ЗООЛОГИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Для студентов

специальности «Начальное обучение»

Рецензенты:

Бугаенко Л.А. доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой биотехнологии, эфиромасличных и лекарственных растений, селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур Крымского государственного агротехнологического университета;

Трещев В.В. кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии, почетный профессор Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Учебное пособие включает все разделы зоологии в соответствии с объёмом требований учебной программы для студентов специальности «Начальное обучение».

В пособии отражены современные научные знания в области зоологии беспозвоночных и позвоночных. Материал изложен в систематической последовательности, в соответствии с эволюционным развитием фауны и даёт целостное представление о зоологии, как науки о животном мире. В книге приведены сведения о строении, происхождении, распространении и образе жизни животных, показано их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

Учебное пособие рассчитано на широкий круг читателей: студентов высших учебных заведений небиологических специальностей и колледжей педагогического профиля, преподавателей вузов, учителей школ, а также всех тех, кто занимается самообразованием.

Зоология – наука о животном мире

С животными человек был связан в течение всей своей истории – использовал их в пищу, для изготовления украшений, а также и для других хозяйственных надобностей. Постепенно различные животные становились объектами охотничьего и рыбного промыслов, а некоторые приручались человеком. Стоянки древнего человека служат хорошей этому иллюстрацией.

Совершенно естественно, что по мере развития промысла зарождались, получали развитие и зоологические познания. На пещерных и наскальных рисунках человека раннего палеолита изображены сцены охоты и объекты её: мамонт, бизон, носорог, олень, медведь, разные рыбы и другие животные. Очевидно, охотник должен был уже располагать определёнными познаниями о распространении, биологии и внутреннем строении объектов своего промысла. В дальнейшем определённые зоологические познания возникли в связи с приручением животных, развитием охотничьего и рыбного промысла.

Следовательно, многообразие животных, их строение, особенности жизнеде­ятельности и поведения, размножение, развитие, их происхождение и эволюцию, распространение, значение в природе и жизни человека изучает зоология - наука о животных.

У животных много общих черт с представителями других царств. Например, животные и растения имеют клеточное строение, сходный химический состав (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и др.), многие общие свойства (обмен веществ, наследственность, изменчивость, раздражимость).

Однако животным свойственны особые черты организации, которые отличают их от растений. Наиболее глубокое различие заключается в характере питания этих организмов: растения - автотрофы, а животные - гетеротрофы. Подавляющее большинство животных - подвижны, им присущи сложные поведенческие реакции, отсутствующие у растений. Однако среди них есть прикрепленные и малоподвижные формы, распростране­ние которых осуществляется подвижными личинками.

Рост большинства животных имеет ограничение и осуществляется преимущественно только в определенный период их раз­вития. Лишь немногие из них (некоторые раки, крокодилы, чере­пахи) растут на протяжении всей жизни.

Клетки животных, в отличие от растений, не имеют клеточной стенки, пластид, вакуолей. Запасной углевод – гликоген, а конечные продукты азотистого обмена – аммиак, мочевина, мочевая кислота.

Мир животных велик и разнообразен. К настоящему времени описано более 1,5 (по др. данным 3 – 4,5) млн. видов животных, приспособленных к жиз­ни на поверхности суши, почве, пресной и морской воде, в воздушной среде.

Значение животных в природе огромно. Как потребители готового органического вещества, т. е. консументы, они являют­ся важнейшими звеньями цепей и сетей питания. В результате процессов жизнедеятельности и подвижности животные потребляют, перераспределяют в биосфере огромные количества веще­ства и энергии и благодаря этому ускоряют течение биологичес­кого круговорота веществ, причем колесо биологического круговорота «крутится» тем быстрее, чем меньше размеры жи­вотного.

Велика роль животных (в особенности насекомых) как опылителей цветковых растений, распространителей семян и плодов. Неоспорим их вклад в почвообразовательные процессы (черви, личинки насекомых, роющие грызуны), в формирование ландшафтов (роющие животные, копытные, бобры).

Значительная роль животных в жизни человека связана, прежде всего, с использованием многих видов в качестве объектов питания и поставщиков разнообразных форм сырья. Животная пища обогащает рацион человека высококалорийными, легко усвояемыми полноценными белками. Ее поставщиками являются различные виды ракообразных, моллюсков, рыб, охотничье-промысловые и разводимые человеком домашние животные. Пушно-меховое сы­рье поставляют многие виды зверей: соболь, куница, белка, бобр, песец, калан, котик. Натуральный шелк человек получает в результате разведения тутового шелкопряда. Поставщиками ценного лекарственного сырья являются пчелы, змеи. Железы некоторых животных используют при производстве гормональных препаратов. Многие животные незаменимы для человека как средство пере­движения и на физических работах (лошадь, верблюд, олень, буй­вол, слон). Некоторые представители животного мира используют­ся в качестве лабораторных объектов при проведении учебных и экспериментальных работ, являются объектами научных исследо­ваний (амебы, инфузории, жуки, насекомые, лягушки, голуби, кры­сы, мыши, морские свинки, кошки, собаки и др.).

Животный мир оказывает огромное влияние на жизнь биосферы и поэтому требует пристального внимания к проблемам его охраны. Разрушение среды обитания и загрязнение биосфе­ры наносит непоправимый ущерб всему живому. Многие виды животных в результате прямого истребления и ряда косвенных причин уже исчезли. Значительной части животных угрожает та­кая же участь, о чем свидетельствует перечень видов, занесенных в Красные книги. Человек должен приложить немало усилий и материальных средств для спасения генофонда животного мира нашей планеты.

Характерная особенность человеческого ума – стремление познавать окружающий мир во всём его многообразии, потребность систематизировать, группировать явления по их сходству или различию в соподчинённые категории.

Для биологии систематика приобрела особое значение и выросла наряду с морфологией, палеонтологией и физиологией в самостоятельный раздел биологии. Систематика нужна, прежде всего, потому, что она сводит в систему всё многообразие живого.

Начало построения современной научной системы животных мы находим в трудах шведского натуралиста К. Линнея (1735 г.). Первой заслугой его явилась формулировка понятия вида. По К. Линнею, вид – это совокупность организмов сходных между собой, как сходны дети одних родителей, и способных давать плодовитое потомство. (Сравните современную формулировку определения вида: Вид – это совокупность особей, которые сходны по морфофизиологическим признакам, способны скрещиваться между собой, давать плодовитое потомство и формируют систему популяций, образующих общий ареал) .

Второе чрезвычайно важное положение К. Линнея заключалось в создании иерархической системы соподчинённых категорий , которых у Линнея было четыре: вид, род, отряд и класс. Иерархический характер системы Линнея заключался в том, что каждая категория включает несколько категорий низшего порядка: класс – отрядов, отряд – родов, род – видов.

Линней предложил каждый вид именовать двумя словами: первое – название рода, второе – собственно видовое. Такое обозначение вида двумя латинскими словами называют бинарной номенклатурой.

В дальнейшем систематика животных усложнилась. Ж. Кювье ввёл ещё понятие типа как высшей систематической категории, позднее была добавлена ещё одна категория между отрядом и родом – семейство . Таким образом, возникло шесть основных категорий: тип, класс, отряд, семейство, род и вид . Однако этого оказалось недостаточно, и стали возникать промежуточные категории с приставками над- и под- , и, таким образом, добавилось ещё около 10 категорий – подцарство, надцарство, подтип, надкласс, подкласс, надсемейство и т.д. Но и этого оказалось недостаточно, и появились ещё категории раздел, надраздел и т.д. В современной системе животного мира ещё много спорных вопросов.

Согласно современной системе, царство Животные (Animalia) подразделяют на два подцарства: Одноклеточные, или Простейшие (Protozoa), и Многоклеточные (Metazoa).

Контрольные вопросы:

1. Какие основные признаки сходства и различия между животными и растениями?

2. Какую роль играют животные в жизни человека?

3. Какое значение имеет систематика для биологической науки?

4. Какие основные таксономические категории приняты в зоологии?

Подцарство Одноклеточные, или Простейшие (Protozoa)

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА. ЗООЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОТНЫХ

Цели урока: на примерах показать многообразие животного мира, определить значение животных в природе и жизни человека.

Оборудование: натуральные объекты - животные из уголка живой природы (аквариумные рыбки, и др.), чучела животных, коллекции беспозвоночных, влажные препараты.

Ход урока

    Знакомство с учебником «Биология. Животные»

Рассказываем о его содержании и структуре, об аппарате ориентировки (оглавление, вопросы и задания, приложение, указатель терминов и форзацы). Учащиеся должны прочитать текст на стр. 2 «Как пользоваться учебником», выделить в нем основные рекомендации.

II. Рассказ учителя

Животный мир - это неотъемлемая часть окружающей нас органической (живой) природы, тесно связанная с другими ее составляющими: растениями, грибами, микроорганизмами.

В настоящее время известно около 2 млн. животных (по некоторым данным, 3-4,5 млн.). Животный мир Земли изучен далеко не полностью. Наиболее часто описывают новые виды насекомых, число которых составляет свыше 1/3 всех видов животных.

Животный мир, таким образом, достаточно многочислен и многообразен. Все это можно увидеть на схеме (открывается схема на доске).

Моллюски

128 ООО

Черви (плоские, круглые, кольчатые)

32 000

Членистоногие

1 500 000

Рыбы

Кишечнополостные

20 ООО

Животные

9 000

Птицы

8 000

около 2 000 000 видов

Прочие (губки, иглокожие...)

Звери

4 000

Пресмыкающиеся

Земноводные

Простейшие

6 000

2 600

28 000

- В чем заключается это разнообразие?

Учащимся предлагается найти ответы на поставленный вопрос, используя материалы учебника § 1, стр.

Сходства и отличия по этим признакам лежат в основе распределения животных по группам. Для изучения животного мира необходимо уметь отличать одних животных от других, описывать, сопоставлять, сравнивать. Только так можно разобраться в их многообразии. В этом нам помогут знания о классификации животных, которые нам дает наука систематика. Она же, в свою очередь, основывается на данных таких наук, как анатомия и физиология животных, этология (наука о поведении животных), энтомология (наука о насекомых), орнитология (наука о птицах), герпетология (наука о пресмыкающихся и земноводных), ихтиология (наука о рыбах), арахнология (наука о пауках), териология (наука о зверях), и прочих, прочих. Как вы видите, все эти науки изучают животных. А животное в переводе на греческий - «зоон», наука, учение - «логос». Итак, наука о животных - зоология. Таким образом, в настоящее время зоология представляет собой целый комплекс наук, связанных между собой и изучающих один объект - животных. Запишите определение зоологии в тетради. С основами этой науки нам предстоит познакомиться в 7-8 классах на уроках зоологии. Человек испытывает к различным животным отнюдь не одинаковые чувства; по-разному относимся мы к дождевому червю и слону, к амебе и шимпанзе. Как же мы все-таки относимся к животным? Хорошо или плохо?

Кроме того, животные являются источниками сырья для промышленности и медицины. Это змеи (яд), пчелы (пчелоужаление, яд, прополис, маточное молочко, мед), коровы (молоко и т.д.), овцы (шерсть), тутовый шелкопряд (шелк).

Нельзя не сказать о геологической (породообразующей) деятельности животных. Грунты Мирового Океана образованы в значительной степени скоплением планктонных раковин (планктон - живое население толщи воды, не способное противостоять переносу течениями) и бентосных (бентос - обитатели дна водоемов) одноклеточных организмов. После гибели животных их раковины падают на дно и образуют мощные пласты ила. В образовании морских отложений, особенно в мелководной зоне, принимают участие многие беспозвоночные животные (кольчатые черви, губки, ракообразные моллюски и др.), а также и позвоночные (рыбы, морские млекопитающие).

Исследования отложений мелких форм, их массовых скоплений приобретают в последние десятилетия все большее значение в разведке полезных ископаемых (нефти, угля и других).

А теперь самостоятельно рассматриваем отрицательную сторону. Ученики сами вспоминают ситуации, в которых животные вредят хозяйству и здоровью человека. Если необходима помощь учителя, то он поддерживает беседу или наводящими вопросами, или напрямую называя примеры.

Человек использует животных также в качестве биологических врагов, уничтожающих вредителей, для транспортных, сторожевых, спортивно-оздоровительных и эстетических, учебных, исследовательских и многих других целей.

Таким образом, мы убедились, что значение животных в природе и жизни человека определяется их ролью, которую они играют в жизни других организмов, а также их влиянием на окружающую среду. Необходимо отметить, что в природе нет животных вредных или полезных. Каждый вид занимает определенное место в сообществе живых организмов. Все в природе взаимосвязано, каждый вид имеет ценность.

А вот хозяйству человека животные могут приносить вред или пользу. И мы увидели, что пользы они приносят намного больше, чем вреда. С вредными (по отношению к человеку) можно бороться самыми различными методами. Главное в этой борьбе учесть все последствия.

IV. Закрепление

- - Что изучает зоология?

- Какое значение имеет знание зоологии в жизни человека?

Домашнее задание

§ 1; В тетради записать значение животных. Повторить материал по темам: «Характерные признаки растений и грибов»; «Признаки живого».