Первый военно морской флот петра 1 город. Регулярный военный флот Петра Великого: Введение. Виселицы для лесорубов

Регулярный русский военно-морской флот родился в 1696 г., когда Петр строил в Воронеже свои галеры и галеасы. Но попытка Петра создать в короткий срок на Черном море большой корабельный флот не увенчалась тогда успехом.

Вынужденный заключить мир с Турцией, Петр I начал Северную войну за берега Балтики. Там начал создаваться большой Балтийский флот. Опыт строительства флота для Черного моря был использован на берегах Финского залива.

Создание военно-морского флота на Балтийском море можно разделить на четыре периода:

1. Борьба за выход к берегам Финского залива, создание озерных флотилий на Ладожском и Чудском озерах и их содействие сухопутной армии (1700-1703 гг.).

2. Упрочение позиций на Финском заливе, создание корабельного и гребного флота, его помощь армии в борьбе за побережье Финского залива, в овладении Выборгом, Ревелем и Моозундом (1703 - 1711 гг.).

3. Борьба за Финляндию и за выход в Балтийское море; создание большого гребного флота и усиление корабельного флота; комбинированные операции у берегов Финляндии (1711 - 1714 гг.).

4. Завоевание русским флотом господства на Балтийском море; создание большого корабельного флота; действия у берегов Швеции (1714 - 1721 гг.).

Русский флот, так же как и сухопутная армия, рос и усиливался в ходе войны со шведскими захватчиками. Развитие его шло последовательно и было строго увязано с расширением базирования.

Когда-то, в период строительства большого флота "кумпанствами", в Воронеже один моряк заметил Петру, что для строящегося флота нет базы; Петр на это замечание моряка ответил, что построенный флот сам найдет себе базу. Неудачный опыт первого строительства флота на юге был полностью учтен Петром. Сейчас он уже правильно оценивал важность создания базы флота.

К началу Северной войны у русских не было даже озерных флотилий на Ладожском и Чудском озерах, и там полностью господствовали шведы.

Только в ходе Северной войны, после неудачи у Нарвы, в 1701 г. Петр I приступил к строительству 600 стругов на реках Волхов и Луга. Кроме того, в казну были взяты все годные частные суда на озерах Ладожском и Чудском и на реках, впадающих в эти озера.

В 1701 - 1702 гг. началась борьба русской флотилии, составленной из стругов, со шведской озерной флотилией на Ладожском озере, закончившаяся полной победой русских.

На Чудском озере борьба затянулась до 1704 г., когда часть шведской озерной флотилии была уничтожена, а остальные суда были взяты русскими.

Осенью 1702 г. с помощью озерной флотилии был взят город Нотебург (переименованный в Шлиссельбург). Весной 1708 г. взятием Ниеншанца был завоеван выход к морю и одновременно все течение р. Нева оказалось в руках Петра.

Еще в 1702 г. Петр, предвидя возможность скорого выхода к берегам Балтики, заложил верфь в устье р. Сясь на Ладожском озере для постройки небольших мореходных судов - фрегатов, шмаков и т. д.

В 1703 г. была основана Олонецкая верфь, а также небольшие верфи на реках Волхов и Луга и в городе Новая Ладога.

В 1704 г. начали строиться небольшие суда в Петербурге. Однако крупные суда в Петербурге не строились вплоть до Полтавской победы, когда Россия окончательно закрепилась на Финском заливе. Оперативной базой флота был Петербург.

Вновь выстроенная у острова Котлин морская крепость Крон- шлот защищала подходы к устью Невы.

В 1704 г. Петр овладел Нарвой, в результате чего расширялось базирование флота.

Русский Балтийский флот усиливался постепенно. На первых порах он, значительно уступая в силе шведскому флоту, выполнял задачи защиты своих баз от нападений шведского флота, защиты балтийского побережья и содействия с моря сухопутной армии в борьбе за Выборг и Ревель. Одновременно Петр I создает новые морские базы в Ревеле и Выборге.

С переходом в решительное наступление русских вооруженных сил в Прибалтике Петр ставит перед Балтийским флотом задачу более активного содействия наступающей армии. Создается мощный галерный флот, который мог более тесно взаимодействовать с сухопутной армией в условиях плавания в шхерных районах вдоль берегов Финляндии. Комбинированное наступление сухопутной армии, галерного и корабельного флотов завершается победой при Гангуте, которая предрешила успех борьбы русской армии за Финляндию и обеспечила русскому флоту выход в открытое Балтийское море.

Последний период Северной войны характеризуется значительным усилением корабельного флота и господством его на Балтике. Это позволило Петру I организовать ряд крупных десантов на берега Швеции, угрожая даже ее столице Стокгольму.

Таким образом, вначале Петром I был создан большой галерный гребной флот. Особенности морского театра военных действий, главным образом у берегов Финляндии, ограничивали возможности корабельного флота. Шхерные районы, тянувшиеся почти вдоль всего южного и юго-западного берега Финляндии, с их узкими, извилистыми проходами и многочисленными подводными камнями, почти исключали возможность маневрирования на парусах корабельного флота. Для него возможно было плавание только по широким изученным проходам в шхерах.

В шхерных районах гребной флот имел решающее преимущество.

Характерно, что шведы не учли этих особенностей театра военных действий и не создали галерного гребного флота. Сильный шведский корабельный флот оказался беспомощным у берегов Финляндии против русского галерного флота.

Петр I положил начало гребному флоту еще в период борьбы за Ладожское и Чудское озера. С выходом русской армии на берега Финского залива строительство гребного флота не прекратилось.

Русский галерный флот уже показал свое преимущество при взятии Выборга, действуя в шхерных и мелководных районах. Но особенно велико значение галерного флота было при его действиях в Финляндии, когда он сыграл решающую роль.

В 1713 г. галерный флот состоял из 2 прамов, 2 галиотов, 3 полугалер, 60 скампавей, 30 бригантин, 60 карбасов и 50 больших лодок, имея десант в 16 000 человек.

В 1714 г. галерный флот насчитывал уже 99 скампавей и галер с десантом в 24 000 человек.

В 1719 г.- 132 галеры, свыше 100 больших лодок с десантом в 25 000 человек и в 1721 г.- 171 галеру и 4 бригантины.

Основным типом судов гребного флота были галеры и скампавеи (те же галеры, но меньших размеров). Суда были вооружены небольшим количеством малокалиберных орудий и имели экипаж с десантом до 260 человек. Они могли ходить под парусами, но основным средством передвижения были весла. Бригантины и карбасы были парусно-гребными судами, но значительно меньших размеров, чем галеры и скампавеи. Они имели экипаж только до 70 человек и использовались в основном для перевозки войск и грузов.

Корабельный флот развивался и рос медленнее, чем галерный. Постройка корабельного флота представляла значительно более трудную задачу. Кроме того, для плавания и боевого использования судов корабельного флота требовалась большая выучка. Петр I добился высокого качества постройки судов не сразу. Вначале для строительства флота нехватало сухого леса и приходилось строить корабли из сырого материала. Были и конструктивные недостатки при проектировании судов.

Корабли обладали малой мореходностью. При свежем ветре они плохо маневрировали и приходилось задраивать нижние портики, что значительно снижало возможности артиллерийского огня.

Постепенно, с накоплением опыта судостроения, конструктивные недостатки были изжиты, и суда Балтийского флота не уступали ни по конструкции, ни по качеству постройки лучшим судам морских держав Западной Европы.

Беспрерывно расширялась и база судостроения. К 1725 г. в России работало уже 25 верфей. Одновременно с численным ростом флота растет и количество баз. Кроме основной базы - Петербурга, существовала еще оперативная база корабельного флота в Ревеле и ряд баз для галерного флота на беретах Финляндии.

Развитие Балтийского корабельного флота можно проследить по таблице на стр. 267, показывающей только вооружаемые к плаванию суда. Рост артиллерийского вооружения в корабельном флоте виден из следующей таблицы.

Нужно подчеркнуть, что с ростом количества орудий на кораблях одновременно увеличивался их калибр и качество.

Строя корабли, Петр I одновременно формировал и их экипажи. Это была трудная задача. Не только офицерских, но и матросских кадров почти не было. Естественно, что вначале Петру пришлось прибегать к найму во флот не только иностранных офицеров, но даже унтер-офицеров и матросов. Причем, как мы уже говорили, нанимались за границей преимущественно русские и украинцы, неизвестно какими путями попавшие за границу, и южные славяне - далматинцы, сербы, болгары.

Петр наем иностранцев рассматривал как временную меру. Он сразу же после взятия Азова приступил к подготовке кадров русских морских офицеров.

Вначале Петр посылал русских дворян учиться за границу. В 1701 г. в Москве была основана Навигационная школа, где училось до 500 будущих морских офицеров.

В 1716 г. старшие классы этой школы были переведены в Петербург, став костяком основанной там Морской академии.

К 1715 г. матросский и унтер-офицерский состав флота состоял уже полностью из русских.

Комплектование флота производилось, так же как и армии, путем рекрутского набора.

Гребцы экипажей галерного флота вначале комплектовались из каторжан и пленных, но вскоре Петр отказался от этой системы и стал сажать гребцами солдат пехотных полков.

Это давало русским то преимущество, что при абордаже гребцы могли участвовать в бою. В результате этого русские гребные суда были значительно сильнее шведских.

С формированием русского флота был создан и его устав. Зачатками морского устава явились 15 статей, составленные Петром I во время его плавания на галерах к Азову в 1696 г.

Число этих статей в 1698 г. было увеличено до 64. В 1710 г. Петр лично составил первый морской устав "Инструкция и артикулы военному российскому флоту".

В 1715 г. Петр I приступил к составлению более полного морского устава, который был издан в 1720 г. - "Книга устав морской, о всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море".

В этом уставе излагались правила внутреннего распорядка на флоте, права и обязанности всех военнослужащих, порядок плавания как отдельных судов, так и целых эскадр. Морской устав Петра I отличался оригинальностью и являлся результатом его многолетнего боевого опыта.

Петр обращал особое внимание на воспитание у офицеров и матросов смелости, смекалки и инициативы.

Один английский офицер, служивший в русском флоте при Петре, так характеризовал его: "Если какие-нибудь суда в мире могут нанести нам (т. е. англичанам) вред, то особенно стоят в таких условиях российские, выстроенные в Петербурге, которые без сомнения, раз их снабдят достаточными командами, обладают отличными качествами, как парусные суда, и несравненно лучше наших снабжены мачтами, парусами, якорями, кабелями и прочею снастью (все настоящее российское произведение, из коих выбирается все самое отборное для императорского флота)". ("История российского флота в царствование Петра Великого", неизвестного английского автора; перевод и редакция Путятина.)

Трудами Петра I был создан мощный военно-морской флот. Петр так характеризовал значение морского флота: "Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет".

Щетинина Ксения

С огромным сожалением приходится констатировать тот факт, что сегодня мы видим период упадка и снижения боевых возможностей российского флота. Но мы верим, что, верное заветам Петра Великого, наше государство воссоздаст первоклассный, могучий и грозный флот, и наши корабли будут демонстрировать гордый андреевский стяг во всех океанах, и наши рубежи снова будут под надежной защитой. И мы, потомки победителей при Гангуте, при Корфу, при Синопе, при Афоне, должны помнить одного из немногих действительно искренне болевших за будущее своей страны монархов государства российского. Мы должны свято чтить память Великого Моряка, даже смертью своей отдавшего последнюю жертву любимому им морю – как известно, Петр Первый умер, простудившись, лично спасая потерпевших кораблекрушение в Финском заливе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Очерк о Петре Первом как основателе российского флота.

«Морским судам быть!».

Основание регулярного Российского военно-морского флота относится к бурной эпохе Петра I. Историческая необходимость свободного выхода к морям становилась первостепенной и неотложной задачей, от решения которой зависело дальнейшее развитие Российского государства. Петр I отлично понимал, что добиться этого можно лишь совместными действиями армии и флота. « Всякий потентант (владетель), - гласило крылатое изречение Петра I, вошедшее в «Книгу устав морской…», - который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет ». Поэтому в неслыханно короткий срок, с ноября 1695 по май 1696 г., в Воронеже, Брянске, Преображенском, Козлове и других городах, расположенных по берегам рек, впадающих в Азовское море, были построены 36-пушечные корабли «Апостол Пётр» и «Апостол Павел», 4 брандера, 23 галеры, 1300 стругов, морских лодок и плотов, составившие Азовский флот - первое регулярное формирование отечественного военно-морского флота. В результате 19 июля 1696 г. Россией при поддержке флота была одержана первая крупная победа в борьбе за выход к морю - взята турецкая крепость Азак (Азов).

Обсудив результаты боевых действий на Азове, боярская дума 20 октября 1696 г. по представлению Петра I приняла указ, в котором постановила: « Морским судам быть ». После принятия указа флот должны были строить так называемые «кумпанства». Они представляли собой объединения владельцев, имевших более ста дворов крепостных крестьян, для строительства кораблей военного флота.

Петру I был хорошо знаком опыт русских мастеров в постройке судов, но он считал необходимым ознакомиться с состоянием судостроения и за границей. В 1697 г. он поехал в Голландию и Англию, взяв с собой для учёбы около ста молодых людей; в то же время эти страны считались наиболее передовыми в строительстве кораблей.

Голландия - самая развитая страна того времени. Первая в мире буржуазная республика. Главная морская держава, в этом качестве она уже превзошла Испанию и ещё не уступила Англии. Кроме того, Голландия в это время еще купалась в лучах славы своей знаменитой победы над будущей «владычицей морей» Англией в 1667 году, когда голландский флот вошел в устье Темзы, и, поднявшись вверх по реке (под парусами!), полностью уничтожил не только английский флот, но и многочисленные склады, верфи, а флагмана англичан - «Ройял Чарлз» - голландцы захватили и отвели в Голландию. Из пяти кораблей, плавающих в это время в мировом океане - четыре голландские. В русском языке большинство «морских» слов заимствованы из голландского, от аварии и айсберга до шкипера, шланга и штурвала.
Противники Петра будут говорить, что где-то здесь царя подменили. Вернувшийся из поездки настоящий русский царь не мог бы так ненавидеть традиции русской старины. Насильное введение Европы в русскую жизнь, чужие и чуждые обычаи, поломавшие прежний уклад - это самые главные обвинения царю. Но нужно понимать то, как был поражен царь, увидев пышущую деловой жизнью Голландию, эту маленькую страну, торгующую со всем миром, крепко держащую свои фактории во всех частях света, увидев гавани, буквально кишащие кораблями.
Самый первый флаг, который Пётр поднял в своей жизни был, очевидно, голландский, потом, учреждая свой флаг, Пётр Первый, вероятно, использовал цвета голландского флага.
В Голландии Пётр Первый едет в приморскую деревню Зандам. Там, где ему в последствии поставят памятник, царь встречает знакомого по Воронежским верфям кузнеца Герета Киста и отправляется к нему на постой. Поселили Петра в каморке под сеновалом. Спал Пётр Первый в шкафу, так было принято тогда в Голландии. В деревне, где многие ремесленники работали в России, невозможно скрыть, кто такой плотник Михайлов. Слишком приметная внешность. Пётр, пытаясь сохранить инкогнито, переходит с Зандамской верфи на Амстердамскую. Его бригаду берёт на работу знаменитая Ост - Индская компания. Но и в Амстердаме нет покоя. Племянник Лефорта пишет в письме - «
слух настолько распространился, что народ бежит за каждым московитом думая что это и есть Его Величество ».

Сплошь деревянное кораблестроение было плотницким делом. На верфи, кроме Пётра Первого, ещё десять русских. В том числе царский любимчик Алексашка Меньшиков. Он единственный после целого дня махания топором не жаловался на боль в руках. Русские почти профессионалы, они здесь как бы на производственной практике, строят от начала до конца большой фрегат. Строят три месяца. Корабль этот назовут «Пётр и Павел» и он будет ходить на остров Ява, в голландскую колонию в Индонезии. В Голландии Пётр I ещё научился делать гравюры, варить бумагу, рвать зубы, освоит ткацкий и токарный станки. И в лаборатории изобретателя микроскопа Левенгука исследует кровеносную систему угрей. Не пропустит ни одного значительного увлечения своей эпохи. Пётр Первый всё занят не царским делом - учится на универсального ремесленника. На академика, на героя, на мореплавателя, на плотника. И реформы Пётра Первого - это список сделанного своими руками. А поскольку Пётр Великий овладел множеством профессий, то реформы получились всесторонние. Пётра Первого с маленькой Голландией роднило пристрастие к практичности. Прижимистый до скупости Пётр Первый денег не жалел только на специалистов, на армию и флот. Люди не знают более простого императорского двора, чем русский при Пётре Первом. Лично очень честный император. При том, что у него не было «своих» денег, он распоряжался всей казной. Собственный багаж Пётра Первого, посланный из Голландии в Россию, состоял из двух ящиков. В них инструмент и, как указано в описи, « разная рухлять да мелочь ». В то время как в багаже Первого Посланника Лефорта, одной только серебряной посуды числилось 16 ящиков. Россией Пётр Первый правил из Голландии урывками. Ночами подписывал указы, отвечал на корреспонденцию.

Однако Пётр I, принимавший практическое участие в постройке современного фрегата на одной из верфей Голландии, остался недовольным полученными здесь знаниями. В письме к Ф.М. Апраксину он писал: « Строят суда просто по навыку и опыту без всяких хитростных чертежей ». Поэтому он незамедлительно перебрался в Англию, где и изучил эту премудрость - постройку корабля по чертежам.

Вернувшись в Россию, Пётр I лично разработал чертежи 58-пушечного корабля, получившего название «Гото Предестинация» («Божье предзнаменование»). Главным строителем был тоже Пётр I, а в его отсутствие за работой наблюдали корабельные мастера Ф. Скляев и П. Верещагин. Этот корабль, построенный на Воронежской верфи в 1700г., по отзывам современников, был очень красивым, « изрядного художества и зело размером добро состроенный ».

К весне 1700 г. «кумпанствами» были построены 40 парусных кораблей и 113 гребных судов. Азовский флот набирал силу. В то же время было ясно, что азовская победа на юге - лишь начало борьбы России за выход к морям. Теперь перед Петром I встала задача выхода на побережье Балтийского моря - без этого была немыслима связь с Европой и дальнейшее развитие государства. Но здесь Россия встретила яростное сопротивление Швеции. Началась длительная Северная война 1700-1721гг.

Шведы решили нанести внезапный удар по Архангельску - единственному порту, через который поддерживались торговые отношения России с Европой, а также по верфям, где началась постройка военных кораблей. Предвидя эту опасность, Пётр I в 1700 г. распорядился установить здесь береговые батареи, создать укрепления, усилить гарнизон, развернуть наблюдательные посты и вести контроль за иностранными судами в Белом море. В устье Северной Двины спешно была построена Новодвинская крепость. Не зная об этом, шведская эскадра из семи судов под командованием вице-адмирала Шеблада 24 июня 1701г. подошла к устью Северной Двины с целью обстрела и захвата Архангельска. После тринадцатичасового боя оставшимся в живых шведам удалось уйти в море на одном галиоте, оставив на мели шняву и галиот.

Русские солдаты, посаженные на карбасы, захватили шведские суда и подняли на них российские флаги. На плененных кораблях были взяты 5 флагов, 13 орудий, 150 ядер, 50 ручных гранат. Наверное, вы скажете - невелики трофеи - «50 ручных гранат». Но ведь это первые трофеи русского флота!

В борьбе молодого Российского флота с неприятелем родились знаменитые петровские заповеди: « Врагов не считают - их бьют », « Флага перед неприятелем не спускать ни при любых обстоятельствах », « Драться до последнего, а крайний момент корабль уничтожить » и другие. Они легли в основу боевых традиций Российского флота.

Особое место среди морских баталий петровской поры принадлежит Гангутскому сражению. Оно произошло 26-27 июля 1714 г. у п-ова Гангут (нынешнего Ханко). В ходе этой яростной битвы отряд кораблей шведского флота - 1 фрегат, 6 галер и 3 шхербота - вместе с командиром отряда контр-адмиралом Н.Э. Эреншельдом были захвачены в плен. Эту морскую «викторию» Пётр I приравнивал к победе над шведами по Полтавой в 1709 г. 24 мая 1719г. у о. Эзель русская эскадра выиграла артиллерийскую дуэль парусных кораблей в открытом море и без абордажа захватила три шведских судна. Пётр I назвал эзельскую победу «добрым почином Российского флота».

Создавая сильный Балтийский флот, Пётр I много думал над тем, чтобы привить своим подданным любовь к морскому делу, к хождению на гребных и парусных судах. Понимая, что одними указами этого не добиться, он принял остроумное решение - не строить через Неву мостов. А так как новая столица - Петербург - вся была изрезана притоками Невы и каналами, то жители её поневоле вынуждены были приниматься за строительство лодок и более крупных парусно-гребных судов для перевозки грузов.

4 июля 1710 г. царь повелел интенданту И. Потёмкину смотреть, « чтобы всех чинов люди, которые в Петербурге обретаются, во время ветра ездили Невою-рекою на судах парусами ». Однако владельцев гребных и парусно-гребных судов было мало. Поэтому в начале 1718 г. на берегу Фонтанки в Санкт-Петербурге, против Летного сада, была сооружена Партикулярная верфь, состоявшая в ведении того же Потёмкина. Верфь предназначалась для содержания в исправности находящихся в личном пользовании горожан небольших судов, а также для строительства яхт, буеров, вереек и рябитов.

Буер представлял собой небольшое одномачтовое судно с косыми парусами; верейка - остроносую двух- или четырёхвесельную лодку; рябит - небольшой ялик для разъездов по Неве. Назначая Потёмкина хозяином верфи, царь не ошибся в выборе - он оказался деятельным человеком и хорошим организатором. Строительство судов шло споро и качественно.

Это позволило Петру I начать массовое приобщение жителей столицы к морскому делу или, как сказали бы сейчас, к водному спорту.

Каждое воскресенье все суда по пушечному выстрелу собирались в установленном месте для тренировки в управлении парусами. В основном учения проводились в дни, когда Неву рябили небольшие волны, чтобы люди привыкали управлять судном в наиболее сложных условиях плавания. Под командой «Невского адмирала» владельцы судов часа два или три занимались экзерциями , то есть упражнялись в эволюциях. Не прибывшие или не приславшие за себя своих людей подвергались большому штрафу. Для придания торжественности и праздничности занятиям на воде в шести местах города в такие дни поднимали флаги расцвечивания, хорошо видные отовсюду.

Ежегодно Пётр I устраивал так называемые морские гуляния , которые проходили очень весело. В дни этих праздников Пётр I предпринимал плавания к Кронштадту и Шлиссельбургу.

За всё своё царствование Пётр так и не разрешил построить ни одного моста в Петербурге.

Необходимо понимать, что сам царь не был прирожденным моряком, но он, понимая, какое значение море имеет в жизни государства, сумел подобрать и назначить на ключевые флотские должности действительно умных, преданных и энергичных людей. И первым среди помощников царя в деле создания российского флота следует назвать графа Федора Матвеевича Апраксина. Апраксин был стольником при юном царе Петре Алексеевиче, он участвовал во всех потешных плаваниях царя по рекам, озерам и Белому морю. Впоследствии Апраксин руководил постройкой кораблей, принимал участие во многих войнах на суше и в морских сражениях, и стал в итоге первым генерал- адмиралом российского флота.

Изучая деятельность Петра Первого, не устаешь удивляться его работоспособности, его стремлению вникнуть в существо дела, степени его личного участия во всем, в том числе и в строительстве флота. Ведь царь не только строил корабли, порты и крепости - он принял деятельнейшее участие в написании такого важнейшего документа, как Морской устав. Вводя его в действие своим манифестом, император так определил причины его издания: «… сей воинский устав учинили, дабы всякий знал свою должность и неведением никто бы не отговаривался». Следует признать, что петровский Морской устав весьма мудро не очень жестко регламентировал волю командиров кораблей, чтобы не сковывать их инициативу в условиях скоротечного и быстро изменяющегося морского боя. В этом своеобразном «демократизме» петровского морского устава заключается одна из главных причин будущих блистательных побед русского флота над превосходящими силами противника.

Озабочен был царь и состоянием нижних чинов кораблей: « Ему (командиру ) надлежит к подчиненным быть яко отцу, пешися о их довольстве, жалобы их слушать и во оных правый суд иметь. Так же дела их накрепко смотреть, добрые похвалять и награждать, а за злые наказывать…».

Очень много внимания царь уделял укреплению боевого духа моряков, в том числе лично подбирая названия для новых кораблей, названия, как правило, звучные, грозные и очень часто символические: «Безбоязнь», «Лев», «Цвет войны», «Геркулес». Либо названия возвышенные «Рождество Христово», «Преображение Господне».

Часто за названием скрывался девиз, Так, например, название корабля «Мяч» раскрывалось таким образом: « Коль вяще биен бываю, толь вящее поднимаюся». Или «Камень» - «Над водами силу имеет», «Бомба» - «Горе тому, кому достанусь».

Прошло время - и уже другие монархи правили Россией. И далеко не все они понимали необходимость наличия мощного и современного флота для великой державы, коей по определению должна была быть Россия. Прошло всего несколько лет после его смерти - и практически ни одно из построенных с таким трудом и с таким упорством военных судов не могло из-за крайней ветхости выйти в море. Даже на празднование одного из посмертных юбилеев Петра флот не смог выйти в море.

С этой историей связан один забавный исторический анекдот: во время посвященной юбилею создания флота службы в Петропавловском соборе митрополит несколько раз произнес фразу «Восстань, о Петр, и виждь, как опекаемо расцвело дело рук твоих!». На что один из присутствующих сановников (малороссийского происхождения), явно вспомнив крутой нрав царя, уныло сказал: « Ну чого вин його клыче? А якщо правда восстане? Вин же нас повбывае за те, що мы поробылы! ».

Но то, что стало с флотом российским после смерти Петра Великого - это, как говорится, совсем другая история. И еще не раз и не два флот российский приходил в упадок и снова возрождался - каждый раз с напряжением сил всей страны, всего народа. И каждый раз он возрождался к славе и могуществу России. С огромным сожалением приходится констатировать тот факт, что сегодня мы видим как раз период упадка и снижения боевых возможностей флота. Но мы верим, что, верное заветам Петра Великого, наше государство воссоздаст первоклассный, могучий и грозный флот, и наши корабли будут демонстрировать гордый андреевский стяг во всех океанах, и наши рубежи снова будут под надежной защитой. И мы, потомки победителей при Гангуте, при Корфу, при Синопе, при Афоне, должны помнить одного из немногих действительно искренне болевших за будущее своей страны монархов государства российского. Мы должны свято чтить память Великого Моряка, даже смертью своей отдавшего последнюю жертву любимому им морю - как известно, Петр Первый умер, простудившись, лично спасая потерпевших кораблекрушение в Финском заливе.

Список использованной литературы и источников иллюстраций:

1) Валишевский К. Дочь Петра Великого // М.: «Книга» - СП «Внешиберика», 1990г.

2) Дыгало Д. Откуда и что на флоте пошло // М.: Прогресс, 1993г.

3) Ховарт Д. Великий час океанов - Боевые парусники // М.: Терра - книжный клуб, 1998г.

4) Пыляев М. И. Старый Петербург // С.-Петербургъ 1889г., типография А. С. Суворина; репринтное издание, М.: CП - «ИКПА», 1990г.

С помощью дополнительных источников проведите исследование и напишите краткое эссе «Роль Петра I в создании российского флота».

Ответ

Благодаря живому и пытливому уму, Петр I отлично понимал необходимость создания в России боеспособного морского флота. Поэтому кораблестроение и навигация стали одним из наиболее страстных его увлечений.

Еще до того, как он стал реальным правителем страны, Петр увлекся навигационной наукой и стал интересоваться кораблестроением. Первым его кораблем стал старенький бот, обнаруженный им в одной и кладовых среди вещей деда. Следующим шагом стала организация верфи на Переяславском озере. Совместно с голландскими мастерами Петр построил и спустил здесь на воду два небольших фрегата и три яхты.

Перестав быть чисто номинальным правителем, и получив полную власть, будущий император решает заняться постройкой корабельной флотилии всерьез. Оставив Переяславское озеро, он перебирается в портовый Архангельск, где лично участвует в закладке верфи, на которой впоследствии строятся современные корабли. Третье судно он заказывает в Голландии.

Спустя несколько месяцев все три корабля были спущены на воды Белого моря. Под руководством царя этот небольшой флот провожает иностранные корабли.

После этого Петр обращает свой взор в сторону Азова – именно здесь он планирует выстроить и разместить свой флот. Для осады крепости со стороны моря, взяв за основу голландскую галеру, в России строят 22 галеры и 4 брандера. Подготовкой деталей и сборкой судов занимались московские, архангельские плотники, иностранные специалисты и простые солдаты. Все работы, несмотря на то, что большая часть задействованных в них работников была далека от кораблестроения, заняли 3 месяца. Параллельно на воронежской верфи были заложены два корабля с 36 пушками, а в окрестных городах строились плоскодонные баржи и плоты.

Для наиболее продуктивной работы, по велению царя повсеместно образовывались кумпанства – союзы помещиков, в ведомости которых было не меньше 100 крестьянских подворий. Каждое такое объединение должно было выстроить один корабль. Такие же обязательства были возложены и на духовенство, и на купечество. Всего с стране было создано 18 помещичьих кумпанств, 14 купеческих и 17 у духовенства.

Лес для постройки выделялся государством, которое также предоставляло и корабельных мастеров, выписанный специально для этой цели из многих стран Европы.

Развитие кораблестроения позволяло обеспечить создание флота, а следовательно, и обороноспособность государства, гарантировало успехи во внешней политике. Корабль для эпохи Петра – это как космическая станция для нашего времени, показатель силы и могущества государства. А кораблестроение – это наиболее передовая отрасль, локомотив экономического развития, которая «тянет» за собой развитие металлургии, парусного дела, транспорта и т.д.

Введение

К концу XVII века Россия в экономическом развитии все еще значительно отставала от передовых стран Европы. И причиной этого отставания были не только последствия длительного татаро-монгольского ига и феодально-крепостнический уклад жизни, но и продолжавшаяся блокада с юга - Турцией, с запада – Пруссией, Польшей и Австрией, с Северо-запада - Швецией. Пробиться к морю было исторически необходимо, хотя и представляло чрезвычайные трудности.

Петр I был известен как преобразователь России, талантливый полководец и флотоводец. Но царь так же был и первым отечественным корабельным инженером. Усилиями российских и иностранных мастеров, ценою тягчайших жертв, удалось за четверть века создать флот и пробиться к морю.

Главная цель предлагаемой работы – выяснить, какую роль сыграл созданный при Петре I русский флот в истории русских внешнеполитических отношений.

Задачами данной работы является рассмотрение влияние флота при Петре I на петровскую внешнюю политику, а также на отношение западноевропейской дипломатии к появлению этого нового фактора русского военного и государственного могущества.

Сообразно с характером намеченной темы, больше всего внимания посвящено тому периоду, когда флот стал активно помогать возвышению России среди великих европейских держав.


1. Предпосылки создания флота

Родился Петр Алексеевич Романов 30 мая 1672 года. В отличии от старших детей, болезненных и слабых, сын второй жены царя Алексея Михайловича, Натальи Кирилловны Нарышкиной, обладал завидным здоровьем и интересом к окружающему миру. Никита Зотов начал учить царевича, когда тому еще не исполнилось пяти лет. Кроме грамоты он заинтересовал Петра рассказами по истории, картинками кораблей и крепостей. В ходе стрелецкого восстания мальчику пришлось перенести немалое потрясение, сделавшее его взрослее своих лет. Сосланный с матерью в Преображенское, удаленный от жизни двора, Петр рано проявил самостоятельность. Взрослеющий царевич заставил комнатных стольников играть в войну, сделав из них потешное войско.

Вскоре у Петра сложилась своя «кумпания» в селе Преображенском и немецкой слободе под Москвой, где он стал бывать все чаще: здесь жили генералы и офицеры которых он привлекал к своим «потешным играм», разный мастеровой люд. Среди них генерал шотландец Патрик Гордон, швейцарец Франц Лефорт, Александр Меньшиков, Апраксин – будущий адмирал, Головин, князь Федор Юрьевич Ромодановский.

У себя в Преображенском на Переяславском озере Петр делал все по своему. Царь сам в иноземном мундире, участвовал в экзерцициях, быстро научился стрелять из ружей и пушек, копать шанцы (окопы), наводить понтоны, закладывать мины и многое другое. Более того он решил сам пройти все ступени военной службы.

В ходе показательных сражений на суше и маневров «флота» на воде, выковывались кадры солдат и матросов, офицеров, генералов и адмиралов, отрабатывались боевые навыки. На Переяславском озере, построили два фрегата, три яхты, сам Петр на Москве-реке сооружал небольшие гребные суда. В конце лета 1691 года появившись на Переяславском озере, царь заложил первый русский военный корабль. Строить его должен был Ромодановский, ставший волей царя адмиралом. Петр сам с охотой участвовал в строительстве. Корабль соорудили, спустили на воду. Но размеры озера не давали необходимого простора для маневров.

Несомненно, огромную роль в дальнейшем развитии отечественного кораблестроения сыграл опыт, приобретенный во время создания судов для потешных игр.

В 1693 году с небольшой свитой царь едет в Архангельск – в то время единственный морской порт России. Впервые он видит море и настоящие большие корабли – английские, голландские, немецкие, - стоявшие на рейде. Петр все с интересом осматривает, обо всем расспрашивает, размышляет о заведении русского флота, расширении торговли. С помощью Лефорта он заказывает большой корабль за рубежом. В Архангельске тоже начинают постройку двух кораблей. Царь в первый раз в жизни совершает плавание по морю – Белому, северному, холодному.

Осенью он снова в Москве. Тяжело переживает кончину матушки. В апреле 1694 года Петр снова едет в Архангельск. Плывет по Северной Двине на дощаниках (речных судах), теша себя, называет их флотом. Придумывает для него флаг с красной, белой и синей полосой. По прибытии в порт к радости царя, его ждал готовый корабль, который спустили на воду 20 мая. Через месяц достроили второй и спустили 28 июня на воду. 21 июля прибыл из Голландии корабль, изготовленный по его заказу. Дважды, в мае и в августе, сначала на яхте «Святой Петр» потом на кораблях, он плавает по морю. Оба раза в шторм подвергается опасности. По окончании всех испытаний и торжеств в русском флоте появляется еще один адмирал – Лефорт. Его же Петр поставил во главе Великого посольства.

В марте 1697 года посольство выехало из Москвы. В нем числилось более 250 персон, среди них 35 волонтеров, в том числе и урядник Преображенского полка Петр Михайлов- царь Петр Алексеевич, решивший ехать инкогнито. Официальная цель посольства - подтверждение союза, направленного против Турции и Крыма. Сначала в Саардаме на частной верфи, затем а Амстердаме на верфи Ост-Индской компании он участвовал в постройке корабля. В 1698 году, заметив, что голландские кораблестроители не обладают теоретическими сведениями и руководствуются одной практикой, Петр отправляется в Англию и в Депфорде под Лондоном изучал теорию кораблестроения. Монарх намеревался познакомиться и с судостроением в Венеции, но из-за восстания стрельцов срочно вернулся домой, направив в Италию группу волонтеров.

Из переговоров посольства стало ясно, что европейская политика не дает России оснований рассчитывать на поддержку в борьбе против Турции за выход к южным морям.

2. Азовский флот

К концу XVII века Россия в экономическом развитии все еще значительно отставала от передовых стран Европы. И причиной этого отставания были не только последствия длительного татаро-монгольского ига и феодально-крепостнический уклад жизни, но и продолжавшаяся блокада с юга - Турцией, с запада – Пруссией, Польшей и Австрией, с Северо-запада - Швецией. Пробиться к морю было исторически необходимо, хотя и представляло чрезвычайные трудности. К этому времени Россия уже имела необходимые силы, чтобы вернуть себе выходы к Азовскому, Черному и Балтийскому морям.

Вначале выбор пал на южное направление. Предпринятый в 1695 г. поход 30-тысячной русской армии к Азову окончился полным провалом. Осада крепости и два штурма привели к большим потерям и не принесли успеха. Отсутствие у русских флота исключало полную блокаду Азова. Крепость пополнялась людьми, боеприпасами и провиантом с помощью турецкого флота.

Петру стало ясно, что без сильного флота, тесно взаимодействующего с армией и под единым командованием, Азовом не овладеть. Тогда-то, по инициативе царя, и было принято решение строить военные корабли.

Он лично подбирал места для сооружения верфей и особое внимание уделял Воронежу. Река Воронеж - судоходный приток Дона, в устье которого находилась крепость Азов. К тому же в округе на больших площадях росли огромные дубы, бук, ильм, ясень, сосна и другие породы деревьев, пригодных для постройки кораблей. Недалеко от Воронежа производили железо и металлические изделия для кораблей Романовский, Липецкий, тульский Красинский и другие заводы. На острове реки Воронеж, отделенном протокой от города, были возведены верфи, а для руководства строительством судов учреждено адмиралтейство. В короткий срок сюда собрали несколько тысяч крепостных крестьян, знающих плотницкое, столярное, кузнечное и другие ремесла. Из Архангельска, Казани, нижнего Новгорода, Астрахани других городов были привезены корабельных дел мастера. На заготовку корабельного леса и строительство судов мобилизовано свыше 26 тыс. человек. Одновременно шло комплектование флота солдатами Преображенского и Семеновского полков, новобранцами. На верфях Воронежа строились два 36 – пушечных фрегата, «Апостол Петр» - длинной 35 метров, шириной 7,6 метра и фрегат «Апостол Павел» - длинной 30 и шириной 9 метров. Строить эти корабли царь поручил мастеру Титову. Для подготовки морских кадров и укомплектования команд Петр пригласил из западноевропейских стран офицеров и опытных моряков. Из Голландии срочно пригнали галеру, разрезали ее на части и по этим частям, как по шаблонам, стали изготовлять в селе Преображенском секции для 22 галер и 4 брандеров. Эти секции на лошадях перевозили в Воронеж, где из них собирали корабли. Петровская галера – это не копия средиземноморской или голландской галеры, широко распространенной во всех европейских флотах. Учитывая, что борьба за выход к морям будет проходить в прибрежных мелководных зонах, сковывающих маневр крупных кораблей, по указу Петра были внесены изменения в устройство галеры: в результате галера уменьшила осадку, стала более маневренной и быстроходной. Позже появилась разновидность этого гребно-парусного корабля – скампавея.

Размеры галер и скампавей не превышали 38 метров в длину и, и 6 метров в ширину. Вооружение состояло из 3-6 пушек, экипаж 130-170 человек. Парус служил дополнительным средством передвижения корабля. В Брянске, Козлове и других местах было приказано построить 1300 плоскодонных барж, называемых стругами, и 100 плотов для перевозки войск и снаряжения.

Весной 1696 года турки увидели под Азовом армию и Имперский флот, состоявший из 2 фрегатов, 23 галер, 4 брадеров и свыше 1000 мелких судов. Общее руководство Азовским флотом возлагалось на сподвижника царя Ф.Лефорта, а Петр был волонтером на одном из фрегатов. Флот блокировал подходы к Азову с моря, прекратился подвоз войск, продовольствия, а армия осадила крепость с суши. После интенсивного пушечного обстрела крепости с кораблей и берега и ее штурма русскими казаками гарнизон Азова 12 (22) июля 1696г. капитулировал.

Взятие Азова было крупной победой Имперской армии и молодого военно-морского флота. Оно еще не раз убедило Петра в том, что в борьбе за побережье морей нужен мощный военный флот, оснащенный современными по тому времени кораблями и хорошо обученными морскими кадрами.

20 (30) октября 1696 г. царь Петр I «указал», а Дума «приговорила»: «Морским судам быть» - государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота. С тех пор эта дата отмечается как день рождения Российского военного флота.

Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы. К концу XVII века Россия уже воспитала своих искусных кораблестроителей, таких как Скляев, Верещагин, Салтыков, Михайлов, Попов, Пальчиков, Тучков, Немцов, Бородин, Кознец и других.

За период с 1695 по 1710 г. Азовский флот пополнился многими судами, были построены крупные корабли-фрегаты типа «Крепость» имевшие длину 37, ширину 7 и осадку до 2-3 метров. Вооружение 26-44 пушки, экипаж 120 человек. Бомбардирские суда имели длину до 25-28 и ширину до 8,5 метра и несколько пушек. Размеры галер значительно возросли – длина их доходила до 53 метров.

Наличие опытных корабельных мастеров и производственной базы позволило в 1698 году заложить первые крупные линейные корабли. На Воронежской верфи для Азовского флота был построен по проекту Петра и под его личным наблюдением 58 – пушечный корабль «Предистинация». Его строили Скляев и Верещагин. Современники отзывались об этом корабле: "… весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный" на этом корабле Петр ввел некоторые новшества. Им были рассчитаны удобные обводы корпуса, улучшавшие маневренность корабля, а так же применен выдвижной киль особого устройства, который повышал мореходные качества судна. Подобную конструкцию киля за границей начали применять лишь полтора века спустя.

И хотя корабль был длинной всего 32 метра, а шириной 9,4 метра, он считался одним из самых лучших в то время.

Но просуществовал Азовский флот не долго. В 1711 г. после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам берега Азовского моря, и обязалась уничтожить Азовский флот. Создание Азовского флота было чрезвычайно важным для России событием. Во-первых, оно выявило роль военного флота в вооруженной борьбе за освобождение приморских земель. Во-вторых, был приобретен так необходимый опыт массового строительства военных судов, что позволило в дальнейшем достаточно быстро создать сильный Балтийский флот. В-третьих, Европе были продемонстрированы огромные потенциальные возможности России стать мощной морской державой.


3. Балтийский флот

После войны с Турцией за обладание Азовским морем, устремления Петра Iбыли направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр I приступил к строительству Балтийского флота.

Хотя с Турцией и был заключен мирный договор, но подстрекаемая Швецией, она то и дело нарушала его, создавая неустойчивое положение на юге России. Все это требовало продолжения строительства кораблей и для Азовского флота. Закладка новых верфей увеличивала расход железа, меди, парусины и других материалов. Существовавшие заводы не справлялись с возросшими заказами. По распоряжению Петра были построены новые железоделательные и меднолитейные заводы на Урале и значительно расширенны действующие. В Воронеже и Устюжине была налажена отливка корабельных чугунных пушек и ядер к ним. На Сяськой верфи (Ладожское озеро), руководимой Иваном Татищевым, было заложено шесть 18- пушечных фрегатов. На Волховской верфи (Новгород) были построены 6 фрегатов. Кроме того с этой верфи сошло около 300 барж для снаряжения и материалов.

В 1703 году Петр побывал на Олонецкой верфи, где главным мастером был Федор Салтыков. Там возводилось 6 фрегатов, 9 шняв, 7 транспортов, 4 галеры, один пакебот и 26 скампавей и бригантин. К прибытию царя был спущен на воду новый 24-пушечный фрегат «Штандарт».

Отдельные военные корабли Петр приказал перебросить с севера и юга в Финский залив, используя для этого реки и волоки. Так, например, в 1702 году Петр вместе с 5 гвардейскими батальонами и двумя фрегатами прошел путь от Архангельска до Онежского озера. Дорога (потом ее назовут «государева дорога») пролегала по дремучим лесам и болотам. Тысячи крестьян и солдат прорубили просеки, мостили их бревнами и тащили по настилу корабли. Фрегаты были благополучно спущены на воду Онежского озера у города Повелица. Суда пришли в Неву и влились в состав только что созданного Балтийского флота.

Корабли, строившиеся для Балтийского флота на новых верфях, несколько отличались от кораблей Азовского флота. У крупных из них была высокая корма, в которой располагались пушки в одну или две батарейные палубы. Такие корабли были мало маневренны, зато имели хорошее вооружение. В состав флота входили однопалубные быстроходные двухмачтовые корабли – шнявы, с прямыми парусами, вооруженные 12-16 пушками малого калибра, баркалоны и галеасы - трехмачтовые корабли длинной до 36 метров, ходившие под парусами и на веслах, вооруженные 25-42 пушками, чукеры – двух мачтовые суда для перевозки грузов, прамы и другие. Как и в Азовском флоте в Балтийском для проводки кораблей на перекатах и отмелях рек применялись подъемные понтоны – камели, которые использовались так же и для ремонта кораблей.

Для уверенного выхода к Финскому заливу Петр I главные усилия сосредоточил на овладении земель, прилегающих к Ладоге и Неве. После 10-дневной осады и ожесточенного штурма, при содействии гребной флотилии из 50 лодок, первой пала крепость Нотебург (Орешек), переименованная вскоре в Шлиссельбург (Ключ-город). По выражению Петра I, сей крепостью «отворялись ворота к морю». Затем была взята крепость Ниеншанц, расположенная при впадении в Неву р. Охты.

Чтобы окончательно запереть для шведов вход в Неву, 16 (27) мая 1703 г. в ее устье, на Заячьем острове, Петр 1 заложил крепость, названную Петропавловской, и портовый город Санкт-Петербург. На острове Котлин, в 30 верстах от устья Невы, Петр 1 приказал строить форт Кронштадт для защиты будущей российской столицы.

В 1704 г. на левом берегу Невы начато сооружение адмиралтейской верфи, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу - кораблестроительным центром России.

В августе 1704 г. русские войска, продолжая освобождать побережье Балтики, штурмом овладели Нарвой. В дальнейшем основные события Северной войны происходили на суше.

Серьезное поражение 27 июня 1709 г. шведы потерпели в Полтавском сражении. Однако для окончательной победы над Швецией нужно было сокрушить ее морские силы и утвердиться на Балтике. На это потребовалось еще 12 лет упорной борьбы, прежде всего на море.

В период 1710-1714 гг. постройкой кораблей на отечественных верфях и покупкой их за границей был создан достаточно сильный галерный и парусный Балтийский флот. Первый из заложенных осенью 1709 г. линейных кораблей назван «Полтавой» в честь выдающейся побед над шведами.

Высокое качество русских кораблей признавалось многими зарубежными мастерами-кораблестроителями и моряками. Так, один из современников английский адмирал Поррис писал: «Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены».

Успехи отечественных корабельных дел мастеров были весьма значительны: уже к 1714 г. в состав Балтийского флота вошло 27 линейных 42-74-пушечных кораблей. 9 фрегатов с 18-32 пушками, 177 скампавей и бригантин. 22 вспомогательных судна. Общее число пушек на кораблях достигло 1060.

Возросшая мощь Балтийского флота позволила его силам 27 июля (7 августа) 1714 г. одержать блистательную победу на шведским флотом у мыса Гангут. В морском сражении был пленен отряд из 10 единиц вместе с командовавшим им контр-адмиралом Н. Эреншельдом. В Гангутском сражении Петр I полностью использовал преимущество галерного и парусно-гребного флота перед линейным флотом противника в шхерном районе моря. Государь лично возглавлял в бою передовой отряд из 23 скампавей.

Гангутская победа обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Она, как и Полтавская победа, стала переломным моментом в ходе всей Северной войны, позволившим Петру I начать подготовку к вторжению непосредственно на территорию Швеции. В этом заключалась единственная возможность принудить Швецию к заключению мира.

Авторитет русского флота, Петра I как флотоводца стали признаваемыми флотами прибалтийских государств. В 1716 г. в Зунде при встрече русской, английской, голландской и датской эскадр для совместного крейсерства в районе Борнхольма против шведского флота и каперов Петр I был единодушно избран командующим объединенной эскадрой союзников. Это событие было позже отмечено выпуском медали с надписью «Владычествует четырьмя, при Борнхольме».

Победа российского отряда гребных судов над отрядом шведских кораблей при Гренгаме в июле 1720 г. позволила Российскому флоту еще больше закрепиться в Аландском архипелаге и активнее действовать против коммуникаций противника.

Господство Российского флота в Балтийском море обусловили успешные действия отряда генерал-лейтенанта Ласси, в который входили 60 галер и лодок с пятитысячным десантом. Высадившись на шведский берег, этот отряд разгромил один оружейный и несколько металлургических заводов, захватил богатые военные трофеи и много пленных, что особенно ошеломило население Швеции, оказавшееся беззащитным на своей территории.

30 августа 1721 г. Швеция согласилась, наконец, подписать не штатский мирный договор. К России отходила восточная часть Финского залива, его южный берег с Рижским заливом и прилегающими к завоеванным берегам островами. В состав России вошли города Выборг, Нарва, Ревель, Рига. Подчеркивая значения флота в Северной войне, Петр I приказал выбить на медали, утвержденной в честь победы над Швецией, слова: «Конец сей войны таким миром получен ничем иным только флотом, ибо землею никаким образом достигнуть было того невозможно».

В 1725г. спустя четыре года после подписания мирного договора со Швецией Петр умер. К тому моменту он был болен уже давно. И не знавшая которым он предавался без всякой меры, подточили его здоровье. Мучительные припадки каменной болезни, осложняемые болями другого происхождения, временами имели место еще в 1723 г., а в 1724 г. страдания стали интенсивны и возвращались уже без больших промежутков. При этих условиях и произошло событие, нанесшее окончательный удар. Петр, уже больной, провел несколько дней в холодную осень 1724 г. то на яхте, то на берегу озера Ильмень, то в старой Ладоге, где осматривал постройку Ладожского канала. Наконец, 5 ноября он вернулся в Петербург, но с яхты не сошел, а велел немедленно, не дав себе отдохнуть от большого и трудного путешествия, идти на Лахту, откуда хотел отправиться в Сестрорецк, чтобы осмотреть оружейные мастерские, которыми всегда живо интересовался.

Тут-то, близ Лахты, в темный, сильно ветреный поздний вечер с царской яхты заметили бот с солдатами и матросами, который сел на мель. Петр тотчас велел идти к боту, чтобы снять его с мели. Но это намерение оказалось неосуществимым – яхта имела очень глубокую осадку и не могла, не рискуя сама сесть на эту же мель, добраться до бота.

Убедившись в этом, Петр пошел на шлюпке, но шлюпка тоже была остановлена мелью. Тогда царь неожиданно спрыгнул со шлюпки и, погрузившись по пояс, в воду, зашагал к боту. За ним пошли другие. Все находившиеся на боте были спасены. Но пребывание в ледяной воде отозвалось на снедаемом болезнями и без того уже надломленном организме Петра. Некоторое время Петр перемогался. Положение, однако, вскоре стало совершенно безнадежным. 28 января 1725 г. он скончался в бессознательном состоянии, наступившем задолго до смерти.

Победа в Северной войне укрепила международный авторитет России, выдвинула ее в число крупнейших европейских держав и послужила основанием с 1721 г. именоваться Российской империей.


Заключение

Великая держава, одна из самых могущественных на море и безусловно самая могущественная на суше, – вот чем было Русское государство в системе других стран к моменту смерти Петра.

Флот, который при Петре начал свое славное существование, временами был опорой России при последующей борьбе с явными и тайными врагами, которые самыми разнообразными средствами пытались в различные времена покуситься на ее самостоятельность и на ее интересы.

Неисчислимы были тяжкие труды и громадные жертвы, которые принес русский народ при создании могущественного военного флота. С русской закрепощенной массы «драли три шкуры» для создания и укрепления мощи государства, в области внешней политики народ оказался победоносным в борьбе за возвращение стародавних, захваченных шведами приморских земель, гнетуще необходимых для дальнейшего экономического развития страны. И дееспособность государства в этой борьбе в очень значительной степени была обусловлена именно созданием русской морской мощи, усилиями Петра.

Поколение русских моряков, русских кораблестроителей, русских флотоводцев, вышедших из недр русского народа, создало эту морскую мощь. Уже в первые годы войны Петр стремился к замене иностранцев, служивших во флоте, русскими людьми.

Русские верфи выпускали суда, по единодушным отзывам знатоков-очевидцев, не уступавшие ни в чем лучшим кораблям старых морских держав вроде Англии.


Словарь терминов

Галера - тип военного гребенного корабля, появившегося на Средиземном море в VII веке. Форштевень ее вооружен длинным надводным тараном, благодаря чему она имела сходство с рыбой - меч, от греческого названия которой и получила свое название.

Скампавея - малая галера, гребенное военное судно русского галерного флота петровского времени. Имела до 36 весел, две пушки и одну- две мачты с прямыми парусами для использования попутного ветра. Применялась главным образом в шхерах.

Фрегат - парусный военный корабль, второй после линейного корабля по снаряжению. Более быстроходен. Вооружение до 60 пушек. Назначение- крейсерская и разведывательная службы.

Шнява - легкое парусное судно, вооруженное 14-18 пушками. Назначение: разведывательная и посыльные службы.

Пакебот - почтово-пассажирское судно. В русском военном флоте – посыльное судно.

Бригантина - парусное двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением на грот-мачте и косым на бизани. Главное назначение – разведка и посыльная служба.

Баркалон - строился в основном на Воронежских верфях для Азовского флота. Был вооружен 26-44 пушками. Длина доходила до 36,5м. а ширина до 9,2м. и углубление до 2,44м. был рассчитан на дальние морские путешествия.

Прам - большое плоскодонное судно, вооруженное 16-24 пушками крупного калибра. Назначение: для действий вблизи берега против крепостей и укреплений.

Плаз- площадка на верфи, где теоретический чертеж судна наноситься в натуральную величину.


Список литературы

1. Андерсон М.С. «Петр Великий» с англ. Белоножко В.П. 1997г.

Ростов на Дону: изд. «Феникс»

2. Буганов В.И. «Петр Великий и его время» 1989г. М.: «Наука»

3. Быховский И.А. «Петровские корабелы» 1982г.

Ленинград: изд. «Судостроение»

4. Валишевский К. «Петр Великий» том -2 с фр. Москаленко С.С. 1996г. М.: изд. «Век»

5. Платонов С.Ф. «Полный курс лекций по русской истории» 2004г.

М: ООО «Издательство АСТ»

6. Тарле Е.В. «Избранное сочинение» том 3-«Русский флот и внешняя политика Петра I» 1994г. Ростов на Дону: изд. «Феникс»

7. Ст. «Два флота Петра I: технологические возможности России» Н.Н. Петрухинцев. «Вопросы истории» № 4 2003г. стр.117.

сайт рассказывает, как началось строительство Балтийского флота, и правда ли, что чрезмерная любовь императора к морю свела его в могилу.

«Веслами и смекалкой»

В 1720 году был издан «Морской указ Петра I». На долгие века этот документ стал моральным и даже уголовным кодексом русских моряков.

Балтийский флот зародился во время Великой Северной войны 1700-1721 годов. Строительство галер было начато по приказу императора Петра Алексеевича в 1702 году на верфях, находящихся на реках Сясь, Луга и Олонка. Для того, чтобы шведы не разгромили верфи, первое время территорию охраняли корабли, купленные Российской Империей за границей. Война со шведами была в разгаре, русские были вынуждены атаковали крупные корабли неприятеля на утлых лодочках. Регулярные столкновения происходили под Архангельском, на Ладожском и Чудском озерах. Многие суда были отбиты у шведов, что называется, с помощью «весел и смекалки».

В срочном порядке на реке Сясь началась постройка шести фрегатов. Петр I прекрасно понимал, что без сильного флота овладеть берегами Невы и ее устьями невозможно. Первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор Александр Меншиков отправился в разведку и нашел очень удобное место для новых верфей - на реке Свирь в Лодейном поле. «Леса зело изрядные», - писал князь императору. Петр лично поехал в это глухое место и шесть недель трудился без устали, своими руками заложив и начав постройку 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиота и 13 бригантин. Кроме Лодейного поля, суда строились на реке Луге, в Селицком рядке.

Петр I прекрасно понимал, что без сильного флота овладеть берегами Невы и ее устьями невозможно. Фото: Commons.wikimedia.org

Тогда же царь распорядился на реках Волхове и Луге «сделать 600 стругов для свейской службы» («свейской» означает шведской). На выполнение этих грандиозных планов были брошены огромные силы, мастера съезжались в этот заболоченный край со всей России. Струги - это небольшие плоскодонные парусно-гребные суда, которые предназначались для передвижения по рекам. На Луге дело пошло быстро, уже через несколько месяцев было готово 170 стругов, а вот на Волхове работы застопорились, пришлось на место выезжать графу Шереметьеву и лично руководить работами.

Русские суда петровского флота строились по лучшим английским и голландским чертежам. Но вот качество первых из них было не на высоте. Дело в том, что материал подвозили не самый подходящий для кораблестроения, рабочие не отличались опытностью. Но главное - Петр так сильно торопил мастеров, что те вынуждены были поступиться качеством ради скорости.

Виселицы для лесорубов

Первые фрегаты типа «Штандарт» имели длину 27 метров, ширину 7 метров, были вооружены 28-30 пушками. На этом легендарном паруснике был поднят штандарт Петра I с двуглавым орлом, в лапах и на крыльях которого были изображены карты четырех морей: Балтийского, Белого, Каспийского и Азовского, выход к которым был осуществлен в петровские времена.

Первый фрегат типа "Штандарт" Фото: Commons.wikimedia.org

Отдаленность верфей на Свири, Сяси, Волхове очень беспокоила царя, поэтому он начал укреплять устье Невы. На Заячьем острове заложил Петропавловскую крепость, на острове Котлин - укрепления. Главная база нового Балтийского флота была названа Кроншлот.

За каких-нибудь 10-15 лет в условиях непрекращающейся войны со шведами, в безлюдном и болотистом краю вырос Санкт-Петербург. Из Тамбовской, Воронежской, Казанской и Нижегородской губерний непрерывным потоком шли люди, сплавлялся лес. В окрестностях Петербурга были посажены дубовые леса, которые под страхом смерти было запрещено вырубать. А чтобы некоторые не ослушались, по берегу Невы установили виселицы для лесорубов-нарушителей. Надо сказать, что народ с неохотой отправлялся в Петербург: платили тут с задержками, условия жизни в болотах оставляли желать лучшего. Постоянно вспыхивали различные эпидемии, рабочие гибли тысячами в этой тяжелой среде.

По пояс в ледяной воде

В 1707 году принята новая судостроительная программа по Балтийскому флоту: 27 линейных кораблей, от 50 до 80 орудий на каждом, шесть 32-пушечных фрегата и шесть 18-пушечных шняв. Первым русским линейным кораблем стала «Полтава», которая была заложена в конце 1709 года на Главном Адмиралтействе в Санкт-Петербурге и спущена на воду летом 1712 года. Строительством корабля руководил сам Петр I.

Первыми матросами русского флота стали выходцы из «потешных войск». Эти молодые люди выросли рядом с будущим императором, учились вместе с ним военным и гражданским наукам и участвовали с Петром в первых учениях. 30 лучших путешествовали вместе с царем по Голландии и Англии. Сотни матросов и офицеров были наняты в Голландии.

Император не жалел средств на создание и содержание флота. В 1712 году на эти нужды было отпущено 400 тысяч рублей; в 1715 - уже 700 тысяч, в 1721 - более миллиона рублей, с 1722 по 1725 годы - свыше полутора миллионов ежегодно.

Проживая в Петербурге, Петр ежедневно заглядывал в адмиралтейство, прикидывал чертежи, давал строителям практические указания, спорил о той или иной детали строящегося для флота корабля.

Морские операции Балтийского флота в то время были регулярными, император не позволял застаиваться кораблям на пристанях.

Историки особо выделяют действия российских кораблей под Выборгом в 1710 году, Гангутский бой в 1714 году, крейсерство капитана Бредаля в Балтийском море в 1715 году и набег Апраксина на берега Швеции в 1719 году.

По злой иронии море стало одной из причин смерти император. Фото: Commons.wikimedia.org

Петр I обожал море. По злой иронии оно стало одной из причин смерти императора. В ноябре 1724 года недалеко от Лахты сел на мель бот с солдатами и матросами. Петр как раз проезжал неподалеку, направляясь на оружейный завод в Сестрорецке. Судно захлестывали высокие волны, оно было на грани гибели. Несмотря серьезную хворь, император бросился в ледяную кашу. Находясь по пояс в воде, он руководил спасением людей. Все были спасены, но Петр сильно простудился и спустя два месяца скончался в возрасте 52 лет.