Бездненские волнения. Из Бездны — в колхоз, из колхоза — в… рыночную бездну Волнение крестьян в селе бездна

Село в Спасском р-не, на р. Бездна, в 37 км к В. от г.Болгар.
На 2000 — 758 жит. (русские). Полеводство, мол. скот-во.
Ср. школа, дом культуры, б-ка.
В селе расположена Усадьба помещиков Мусиных-Пушкиных — архитектурный памятник 1-й пол. 19 в.
Основано в 18 в. В дорев. источниках изв. также под назв. Рождественское, Рус. Бездна; с 1925 носит совр. назв. по имени руководителя крест. волнений Антона Петрова (см. А.П.Сидоров).
До реформы 1861 жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В 1861 в А. произошли Бездненские волнения. В нач. 20 в. здесь функционировали Богородицкая церковь (построена в 1779; памятник архитектуры), уч-ще, вод. и 8 ветряных мельниц, 3 кузницы, 5 крупообдирок, 3 шерстобойни, 6 мелочных лавок.

В этот период земельный надел сел. общины составлял 2420,2 дес. До 1920 село входило в Гусихинскую вол. Спасского у. Казанской губ. С 1920 в составе Спасского кантона ТАССР. С 10.8.1930 в Спасском (в 1935-91 Куйбышевский) р-не. Число жит.: в 1782 — 329 душ муж. пола; в 1859 — 1691, в 1897 — 2447, в 1908 — 2635, в 1926 — 1768, в 1938 — 2125, в 1949 — 1591, в 1958 — 2223, в 1970 — 1225, в 1979 — 1057, в 1989 — 784 чел. ПОМЕЩИЧЬЯ УСАДЬБА

ИСТОРИЯ
С середины ХVII века территория Спасского района вновь начинает заселяться (и очень быстро), что, прежде всего, было связано со строительством Закамской засечной черты, которая возводилась по велению царя Алексея Михайловича с 1652 года. Сюда стали переселять служилых людей, стрельцов, пленных поляков, крестьян - русских, татар, чувашей, мордву.

В 1781 году образовался Спасский уезд с центром в небольшом городке Спасск, который расположился в уютном месте при впадении реки Бездны в Волгу. Земли оказались в руках именитых дворянских родов. Так здесь появились знаменитые помещичьи усадьбы Молоствовых, Лихачевых, Толстых, Сазоновых, Бутлеровых, Арбузовых, Мусиных-Пушкиных, Блудовых, Трубниковых...
Что ни имя, то легенда, сюжет для целого романа. К этому времени относится и возникновение большинства сел Спасского уезда: Никольское, Красная Слобода, Кузнечиха, Бездна. Ну, а коль появились русские селения, то начали строиться и православные храмы. Причем возводились они, как правило, на средства местных помещиков и по проектам очень известных, в основном петербургских, архитекторов.


Помещичий край
Почему территория Спасского района была заселена в основном русскими? Вот как отвечают на этот вопрос профессиональные историки. Плодородные земли вдоль Волги, служившей к тому же отличным транспортным путем, были очень привлекательны. И дворяне добивались, чтобы им пожаловали эти земли, и заселяли их в основном крестьянами из центральных районов России.

МУСИНЫ-ПУШКИНЫ. Помещичья усадьба в Антоновке.
Михаил Николаевич, представитель очень древнего дворянского рода, родился в Бездне в 1795 году. Получил прекрасное воспитание и образование, посвятил себя военной карьере, а после выхода в отставку в 1821 году поселился в своем бездненском имении.
В 1827 году он был назначен попечителем Казанского учебного округа, в этой должности пробыл 18 лет. В его ведении были все учебные заведения Поволжья, Урала, Западной Сибири, в том числе Казанский университет.
В 1845 году Михаил Николаевич стал попечителем Санкт-Петербургского учебного округа. Он сыграл выдающуюся роль в развитии российского востоковедения. Между тем Бездна после его отъезда перестала быть "дворянским гнездом" Мусиных-Пушкиных, имением руководили управляющие, и знаменитые события в Бездне 1861 года случились без участия Мусиных-Пушкиных. После смерти отца Михаил Михайлович Мусин-Пушкин продал поместье в Бездне крупным землевладельцам Родионовым.

Антоновка - так называется сегодня Бездна в честь руководителя происшедших здесь кретьянских волнений Антона Сидорова. Это довольно большое село, в котором проживает более 700 человек. Вид на Антоновку открывается с высокого косогора. Силуэты приземистых домов скрываются за деревьями, но еще издалека среди них выделяется необычная для современного села постройка - белое высокое здание с колоннами. Это бывший барский дом, в котором, что сейчас встречается редко, до сих пор находится школа.

Село Антоновка, усадьба Мусиных-Пушкиных

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ
Церковь. Действует.
Престолы: "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери
Год постройки: 1779.
Адрес: Татарстан, Спасский р-н, с. Антоновка (быв. с. Бездна)
Проезд: Из Казани по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (недоезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после села Мокрые Курнали повернуть по главной дороге налево на Самару, Базарные Матаки. Через 19 км повернуть направо по указателю "Болгар, Ульяновск, Димитровоград". Через 39 км на Т-образном перекрестке направо, через 4 км налево, по указателю "Ульяновск, Димитровоград". Через 4 км церковь будет в 100 метрах слева от дороги, в середине села Антоновка.
Координаты: 54.912203, 49.486115.

Кирпичный храм в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» с приделом во имя Святителя Николая Чудотворца воздвигнут в 1779 г. В 1903 г. церковь перестроена, в 1905 г. сооружен еще один придел во имя Святого Иоанна Предтечи. Здание сохранило черты барокко. Колокольня и трапезная утрачены. Храм построен на средства помещицы княгини Веры Борисовны Волховской, а перестроен на деньги прихожан.

Храм каменный , приходской, построен в 1779 году на средства помещицы Болховской.
Закрыт после переворота 1917 года. В настоящее время передан Казанской епархии, освящен в 2000 году. С этого времени в нем совершаются богослужения.
Восстановление храма не закончено, еще продолжаются ремонтно - восстановительные работы.
Настоятель - иер. Александр Шмагин.

ПРАЗДНИК МАСЛЕНИЦА В СЕЛЕ АНТОНОВКА

Около села протекает река Бездна:
Бездна (тат. Бизнә) — река, левый приток Волги. Исток в 4 км к юго-востоку от села Татарское Тюгульбаево Алькеевского района.
Длина 45 км (до образования Куйбышевского водохранилища значительно больше), площадь бассейна 805 км².
Максимальный расход воды 197 м³/с (1963). Среднегодовой слой стока 129 мм. Минерализация в межень 300—500 мг/л.
Водоток
Исток в 4 км к юго-востоку от села Татарское Тюгульбаево
. Высота примерно 140 м
. Координаты 54°46′46.06″ с. ш. 49°42′01.28″ в. д. (G) (O) (Я) (T)
Устье Волга
. Высота 53 м
. Координаты: 54°59′49.71″ с. ш. 49°22′33.53″ в. д. (G) (O) (Я).

Впадают реки (км от устья)
12 км: река Наясолка (Яносолка)

СТАЬЯ ПРО СЕЛО АНТОНОВКА
Из Бездны - в колхоз, из колхоза - в... рыночную бездну.
В школу в Антоновке, что в Спасском районе, трудно найти сторожа. Мало охотников по ночам в ней сидеть. Говорят, там водятся привидения. Нынешний охранник Виктор Иванович Коровушкин рассказывает, что на чердаке постоянно слышатся чьи-то голоса, раздаются непонятные шорохи. Жуть берет!
Школа размещена в бывшей помещичьей усадьбе графа Мусина-Пушкина - попечителя Казанского учебного округа. Зданию почти два века, и его стены хранят много тайн. Что здесь только не происходило! От пышных графских балов до заседаний революционных трибуналов.

Из подполья усадьбы проложен тайный лаз. Куда он ведет, можно лишь догадываться. Предполагают, что подземный ход проходит под речкой Бездной и соединяет графский особняк с церквушкой, до которой от школы метров 700. Бывший военрук пытался как-то проверить эту догадку. Но даже у него не хватило духу: прошел несколько метров и встал как вкопанный - всякая чертовщина стала мерещиться.

Историческая справка
Точная дата возникновения села Бездна не установлена. Церковь Богородицы, ныне отреставрированная, была построена здесь в 1778 году. Но поселение возникло раньше, есть предположения, что еще в XVII веке.
По данным профессора Г.Вульфсона, в середине XIX века в Бездне насчитывалось 1300 душ мужского пола. Граф Мусин-Пушкин продал имение своему управляющему Владимиру Родионову, который умер в годы Первой мировой войны. После него владельцем стал Михаил Земцов.
В начале 20-х годов XX века село Бездна было переименовано в Антоновку, а графскую усадьбу отдали под школу. Первым председателем Антоновского сельсовета выбрали справедливого и рассудительного, как говорят немногие помнящие его старожилы, крестьянина Ефима Степанова (кстати, прапрадеда нынешнего председателя Валерия Осокина). На базе усадьбы создали два хозяйства: колхоз имени Антона и совхоз "Антоновский". В 50-е годы вместо колхоза появился конезавод №106, который позже перевели в село Никольское.
В прошлом году СХП "Антоновский" распалось на семь самостоятельных фермерских хозяйств, самое крупное из них - ферма имени Антона.
Еще говорят, что в старину в окрестных местах пошаливали разбойники, контролируя узкую лесную дорогу. Сейчас она заросла, и ею уже не пользуются. А когда-то от Бездны (так раньше называлась Антоновка) до Спасского уездного центра можно было добраться только лесом. Тут-то и поджидали своих жертв удалые молодчики. Правда, грабили они не всех подряд, а лишь богатых, отпуская крепостных холопов с миром. Этакие Робин Гуды бездненского розлива... (МЕСТНЫЙ МУЗЕЙ В УСАДЬБЕ МУСИНЫХ-ПУШКИНЫХ)

Бездна вообще знаменита своими правдоискателями. Один Антон Петров чего стоит! Рассказывают, что однажды он вступился за крепостных баб, которых управляющий поместьем заставил грудью откармливать борзых щенят. Правдолюбец был нещадно бит розгами и посажен в "карцер" - в подвал графского пристроя, который сейчас приспособили под школьный склад. Было ли так на самом деле или народная молва присочинила, судить трудно. Но то, что Антон Петров в том "карцере" сидел-таки, - известно доподлинно. Правда, гораздо позже и совсем за другие дела.
Вспомним историю: в феврале 1861 года Александр II издал манифест об отмене крепостного права в России. До спасского захолустья он дошел только весной. Многие крестьяне жили на выселках в Киселевке, Балховке, Дубровке, Михайловке в 15-20 дворов, были неграмотными и сами императорский документ прочесть не могли. Их всех собрали в Бездне и попросили Антона Петрова, мало-мальски разумевшего в грамоте, довести до мужиков царскую милость. Тот манифест истолковал по-своему: оказывается, "добрый царь-батюшка" отпустил крепостных на волю еще два года назад, а "злые помещики" это от народа скрывали. Про Антона Петрова проведали мужики, торговавшие на рынке в Базарных Матаках, и валом повалили в Бездну. Тут и началась крестьянская буча! Говорят, до 5 тысяч народу скопилось.
Впрочем, историки до сих пор в сомнении, что же это все-таки было: восстание или просто "митинг"? Но спасскому земскому исправнику Шишкину было недосуг разбираться в определениях. Не сумев переубедить упрямого Антона и поверивших ему мужиков, он настрочил рапорт своему непосредственному начальнику полковнику Попову, тот - казанскому губернатору Козлянинову, который, в свою очередь, сообщил о крестьянском бунте в селе Бездна министру внутренних дел Ланскому. Из Питера в Спасск тем же макаром пришла шифрованная телеграмма с требованием задержать и предать военно-полевому суду "вожака крестьянского восстания Антона Петрова". В Бездну были срочно подтянуты войска из Чистополя и Тетюш. В процессе усмирения погиб 91 человек.
В Казанском императорском университете прошла манифестация, на которой с обличительной речью в адрес царских властей выступил профессор Щапов, охарактеризовав куртинскую панихиду по невинно убиенным как "погребальную панихиду по старой России".

В Антоновке есть музей, посвященный Бездненскому восстанию, где хранятся уникальные документы. Но сегодня они никому не интересны, тема стала неактуальной. У жителей сегодняшней Антоновки отношение к тем давним событиям тоже прохладное: дескать, мужичок не шибко грамотный был, вот и взбаламутил крестьян...
Вся жизнь в Бездне, да и позже в Антоновке, строилась вокруг помещичьей усадьбы. Граф Мусин-Пушкин был большой любитель лошадей и держал свой конезавод, который, в отличие от нынешнего, приносил приличный доход. Граф выращивал орловских рысаков, пользовавшихся тогда неимоверным спросом в обеих столицах и в Европе. Лошадки шли по 3 тысячи рублей - деньги по тем временам немалые, позволить себе такую дорогую покупку могли лишь состоятельные особы. Кстати, ухаживать за лошадьми Мусин-Пушкин своим крепостным не доверял, для этого он приглашал татар из соседних деревень - прекрасных наездников и знатоков коневодства. Они жили в специально отведенной для них пристройке. Сейчас там размещена начальная школа, которая по старой памяти называется "татарской", хотя учатся там в основном русские ребятишки.
В бывших конюшнях в годы советской власти разместили больницу. Вот такие гримасы истории: там, где обихаживали лошадей, стали лечить людей. Но и этой возможности жители Антоновки недавно лишились. Приехали министерские чиновники, увидели это "безобразие" и распорядились: "Немедленно закрыть!" Если честно, больницу прихлопнули бы в любом случае, политика сейчас пошла такая: закрывать в маленьких деревушках школы, клубы, библиотеки, здравпункты... В казне нет денег на их содержание. В Антоновке быстренько перестроились и переоборудовали старые конюшни под дневную амбулаторию и пункт "Скорой помощи". Хоть какая-то медицинская забота о людях будет. Но не могут пока найти главврача, хотя есть для него и вакансия, и жилье.


Главная усадьба графа была отдана под школу . Другой такой в республике, наверное, не найти. Дети каждый день ходят учиться в настоящий замок, где все дышит неувядающей стариной. Двухэтажный особняк, выстроенный в стиле пышного барокко, сохранил свои характерные черты - возводили его приезжие мастера. Здание имеет два входа, заканчивающихся витыми дубовыми лестницами. Одна лестница - парадная - предназначалась для гостей и хозяев, сейчас ею пользуются ученики. Вторая называлась "черной", она более узкая, почти без украшений, по ней поднималась на второй этаж прислуга, а сегодня - учителя. Несколько лет назад, готовясь к юбилею школы, решили подлатать лестницы. Выглядели они вроде бы ничего, но поверхность досок казалась сильно истертой. Ничего из этой затеи не вышло! Смогли разобрать лишь половину лестницы, а другая так крепко была прихвачена дубовыми шпунтами, что никак не смогли отодрать. Да, строили раньше на совесть, на века.
На верхнем этаже, в гостиной зале, до сих пор стоят два старинных зеркала в деревянной оправе, увитой причудливой резьбой. Учащиеся равнодушно проходят мимо, редкая девчушка поправит на ходу прическу, бросив мимолетный взгляд на антикварную редкость, - для нее это давно стало предметом обихода. А в старину перед этими зеркалами прихорашивались местные красавицы, готовясь к очередному балу. Граф навещал свое имение редко: будучи сенатором, он большую часть времени проводил в Петербурге. Но когда уж вырывался в Бездну, то закатывал пир на весь мир. Как-то, проезжая мимо, заглянул к Мусину-Пушкину, бывшему к тому же и попечителем Казанского учебного округа, знаменитый уже в ту пору математик Лобачевский. И застрял тут на неделю. Хлебосольный хозяин ни за что не хотел отпускать, устроив настоящее гулянье с лошадиными бегами и хоровым пением. Правда, цыган не было, они могли отдыхать, когда за дело брался крепостной хор из Кутырки, что в 30 верстах от Бездны. Жители этой деревушки - староверы - отличались необычайно певучими голосами. Они и поныне такие.
Директор Антоновской школы Татьяна Королева, кстати, по образованию историк и прекрасный краевед, переживает, что графская усадьба не приспособлена для учебных целей. Здесь нет спортзала, столовой, в классных комнатах маловато света, удобства, как говорится, во дворе. Директор мечтает о новой типовой школе. Но вместе с тем понимает: если они отсюда уйдут, историческое здание придет в запустение. Видимо, нужно находить другое решение. Например, не строить новую школу, а попытаться реконструировать старинный особняк таким образом, чтобы и его классические черты сохранить, и чтобы он стал отвечать современным требованиям.
Нельзя уводить детей из обжитого места, где воспитывают сами стены, хранящие дух вековой истории.

ПАМЯТНИК АНТОНУ ПЕТРОВУ

Восстание в селе Бездна - из биографии Бутлерова

После опубликования манифеста об отмене крепостного права и издания "Положения", обязывавшего крестьян в течение двух лет отбывать "барщину", крестьянин села Бездна Спасского уезда Казанской губернии Антон Петров, человек "набожный, тихий, молодой, но очень уважаемый всеми", объявил односельчанам, обманутым в своих ожиданиях полной воли и земли, что в "Положении" он вычитал "полную волю". Слух об этом распространился по окрестным деревням с необыкновенной быстротой. В Бездну к Петрову стекалось множество крестьян. В ряде поместий начались отказы крестьян от выполнения господских нарядов. Жалобы помещиков и управляющих на "взбунтовавшихся" крестьян подняли на ноги все начальство. Уговоры и разъяснения исправника и становых приставов не имели никакого успеха. В Бездну были направлены войска под командой присланного из Петербурга графа Апраксина. Крестьяне выслали навстречу войскам стариков с хлебом-солью, но выдать Антона Петрова отказались. Солдаты начали расстрел безоружной и мирной толпы. Антон, неся перед собой "Положение", сам вышел к солдатам. Он был арестован и вскоре судим военно-полевым судом, приговорен к смертной казни, которая и была совершена в Бездне в присутствии согнанных отовсюду крестьян. В Бездне было убито и умерло от ран около ста человек и примерно столько же было ранено.
Жесточайшая и бессмысленная расправа терроризировала крестьянство, волнения прекратились, однако события в Бездне имели ряд далеко идущих политических следствий. Ближайшим следствием этих событий явилась "Куртинская панихида", отслуженная в Казани студентами по "невинно убиенным". С этого момента "академические" волнения студенчества превратились в политические.
"С казни Антона Петрова, - говорит А. И. Герцен в "Письмах к противнику", - началась та кровавая полоса нового царствования, которая с тех пор, не перемежаясь, продолжается и растет, но не она одна. С этой же казни начался мужественный, неслыханный в России протест, не втихомолку, не на ухо, а всенародно, в церкви, на амвоне. Казанские студенты отслужили панихиду по убиенным, казанский профессор произнес надгробное слово. Слабодушным этого поступка назвать нельзя".
Опубликованные в 1948 году Отделом государственных архивов МВД Татарской АССР документы в сборнике "Бездненское восстание 1861 года" позволяют установить не только фактическую сторону дела, уже и ранее хорошо известную, но и открывают нам некоторые предшествующие ему обстоятельства.
Донося министру внутренних дел о бездненских событиях, казанский военный губернатор дает очень интересную характеристику казанского дворянства:
"С самого начала возбуждения крестьянского вопроса, - сообщает он, - совершенное отсутствие сочувствия к нему большинства дворян, при полном сочувствии всех остальных сословий, поставило дворян, уже и прежде державшихся замкнутыми в их исключительном кружке, более еще в неприязненное положение к ученому сословию, чиновничьему и купеческому. Я говорю о чиновниках-служащих, потому что огромное число дворян Казанской губернии не что иное, как отставные чиновники, устроившие службой свое состояние и купившие имения: эти последние самые вредные и упорные поборники старины, упрочившей их состояние, и имеющие сильное влияние на остальных дворян их ловкостью, опытностью и так называемыми сведениями в законах. Суждения дворян, переходя от дворовых людей к крестьянам, усилили негодование и недоверенность их к помещикам, дети коих, студенты, между их товарищами были первыми и самыми сильными порицателями действий своих родителей".
Казанское дворянство и помещики решили устроить обед в честь усмирителя крестьян, графа Апраксина. Из секретного донесения чиновника особых поручений явствует, что Апраксин обеда не принял, но слухи о том, что некоторые помещики где-то в клубе пили за него, носились в городе очень упорно.
Слухи о подготовлявшемся чествовании Апраксина были первым побудительным поводом к тому, что революционно-демократическая часть казанского общества решила отслужить по убитым крестьянам панихиду.
Панихида была отслужена, демонстрация студентов получила широкую огласку и положила начало ряду других протестов и демонстраций. Пострадали священник и дьякон из студентов Духовной академии, служившие в церкви, и профессор А. П. Щапов, произнесший на этой панихиде знаменитую речь с революционным призывом к восстанию и к свободе.
Положение Бутлерова, как ректора, да еще назначенного, а не выбранного, оказалось очень трудным и неприятным, и он просил у Вяземского отставки. Вяземский уговорил его остаться до конца учебного года, но вместе с тем разрешил ему заграничную командировку на летние месяцы.
Бутлеров охотно воспользовался возможностью снова всецело отдаться научным изысканиям.

Командующие Потери

убиты 51, ранены 77

неизвестно

Бездненские волнения - волнения крестьян села Бездна Спасского уезда Казанской губернии (ныне - село Антоновка Спасского района Татарстана) и окрестных деревень в апреле 1861 года в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права).

Волнения

В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. В частности, один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то» он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 году, а помещики это скрывали, поэтому вся земля принадлежит крестьянам и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с помещиков .

Известия об этом быстро распространились и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тысяч. Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишевского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний - крестьяне отказывались работать на барщине , делили помещичий хлеб, отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды.

Подавление

12 апреля в село вошли две роты Тарутинского полка под командованием генерал-майора графа А. С. Апраксина . Около дома Антона Петрова собралась толпа числом до 5000 человек. Апраксин потребовал выдать Петрова, но ему кричали: «Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас, а в Александра Николаевича ». После этого по приказу Апраксина было произведено шесть залпов по толпе, в результате чего, по донесению Апраксина, было убито 51 человек и ранено 77 (по другим сведениям - 87). Только тогда толпа рассеялась, а Антон Петров вышел из дома, неся Положение о крестьянах над головою, и был арестован.

На рапорте Апраксина Александр II написал: «Не могу не одобрить действий гр. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого». По приговору военно-полевого суда , учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г. публично расстрелян. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки, большое количество крестьян было наказано организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. П. Щапов . Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол » А. И. Герцена (1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862).

Казанское же дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина. «Радости их, - писал в письме адъютант казанского губернатора Половцев, - при получении известия о стрельбе не было конца; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало».

^ РАЗДЕЛ III ПОДАВЛЕНИЕ БЕЗДНЕНСКГО ВОЛНЕНИЯ.

Генерал Апраксин, присланный из Петербурга на время проведения реформы в Казанскую губернию, решил лично выехать в Бездну.

9-го апреля Апраксин приехал в город Спасск, 10-го числа получил информацию от уездного предводителя дворянства Молостова и исправника Шишкина и, вызвав немедленно 2 роты солдат из Тетюш, решил действовать.

В своем донесении казанский губернатор Козлятинов П.Ф. министру внутренних дел Ланскому С.С., что « помещиков и чиновников не трогают, но Бездна окружена мужиками верхом, не пропускающимися в нее никого, в Бездне уже вчера более 2000народа, прибытие остальных войск задержано сбором в батальонные штабы, ужасной распутицей и трудными переправами через Волгу и Каму» .

12 апреля Апраксин с воинским отрядом направились в село Бездну, имея целью учинить кровавую расправу над восставшими крестьянами.

Апраксин с отрядом расположился на площади против собравшейся многотысячной толпы крестьян.

Из рапорта жандармского полковника Ларионова шефу жандармов Долгорукову от 13 апреля, что « убито до 60 крестьян, голова взят, раскаяния нет, кругом волнения, работать не хотят» [ 7]

Говорил с восставшими священник и предводитель дворянства, но было напрасно. Апраксин приказал стрелять солдатам по восставшим. По толпе было дано несколько залпов. В промежутках между залпами крестьяне кричали: « Стойте крепко, пугают. Не выдадим Антона Петрова, мы одни за царя, будете стрелять в самого государя Александра Николаевича». Сделано было пять или шесть залпов шеренгами, первые выстрелы солдаты стреляли не целясь, так что на 300 шагах валились 3 или 4 человека, но раздраженные упорством крестьян при 4 залпе били каждый пулей; бедный народ стоял, как стена, не трогаясь, и продолжал кричать: « Не выдадим, царская кровь течет, в царя стреляли», по последнему залпу дрогнули и побежали, тогда явился перед ротами Антон Петров, держа на лбу Положение, и взят»

В настоящее время состоят под военным судом следующие крестьяне:

Села Юркуль


  1. Помещика Умова дворовый человек Николай Михайлов.

  2. Помещика Сахарова – Терентий Агапов
Села Базарных Юркуль

  1. Государственный крестьянин – Матвей Павлов
Сельца Фадеевки

  1. Помещика г. Аристова – Петр Федоров.
Села Саламан

  1. Помещика Теренина – Иван Матвеев
Села Бездны

  1. Помещика Мусина – Пушкина – Степан Ефремов

  2. Гаврила Тарасов,

  3. Николай Иванов
Села Болховки

9.Того же помещика – Лаврентий Матвеев

Деревни Тахталы

10. Казенный крестьянин – Сайфутдин Ерюшев

Все вышепоименные 10 человек преданны военному делу суду за предательство крестьян к неповиновению и за участие в волнениях по селу Бездна. Вместе с Антоном Петровым были арестованы и также заключены в тюрьму его родные.

Судить « Антона Петрова велено было по полевому уголовному уложению, и привести приговор в исполнение немедленно»

Также отправили « под полицейский надзор бывшего сотским села Кузнечиха помещика Дадиани – Василия Михайлова, немедленно представить за надлежащим конвоем в Казань для суждения их военным судом».

Рапорт Спасского земского исправника Шишкина Р.В. казанскому военному губернатору Козлянинову П. Об «успокоении» крестьян большинства деревень Спасского уезда, кроме села Кузнечихи и Альметьего от 18 апреля 1861г «Не совершенно успокоившимися оказываются в селе Кузнечихе, где 970 душ, и деревни Альметьего, где 180 душ, куда уже идут в первую- две и вторую –одна роты, и нет сомнения, что по приходу их на места, порядок немедленно восстановится.

По распоряжению казанского губернатора Козлянинов П. Ф. прислали из Казани особого врача с фельдшером

Восстание в Бездне было подавлено. Многих крестьян, искавших насто­ящую волю, расстреляли. По официальным данным было убито 51 и ранено 77, однако фактически от расстрела пало около 350 человек. Многие умерли от ран позднее, боясь обращаться к властям. Большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.

Воля царя была выполнена – Антон Петров был расстрелян 19 апреля. Есть несколько легенд об Антоне Петрове. Когда его, привели к месту казни и, когда все уже было подготовлено для расстрела, на том самом косогоре, откуда так хорошо видно село, будто бы показалась тройка лошадей, на которой везли царский указ о помиловании бунтаря. А в указе говорилось, что Антон Петров, оказывается, донес до крестьян правду о настоящей воле, скрываемую на местах помещиками и чиновниками. Только не успели якобы с тем указом. … А потом уже ночами боялись люди ходить околицей, потому что не раз видели ангела над его могилой. Люди, искренне верившие в «настоящую» волю, вкладывали в легенды особый смысл, выдавая желаемое .Казанские помещики торжествовали победу.

Следствие продолжалось два с лишним месяца. Многие арестованные были освобождены, как « неимущие прямой связи с бывшим в селе Бездне возмущением», или за неимением улик, или, наконец, потому что во время следствия, как писал Перцов, не обнаружено, чтобы некоторые из арестованных «принимали в возмущении участие более других крестьян, бывших в Бездне»

Всего к уголовной ответственности оказались привлеченными 16 человек, как « главнейших виновных» возмущения крестьян. Из указанного количества учрежденный военный суд закончил только пяти крестьян.

Следствие относительно остальных подсудимых затянулось, многие из них не сознавались в своих «преступлениях», свидетельские показания о них зачастую не имели юридической силы, так как давались крестьянами также участвовали в волнении. Из материалов дела видно, что «преступления» большинства крестьян из указаний части подсудимых были во многом сходны с преступлениями осужденных крестьян Иванова, Лаврентьева и др. Так, дворный человек помещика Умова Николай Михайлов, 29 л., будучи грамотным, читал «Положение» крестьянам села Юрткуль вначале правильно, а затем, побывав в Бездне, «рассказал на сходе своим однодерезенцам слова Антона, что он вычитал волю, что помещикам должно принадлежать одни овраги и вся остальная земля остается за крестьянами »

В числе подсудимых были также крестьяне села Фадеевки (помещика Арестова), Петр Федоров, наш земляк.

Виновность его, по обстоятельствам дела, оказывается следующая:

Петр Федоров, 22 – х лет, неграмотный, известясь, об открытой воле в с. Бездне, несмотря на убеждения помещика в противном, ездил с другими однодеревенцами в с. Бездну и, услыхав от тамошних крестьян, что Антон Петров действительно вычитал волю и что туда приедет военная команда, но стрелять не будут, по предложению безднинских крестьян ездил по разным деревням под видом посланного Антоном Петровым, объявлял об открытой воле и приглашал приезжать в Бездну. В бытность в с. Муллино, помещик г. Аристов, узнав о прибытии Петра Федорова, через старосту требовал его к себе, но Федоров ослушался, казав, что безднинские старики к барину его ходить не велели и что, если барин хочет, то пусть сам пойдет под окошко, и затем снова разъезжал по деревням, объявляя о воле, чем самым возмутил крестьян.

Так как из сознания самого Петра Федорова видно, что он в бытность в Бездне знал, что туда идет военная команда, но, несмотря на то, дозволил себе разъезжать по деревням от имени Антона Петрова объявлял о воле и собирал в Бездну народ, а в селе Муллино оказал ослушание своему помещику, то Петр Федоров, как участник Антона в произведенном волнении, по точному смыслу 221 ст. XV тома, подлежал бы по лишении всех особенных, лично и постоянно прав и преимуществ, наказанию розгами об отсылке на срок в арестантские роты. Наказание это может быть смягчено во внимание к молодости лет подсудимого, коих ему 22 года, чисто – сердечному сознанию и совершенному раскаянию и, наконец, потому, что убеждение об открытой Антоном Петровым воле было общее всех вообще крестьян.

Казанский губернатор, учитывая, что бесконечные вызовы крестьян в суд в качестве свидетелей могут посеять в народе новые волнения, счел целесообразным судебное дело прекратить.

26 июля 1861 года губернатор управляющему Министерства внутренних дел Валуеву, что судебное разбирательство «поддерживает в крестьянах Спасского уезда, бывших в Бездне, мысль, что может быть их всех, будут судить и сошлют в Сибирь». Весьма характерным является следующий довод губернатора в пользу прекращения судебного дела, «принимая во внимание, писал он, несомненную пользу от скорейшего предания забвению этого истинно прискорбного происшествия, которое при продолжении следствий и суда поддерживает лишь беспокойное в моральном отношении состоянии крестьян, усиливает недоверие, а может быть, и они считают, причиною постигшего их несчастья».

Губернатор просил Валуева, исходя из изложенных выше соображений, ходатайствовать перед императором «о совершенном прекращении дальнейшего производства дела привлеченных к суду крестьян». Ходатайство губернатора было, доложено Александру II и 8 августа1961 года на имя начальника губернии из Петербурга за подписью Валуева, была направлена телеграмма следующего содержания «высочайше разрешено производство судебного дела о волнении крестьян в селе Бездне прекратить». Кроме названных выше 16 – ти крестьян, дела которых решались специально учрежденным военным судом, было привлечено к уголовной ответственности еще около 20 – ти крестьян, преданных губернатором под суд гражданского ведомства.

Когда слух о кровавой расправе над крестьянами распространился в Казани, студенты университета и духовной академии устроили панихиду в кладбищенской церкви. Это сообщение в истории как «Куртинская панихида ». По ее окончании Щапов А. П. со слезами на глазах произнес яркую речь над убитыми крестьянами, которую закончил словами «…. Вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу»

Уже в первой телеграмме от 13 апреля в Петербург о подавлении Безднинского восстания, о расстреле крестьян губернатор между прочими подробностями сообщал: «Цель моя посылки 12 рот … была избежать кровопролития; Апраксин, видя ежеминутно увеличивающиеся массы … решился не дожидаться остальных войск с 2 ротами двинулся в Бездну.»

Более подробно эти взгляды Козлянинов развил в письме от 24 апреля Ланскому - министру внутренних дел. «Милостивый государь Сергей Степанович! – обращаясь конфиденциально, писал губернатор, - печальные события в Казанской губернии вынудили меня с полной откровенностью высказать Вашему Величеству некоторые причины, имевшие, по убеждению моему, особенное влияние на весь ход дела и его последствий».

Охарактеризовав, прежде всего казанских дворян, как противников отмены крепостного права, как «поборников старины», губернатор заключал, что они «явнее начали высказывать их недоверенность к удовлетворенности законоположений по крестьянскому делу, заметив сочувствие с ними по этому предмету свиты е. в. ген. – майора Апраксина, неосторожно перед ними высказавшегося. Дворяне думали видеть в нем уполномоченного государя императора с особыми правами и властью, а он не хотел, не умел их в том разуверить.

Относительно действий Апраксина в Бездне Козляников писал: «Казалось, лучше б было дождаться сбора войск, хотя бы даже толпа еще и увеличилась, чем с 2 – мя ротами, в каждой по 100 человек, рисковать, действовать против толпы, которая увеличиваясь, в рассказах, доходила до 8000 человек и более, неуспех был бы не только гибельным для 2 – х рот, но имел бы страшные последствия для края, раздражив крестьян, придав им смелости и доставив им 200 оружий, я называю риском действия двумя ротами потому еще более, что роты в Бездне, введенные в улицу тесно, подвергались опасности быть охваченными кругом и сдавленными, не имея возможности построиться в каре или отступить; крестьяне могли иметь топоры, колья, рогатины.»

План губернатора по его заявлению сводился к тому, что бы, стянув максимальное количество войск в Бездну, устрашить крестьян и избежать кровопролития. В письме дается справка, что уже 13 апреля на месте был 5 рот, а 15 апреля 12 рот с 2 – мя орудиями и по 100 патронов на солдата, тогда как 12 апреля у Апраксина было 2 роты и у каждого солдата лишь по 10 патронов. Между тем казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами. «...Радости их,- писал в письме адъютант губернатора Козлянинова Половцов,- при получении известия о стрельбе не было конца,- те, которые поумнее, старались скрыть ее, а глупые и того не делали; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало. Апраксина - дурака, человека без сердца, ни к чему не способного-провозглашают усмирителем и спасителем края».

«13 апреля,- писал Герцену один из его корреспондентов,- Воскресенская улица (главная улица Казани) в 1 час утра представляла вид необыкновенный. По ней катились коляски, дрожки и тарантасы с веселыми лицами помещиков, едущих к губернатору. Только что получено было известие «о победе графа».

По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое самое дурное последствие исхода безднинского дела, по мнению губернатора, «состояло в том, что число жертв оно вызывало негодование многих». После подавления восстания в Бездне крестьянское движение не прек­ратилось. Крестьяне по-прежнему отказывались от барщины, рубили поме­щичьи леса. Например, в апреле-мае 1861 г. в Казанской губернии прои­зошло 53 выступления (Спасский, Чистопольский, Лаишевский, Казанский уезды), значительная часть которых была подавлена с помощью военных команд. Эти выступления отличались массовостью, большей решимостью, стойкостью и упорством крестьян.

Таким образом, можно сделать выводы:

1. Что крестьянское волнение потерпело поражение, потому что, все-таки крестьяне не поняли суть самой реформы;

2.Крестьяне во время волнения верили, сохраняли веру в царя; они были убеждены, что царь им дал «чистую волю», а помещики и чиновники скрывают ее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Крепостное право - угроза общественного спокойствия. В первой четверти ХIХ в. было 651 крестьянских волнений, а во второй четверти ХIХ в- 1089 крестьянских движений.

Из отчета III отделения: « Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян»

О событиях в Спасском уезде Казанской губернии писала реакционная официальная пресса (« Санкт- Петербургского ведомости», « Северная пчела») и либеральные органы (« Отечественные записки», «Русский вестник», «Русское слово»). Первое сообщение в крестьян в Бездне.

Царское правительство сначала намеревалось скрыть от общественности свою кровавую расправу над крестьянами. Однако, «Колокола» распространившегося по всей России, вынудило самодержавие выступить с официальной версией бездненских происшествий».

Крестьянское движение Петрова и другие ему подобные показали, что верой в «доброго» царя были заражены все следовавшие за подобными предводителями массы. Таковы были восстания и Пугачева, и Разина, и Петрова. Выступая лишь против помещиков - «хозяев», крестьяне чаще всего ограничивались своими «барами», не объединяясь.

После подавления Бездненского волнения крестьянское движение в Казанской губернии не прекращалось и продолжалось в течение всего периода проведения реформы. В 1861-1866гг. крестьянские волнения были связаны, главным образом, с введением уставных грамот. Классовая борьба крестьян, усиливаясь с осени 1861 г., достигла в начале 1862 г. значительного подъема, вселив большую тревогу в среду помещиков, вынужденных просить министра внутренних дел распорядиться об усилении полицейских репрессий против крестьян.

В 1861-1866 гг. крестьяне так же, как во время Бездненского восстания боролись за землю и свободу; их движение было революционным и носило антикрепостнический характер, они массами отказывались принимать уставные грамоты, т.к. лучшие земли, бывшие в их пользовании, отрезались и отходили помещикам. Крестьяне не хотели также выполнять обременительных издельных повинностей и оброков, фиксированных в грамотах. Свой протест крестьяне проявляли отказами от выполнения текущих повинностей на помещиков. Крестьяне выходили из подчинения помещиков, управляющих, мировых посредников и уездных властей. Уставные грамоты, как правило, вводились в принудительном порядке.

Историки до сих пор в сомнении, что же это все-таки было: восстание или митинг. Но Спасскому земскому исправнику Шишкину было недосуг разобраться в определениях.

Из приведенных материалов вытекают следующие выводы:

1.Волнение вспыхнуло и развивалось стихийно: центром движения стало село Бездна. Вожаком крестьян стал Антон Петров, но во время восстания из среды крестьян выдвинулись наиболее активные наши земляки из сел Фадеевка, Кузнечиха, хотя, крестьяне из нашего села не участвовали в этом движении, потому что реформа не коснулось государственных крестьян.

2.Крестьяне вышли из подчинения помещиков, управляющих, становых, не слушали священников.

3. Что крестьянское волнение потерпело поражение, потому что, все-таки крестьяне не поняли суть самой реформы;

4.Крестьяне во время волнения верили, сохраняли веру в царя; они были убеждены, что царь им дал «чистую волю», а помещики и чиновники скрывают.

Реформа 1861 г., проведённая крепостниками, не имела, как это видно из её анализа, данного в предыдущей главе, ничего общего с интересами крестьянства и полностью обманула его ожидания. «Минута разочарования», которую во время подготовки реформы предвидели Александр II и другие «деятели» реформы, неизбежно наступила. Недовольство крестьян обнаружилось почти повсеместно.

Резкое противоречие между характером реформы и представлениями крестьянских масс о действительной «воле» привело к тому, что крестьяне часто не верили даже в подлинность «Положений 19 февраля» или по крайней мере решительно отвергали то истолкование «Положений», которое давалось начальством. Крестьяне искали и находили своих толкователей, которые «вычитывали» из «Положений» именно то, что отвечало крестьянским чаяниям и требованиям. Поскольку жестокая действительность убеждала в реальности крепостнической реформы, среди крестьян стало широчайшим образом распространяться мнение, что реформа не является окончательной, что надобно ожидать «второй воли», «настоящей воли» по истечении двухгодичного срока, установленного для введения в дествие «Положений 19 февраля». Этим в значительной степени была обусловлена такая массовая форма крестьянского протеста, как отказ от подписания «уставных грамот». Распространено было убеждение, что соглашение с помещиком ведёт к лишению права на ту новую, «истинную» волю, которая ожидалась к 1863 г.

С самого же начала осуществления реформы крестьяне во многих местах стали проводить полный либо частичный отказ от исполнения повинностей в пользу помещиков. Случалось, что крестьяне принимали решения выходить на барщину не более одного или двух дней в неделю. Нарочито нерадивое выполнение барщинных работ сделалось бытовым явлением. Положение в этом отношении являлось одно время настолько напряжённым, что Чернышевский в «Письмах без адреса» мог утверждать (в начале 1862 г.): «Предписанное продолжение обязательного труда оказалось невозможным».

В ряде случаев крестьянский протест принимал форму открытых возмущений. Это преимущественно относится к первым месяцам после издания «Положений 19 февраля». Власти своими грубейшими насилиями над «освобождённым» народом увеличивали раздражение и негодование масс. К моменту объявления «воли» на места были командированы генерал-майоры и флигель-адъютанты царской свиты с самыми широкими полномочиями по части прекращения всяких «беспокойств, неповиновения или ослушания». Розгами, штыками и пулями царские посланцы подавляли все попытки уклонения крестьян от выполнения «Положений 19 февраля». Наиболее крупные столкновения произошли в Пензенской и Казанской губерниях.

В Пензенской губернии волнения охватили главным образом уезды Керенский и Чембарскии, откуда движение распространилось также на соседние уезды Тамбовской губернии - Кирсановский и Моршанский. Центрами волнений были селения Кандеевка и Черногай. Из окружающих сёл в Кандеевку собралось до 10 тыс., в Черногай - до 3-4 тыс. крестьян. С красным знаменем, с криками «Воля, воля!» крестьяне двигались из деревни в деревню и объявляли: «Земля вся наша. На оброк не хотим и работать на помещика не станем». Видную роль в этих волнениях сыграл крестьянин Леонтий Егорцев, «разъяснявший» в духе крестьянских требований манифест 19 февраля, призывавший не верить начальству и грозивший смертью как усмирителям, так и «ослушникам» из крестьян. Когда в Черногай была введена рота солдат, крестьяне, вооружённые кольями, напали на войска. При столкновении (10 апреля 1861 г.) среди крестьян были убитые и раненые. Исключительные упорство и неустрашимость проявили крестьяне в Кандеевке. Сюда были направлены войска, которые 18 апреля открыли огонь по крестьянам. Несмотря на это, крестьяне продолжали стоять на своём: «Все до одного умрём, но не покоримся». Только после ареста более 400 человек и наказания многих шпицрутенами сопротивление было сломлено, хотя отдельные лица из наказанных всё же продолжали твердить: «Хоть убей, но на работу не пойдём и на оброк не хотим». В Кандеевке было убито 8 и ранено 27 человек. Свыше 100 уча­стников волнений в Пензенской губернии было сослано в Сибирь на каторгу и поселение.

Одновременно с событиями в Пензенской губернии разыгралась известная безднинская трагедия. Село Бездна, Спасского уезда, Казанской губернии, сделалось центром крестьянских волнений, охвативших три уезда этой губернии (Спасский, Чистопольский и Лаишевский) и смежные местности Самарской и Симбирской губерний. Здесь особенно ярким выразителем народных стремлений оказался безднинский крестьянин Антон Петров. Убеждённый в том, что свобода была объявлена царём ещё при десятой ревизии (переписи) населения, в 1858 г., но долго скрывалась помещиками, Петров объяснял крестьянам, что они не должны подчиняться помещикам и властям, не должны платить оброк и ходить на барщину, что они могут разбирать хлеб из барских амбаров и т. д. По сообщению одного из наблюдателей событий, Петров в своих толкованиях «Положений» шёл и ещё дальше, говоря крестьянам: «Помещичьи земли - горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг с своей земли - гони добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду». Со всех сторон к Петрову стекались толпы, чтобы послушать «истинную волю». 12 апреля 1861 г. в Бездну прибыл свитский генерал граф Апраксин. Послушный исполнитель указаний не только царя, но и непосредственно казанского дворянства, чрезвычайно напуганного волнениями крестьян и требовавшего скорейшего их подавления, Апраксин приказал крестьянам немедленно выдать Антона Петрова, а после отказа крестьян распорядился открыть по толпе огонь. По официальным данным, при расстреле в Бездне был убит (с умершими от ранений) 91 человек, ранено - 87. Согласно подсчёту лечившего крестьян врача, всего пострадало более 350 человек. Александр II по телеграфу предписал: «Антона Петрова судить по полевому уголовному положению и привести приговор в исполнение немедленно», иными словами, смертный приговор был вполне предрешён. Антон Петров был расстрелян 19 апреля 1861 г. Характерно признание членов военно-полевого суда, что Антон Петров «перетолковывал смысл «Положений», сообразуясь с общим настроением крестьян, мечтавших о совершенной свободе».

Зверское усмирение народных волнений в Кандеевке и Бездне вызвало глубокое возмущение в передовых общественных кругах и способствовало обострению настроений активной борьбы и протеста среди демократической интеллигенции.

Волнениями в ответ на реформу 19 февраля были охвачены крестьяне как в великорусских губерниях, так и на Украине, в Белоруссии, Литве и других национальных районах. В одной из украинских губерний - Подольской - в течение апреля - мая 1861 г. волнения охватили около 160 селений с 80-тысячным крестьянским населением. В Черниговской губернии весною 1861 г. в движение было втянуто крестьянство 6 уездов, из которых особенно выделялся Нежинский уезд. С большой остротой крестьянское движение, вызванное реформой, проявилось в Гродненской (Белоруссия), Ковенской и Виленской (Литва) губерниях, в Латгалии и др.

Наибольшее число волнений приходится на март - июль 1861 г. Всего за 1861 г. центральными правительственными органами были учтены «неповиновения» крестьян в 1 176 име­ниях (более 2 тыс. селений). В 337 имениях вводились для усмирения крестьян воинские команды. В 1862-1863 гг. открытых крестьянских волнений было уже меньше, чем в 1861 г. Всё же волна крестьянского движения в эти годы продолжает ещё держаться сравнительно высоко: в 1862 г., по данным III отделения, волнения происходили в 400 имениях (в 193 из этих имений вводились воинские команды); в 1863 г. число охваченных волнениями имений составило 386. Именно с начала 1862 г. получила повсеместное распространение та форма крестьянского протеста, о которой говорилось выше: уклонение от подписания «уставных грамот». Поэтому «уставные грамоты» усиленно вводились в действие помимо согласия крестьян: к концу 1862 г. на 36,4 тыс. грамот, подписанных крестьянами (во многих случаях подписи были вынужденными), приходи­лось столько же (даже несколько больше) грамот, от подписания которых крестьяне отказались (36,7 тыс.).

Крестьянское движение 1861-1863 гг., получившее, как мы видели, широкий размах, было, однако, стихийным, неорганизованным; оно было лишено всякой политической сознательности; крестьянские массы были проникнуты монархическими, царистскими иллюзиями; крестьяне ещё надеялись найти в лице царя опору и защиту против помещиков и чиновников. Этим была предопределена неудача крестьянской борьбы. Уже в 1864 г. волнения крестьян учтены лишь в 75 име­ниях.

Своеобразной струёй массового движения начала 60-х годов и составной частью этого главного из факторов, определивших революционную ситуацию (недовольства и борьбы угнетённых масс), были волнения и стачки на промышленных предприятиях, ещё не особенно значительные по размерам, но важные по своему симптоматическому значению. Весной 1861 г., вскоре после объявления «воли», вспыхнули волнения на Людиновском и Сукременском заводах Мальцова в Калужской губернии, затем на Лысьвенском заводе в Пермской губернии и в других местах. Сопоставление обманной «воли» с народными чаяниями играло и среди бывших крепостных рабочих роль стимула для массовых выступлений. Борьба за лучшие условия труда, против непомерно низкой заработной платы явно стала проявляться в ряде рабочих выступлений 60-х годов.

Основные положения крестьянской реформы 1861 года. Восстание крестьян в селе Бездна Казанской губернии. Анализ промышленного переворота в России. Суть иностранного капитала и концессии. Народничество как революционное движение разночинной интеллигенции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Дистант

Хухрина Анна.

1. Каковы были основные положения крестьянской реформы 1861 г. и почему эти условия устраивали государство, но не устраивали крестьян?

Крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами.

При освобождении крестьяне получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

Размер земельного надела не мог быть выше установленной законом нормы.

Крестьяне должны были выкупать у помещиков свою землю.

Государство вело расчеты не с каждым крестьянином, а с крестьянской общиной. Поэтому земля становилась не личной собственностью крестьянина. А собственностью крестьянской общины. Размеры крестьянских наделов, а также оброк и барщина временно обязанных определялись соглашением между помещиком и крестьянами - Уставными грамотами.

За осуществлением реформы на местах следили мировые посредники.

Государство устраивали все эти условия так как, создались условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны; появились свободные рабочие руки, увеличился наемный труд;

А крестьян не устраивали условия, потому что сохранилось основное противоречие в деревне между крупным помещичьим землевладением и малоземельем крестьян, что мешало крестьянам перестроить свое хозяйство на новый лад.

2. Напишите о восстании крестьян в 1861г. в селе Бездна Казанской губернии и о Куртин ской панихиде

Бездненские волнения -- волнения крестьян села Бездна Спасского уезда (Казанской губернии и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права).

В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. В частности, один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то» он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 г., помещики это скрывали, поэтому вся земля принадлежит крестьянам и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с помещиков.

Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тыс. чел. Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний -- крестьяне отказывались работать на барщине, делили помещичий хлеб, отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды. крестьянский реформа концессия народничество

12 апреля в Бездну вошли две роты Тарутинского полка под командованием генерал-майора графа А. С. Апраксина. Около дома Антона Петрова собралась толпа числом до 5000 человек. Апраксин потребовал выдать Петрова, но ему кричали: «Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас а в Александра Николаевича». После этого по приказу Апраксина было произведено шесть залпов по толпе, в результате чего, по донесению Апраксина, было убито 51 человек и ранено 77 (по другим сведениям -- 87). Только тогда толпа рассеялась, а Антон Петров вышел из дома, неся Положение о крестьянах над головою, и был арестован.

На рапорте Апраксина Александр II написал: «Не могу не одобрить действий гр. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого». По приговору военно-полевого суда, учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г. публично расстрелян. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки. Большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.

Крестьянские волнения в 1861 -- 1863 гг. вызвали подъем антиправительственных выступлений студенчества. Студенты Казани в 1861 г. сразу же после расстрела крестьян в селе Бездна демонстративно организовали панихиду по Антону Петрову и его погибшим единомышленникам, на которой с речью выступил историк-демократ А. Щапов. Он выразил уверенность, что кровавая жертва в селе Бездна «воззовет народ к восстанию и свободе» и высказал мысль о введении в России конституционного строя. Первые уличные демонстрации студентов отмечались в Петербурге и Москве.

В это же время усилилась деятельность оппозиционного царскому правительству дворянства, ядро которого составляли революционные демократы во главе с Н. Чернышевским. С июля 1861 г. стал распространяться нелегальный печатный листок «Великорусе» и другие прокламации. В них выставлялось требование освобождения крестьян с землей, введения в стране демократического строя и предоставления полной свободы и независимости народам России. В сентябре того же года в России появилась напечатанная в лондонской типографии Герцена прокламация Шелгунова и Михайлова «К молодому поколению». Она призывала молодежь к организации революционных кружков и выдвигала широкую программу борьбы за свержение самодержавного строя и установление демократических порядков. В первой половине 1862 г. организатор революционного студенчества в Москве Зайчневский написал прокламацию «Молодая Россия», в которой выдвигался лозунг создания «демократической республики Русской».

В конце 1861 г. в России возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вождем которого являлся общепризнанный глава революционно-демократического лагеря Н. Г. Чернышевский. Общество «Земля и воля» было связано с эмигрантами Герценом и Огаревым.

3. Назовите основные реформы в 1860-1879-х годов и дайте им характеристику

К середине XIX в. в стране усиливалось настроение в пользу реформ. 19 февраля 1861 г. был опубликован Манифест об отмене крепостного права (крестьянская реформа).Центральная проблема крестьянской реформы -- это новое положение помещичьих крепостных крестьян. Они получили личную свободу. Формально крестьяне не платили выкупа за свою свободу. В основу реформы был положен принцип, по которому вся земля в дворянских поместьях считалась собственностью помещиков.

Вместе с другими реформами 60--70-х гг. (земельной, финансовой и т. д.) крестьянская реформа определяла новый курс развития страны -- буржуазный. Была проведена земская реформа. В уездах и губерниях создавались выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы). Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В пределах этой компетенции земства находились под контролем местной и центральной власти.

Вслед за земской реформой последовала реформа городская (1870). В соответствии с ней в 509 городах России вводились новые органы самоуправления -- городские думы. Деятельность Думы ограничивалась вопросами здравоохранения, народного образования, хозяйственными проблемами. Одной из наиболее последовательных буржуазных реформ была судебная реформа (1864).

Новые судебные уставы утвердили относительную независимость судов, ввели гласность судопроизводства и состязательность судебного процесса, несменяемость судей и судебных следователей. Наивысшим достижением судебной реформы было введение суда присяжных. Университетская реформа (1863) расширила административную и хозяйственную самостоятельность, утвердила право преподавателей и студентов решать академические проблемы.

Реформа печати(1865) отменила предварительную цензуру для значительной части книг и "толстых" журналов и сохранила ее для малой периодики.

Школьная реформа (1864)предусматривала строительство земских школ, народных училищ, увеличение контингента учащихся, доступность получения начальных знаний для широких слоев населения.

В 1861 г. началось проведение последней из либеральных реформ -- военной. В 1874 г. вместо многолетней рекрутчины была введена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на всех юношей, достигших 20 лет, без различия сословий.

4. Дайте определение экономическим терминам: промышленный переворот (напишите, когда он завершился в России); пореформенный период ; модернизация, концессия; иностранный капитал

Дайте определение экономическим терминам: промышленный переворот (напишите, когда он завершился в России); пореформенный период; модернизация, концессия; иностранный капитал.

Промышленный переворот- качественные изменения в технике производства, состоящие в переходе от мануфактурной стадии капитализма к фабричной системе капиталистического производства, опирающейся на машинную технику. Промышленный переворот завершился в 60-80-е годы 19 века.

Пореформенный период- Эволюция социальной структуры российского общества после отмены крепостного права. Завершение промышленного переворота в стране во второй половине XIX века.

Модернизация- изменение в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям. Модернизация предусматривает интенсификацию процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную (экономическую) силу и развития рационального управления производством.

Концессия-форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю.

Иностранный капитал - вид имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли.

5 . Напишите о народничест ве в России в 70-80-х гг 19 век

Народничество - главное идеологическое направление в освободительном движении пореформенной России, революционное движение разночинной интеллигенции.

Оно основывалось на системе взглядов об особом пути развития России к социализму, минуя капитализм.

Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40-50 гг. XIX в. А. Герценом, была развита Н.Г.Чернышевским. Русское народничество представляло собой широкий спектр разных течений. В 70-е годы преобладающее значение имело революционное народничество.

Первой крупной секцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ» 1874г - движение молодежи в деревню с целью агитации к восстанию. Неудача этой акции выдвинула необходимость создать централизованную революцию. Такая организация была создана в 1876г - «Земля и воля».

Проводились политические демонстрации. Произошел раскол на две «народная воля» и «Черный передел». «Народная воля» была разгромлена после убийства императора Александра III, «Черный предел» вскоре распался на мелкие группы. Этим завершился этап «действенного» переворота.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экономические, политические и иные предпосылки проведения крестьянской реформы 1861 года в российском государстве. Процесс подготовки и проведения реформы, положения основных законодательных актов. Историческое значение крестьянской реформы 1861 года.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2008

    Причины проведения крестьянской реформы 1861 года, ее подготовка и содержание. Реформа как поворотное событие российской истории, во многом определившие последующие события и судьбу страны. Причины ограниченности крестьянской реформы и ее значение.

    реферат , добавлен 05.03.2012

    Поражение в Крымской войне. Положения об устройстве дворовых. Содержание и причины крестьянской реформы 1861 года. Социально-экономическое положение России после отмены крепостного права. Положительные и отрицательные последствия отмены крепостничества.

    реферат , добавлен 18.05.2015

    Характеристика личности Александра II. Предыстория и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы, ее основные положения. Правовые изменения положения, порядок наделения крестьян землей и освобождения их от крепостной зависимости.

    презентация , добавлен 28.04.2015

    Возникновение крепостной зависимости. Историческая обусловленность и подготовка крестьянской реформы, ее юридическое и экономическое обоснование. Освобождение крестьян Прибалтики. Реформа 1861 г. Начало формирования пролетариата и промышленной буржуазии.

    дипломная работа , добавлен 09.12.2008

    Историческое и политическое значение реформы 1861 года об отмене крепостного права в России. Понятие и основные положения крестьянской реформы, причины и предпосылки отмены крепостного права. Ответ крестьян на реформу. Нерешённость земельного вопроса.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Понятие крестьянской реформы, ее сущность и особенности, причины и предпосылки осуществления. Главные моменты в ходе работ по крестьянской реформе, ее порядок и этапы проведения. Основные положения реформы, ее место и значение в истории России XVII века.

    реферат , добавлен 20.02.2009

    Исторические аспекты решения земельного вопроса на Смоленщине по условиям Крестьянской реформы 19 века. Крестьянское движение в Смоленской губернии после отмены крепостного права. Проведение реформы в разных регионах России. Система выкупных платежей.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Причины и предпосылки отмены крепостного права в России. Основные принципы воспитания Александра II. Центральные и местные учреждения, образованные по его инициативе для разработки крестьянской реформы. Редакционные комиссии, их функции и задачи.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2014

    Причины отмены крепостного права в 1861 г. в период правления императора Александра II. Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы. Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Значение и итоги крестьянской реформы, ее противоречия.