Сражение у доггер банки. Рандеву передовых сил

«Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров Шавыкин Николай Александрович

Бой у Доггер-банки

Бой у Доггер-банки

23 января 1915 года адмирал Хиппер предпринял очередную попытку обстрелять побережье Англии. В состав его эскадры входили три линейных крейсера - «Дерфлингер», «Зейдлиц», «Мольтке» - и броненосный крейсер «Блюхер». В качестве разведчиков и кораблей охранения им были приданы четыре легких крейсера - «Штральзунд», «Грауденс», «Росток», «Кольберг» - и 18 эсминцев из состава 5-й флотилии и 15-й и 18-й полуфлотилий.

В предыдущих операциях броненосный крейсер «Блюхер» принимал участие и его скорость не мешала действию других более быстроходных кораблей. Впрочем, разница была не столь велика. На испытаниях «Блюхер» со своей поршневой машиной показал скорость более 23 уз., что было немногим меньше, чем у линейных крейсеров. Включение в состав отряда «Блюхера», по-видимому, объяснялось тем, что в это время «Фон дер Танн» находился в ремонте.

Англичане знали о готовившемся набеге и выходе немецкой эскадры, поскольку могли расшифровывать немецкие переговоры. Секретные немецкие шифры англичане получили из России. Эти шифры попали в руки русского командования при следующих обстоятельствах. 28 августа 1914 года два германских крейсера «Магдебург» и «Аугсбург» в сопровождении двух эсминцев предприняли рейд против русских дозорных кораблей в Финском заливе. Ночью в тумане «Магдебург» наскочил на прибрежные скалы острова Оденсхольм и плотно застрял на них. Он тотчас был обнаружен русским постом наблюдения. Русское командование, получив сведения о состоянии немецкого крейсера, спешно направило к месту аварии крейсера «Паллада» и «Богатырь».

Поскольку самостоятельно сняться с камней «Магдебург» не мог, а помощи было ждать неоткуда, то командир крейсера принял решение взорвать корабль, а команду пересадить на эсминец V-26. Пока команда переходила на эсминец, а крейсер готовили к взрыву, успели подойти русские крейсера С дальней дистанции они открыли огонь и повредили эсминец, однако немецкий командир сумел спасти часть команды и оторваться от русских. В это время «Магдебург» был взорван. Носовая часть была полностью разрушена, и корабль был выведен из строя. В качестве трофея русским досталась только часть его артиллерии. Впоследствии 105-мм пушки крейсера были демонтированы и установлены на канонерской лодке. На крейсере и эсминце погибло 25 человек, 17 были ранены, в плен попало 2 офицера и 54 нижних чина.

Однако главным трофеем были не пушки крейсера, а сигнальные книги, шифры и другие секретные документы, которые немцы неосмотрительно затопили у борта корабля. При обследовании повреждений крейсера водолазы их обнаружили, и это дало возможность союзникам в течение всей войны без особых трудов расшифровывать немецкие переговоры. Главным было то, что союзникам стал известен принцип шифрования, поэтому даже частая смена шифров не вызывала трудностей.

Таким образом, зная планы немцев, англичане на этот раз перехватили эскадру Хиппера. Зная о составе немецкой эскадры, англичане выделили против нее превосходящие силы. В операции участвовала 1-я эскадра линейных крейсеров под командой адмирала Битти в составе - «Лайон» (флагман), «Тайгер» и «Принсесс Ройял». 2-я эскадра линейных крейсеров под командой адмирала Мура включала «Нью Зиланд» и «Индомитебл».

Соединения линейных крейсеров сопровождала 1-я эскадра легких крейсеров под командой капитана 1-го ранга Гуденауфа. Это были новейшие корабли - «Саутгемптон», «Бирмингем», «Лоустофт» и «Ноттенхэм». Кроме того, им были приданы корабли из состава сил Гарвича - крейсер «Аретуза», 7 эсминцев и еще две флотилии эсминцев: 1-я и 3-я. В состав этих флотилий входили крейсера «Аврора», «Ундаунтед» и 28 эсминцев. Англичане не поскупились и снарядили против немцев силы, значительно превосходившие немецкие По-видимому, к этому моменту англичане уже сумели оценить качество немецких артиллеристов и решили добиться успеха если не умением, то числом.

Встреча противников произошла утром 24 января в районе Доггер- банки. Она стала полной неожиданностью для немцев. (В раскрытии своих планов немцы «грешили» на нейтральные суда, в первую очередь на датских рыбаков.) Немецкий крейсер «Кольберг» обнаружил английские легкие крейсера и обстрелял их. Затем он увидел английские линейные крейсера и тотчас же доложил об этом Хипперу.

Получив сообщение от «Кольберга» и понимая, что угодил в ловушку, Хиппер приказал повернуть на юго-восток и отходить полным ходом к своим базам. Возможно, немцам и удалось бы оторваться от противника, если бы их не задерживал «Блюхер». Через полтора часа погони англичане настигли противника, и «Аайон» начал пристрелку. Спустя 15 мин, немцы ответили. «Блюхер» шел концевым, и на него обрушилась вся мощь английских линейных крейсеров. Вначале по нему стреляли 3 корабля 1 -й эскадры, затем к ним присоединился и четвертый - «Нью Зиланд». Этого было более чем достаточно, чтобы утопить одинокий броненосный крейсер. Но он отчаянно сопротивлялся. Случайно уцелевший свидетель этой бойни впоследствии написал: «Снаряды ложились плотнее и чаще. Чуть ли не первым попаданием был выведен из строя генератор, корабль погрузился во тьму. Снаряды пробивали все палубы, буквально ввинчивались в броню, разрываясь в котельном отделении. Уголь в бункерах загорелся - огонь бушевал со страшной силой».

Действительно, обстрел 305 и 343-мм снарядами мог уничтожить этот относительно небольшой корабль в считанные минуты, но он сопротивлялся, и только когда в обстреле принял участие еще один линейный крейсер, «Индомитебл», с «Блюхером» было покончено. Крейсер перевернулся и затонул, подтвердив тем самым невозможность борьбы старого (по конструкции) тихоходного броненосного крейсера с артиллерией новых линейных крейсеров. На крейсере погибли 792 человека, 45 были ранены и 189 попали в плен.

Большие повреждения получил и флагман Хиппера. Крейсер «Зейдлиц» лишился двух кормовых башен. Возникший пожар в подбашенных отделениях грозил взрывом корабля, и только чудо и самоотверженная работа команды спасли крейсер от гибели. Потери на «Зейдлице» были велики - 159 убитых и 33 раненых

Однако несмотря на столь большое превосходство в силах, победа досталась англичанам недешево. «Лайон» во время боя получил повреждение машины, снизил скорость и вышел из боя. Это сразу нарушило управление всей эскадры. На линейном крейсере были уничтожены сигнальные фары, а радио вышло из строя. Неправильно понятый флажный сигнал привел к тому, что английские линейные крейсера вместо того, чтобы гнаться за линейными крейсерами немцев, сосредоточили огонь на несчастном «Блюхере», проявив тактику всех хищников - бросаться на калек. Битти пытался восстановить управление боем и даже пересел для этого на эсминец, но время было упущено, и немецкие линейные крейсера оторвались. Можно сказать, своей гибелью «Блюхер» спас остальные корабли от разгрома. Уничтожение «Блюхера» обошлось англичанам недорого - 14 убитых и 29 раненых. «Лайон» получил серьезные повреждения.

Анализ результатов этого боя показывает высокий расход снарядов. На уничтожение броненосного и повреждение одного линейного крейсера англичане истратили только снарядов калибров 305 - 343 мм более 1000 штук, не говоря уже о снарядах меньших калибров. Примерно столько же тяжелых 280 - 305-мм снарядов истратили и немцы. Столь большой расход и относительно малый результат говорят о весьма слабой подготовке артиллеристов. Однако можно отметить и высокую живучесть немецких кораблей.

После боя у Доггер-банки наступило некоторое затишье, однако бесконечно продолжаться оно не могло. Англичане приняли решение добиться успеха в генеральном сражении. Немцы же по-прежнему питали надежды получить выигрыш в частных операциях и действиях подводных лодок. Однако целый год прошел относительно спокойно, и тяжелые корабли отстаивались в своих базах.

Наконец, 24 января 1916 года на пост командующего «Флота открытого моря» был назначен энергичный адмирал Шеер. Он, разумеется, не стремился сражаться со всем «Гранд Флитом», однако и не исключал решительного сражения с его частью. Он считал необходимым оказывать постоянное давление на английский флот, принуждая его к активным действиям. Этим он надеялся, что англичане откажутся от выжидательной тактики и выделят часть своих линейных сил против германского флота. С этой же целью были увеличены минные поставки у берегов Англии. Так или иначе, но напряжение в Северном море нарастало, и в конце мая оно привело к генеральному сражению.

Как видно из общего обзора Мировой войны (гл. XXI-XXII), германский флот, будучи заблокирован сильнейшим английским в Северном море, не мог ставить себе задач больших, нежели ослабление главных сил противника путем частных нападений, пользуясь каждым случаем, чтобы нанести ему потери, и надеясь в результате цикла таких операций выровнять силы для генерального столкновения.

Конечно, такая надежда была мало реальна, тем более, что означенные операции не были связаны каким-либо определенным планом, а велись изредка, спорадически, обычно не достигая крупных результатов. К их числу принадлежат неоднократные обстрелы английского побережья в расчете произведя моральное впечатление, вызвать англичан на рискованные маневры. Сюда же относятся отдельные заградительные операции, равно как и посылки в атаку на английские суда подводных лодок.

План крейсерской операции германских крейсеров 23-24-го января 1915 г., по существу, представляет следующую попытку этого порядка.

В конце 1914 года, после долгого периода ненастной погоды, германское командование решило предпринять крейсерами 1 и 2 разведочных групп и 2-й флотилией миноносцев, под общим начальством адмирала Хиппера, разведку в районе Доггер-банки и, буде там окажутся легкие неприятельские силы, их уничтожить.

Предполагалось выйти вечером с темнотой и вернуться на следующий вечер. Было решено в пути, по возможности, воздерживаться от осмотра торговых и рыболовных судов, чтобы не выделять и не оставлять для этой цели миноносцев. Возвращаясь же, предполагалось осматривать все суда и, в случае надобности, забирать их.

23 января к вечеру германская эскадра в составе лин. крейсеров Зейдлиц (фл. Хиппера), Дерфлингер, Мольтке, и бр. кр. Блюхер, легких крейсеров Грауденц, Штральзунд, Кольберг, Росток, одной флотилии и двух полуфлотилий миноносцев вышла в море

Грауденц и Штральзунд шли в дозоре впереди, Росток - справа и Кольберг - слева. При каждом крейсере состояло по полуфлотилии миноносцев.

Появление германских разведывательных сил 24 января 1914 г. не явилось неожиданностью для английскою командования. Оно уже к концу года вполне организовало, на основании сообщенных русским флотом данных, расшифровку германских радиограмм. Благодаря этому, англичане не были обязаны держать флот постоянно в море, а, узнавая из германских радиопереговоров о предстоящем выходе, имели возможность прямо высылать в море соответствующие силы.

Уже 23 января Адмиралтейство предупредило главнокомандующего флотом о готовящейся германской операции, сообщив почти точно план последней. Оно передало: 4 германских линейных крейсера, 6 легких крейсеров и 22 миноносца произведут сегодня вечером разведку на Доггер-банке. Возвращение их вероятно завтра вечером. Всем наличным линейным крейсерам, легким крейсерам и миноносцам следовать из Розайта в рандеву шир. 55°13" N, долгота 3°12"0, с расчетом прибыть в указанную точку к 7 часам утра. Командующему Гарвичскими морскими силами со всеми наличными эскадренными миноносцами и легкими крейсерами следовать для встречи с эскадрой линейных крейсеров в 7 час. утра в указанном месте. Если неприятель будет обнаружен Гарвичскими морскими силами, при пересечении курса его наступления, его надлежит атаковать. Радио пользоваться лишь в случае исключительной необходимости .

На основании этой телеграммы и было произведено развертывание английского флота.

Таким образом немцам готовилась ловушка. Ничего не подозревая, предполагая, что их выход совершенно внезапен для противника, они шли как раз туда, где были сосредоточены превосходящие английские силы.

Примечание . Позже, при изложении Ютландской операции, мы встретим подобную же картину. Если бы немцы тщательно изучили ход и развертывание описанной операции, они могли бы предугадать факт известности англичанам их оперативных радиораспоряжений, что уберегло бы их от большого риска, которому они неизменно подвергались при своих активных операциях в открытом море.

Вопрос сводился теперь к тому, как сумеет Хиппер выйти из тех сетей, которые готовили ему англичане, сосредоточивавшие безусловно превосходящие силы, а именно: уже в 6 часов вечера, одновременно с немцами снялся и вышел из Фирт-оф-Форта Битти с линейными крейсерами Lion (флаг.), Tiger, Princess Royal, New Zealand (фл. адм. Мура) и Indomitable, легкие крейсера Southampton, Birmingham, Lowestoft и Nottingham и три легких крейсера Гарвичских сил с тремя флотилиями миноносцев, подошедшие к точке рандеву к 7 часам утра. Кроме того, туда же шли 3-я эскадра линейных кораблей (тип King Edward VII) и 3-я эскадра крейсеров (бр. кр-ра типа Antrim), которые должны были расположиться несколько севернее, чтобы не дать немцам прорваться на N. (Правильнее было бы англичанам их расположить южнее, чтобы отрезать противника. Его курс на N вряд ли был опасен.)

В 7 час. было еще совсем темно, дул легкий NNO и на море была небольшая зыбь. Впереди шли Гарвичские силы, за ними линейные крейсера, на левом траверзе которых держались легкие крейсера.

Около этого времени, шедший в дозоре германского отряда Кольберг встретился с английским легким крейсером Aurora, шедшим с миноносцами впереди английских эскадр. После короткой стычки между ними, Кольберг увидел на NNW несколько дымов, что давало Хипперу основание заключить, что там находятся значительные силы англичан.

С другой стороны Битти, видевший вспышки выстрелов и получивший донесение, что Aurora ведет бой, лег на это направление и увеличил ход до 22 узлов, выслав вперед легкие крейсера, чтобы определить точно состав сил неприятеля. Вскоре последние донесли, что видят 4 линейных крейсера, 6 легких крейсеров и большое число миноносцев, идущих на NW. Между тем Хиппер по соединении с Кольбергом лег на SO. При начавшемся рассвете немцы увидели к северу большое количество дымов, из чего адмирал вывел заключение, что за многочисленными легкими силами находятся более мощные соединения кораблей. Не имея возможности рассчитывать на поддержку своих главных сил, он решил продолжать уходить полным ходом. Блюхеру, шедшему концевым, было разрешено открыть огонь по усмотрению, так как некоторые неприятельские истребители начали сближаться с ним.

Затем, вскоре были обнаружены в направлении W-WNW пять крупных дымов, в коих скоро была опознана эскадра Битти. Последний, уже зная все о противнике, шел полным ходом, развивая скорость 29 узлов, постепенно сближаясь с неприятелем, причем более тихоходные крейсера New Zealand, и Indomitable понемногу отставали и растягивали строй.

В то же время на севере, вдали от сражавшихся, сосредоточивались главные силы англичан: Гранд Флит вышел в море и шел на соединение с 3-й эскадрой линейных кораблей.

Германское командование также получило донесение о встрече крейсеров, и их линейные корабли начали поднимать пары и выходить на рейды. Но так как оно знало, что неприятельские крейсера севернее Хиппера и что последнему направление для возвращения свободно, то оно сочло, что опасности нет, и флот в море не вышел (впрочем, он все равно бы опоздал).

Между тем, в 8 час. 52 мин., когда Битти нагнал немцев до 100 каб., английские крейсера перестроились в строй пеленга и сделали несколько залпов, которые легли с большими недолетами, так же как и первые залпы немцев.

В 9 час. 5 мин. головной английский корабль открыл огонь по германскому концевому бр. кр. Блюхер. Германские суда ответили.

В 9 час. 20 мин. дистанция была уже 90 каб. и Tiger стрелял по Блюхеру, a Lion перенес огонь на третий линейный крейсер неприятельской линии Дерфлингер. Затем вступил в бой Princess Royal, взяв своей целью также Блюхера.

В это время Битти дал сигнал: Взять под обстрел соответствующие суда неприятельской колонны ,- согласно чему Lion перенес свой огонь на головного Зейдлица, Tiger - на Мольтке, Princess Royal - на Дерфлингер и New Zealand - на Блюхер.

Блюхер терпел от огня и отставал.

Начались попадания с обеих сторон. (Tiger временно перенес огонь на Блюхера, т.к. стрелять по Мольтке ему мешал дым).

Хиппер, видя затрудненное положение отстававшего Блюхера, приказал миноносцам идти в атаку. Последние ринулись на неприятеля, но их атака была отбита.

Одно время, вследствие маневрирования обоих противников, дистанция начала было увеличиваться и бой временно прекратился, для всех кроме Блюхера, который оставался под сосредоточенным огнем мощных крейсеров англичан.

Но скоро англичане опять нажали и бой возобновился со всей энергией.

В 10 час. 48 мин. в Lion попали, по-видимому, сразу два снаряда, взрывом, которых была вдавлена броневая плита близ ватерлинии, повреждена питательная система левого холодильника и ему пришлось застопорить левую машину. По нему стреляли Зейдлиц и Мольтке. Вслед затем он получил ряд попаданий.

Его ход уже не превышал 20 узлов.

Английские крейсера изменили курс на 1 румб влево, чтобы уменьшить дистанцию. Битти дал сигнал: Сблизиться с неприятелем как можно скорее, иметь в действии все орудия .

Блюхер, сильно поврежденный, вышел из строя с сильным креном и пожаром, и повернул на север. Лин. кр. Indomitable был отделен, чтобы воспрепятствовать его прорыву на N.

Вслед за тем на Lion показалось, что перед ними перископ лодки. Был поднят сигнал о повороте все вдруг на 8 румбов вправо для избежания атаки.

Тут выяснилось, что Lion не в состоянии оставаться в строю и продолжать бой. Поэтому Битти вышел из строя, пропустил мимо себя весь отряд и направился на NW. Перед выходом, Битти сделал сигнал (флагами, т.к. радиостанция была разрушена): Атаковать хвост неприятельской колонны. Сблизиться с неприятелем .

Хиппер, огонь отряда которого был вполне успешен, хотел, склонившись к противнику, выручить Блюхер и прикрыть его. Но на Зейдлице оказались окончательно выведенными из строя две башни, и он принял много воды. Были повреждения и на других судах. Поэтому он решил, предоставив Блюхера собственной участи, снова лечь на SO, и начал уходить полным ходом к своим базам.

Хотя, после выхода из строя Битти, командование перешло к адм. Муру, отряд следовал движению головного корабля, каковым оказался Tiger. Последний продолжал идти некоторое время курсом, на который легли для избежания атаки подводной лодки. Он не исполнил сигнала Битти о сближении с противником и преследовании, хотя все предыдущие сигналы адмирала Битти указывали на его неуклонное желание войти в самое тесное соприкосновение с неприятелем и добиться решительного результата. Вместо этого Tiger повел английские крейсера вокруг погибающего Блюхера, который мог быть с успехом оставлен для окончательного уничтожения одному из лин. крейсеров. Адм. Мур отнесся совершенно пассивно к дальнейшему ходу боя и не принял мер к энергичному преследованию уходивших германских крейсеров, хотя у него были, даже без Lion, безусловно превосходящие силы. (Позднейшие комментарии полагают, что Мур боялся слишком близко подходить к Гельголандскому району, опасаясь мин.)

Битти, пересевший на миноносец, настиг эскадру, когда исход боя уже решился.

Блюхер погиб.

Lion на буксире был доведен до гавани.

Хиппер с остальными судами вернулся в свой порт.

Описанное сражение дает определенную характеристику двум адмиралам, встретившимся здесь - Битти и Хипперу. Настойчивость первого, способность решаться второго (бросить Блюхера, чтобы вывести из боя главные наиболее ценные силы - это нелегкое решение), явились качествами, нашедшими впоследствии более широкую арену применения в Ютландском сражении, где они командовали теми же отрядами.

Обращаясь к тактическим итогам боя, бросается в глаза крупная ошибка адмирала Мура (Tiger), прельстившегося дешевыми лаврами добить уже тонувшего Блюхера и, благодаря этому, выпустившего из рук отряд Хиппера, который, при продолжении настойчивой погони, мог бы быть настигнут. Последний широко этим воспользовался, дал полный ход и благополучно ушел.

Результатом этой германской операции была потеря ценного крейсера Блюхер.

Немецкие линейные крейсеры идут к Доггер-банке. Слева направо «Дефлингер», «Мольтке», «Зейдлиц»

Британская общественность бешено кипела, как чайник, забытый на спиртовке уснувшим швейцаром. Гайд-парк, этот уголок публичных выступлений, недобро гудел. Солидные и не очень, джентльмены (благо бремя воинской повинности еще не коснулось Англии), потрясая кулаками, тростями и другими подручными предметами, буравили воздух и умы слушателей праведным гневом, неправедной бранью и концентрированной желчью. Еще бы… Неслыханный позор и унижение – эти тевтонские гунны, кровожадные разрушители посмели обстрелять со своих кораблей священные берега Туманного Альбиона. Со времен коварного голландца де Рюйтера Англия не знала такого унижения и позора. «Разбойник и детоубийца Хиппер! Доколе?!» – негодовали ораторы. «Доколе?!» – вторила пресса. «Доколе?!» – вопрошали лорды в парламенте. Адмиралтейству было о чем задуматься.

Немецкий лис у английского курятника

Начавшаяся мировая война должна была, наконец, расставить точки над «i» в военно-морском соперничестве Англии и Германии. Чьи корабли лучше, чьи адмиралы более агрессивны, умны и талантливы? Решить это можно было только опытным путем, то есть сражением. И тут неумолимо вмешивался еще один фактор, который оказывал влияние на все предыдущие: у кого кораблей больше. В этом преимущество традиционно оставалось у островитян. Возникающий при изучении справочников корабельного состава и сравнительных таблиц боеготовых единиц, находящихся в строю, морозный ветерок сомнений охлаждал самые горячие головы. В кают-компаниях германских линкоров продолжали пить за «Der Tag», который постоянно откладывался. Англичане, несмотря на всю воинственную готовность показать, кто в океане хозяин, тоже не спешили махать нельсоновской абордажной саблей. Немецкий флот был реальной силой, подобной которой британцы не сталкивались с наполеоновских времен. Оба противника пока выжидали, чтобы оппонент первым совершил ошибку и подставился под удар.

Кайзер Вильгельм, искренне любя корабли и все что с ними связано, мало понимал в тонкостях морской стратегии. Германские дивизии в первые месяцы войны бодро наступали, и, казалось бы, взятие Парижа было делом недалекого будущего. Флот открытого моря не покидал пределов Гельголандской бухты – было решено не подвергать его преднамеренному риску, а пока что упор сделать на уравнивание сил интенсивной минной войной и применение подводных лодок. Англичанам тоже было о чем задуматься. Уже 9 августа легкий крейсер «Бирмингем» протаранил в Северном море субмарину U-15. Это событие, вроде бы успешное для англичан, повлияло на ход мыслей британских адмиралов, показывая, что для немецких подводных лодок вовсе не проблема находиться в относительной близости от баз английского флота.


Командующий 1-й разведывательной группой контр-адмирал Франц Хиппер

Боевые действия на суше вносили свои коррективы в ход борьбы на море. 16 октября 1914 года немецкими войсками был захвачен порт Зебрюгге. Командование флотом немедленно решило использовать этот успех в своих целях. Это дало импульс целому набору событий, приведших, в конце концов, к сражению у Доггер-банки. Уже 17 октября четыре немецких миноносца вышли из Эмса для минной постановки в устье Темзы. В случае необходимости они могли использовать Зебрюгге как базу. Английская разведка не дремала, и на перехват был послан отряд легких сил в составе одного крейсера и четырех эсминцев. В скоротечном бою все немецкие корабли были потоплены. Командующий Флотом открытого моря адмирал Ингеноль считал себя вправе требовать отмщения за такую оплеуху. Но в деле мщения необходимо было сохранять осторожность – концепция «выравнивания сил» все еще была далека от завершения. Посему было решено интенсифицировать минные постановки, а для отвлечения внимания рискнуть и обстрелять побережье Англии. К операции кроме легких кораблей привлекались 1-я разведывательная группа контр-адмирала Франца Хиппера, линейные крейсеры – боевой авангард Флота открытого моря. Итогом операции, предпринятой 2–4 ноября, стал обстрел Ярмута, шумиха в прессе и суета в Адмиралтействе. В конце концов, оказалось, что поймать шайку, так нагло и бесцеремонно прокравшуюся к берегам Англии, весьма непросто. Главные силы флота, опасаясь субмарин и прочих каверз со стороны немцев, базировались севернее, в Скапа-Флоу, и на место событий немедленно выдвинуться не смогли бы. Для предотвращения подобных набегов Адмиралтейство перебазировало свои быстроходные стражи, линейные крейсеры адмирала Битти, на юг – в Кромарти. В дополнение к ним в Розайт была переброшена 3-я эскадра линкоров. Входившие в нее броненосцы типа «Кинг Эдуард VII» смотрелись, конечно, солидно, но для эффективного перехвата быстроходных кораблей Хиппера им явно не хватало бойкости. Наконец, дабы ввести противника в заблуждение, 14 старых кораблей замаскировали под дредноуты Гранд-Флита и спрятали на виду. Неизвестно, подействовала эта уловка на разведку неприятеля или нет, но рейды 1-й разведывательной группы продолжались.

Следующий свой визит немцы нанесли 16 декабря. Решено было обстрелять побережье Йоркшира, попутно выставив в этом районе минные заграждения. Страховал Хиппера практически весь Флот открытого моря. Следует заметить, что в рукаве у англичан был один весьма солидный козырь, которым они успешно длительное время пользовались. Дело в том, что 27 августа 1914 года на камни в Финском заливе прочно сел и был захвачен немецкий легкий крейсер «Магдебург». Вместе с ним были захвачены шифровальные книги германского флота. Русские моряки великодушно поделились со своими английскими союзниками, и вскоре специальное учреждение в Адмиралтействе, известное как «комната 40», могло дешифровывать сообщения противника. Про выход крейсеров Хиппера британские специалисты сообщили вовремя, но допустили оплошность с главными силами немцев, почему-то решив, что те в море не выйдут. Для перехвата немецких линейных крейсеров кроме уже упоминавшихся кораблей Битти была выделена 2-я дивизия линкоров вице-адмирала Уорендера – шесть дредноутов и легкие силы.

В анализе произошедших потом событий обе стороны были солидарны. Адмирал Тирпиц, меча громы и молнии, восклицал, что «Ингеноль держал в руках судьбу Германии». Ему вторило ядовитое шипение Уинстона Черчилля о потере возможности взятия прекрасного приза – немецких линейных крейсеров. Первый и, пожалуй, последний раз за всю войну немцы имели возможность атаковать только часть Гранд-Флита (шесть линкоров и шесть линейных крейсеров) всеми своими силами. Но этого не случилось – в условиях плохой видимости оба соединения разошлись буквально в 10 милях друг от друга. Хиппер же, обстреляв Скарборо, Уитби и Хартпул и сам натерпевшись от береговых батарей последнего, ужом вывернулся между английскими эскадрами и минными заграждениями и был таков.

Кроме резонанса, вызванного в военных кругах, волю чувствам дала общественность, начитавшаяся красноречивой английской прессы. При обстреле Хартпула погибло 86 человек, среди них 15 детей. Более 400 человек были ранены. Крейсеры Хиппера заклеймили как детоубийц и с этим клеймом уже не расставались до конца войны. Волна негодования, направляемая в нужное русло набиравшей силу пропагандистской машиной, прокатилась по Англии. Обыватели и члены Парламента задавались одним и тем же вопросом: что собирается предпринять та структура, на содержание которой уходят полнокровные реки фунтов стерлингов? Бодрые и злые старички с викторианскими бакенбардами, потрясая тяжелыми тростями, поминали переворачивающегося в гробу Нельсона и прочие ужасы. С высоких орбит, не исключая придворных, в Адмиралтейство шли сигналы, легко расшифровывающиеся, как «Сделайте что-нибудь!» Адмиралтейство выругалось – и сделало.

Набег, превратившийся в забег

Во-первых, незадолго до Рождества 1914 года крейсеры Битти были передвинуты еще дальше на юг – уже теперь в Розайт. Во-вторых, количество легких кораблей, задействованных в патрулировании Северного моря, было увеличено. В-третьих, усилены мероприятия разведывательного характера – «комната 40» корпела над немецкими текстами днем и ночью. Противоположная сторона тоже была не против совершить пробежку к вражескому берегу. И стимул для этого был. 25 декабря 1914 года британские гидросамолеты с авиатранспортов «Энгандайн», «Ривьера» и «Эмпресс» под прикрытием эсминцев и легких крейсеров осуществили первый в авианалет на немецкую базу дирижаблей в Нордхольце. Никакого практического эффекта эта акция не имела, за исключением потери трех самолетов и мощного пропагандистского резонанса. Теперь уже настал черед берлинских кабинетов выдерживать яростное бряцание прусскими шпорами.

Желание обеих сторон покарать друг друга было столь велико, что неизбежное столкновение становилось вопросом очень короткого времени. Немецкое командование давно располагало сведениями, что в районе Доггер-банки постоянно околачиваются английские траулеры и прочая мелочь, которая, по мнению немецкой разведки, занималась систематической передачей информации на остров. С целью нанесения удара по английским патрулям командующему 1-й разведывательной группы Флота открытого моря Францу Хипперу предписывалось выйти в море. 23 января 1915 года корабли Хиппера – бессменные «Зейдлиц» (флагман), «Мольтке», «Дефлингер» и «Блюхер» – покинули базу. «Фон дер Танн» находился на ремонте и в походе не участвовал. Им была придана 2-я разведывательная группа, состоявшая из легких крейсеров «Граудениц», «Штральзунд», «Кольберг», «Росток» и 18 эсминцев.


Броненосный крейсер «Блюхер»

Пару слов стоит сказать о «Блюхере». Этот корабль, построенный как уменьшенная копия первых германских дредноутов типа «Нассау», не являлся полноценным линейным крейсером, а был скорее доведенным до совершенства броненосным. Его главный калибр, состоявший из двенадцати 210-мм орудий, обеспечивал «Блюхеру» выгодное положение в поединке с любым ровесником русско-японской войны, однако для боя с кораблями эскадры Битти, несмотря на отличное бронирование, он был явно слабоват. Тем не менее, как наиболее совершенный по характеристикам из всех броненосных крейсеров Германии, «Блюхер» входил в состав соединения, состоявшего из крейсеров линейных.

«Комната 40» не дремала, и весть о выходе «банды Хиппера» быстро разнеслась по заинтересованным военным инстанциям. А заинтересованных, учитывая бушующие кабинетные страсти, хватало в избытке. В весьма оперативном темпе в море вышли все крейсерские силы адмирала Битти – теперь они были уже сведены в две эскадры. В первую входили линейные крейсеры «Лайон», «Тайгер» и «Принцесс Роял». Во вторую под командованием контр-адмирала Мура входили «Нью Зеланд» и «Индомитебл». Корабли Битти сопровождали легкие крейсеры коммодора Гуденафа в количестве четырех единиц. К этим силам должна была присоединиться эскадра из Гарвича, а это еще четыре легких крейсера и 34 эсминца. Точка общей встречи была назначена на утро 24 января в 30 милях севернее Доггер-банки. Естественно, этим не ограничились. 3-я эскадра старых линкоров типа «Кинг Эдуард VII» должна была выйти из Розайта и обеспечить охрану восточного побережья. Наконец, вечером 23 января длинной бронированной анакондой из Скапа-Флоу выползли главные силы флота в сопровождении трех эскадр крейсеров и многочисленной своры эсминцев.


Командир эскадры линейных крейсеров вице-адмирал Дэвид Битти

Не было никакой гарантии, что Ингеноль тоже не попытает счастья, прикрывая спину Хипперу. Немецкое соединение уверенно двигалось к Доггер-банке, даже не подозревая о британских приготовлениях. Между 6 и 7 часами утра 24 января адмирал Битти собрал свои наличные силы в кулак и намеревался развернуть линию передового дозора в северном направлении. Однако начавшиеся события помешали это осуществить. В 7 часов 10 минут легкий крейсер «Аурора» из Гарвичского отряда в тумане заметил неизвестные корабли, которые вначале принял за свои. Это был не кто иной, как крейсер «Кольберг», выполняющий функции разведки у Хиппера. «Комната 40» полностью оправдала возложенные на нее ожидания: полученные данные позволили наконец-то перехватить столь желанного противника.

«Кольберг» открыл огонь с 40 кабельтовых и смог попасть в «Аурору» три раза, впрочем, это не принесло английскому кораблю вреда. Напротив, удачное попадание английского снаряда под мостик немецкого крейсера заставило его оперативно отвернуть на восток. Хиппер начал сближение с «Кольбергом» – вначале контр-адмирал подумал, что имела место стычка с одним из дозорных крейсеров, прикрывающих траулеры-разведчики. Однако новое и весьма тревожное открытие заставило быстро менять планы – на норд-вест стали заметны новые и многочисленные дымы кораблей противника. Полагая, что имеет дело с эскадрой линкоров, Хиппер повернул на юго-восток и начал отход. Встреча с такими противниками в планы немцев не входила. Получив радио с «Ауроры», Битти приказал начать преследование немедленно. Враг был обнаружен, и теперь оставалось только правильно загнать его в угол.

Легким крейсерам поручалось держать немецкие корабли в пределах непосредственной видимости, пока главные силы Битти нагоняли противника. Немцы смогли окончательно разобраться, с кем они имеют дело, в 8 часов 40 минут, когда расстояние между эскадрами уменьшилось до 14 миль, и уже было очевидно, что сражения избежать не удастся. Желая поскорее нагнать противника, англичане постоянно увеличивали скорость: в 8 часов 23 минуты было приказано иметь 26 узлов, потом 27. В 8.54 Битти назвал цифру 29 узлов – предельную скорость, на которую могли рассчитывать его линейные крейсеры. Более старые корабли контр-адмирала Мура начали отставать – «Нью Зеланд» и «Индомитебл» могли развить максимум 27 узлов. Битти сознательно пошел на такой риск – он желал любой ценой нагнать противника. Английские линейные крейсеры перестроились пеленгом, для того чтобы имелась возможность ввести в дело кормовые башни. Расстояние медленно, но неуклонно сокращалось, и в 9 часов флагманский «Лайон» дал первый залп с дистанции 10 кабельтовых по концевому кораблю в немецкой колонне. Это и был «Блюхер», самое слабое звено в команде Хиппера.


Линейный крейсер «Лайон», флагманский корабль вице-адмирала Битти

Вскоре к флагману вице-адмирала Битти присоединились «Тайгер» и «Принцесс Роял». Уже через 15 минут «Блюхер» получил первое попадание. В 9 часов 14 минут немцы открыли ответный огонь. «Лайон» перенес огонь на «Дефлингер», а два англичанина продолжали обрабатывать «Блюхер». Третий залп британцев принес пробоину в районе ватерлинии, и скорость крейсера упала. Четвертый разрушил кормовые настройки. Но наиболее болезненное попадание нанес снаряд, пробивший броневую палубу и взорвавшийся в коридоре подачи боеприпасов в носовые бортовые башни. Пламя, вырвавшееся из элеваторов, захлестнуло их отделения и вывело из строя. Потери в экипаже были весьма чувствительными. Немцы тоже пристрелялись, и в 9 часов 28 минут снаряд пробил ватерлинию «Лайона» и взорвался в угольной яме. К этому времени подтянулся запыхавшийся «Нью Зеланд» и открыл огонь по «Блюхеру» – он первым оказался в пределах его досягаемости.

В 9 ч. 36 мин. Битти приказал своим кораблям распределить цели. Флагманский «Лайон» должен был стрелять по «Зейдлицу», «Тайгер» – по «Мольтке», «Принцесс Роял» брал на себя «Дефлингер». Отставшим от более новых коллег, «Нью Зеланду» и «Индомитеблу» отводилась задача добить «Блюхер». Однако командир «Тайгера» капитан 1 ранга Г. Б. Пелли неправильно истолковал приказ своего адмирала и почему-то решил тоже сосредоточить огонь на немецком флагмане, поскольку у англичан было пять кораблей в колонне в отличие от четырех немецких. В результате этой грубой ошибки немецкий «Мольтке» вообще 15 минут никто не трогал. Практической пользы от пальбы по «Зейдлицу» не было никакой – калибры обоих английских кораблей были одинаковыми, и наводчики на «Тайгере» путали свои разрывы и флагманские. Тем не менее в 9 часов 43 минуты «Лайон» добился попадания в «Зейдлиц», которое оказало влияние на исход боя. Снаряд пробил барбет кормовой башни, вызвав воспламенение зарядов. Возникший пожар уничтожил расчеты обеих кормовых башен главного калибра. Быстрые действия старшего офицера немецкого флагмана, затопившего оба погреба, предотвратили, возможно, еще более серьезные последствия. «Зейдлиц» был поврежден – он принял более 1 тыс. тонн воды и осел кормой. Хиппер, посчитав ситуацию критической, немедленно радировал Ингенолю просьбу о помощи. Однако до берега оставалось еще около 150 миль, и германские дредноуты могли появиться в лучшем случае только через несколько часов.

Английские корабли, некоторое время остававшиеся невредимыми, тоже начали получать повреждения. Сначала попаданием снаряда на «Лайоне» заклинило башню А, впрочем, ее быстро отремонтировали. А в начале 11-го этот линейный крейсер получил более серьезные повреждения – в него одновременно попали два 280-мм снаряда с «Зейдлица». Один повредил питательную цистерну левого борта, что сразу сказалось на оборотах машины. Кроме того, вода попала в помещение распределительных щитов и вызвала замыкание двух динамо-машин. В дополнение к этому были выведены из строя кормовые приборы управления огнем. «Лайон» начал крениться на левый борт, его превосходная до сих пор скорость снизилась до 24 узлов. Несмотря на полученные повреждения, Битти продолжал сближаться, и тут его флагман постигли новые бедствия в виде еще двух попаданий. Появилась пробоина ниже ватерлинии, вода поступила в носовые угольные ямы, второй снаряд угодил в нос. Попадания в «Лайон» участились – возник даже пожар в башне А, но его быстро удалось локализовать.

Положение немецкой эскадры было более серьезным. На «Блюхере» вовсю бушевали пожары, его скорость стала постепенно уменьшаться и упала до 17 узлов. «Зейдлиц» тяжело волочил поврежденную корму, расход боеприпасов главного калибра на нем был просто огромным. Казалось, в сражении, наконец, наступил перелом – «Блюхер» потерял управление и начал выкатываться влево. Хоть сам «Лайон» и не мог уже держать расчетной скорости, но другие корабли эскадры сохранили боеспособность и могли громить противника своими более тяжелыми орудиями (343–305 против 280-мм у немцев). Однако теперь весы военного счастья поколебались и качнулись немного в сторону Хиппера. Флагман Битти в промежутке между 10.49 и 10.51 опять получил не менее четырех «приветов» от пристрелявшихся немцев: последняя динамо-машина была выведена из строя, линейный крейсер оказался практически обесточен, лишился всех средств связи, кроме флажковой. Крен достиг 10 градусов.


Схема боя у Доггер-банки

И тут в районе 11 часов наблюдателям на мостике «Лайона» вдруг почудилось, что вблизи находится подводная лодка. Битти, очевидно, помня о судьбе «Абукира», «Креси» и «Хога», приказал немедленно повернуть «все вдруг» на 8 румбов влево. Однако, осознав, что данный маневр только увеличивает дистанцию с противником, британский адмирал уже в 11.02 отдает приказ поднять флажный сигнал «курс NO», чтобы ограничить поворот 4 румбами. Тут же на фалах «Лайона» взметается новое указание своим подчиненным: «Атаковать хвост колонны противника». Не удовлетворившись этим, английский флагман сигнализирует: «Держаться ближе к противнику». Дальнейшие события имеют несколько трактовок. Можно остановиться на более распространенной.

Поскольку разнервничавшийся Битти поднимал сигнал за сигналом, на мачтах оставшегося без радиосвязи «Лайона» возникла определенная путаница. Команда «Держаться ближе к противнику» была поднята, когда на фалах трепыхался предыдущий сигнал, то есть «курс NO». С остальных кораблей эскадры это все вместе истолковали как один: «Атаковать хвост колонны противника на северо-востоке». На северо-востоке находился в это время сильно поврежденный «Блюхер». Крайний сигнал Битти, по отзывам других английских офицеров, не был прочитан из-за дыма. Во всяком случае, ни один из линейных крейсеров на него не отреагировал. Младший флагман контр-адмирал Мур мог, конечно, пораскинув мозгами, проявить инициативу и броситься в погоню за уходящим Хиппером. Однако между вполне вероятным «Крестом Виктории» и не менее вероятным вызовом на ковер навытяжку дисциплинированный Мур выбрал третий путь: не проявляя инициативы, следовать букве приказа – и набросился на агонизирующий «Блюхер». С другой стороны, Битти сам спровоцировал своего младшего флагмана, ведь приказ «Атаковать хвост колонны неприятеля» можно было истолковать двояко.

Видя, что его линейные крейсеры не выполнили нужных приказов, Битти в 11 часов 50 минут перешел на эсминец «Эттэк» и бросился догонять ушедшую вперед эскадру. Хиппер, с облегчением заметивший довольно странные маневры англичан, которые, прекратив преследование, внезапно отвернули, принял единственно правильное решение: пожертвовав «Блюхером», отходить к базе. К этому времени только «Мольтке» и «Дефлингер» сохранили относительную боеспособность.


Тонущий «Блюхер»

Тем временем вся британская эскадра занималась расстрелом обреченного «Блюхера». Немецкий корабль, со слов самих англичан, представлял собой «ужасное зрелище». Тем не менее его орудия продолжали отвечать. Когда эсминец «Метеор» подошел к нему для торпедной атаки, тяжелый снаряд угодил в его носовую часть и вывел из строя. Чтобы ускорить развязку, легкий крейсер «Аретьюза» сблизился с «Блюхером» на дистанцию 12,5 кабельтовых и выпустил две торпеды. Обе попали в цель. Одна разорвалась в районе носовой башни, другая – в середине корпуса. Теперь «Блюхер» горел уже весь, его артиллерия смолкла. Примерно в 12 часов 30 минут агонизирующий германский крейсер внезапно начал крениться, затем перевернулся и затонул. Английские эсминцы подобрали из воды 260 человек. Над местом события кружил немецкий цеппелин L-5, докладывая о происходящем на базу. Хиппер узнал о гибели своего корабля и не менее важную о том, что противник вместо преследования занимался расстрелом обреченного «Блюхера». Битти, наконец, догнал свои корабли и в 12 часов 20 минут поднял флаг на «Принцесс Роял». Раздосадованный, адмирал приказал броситься в погоню за немцами, но тех и след уже простыл. Время было безвозвратно упущено, горизонт чист, и уже через полчаса английский флагман решает возвращаться. К этому времени на «Лайоне» отказало питание котлов, и корабль полностью лишился хода. «Индомитебл» вынужден был взять его на буксир. Утром 26 января буксировка благополучно завершилась в заливе Ферт-оф-Форт. Бой у Доггер-банки закончился.

После охоты

Итоги сражения вызвали в Англии неоднозначную оценку. С одной стороны, Хиппер определенно получил взбучку, потеряв один из своих крейсеров. Его флагманский «Зейдлиц» был серьезно поврежден – из его экипажа 159 человек были убиты и 39 ранены. Битти мог бы одержать решительную победу, не потеряй он в критический момент управление своей эскадрой. Вызывало удивление, почему идти вторым в английской колонне был назначен линейный крейсер «Тайгер» с молодым, еще не сплаванным экипажем, а не «Принцесс Роял» с опытнейшим командиром Броком. За время боя «Тайгер» выпустил 255 снарядов, не добившись ни одного подтвержденного попадания, притом он единственный из всех английских линейных крейсеров был оборудован системой центральной наводки. Первый лорд Адмиралтейства, неистовый Фишер, безжалостно разделывал под орех контр-адмирала Мура: вместо погони за главными силами противника тот занялся расстрелом уже обреченного корабля; все могло бы случиться по-другому, обладай Мур хоть каплей нельсоновского темперамента. Надо заметить, что, судя по действиям в Ютландском сражении, этой «капли» был лишен и главнокомандующий флотом адмирал Джеллико, руководивший с инициативой и настойчивостью скорее наполеоновских горе-адмиралов, нежели чем яростной виртуозностью сэра Горацио или Коллингвуда. Покладистого Мура по-тихому убрали из главных сил флота, предоставив тому командовать эскадрой устаревших крейсеров на Канарских островах.

Немцы допустили ошибку, включив в состав своей эскадры заведомо слабый «Блюхер», к тому же отличавшийся более низкой скоростью хода. Слабое звено в критической ситуации, как и следовало ожидать, но почему-то неожиданно, порвалось. Весьма важные выводы сделали специалисты при осмотре повреждений «Зейдлица». На многих произвел впечатление вывод из строя двух башен главного калибра в результате всего одного попадания. Шахты снарядного и порохового элеваторов на всех немецких линкорах и линейных крейсерах отныне оборудовались автоматически закрывающимися дверями. Заряды поднимались теперь из погребов в огнестойких кокорах. Весь этот комплекс мер позволил увеличить живучесть немецких тяжелых кораблей и дал возможность избежать их гибели в случае попаданий в боевые отделения башен главного калибра. Англичане, не столкнувшиеся, к своему горькому последующему сожалению, с подобными проблемами, сполна заплатили за эту оплошность во время Ютландского сражения, потеряв три линейных крейсера.

Благополучно решив технические проблемы конструкций своих кораблей, немцы не разобрались в главном: почему англичане встречали их эскадру уже в утренние часы на подходе к месту назначения? Вместо перемены шифров немецкая контрразведка начала усердно искать мифического английского шпиона в Киле, который якобы передавал сведения противнику при помощи газетных сообщений. Работа «комнаты 40» продолжала оставаться тайной для германской стороны. На место фон Ингеноля был назначен адмирал Поль, который, по мнению кайзера, не был склонен к разным авантюрам. Вильгельм II запретил своему флоту отходить дальше, чем на 100 миль от берега. Обе стороны впереди ждал Ютланд с полновесной пробой сил.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Как видно из общего обзора Мировой войны (гл. 21-22) германский флот, будучи заблокирован сильнейшим английским в Северном море, не мог ставить себе задач больших, нежели ослабление главных сил противника путем частных нападений, пользуясь каждым случаем, чтобы нанести ему потери, и надеясь в результате цикла таких операций выровнять силы для генерального столкновения.

Конечно, такая надежда была мало реальна, тем более, что означенные операции не были связаны каким либо определенным планом, а велись изредка, спорадически, обычно не достигая крупных результатов. К их числу принадлежат неоднократные обстрелы английского побережья в расчете произведя моральное впечатление, вызвать англичан на рискованные маневры. Сюда же относятся отдельные заградительные операции, равно как и посылки в атаку на английские суда подводных лодок.

План крейсерской операции германских крейсеров 23-24-го января 1915-го года, по существу, представляет следующую попытку этого порядка.

В конце 1914-го года, после долгого периода ненастных погод, германское командование решило предпринять крейсерами I и II разведочных групп (см. стр. 419) и 2-й флотилией миноносцев, под общим начальством адмирала Хиппера, разведку в районе Доггер-банки и, буде там окажутся легкие неприятельские силы, их уничтожить.

Предполагалось выйти вечером с темнотой и вернуться на следующий вечер. Было решено в пути, по возможности, воздерживаться от осмотра торговых и рыболовных судов, чтобы не выделять ц не оставлять для этой цели миноносцев. Возвращаясь же, предполагалось осматривать все суда и в случае надобности забирать их.

23-го января к вечеру германская эскадра в составе лин. крейсеров «Зейдлиц» (фл. Хиппера), «Дерфлингер», «Мольтке», и бр. кр. «Блюхер», легких крейсеров «Грауденц», «Штральзунд», «Кольберг», «Росток», одной флотилии и двух полуфлотилий миноносцев вышла в море

«Грауденц» и «Штральзунд» шли в дозоре впереди, «Росток» - справа и «Кольберг» - слева. При каждом крейсере состояло по полуфлотилии миноносцев.

Появление германских разведывательных сил 24-го января 1914-го года не явилось неожиданностью для английскою командования. Оно уже к концу года вполне организовало, на основании сообщенных русским флотом данных, расшифрование германских радио (см. глава 32, гибель «Магдебурга»). Благодаря этому, англичане не были обязаны держать флот постоянно в море, а, узнавая из германских радиопереговоров о продстоящем выходе, имели возможность прямо высылать в море соответственные силы.

Уже 23-го января Адмиралтейство предупредило главнокомандующего флотом о готовящейся германской операции сообщив почти точно план последней. Оно передало: «4 германских линейных крейсера, 6 легких крейсеров и 22 миноносца произведут сегодня вечером разведку на Доггер-банке. Возвращений их вероятно завтра вечером. Всем наличным линейным крейсерам, легким крейсерам и миноносцам следовать из Розайта в рандеву шир. 55°13 N, долгота 3°12"0", с расчетом прибыть в у казанную точку к 7 часам утра. Командующему Гарвичскими морскими силами со всеми наличными эскадренными миноносцами и легкими крейсерами следовать для встречи с эскадрой линейных крейсеров в 7 час. утра в указанном месте. Если неприятель будет обнаружен Гарвичскими морскими силами, при пересечении курса его наступления, его надлежит атаковать. Радио - пользоваться лишь в случае исключительной необходимости».

На основании этой телеграммы и было произведено развертывание английского флота.

Таким образом немцам готовилась ловушка. Ничего пе подозревая, предполагая, что их выход совершенно внезапен для противника, они шли как раз туда, где были сосредоточены превосходные английские силы.

Примечание. Позже, при изложении Ютландской операции, мы встретим подобную же картину. Если бы немцы тщательно изучили ход и развертывание описанной операции, они могли бы предугадать факт известности англичанам их оперативных радиораспоряжений, что уберегло бы их от большого риска, которому они неизменно подвергались при своих активных операциях в открытом море.

Вопрос сводился теперь к тому, как сумеет Хиппер выйти из тех сетей, которые готовили ему англичане, сосредоточивавшие безусловно превосходные силы, именно: уже в 6 часов вечера, одновременно с немцами снялся и вышел из Фирт-оф-Форта Битти с линейными крейсерами "Lion" (флаг.), «Tiger», «Princess Royal», «New Zealand» (фл. адм. Мура) и «Indomitable», легкие крейсера «Southampton», «Birmingham», «Lowestoft» и «Nottingham» и три легких крейсера Гарвичских сил с тремя флотилиями миноносцев, подошедшие к рандеву к 7 часам утра. Кроме того, туда же шли III эскадра линейных кораблей (тип «King Edward VII») и III эскадра крейсеров (бр. кр-ра типа «Antrim»), которые должны были расположиться несколько севернее указанного рандеву, чтобы не дать немцам прорваться на N. (Правильнее было бы англичанам их расположить южнее, чтобы отрезать противника. На N вряд-ли был опасен его курс).

В 7 час. было еще совсем темно, дул легкий NNO и на море была небольшая зыбь. Впереди шли Гарвичские силы, за ними линейные крейсера, на левом траверзе которых держались легкие крейсера.

Около этого времени, шедший в дозоре германского отряда «Кольберг» встретился с английским легким крейсером "Aurora", шедшим с миноносцами впереди английских эскадр. После короткой стычки между ними, «Кольберг» увидел на NNW несколько дымов, что давало Хипперу основание заключить о том, что там находятся значительные силы англичан.

С другой стороны Битти, видевший вспышки выстрелов и получивший донесение, что «Aurora» ведет бой, лег на это направление и увеличил ход до 22 узлов, выслав вперед легкие крейсера, чтобы определить точно состав сил неприятеля. Вскоре последние донесли, что видят 4 линейных крейсера, 6 легких крейсеров и большое число миноносцев, идущих на NW. Между тем Хиппер по соединении с «Кольбергом» лег на SO. При начавшемся рассвете немцы увидели к северу большое количество дымов, из чего адмирал вывел заключение, что за многочисленными легкими силами находятся более мощные соединения кораблей. Не имея возможности рассчитывать на поддержку своих главных сил, он решил продолжать уходить полным ходом. «Блюхеру», шедшему концевым, было разрешено открыть огонь по усмотрению, так как некоторые неприятельские истребители начали сближаться с ним.

Затем, вскоре были обнаружены в направлении W - WNW пять крупных дымов, в коих скоро была опознана эскадра Битти. Последний, уже зная все о противнике, шел полным ходом, развивая скорость 29 узлов, постепенно сближаясь с неприятелем, причем более тихоходные крейсера «New Zealand», и «Indomitable» понемногу отставали и растягивали строй.

В то же время на севере вдали от сражавшихся сосредоточивались главные силы англичан: Гранд-флит вышел в море, и шел на соединение с III эскадрой линейных кораблей.

Германское командование также получило донесение о встрече крейсеров, и их линейные корабли начали поднимать пары и выходить на рейды. Но так как оно знало, что неприятельские крейсера севернее Хиппера и что последнему направление для возвращения свободно, то оно сочло, что опасности нет, и флот в море не вышел (впрочем, он все равно бы опоздал).

Между тем, в 8 час. 52 мин., когда Битти нагнал немцев до 100 каб., английские крейсера перестроились в строй пеленга и сделали несколько залпов, которые легли с большими недолетами, так же как и первые залпы немцев.

В 9 час. 5 мин. головной английский корабль открыл огонь по германскому концевому бр. кр. «Блюхер»: германские суда ответили.

В 9 час. 20 мин. дистанция была уже 90 каб. и «Tiger» стрелял по «Блюхеру», a «Lion» перенес огонь на третий линейный крейсер неприятельской линии «Дерфлингер». Затем вступил в бой «Princess Royal», взяв своей целью также «Блюхера».

В это время Битти сделал сигнал «взять под обстрел соответствующие суда неприятельской колонны», согласно чему «Lion» перенес свой огонь на головного «Зейдлица», «Tiger» - на «Мольтке», «Princess Royal», - на «Дерфлингер» и «New Zealand» - на «Блюхер».

«Блюхер» терпел от огня и отставал.

Начались попадания с обеих сторон. («Tiger» временно перенес огонь на «Блюхера», т. к. стрелять по «Мольтке» ему мешал дым).

Хиппер, видя затрудненное положение отстававшего «Блюхера», приказал миноносцам итти в атаку. Последние ринулись на неприятеля, но их атака была отбита.

|Одно время, вследствие маневрирования обоих противников, дистанция начала было увеличиваться и бой временно прекратился, кроме «Блюхера», который оставался под сосредоточенным огнем мощных крейсеров англичан.

Но скоро англичане опять нажали и бой возобновился со всей энергией.

В 10 час. 48 мин. в «Lion» попали, по-видимому, сразу два снаряда, взрывом, которых была вдавлена броневая плита близ ватерлинии, повреждена питательная система левого холодильника и ему пришлось застопорить левую машину. По нему стреляли «Зейдлиц» и "Мольтке". Вслед затем он получил ряд попаданий.

Его ход уже не превышал 20 узлов.

Английские крейсера изменили курс на 1 румб влево, чтобы уменьшить дистанцию. Битти сделал сигнал: «сблизиться с неприятелем как можно скорее, иметь в действии все орудия».

«Блюхер», сильно поврежденный, вышел из строя с сильным креном и пожаром, и повернул на север. Лин. кр. «Indomitable» был отделен, чтобы воспрепятствовать его прорыву на N.

Вслед за тем с "Lion""a показалось, что передними перископ лодки. Был поднят сигнал о повороте «все вдруг» на 8 румбов вправо для избежания атаки.

Тут выяснилось, что «Lion» не в состоянии оставаться в строю и продолжать бой. Поэтому Битти вышел из строя, пропустил мимо себя весь отряд и направился на NW. Перед выходом, Битти сделал сигнал (флагами, т. к. радиостанция.была разрушена) «атаковать хвост неприятельской колонны», «сблизиться с неприятелем».

Хиппер, огонь отряда которого был вполне успешен, хотел, «клонившись к противнику, выручить «Блюхера» и прикрыть его. Но на «Зейдлице» оказались окончательно выведенными из строя две башни и он принял много воды. Были повреждения л на других судах. Поэтому он решил, предоставив «Блюхера» собственной участи, снова лечь на SO, и начал уходить полным ходом к своим базам.

Хотя, после выхода из строя Битти, командование перешло к адм. Муру, отряд следовал движению головного корабля, каковым оказался «Tiger». Последний продолжал идти некоторое время курсом, на который легли для избежания атаки подводной лодки. Он не исполнил сигнала Битти о сближении с противником и преследовании, хотя все предыдущие сигналы адмирала Битти указывали на его неуклонное желание войти в самое тесное соприкосновение с неприятелем и добиться решительного результата. Вместо этого «Tiger» повел английские крейсера вокруг погибающего «Блюхера», который мог быть с успехом оставлен для окончательного уничтожения одному из лин. крейсеров. Адм. Мур отнесся совершенно пассивно к дальнейшему ходу боя и не принял мер к энергичному преследованию уходивших германских крейсеров, хотя у него были, даже без «Lion», безусловно превосходные силы. (Позднейшие комментарии полагают, что Мур боялся слишком близко подходить к Гельголандскому району, опасаясь мин).

Битти, пересевший на миноносец, настиг эскадру, когда уже исход боя решился.

«Блюхер» погиб.

«Lion» на буксире был доведен до гавани.

Хиппер с остальными судами вернулся в свой порт.

Описанное сражение дает определенную характеристику двум адмиралам, здесь встретившимся - Битти и Хипперу. Настойчивость первого, способность решаться второго (бросить «Блюхера», чтобы вывести из боя главные наиболее ценные силы - это нелегкое решение) - явились качествами, нашедшими впоследствии более широкую арену применения в Ютландском сражении, где они командовали теми же отрядами.

Обращаясь к тактическим итогам боя - бросается в глаза крупная ошибка «Tiger»"a (и адмирала Мура), прельстившегося дешевыми лаврами добить уже тонувшего «Блюхера» и, благодаря этому, выпустивших из рук отряд Хиппера, который, при продолжении настойчивой погони, мог бы быть настигнут. Последний широко этим воспользовался, дал полный ход и благополучно ушел.

Результатом этой германской операции была потеря ценного крейсера «Блюхер».

Информационные последствия этого боя оказались куда значительнее последствий материальных. В Великобритании адмирала Битти окрестили едва ли не новым Нельсоном, хотя сам флотоводец отлично понимал всю преувеличенность этого звания. В одном из писем он отмечал: «Все думают, что мы одержали блестящую победу, хотя на деле это страшное поражение»

Соперничество британского Гран-Флит (Большого флота) и германского Хохзеефлотте (Флота открытого моря) в годы Первой мировой войны вылилось в серию локальных стычек, хотя военно-морские стратеги с обеих сторон прочили полное уничтожение неприятеля в решительном генеральном сражении, для которого обе державы накопили значительное количество мощнейших дредноутов. На самом же деле основную тяжесть войны несли на себе крейсеры различных классов, в то время как дредноуты смогли помериться силами лишь в единственном полномасштабном столкновении линкоров – знаменитом Ютландском сражении.

Бой у Доггер-банки имел вполне типичную предысторию. Германский Флот открытого моря был несколько слабее британского Большого флота – если не принимать во внимание броненосцы додредноутной эры, то восемнадцати английским линкорам противостояли семнадцать германских. Поэтому основой боевого планирования немцев было выманивание неприятеля и разгром его по частям за счет концентрации превосходящих сил на конкретном участке морского фронта. Просто вывести флот дредноутов в Атлантику было нельзя из-за опасности минных постановок и атак субмарин. Кроме того, линкоры нужно было не просто вывести в море, но и найти им достойную цель – значительную часть британского флота. Этой цели должны были добиться дерзкие рейды германских линейных крейсеров.

Вызов брошен!

Впервые с XVII века побережье Англии подверглось бомбардировкам с моря, что было не просто вызовом сильнейшей военно-морской державе, но и колоссальным ударом по её международному престижу. На глазах у всего мира лучший и самый многочисленный флот не смог защитить собственные берега. 3 ноября и 16 декабря 1914 года эскадра линейных крейсеров адмирала Франца фон Хиппера совершила рейды на Ярмут, Скарборо, Хартлпул и Уитби. Обстрел берега с борта тяжелых вымпелов сопровождался скрытой минной постановкой с легких крейсеров и эсминцев, в результате чего возле Ярмута на мине подорвалась английская субмарина D-5. 16 декабря эскадра адмирала Дэвида Битти, включавшая в себя 6 линкоров, упустила 4 линейных крейсера немцев.

Адмирал Франц Риттер фон Хиппер (1863-1932) – командующий германской эскадрой линейных крейсеров
Источник: forums.civfanatics.com

Битти получил приказ любой ценой перехватить эскадру фон Хиппера и не допустить повторных бомбардировок побережья. Эскадра линейных крейсеров с кораблями усиления перебазировалась в шотландский порт Росайт в заливе Ферт-оф-Форт, откуда им было удобно выходить наперерез германским группам, действовавшим в Северном море. В свою очередь, немцы намеревались последовательно придерживаться тактики выманивания – в частности, на начало 1915 года ими планировалась рейдовая операция с направлением на Ферт-оф-Форт с минной постановкой. Линейные крейсеры должны были, как обычно, действовать под прикрытием дредноутов, находившихся неподалеку и способных уничтожить силы преследования, если таковые появятся. Однако начавшиеся вскоре январские шторма нарушили все планы немцев.

Линейные крейсеры адмирала Хиппера вынужденно оставались в порту – при этом один из них («Фон-дер-Танн») отправился в ремонт, а линкоры 3-й эскадры ушли, чтобы принять участие в учениях на Балтике (Эрих Рёдер, участвовавший в бою у Доггер-банки, в книге «Гросс-адмирал» пишет, что «Фон-дер-Танн» был также отряжен на учения в Балтийском море, так как линейные силы фон Хиппера в ближайшее время не должны были получать никаких боевых задач). Таким образом, в распоряжении германского адмирала осталось 3 линейных крейсера, броненосный крейсер «Блюхер», 4 легких крейсера и 18 эсминцев.

«Поле боя» и наряд сил

К концу января погода наладилась, и начальник главного морского штаба (в германской терминологии – Адмиралштаба) вице-адмирал Эккерман предложил провести операцию ограниченными силами с направлением на Доггер-банку (крупнейшую отмель в Северном море – след суши, когда-то соединявшей Британию с материком). Эти места богаты сельдью и являются рыболовецким угодьем в ста километрах от английского побережья.

Расположение Доггер-банки, карта Google

Вызывает удивление наряд германских сил для этой «охоты на рыбаков». Штабы Германии со времен Клаузевица отличались высочайшей культурой боевого планирования. В данном случае было очевидно, что разогнать английские траулеры вполне могли бы 8-10 эсминцев под прикрытием пары легких крейсеров. Какие же цели могли появиться на Доггер-банке для бронированных монстров с их 280-мм и 305-мм артиллерией? С другой стороны, для успешного ведения боя с полноценной эскадрой англичан этого отряда было явно недостаточно.

Тем не менее, германский главком Фридрих фон Ингеноль идею Эккермана поддержал, и 23 января эскадра вышла в море. Линейные крейсеры «Зейдлиц» (флагман), «Дерфлингер» и «Мольтке» в сопровождении легких крейсеров «Росток», «Кольберг», «Штральзунд», «Граудениц», а также броненосного крейсера «Блюхер» и восемнадцати эсминцев взяли курс на Доггер-банку.

Адмирал Густав Генрих Эрнст Фридрих фон Ингеноль (1857-1933) – командующий Флотом открытого моря
Источник: satwarez.ru


Броненосный крейсер «Блюхер», впоследствии погибший в бою у Доггер-банки
Источник: tsushima.su

«Разведка доложила точно»

Английское Адмиралтейство, благодаря великолепной работе военно-морской разведки (знаменитой «Комнаты 40») оказалось в курсе перемещений германских кораблей едва ли не раньше того, как фон Хиппер получил приказ на выдвижение. На основании анализа дешифрованных радиограмм британский адмирал Джон Рашуорт Джеллико получил сообщение: «4 германских линейных крейсера, 6 легких крейсеров и 22 миноносца произведут сегодня вечером разведку на Доггер-банке. Возвращение их вероятно завтра вечером. Всем наличным линейным крейсерам, легким крейсерам и миноносцам следовать из Росайта в рандеву шир. 55°13" N, долгота 3°12"0", с расчетом прибыть в указанную точку к 7 часам утра. Командующему Гарвичскими морскими силами со всеми наличными эскадренными миноносцами и легкими крейсерами следовать для встречи с эскадрой линейных крейсеров в 7 час. утра в указанном месте. Если неприятель будет обнаружен Гарвичскими морскими силами, при пересечении курса его наступления, его надлежит атаковать. Радио пользоваться лишь в случае исключительной необходимости ».

Очевидно, разведка несколько ошибалась относительно численности вражеской эскадры, но место рандеву определила с точностью до секунды. Из Росайта вышли 1-я и 2-я эскадры линейных крейсеров под общим командованием вице-адмирала Дэвида Битти: «Лайон» (флагман Битти), «Принцесс Роял», «Тайгер», а также «Нью Зиланд» и «Индомитебл» контр-адмирала Арчибальда Мура. Вместе с ними выступила 1-я эскадра легких крейсеров коммодора Вильяма Гуденафа: «Саутгемптон», «Бирмингем», «Ноттингем», «Лоустофт» и 35 эсминцев. Джеллико с главными силами флота должен был выйти через сутки и крейсировать на линии Абердин-Ютландия. Непосредственное оперирование линейных крейсеров с севера прикрывали силы 3-й эскадры броненосцев контр-адмирала Брэдфорда (7 броненосцев типа «Король Эдуард VII), а также три броненосных крейсера типа «Девоншир».


Линейный крейсер «Лайон», флагман вице-адмирала Дэвида Битти
Источник: maritimequest.com


Линейный крейсер «Тайгер»
Источник: tsushima.su

Итак, ловушка была расставлена. Для сохранения секретности, которая являлась залогом успеха всей операции, предписывался режим полного радиомолчания, который позволялось нарушить только в крайнем случае.

Рандеву передовых сил

24 января в 6-30 эскадра адмирала Битти встретила крейсеры коммодора Гуденафа, которые начали движение с левой стороны от основных сил с общим курсом на юг. Около 7-10 к эскадре присоединился отряд Реджинальда Тирвита, вышедший из Гарвичской базы. Один из его легких крейсеров («Аврора») в 7-15 обнаружил в зоне визуального контакта силуэт трехтрубного корабля и, дабы не нарушать радиомолчания, дал запрос световым телеграфом. Вместо ответа трехтрубник открыл огонь – это был германский легкий крейсер «Кольберг», осуществлявший разведку впереди основного отряда немцев.


Линейный крейсер «Зейдлиц» – флагман адмирала фон Хиппера
Источник: steelnavy.com


Германский линейный крейсер «Дерфлингер»
Источник: steelnavy.com

Первые выстрелы сражения были сделаны незамедлительно. «Кольберг» накрыл «Аврору» тремя снарядами, получил в ответ два попадания и ушел на соединение с германской эскадрой. С «Кольберга» доложили, что наблюдают многочисленные дымы, на основании чего Хиппер сделал вывод о наличии значительных вражеских сил в районе, где, по уверению фон Ингеноля, не могло быть никого, кроме рыболовецких судов. Хиппер принял решение отворачивать с курса на юго-восток и дожидаться рассвета. Крейсер «Блюхер», шедший мателотом, в это время отстреливался от догонявших его британских эсминцев.

Началось преследование. Фон Хиппер имел визуальный контакт с легкими крейсерами и множеством эсминцев врага, которые сами по себе не представляли большой угрозы его эскадре. Однако он справедливо рассудил, что видимые силы противника могут оказаться лишь разведкой, идущей впереди основных сил. Поспешной ретираде немцев мешал устаревший тихоходный «Блюхер», который не мог развить скорость более 23 узлов.

Битти скомандовал полный ход, сознательно пойдя на разделение сил, так как за его «Лайоном», «Тайгером» и «Принцесс Роял» остальные корабли не смогли бы угнаться. К 8-00 «Лайон» практически нагнал замыкающего немецкий строй «Блюхера». В 8-30 дистанция сократилась до 10 миль, и башенная установка «В» начала пристрелку. Снаряды ложились с большим недолетом, но корректировка огня была делом времени, так как расстояние неумолимо сокращалось. Фон Хиппер, понимая, что боя не избежать, приказал сменить кильватерный строй на строй пеленга, дабы эскадра могла отвечать неприятелю со всего борта. При этом немцы сохраняли общий курс на юго-восток, к Гельголанду.

Бой главных сил

Между 9-07 и 9-20 в бой втянулись все линейные крейсеры с обеих сторон. Англичане обстреливали «Блюхер», а немцы били по головному «Лайону». Впрочем, несмотря на несколько взаимных попаданий, неприятели не понесли заметных потерь. В 9-21 сосредоточение огня на «Лайоне» привело к первому заметному результату – флагман Битти заработал попадание 280-мм снарядом ниже ватерлинии, что привело к затоплению угольного бункера.

Когда к бою присоединился «Нью Зиланд», для повышения результативности британских 343-мм и 305-мм пушек Битти приказал рассредоточить огонь по формуле «1-1», что привело к неразберихе с назначением целей. Так, «Блюхер» временно вышел из-под обстрела, а «Тайгер», который должен был работать по «Зейдлицу», вскоре потерял цель за дымами.

В 9-45 «Зейдлиц» все же получил серьезнейшее повреждение от 343-мм пушки. Снаряд пробил барбет кормовой башни главного калибра и вызвал пожар. Личный состав поддался панике, что едва не погубило корабль – люди открыли двери, и огонь ворвался в подбашенное помещение, где под угрозой оказались 6 тонн артиллерийского пороха. Только экстренное затопление погреба смогло предотвратить взрыв. Тем не менее, корабль окутали густые клубы дыма, и со стороны англичан могло показаться, что германский флагман смертельно ранен.

В это же время немцы удачно пристрелялись по «Лайону». В 9-45 280-мм пушка линейного крейсера «Мольтке» пробивает носовую часть борта – снайперский выстрел с дистанции 88 кабельтовых, сделанный с рикошетом об воду, уничтожил распределительный электрощит, закоротив две динамо-машины. В 9-54 «Блюхер» дал попадание 210-мм снарядом в переднюю башню главного калибра, которая вынужденно замолчала на некоторое время. Около 10-15 «Лайон» был накрыт сразу двумя снарядами с «Мольтке» и «Зейдлица», что привело к затоплению торпедного отсека и нескольких угольных бункеров. Через поврежденный паропровод забортная вода стала поступать непосредственно в машину, что привело к засолению котлов, из-за чего «Лайон» начал терять ход, а впоследствии на нем вынуждены были застопорить правобортную турбину.

Гибель «Блюхера»

Пока «Мольтке» и «Зейдлиц» удачно накрывали «большую кошку» Дэвида Битти, «Блюхер» успешно отразил атаку эсминцев. Однако приблизительно в 10-30 343-мм снаряд пробил бронепалубу, угодив в снарядный элеватор. Примерно 40 картузов с порохом взорвались, дав начало сильнейшему пожару, который разрушил основные коммуникации, рулевой привод и машинный телеграф. Крейсер стал быстро терять ход, став легкой мишенью для английских кораблей. В этого момента его судьба была предрешена – фон Хиппер не мог подставлять три своих линейных крейсера под удар превосходящих сил британцев ради эфемерной надежды спасти «Блюхер». Ситуация осложнялась еще и тем, что «Зейдлиц» был серьезно поврежден.

Тем не менее, между 11-00 и 11-18 германские крейсеры предпринимали попытки поддержать гибнущий «Блюхер» огнем, но позже из-за его малого хода дистанция увеличилась настолько, что выстрелы с «Мольтке», «Зейдлица» и «Дерфлингера» перестали доставать до англичан. Так как помощи от основных сил германского флота Хиппер не ожидал (они все равно не успели бы к месту боя), получилось так, что «Блюхер» остался в одиночестве, а линейные крейсеры покинули арену сражения.

В этот момент англичанам, которые обладали и численным превосходством, и отличными скоростными характеристиками, нужно было преследовать эскадру фон Хиппера. Но военно-морская фортуна изменчива. В 10-41 «Лайон» получил попадание в барбет носовой башни, и противопожарное затопление отсека привело к крену в 10 градусов. К этому времени турбина правого борта была застопорена, в результате чего флагман фактически вышел из боя. Битти трезво оценивал ситуацию и один за другим дал следующие приказы: в 11-05 – «Атаковать хвост колонны неприятеля»; в 11-07 – «Сблизиться с неприятелем». Однако контр-адмирал Арчибальд Мур понял приказы по-своему, сосредоточив огонь своих кораблей на «Блюхере», который потерял управление и встал в замкнутую циркуляцию.

Расстрел «Блюхера» продолжался около часа. К боевой работе подключились эсминцы и легкие крейсеры, так как сильно поврежденный корабль более не представлял для них серьезной угрозы. Комендоры «Блюхера» также продолжали огонь, который был малорезультативен из-за разрушенной системы управления стрельбой и практически выбитой артиллерии главного калибра. Немцам удалось лишь повредить один эсминец попаданием 210-мм снаряда и дать единственное попадание в «Тайгер», которое ушло в рикошет, не причинив последнему практически никаких разрушений. В 12-10 германский крейсер лег на борт и через три минуты затонул. Из воды удалось поднять 281-го моряка.

Финальные аккорды

Между тем, Дэвид Битти, видя, что его приказы исполняются как-то странно, сошел с «Лайона» на эсминец «Эттек», чтобы нагнать эскадру. Когда он оказался в районе боевых действий, бой уже был окончен, так как часовая фора позволила линейным крейсерам фон Хиппера оторваться на безопасную дистанцию. Окончательно потерявший ход «Лайон» пришлось брать на буксир и отводить его к Росайту. Таким образом, в ходе сражения Флот открытого моря потерял один броненосный крейсер, а линейный крейсер «Зейдлиц» получил тяжелые повреждения. В свою очередь, британский Гран-Флит обошелся серьезнейшими разрушениями на линейном крейсере «Лайон» и выведенным из строя эсминцем «Метеор».

После сражения

Информационные последствия боя оказались куда значительнее последствий материальных. В Великобритании Дэвида Битти окрестили едва ли не новым Нельсоном, хотя сам флотоводец отлично понимал всю преувеличенность этого звания. В одном из писем он отмечал: «Все думают, что мы одержали блестящую победу, хотя на деле это страшное поражение» . Фактически, английская эскадра, превосходившая немецкую по всем параметрам, смогла потопить всего лишь один крейсер несмотря на большую скорость и подавляющее преимущество в весе бортового залпа. Всю меру ответственности возложили на контр-адмирала Мура, который не только неверно прочел приказ Битти, но и не смог оценить тактической обстановки. Первый морской лорд адмиралтейства Джон Арбетнот Фишер убрал его подальше от основного театра военных действий – командовать крейсерами на Канарской базе ВМФ, где тот не мог более навредить. Своего поста лишился и главком германского флота Фридрих фон Ингеноль. Стратегам с обеих сторон было о чем задуматься. Англичанам – о малой результативности стрельбы с больших дистанций (хотя их 343-мм пушки Мark V обладали впечатляющей дальнобойностью (более 21 км), прицельность оставляла желать много лучшего).


Башенные установки орудий Мark V 343\45 на английском линейном крейсере «Тандерер»