Что делать с фаркопом по новым правилам. Какой штраф за фаркоп на легковом авто в россии. Документы для регистрации

В статье читатель найдет ответы на следующие вопросы: разрешается ли в России устанавливать фаркоп на легковые машины; в каких случаях нужно регистрировать его в ГАИ и что для этого необходимо.

Вы узнаете также, когда запрещено использование ТСУ, и какое административное наказание предусмотрено за нарушение регламента.

Разрешена ли установка фаркопа на легковой автомобиль: российское законодательство об установке фаркопа

Фаркоп - это тягово-сцепное устройство (ТСУ) , которое устанавливается на автомобиль с целью подсоединения к нему прицепа.

Фаркоп можно установить в предусмотренные для него штатные места в сервис-центре или самостоятельно, если это не требует нарушения конструкции машины. То есть, не применяется сварка, сверление и т. д.

С 01.01.2015 начал действовать Техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 (далее - Техрегламент). Он регламентирует процесс внесения конструктивных изменений в структуру автомобиля.

Установка фаркопа к подобным изменениям не относится, если завод-изготовитель предусмотрел места для его крепления и внес его в перечень дополнительного оборудования для данной модели авто.

При отсутствии данных о ТСУ в одобрении типа ТС (ОТТС) и документации предприятия-производителя его установка будет являться изменением конструкции машины. В этом случае разрешение на его монтаж дает ГИБДД. Об этом свидетельствует п. 7.18 ПДД и Закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995.

Важно. Если автомобиль не эксплуатируется, никто не вправе оштрафовать владельца за его переоборудование.

При эксплуатации машины с тягово-сцепным устройством (ТСУ) нужно иметь в наличии следующие бумаги:

  1. Паспорт (инструкцию по монтажу) фаркопа с отметкой автосервиса о его монтаже.
  2. Копию сертификата ТСУ.
  3. Акт о проделанной работе.

Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД: новые правила установки фаркопа на легковой автомобиль

Многих водителей волнует вопрос: как законно установить тяговое устройство?

Регистрировать в ГИБДД нужно любые изменения, внесенные в конструкцию автомобиля. Установка фаркопа практически на всех моделях авто разрешена производителем. Это указывается в руководстве по эксплуатации.

Монтаж ТСУ не относится к конструктивным изменениям транспортного средства.

Фаркоп не нужно регистрировать в ГИБДД в следующих случаях:

  1. Установка ТСУ предусмотрена предприятием-изготовителем.
  2. На фаркоп имеется паспорт и сертификат соответствия.
  3. Устройство для прицепа установлено согласно инструкции, приведенной в паспорте, т. е. конструкция машины не изменена.

При установке фаркопа на авто следует руководствоваться сведениями из эксплуатационных документов на машину. Если в них отражено, что устанавливаемое ТСУ сертифицировано для использования в составе данного автомобиля, то регистрировать изменения не нужно.

Новые правила устанавливают: ТСУ не проверяют и не согласовывают в ГИБДД (п. 77 Техрегламента) в следующих случаях:

  1. Фаркоп предназначен для данного авто.
  2. Произведена оценка соответствия ТСУ автомобилю, имеются подтверждающие документы.
  3. Установка предусмотрена заводом-изготовителем.

Информация о том, разрешена ли данному автомобилю буксировка прицепа, указана в его нагрузочной таблице. Она находится на правой средней стойке автомобиля или под капотом. В ней сообщается о возможности подсоединения прицепа.

Если соответствующая строка не содержит данных, фаркоп нужно регистрировать в ГАИ .

Требует оформления ТСУ, присоединенное болтами или приваренное к силовым элементам машины, и необходимое для серьезных тяговых нагрузок.

При установке фаркопа своими руками следует соблюдать следующие правила:

  1. Выбор устройства, подходящего для конкретной марки и модели авто.
  2. Прочтение инструкции к ТСУ.
  3. Подготовка необходимых инструментов.
  4. Демонтаж бампера и его усилителя.
  5. Монтаж балок и кронштейнов к лонжеронам кузова согласно указанной в инструкции схеме.
  6. Крепление подрозетника к балке; присоединение жгута электропроводки к балке пластиковыми шнурами.
  7. Протягивание жгута через проем в задней панели.
  8. Электромонтаж, разъем для него есть на схеме авто.
  9. Соединение двух колодок.
  10. Установка снятых деталей машины.

Внимание! Болты, соединяющие элементы ТСУ с кузовом, должны быть тщательно затянуты. Если места крепления заржавели, следует обработать их антикором.

Грамотный монтаж ТСУ обеспечит длительность его эксплуатации, надежность в пути и безотказную работу.

Какие документы нужны для регистрации фаркопа в ГИБДД?

Для регистрации ТСУ в ГАИ и получения свидетельства сначала нужно пройти техническую экспертизу.

Этап 1. Предварительный осмотр в ГИБДД

Автовладелец должен посетить ГАИ и написать заявление на предварительную экспертизу конструкции машины, сдать в окошко документы и через определенный срок получить решение.

В инспекцию нужно подать следующие бумаги:

  1. Заявку установленной формы (выдает ГАИ).
  2. ПТС (двухстороннюю копию).
  3. Документы на фаркоп.
  4. Свидетельство о регистрации легковой машины.

Этап 2. Экспертиза после изменений с оценкой безопасности

На автомобиль устанавливается ТСУ.

Работу должен выполнять специализированный центр, который выдаст подтверждающие документы: акт выполненных работ, заявление-декларацию, копию сертификата соответствия.

Владелец отгоняет авто на осмотр, где проверяют безопасность конструктивных изменений и оформляют диагностическую карту.

Затем техэкспертизу проводит ГАИ и выдается свидетельство.

Для его получения автовладелец предоставляет:

  1. Карту диагностики.
  2. Договор покупки ТСУ и иные документы.
  3. Сертификат на фаркоп.
  4. Декларацию от автосервиса.
  5. Заявление и вынесенное предварительной экспертизой решение.

Когда установка фаркопа на легковой автомобиль запрещена - размер штрафа

Законодательство запрещает устанавливать фаркоп на машину, если он не указан в качестве дополнительного оборудования в ОТТС.

Копию документа можно запросить у дилерского центра или у завода-изготовителя авто. Ее получают фирмы, производящие или импортирующие в РФ автомобили.

Оснащать авто фаркопом нельзя, если на нем запрещено использовать прицеп.

В иных случаях, либо для применения тяжелого прицепа, необходима категория «Е» .

При осмотре машины с фаркопом инспектор может выписать штраф, если ТСУ:

  1. Нестандартное или неисправное.
  2. Закрывает госномер или оптику.
  3. Установлено в не предусмотренные производителем места.

При возникновении проблем при постановке машины на учет из-за наличия фаркопа, следует попросить у сотрудника ГИБДД письменное объяснение того, почему он наложил запрет на регистрацию.

На основании полученных разъяснений можно написать жалобу на имя начальника ГАИ .

Штрафза ТСУ предусматривает ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Его размер составляет 500 р. Его можно оплатить с 50% скидкой. Это разрешает ст. 32.2 КоАП. Это можно сделать в течение 20 дней с даты его выписки.

Важно. Езда без регистрации конструктивных изменений авто подразумевает административную ответственность и повышает опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения.

Можно ли избежать штрафа за фаркоп без его регистрации в ГИБДД?

Можно ли избежать административного наказания?

Не допустить выписки штрафа за наличие прицепного устройства автовладелец может несколькими способами:

1. Сначала следует вести диалог с инспектором о том, что в ближайшем будущем все будет исправлено

Попросить его ограничиться предупреждением. Законность этого подтверждает ст. 12.5 КоАП.

Такая тактика особенно действенна, если водитель не нарушал ПДД за последние 6 месяцев или год.

2. Использование съемного фаркопа

21.08.2017

Один из частых запросов в последнее время - нужно ли разрешение ГИБДД на установку фаркопа в 201 году, и что делать тем, кто уже установил - нужно ли его регистрировать.

По ответам из управления ГИБДД из разных регионов можно ответить однозначно регистрация нужна в том случае, если конструкция автомобиля не предполагала установку фаркопа. К радости автолюбителей, большая часть машин не подходит под это определение, и устанавливать фаркоп можно без оглядки на сотрудников инспекции. Регистрация не нужна, если соблюдать правила:

  1. Информацию о том, предполагалась ли установка фаркопа производителем можно найти в инструкции по эксплуатации авто или уточнить в дилерском центре;
  2. Фаркоп куплен в магазине со всем необходимым сертификатом соответствия и паспортом;
  3. Установка фаркопа производилась согласно инструкции и конструкция машины не претерпела изменений.

Где устанавливать фаркоп?

Установить фаркоп можно в любом автосервисе, если у них есть сертификат соответствия на оказание данных услуг. Если такого сертификата по какой-то причине вам не могут предоставить, то лучше поискать другой сервис, где сделают установку согласно ГОСТу. В случае, когда машина находится у официального дилера на гарантии, можно провести установку у них или также в любом сертифицированном автотехцентре. В этом случае гарантия остается действительной.

Основания для штрафа

На каком основании может быть выписан штраф за фаркоп? В соответствии со статьей 12.5 Административного кодекса России на машину нельзя устанавливать дополнительное оборудование, влекущее за собой повышение опасности для участников движения. В чем же состоит опасность в фаркопе без прицепа? Дело в том, что в случае возникновения аварийной ситуации машина сзади не просто слегка повредит бампер при столкновении, а буквально "наденется" на фаркоп. Повреждения в этом случае будут гораздо серьезнее.

Как избежать штрафа?

Для начала стоит вспомнить, что одна из мер наказания за это нарушение в 2018 году - предупреждение. Всегда можно постараться объясниться с сотрудником ГИБДД и пообещать сразу же исправить оплошность и пройти регистрацию изменения конструкции авто.

В том случае, если машина сошла с конвейра уже с фаркопом, штраф выписать не имеют права. Так как в этом случае конструкция предусмотрена производителем и фаркоп не является дополнительным оборудованием. Вот только доказать это, к сожалению, не всегда удается. И если штраф все же будет выписан, придется его оплатить, а в дальнейшем писать заявление в местное управление ГИБДД на возврат ошибочно удержанных средств.

Еще один вариант - предоставить сотруднику все необходимые документы на установку фаркопа. Поскольку есть в законе 77 пункт, согласно которому дополнительное оборудование, специально выпущенное для определенного автомобиля, имеющее необходимую документацию, а также предусмотренное производителем не является нарушением. И соответственно не подлежит наложению штрафа. Именно поэтому фаркоп стоит покупать заводского изготовления и специализированный для вашей марки машин. Например, в магазине Окей АВТО, имеют все необходимые документы и производятся согласно техническим требованиям под конкретную марку машины.

Ну и последняя возможность избежать штрафа - устанавливать съемный фаркоп. В таком случае, конструкция не будет выходить за пределы бампера и сотруднику ГИБДД будет сложно объяснить правомочность штрафа за такое дополнительное оборудование, поскольку опасности для участников движения оно не предоставляет.

Если фаркоп самодельный - он однозначно подлежит штрафу и предписанию к снятию.

Сколько придется заплатить

Если по каким то причинам штраф выписали, то сумма его будет 500 рублей, согласно статье 12.5 Административного кодекса России. Сумма штрафа будет уменьшена в 2 раза и составит 250 рублей, если оплата по нему будет произведена в 20-дневный срок.


Фаркоп, или, как его ещё называют, прицепное устройство, является наиболее популярной разновидностью вспомогательного оборудования для автомобилей. Как правило, оно используется для буксировки лёгких прицепов или трейлеров, а также для перемещения велосипедов.

В наши дни существует много различных мнений о том, нужно ли штрафовать водителей за такое приспособление и стоит ли оформлять его в качестве дополнительного оборудования автомобиля, однако при этом не все осведомлены, как обстоит дело на самом деле. Чтобы понять, штрафуют ли за фаркоп в России, нужно рассмотреть эту тему подробнее.

Особенности конструкции

Фаркоп позволяет надёжно крепить прицеп к автомобилю так, что нагрузка, создаваемая тяжестью веса и инерцией, распределяется максимально равномерно.

Такой прибор позволяет расширить исходные возможности авто и помогает обеспечивать высокую надёжность и безопасность грузов. Фаркоп, подобранный и установленный грамотно, не будет портить внешний вид машины, загораживая номер.

Некоторым водителям свойственно думать, что такое приспособление помогает только лишь обеспечивать определённую защиту для автомобиля в случае ДТП с ударом сзади, однако это не совсем так — стоит лишь упомянуть о том, что в большинстве других стран ездить с таким прибором без прицепа строго запрещено. Причина здесь кроется в том, что при аварии существует вероятность сильного повреждения автомобиля, если удар придётся прямиком в приспособление.

Прицепные устройства в зависимости от вида закрепления шарового узла условно подразделяются на следующие разновидности:

  • Съёмные виды, которые закрепляются при помощи замков;
  • Условно-съёмные, фиксируемые с помощью болтов;
  • Сварные разновидности;
  • Торцевые ТСУ.

Съёмные, или фланцевые устройства закрепляются на специально подготовленных участках с тыльной стороны автомобиля (как правило, в этой роли выступает пикап), и закрепляются при помощи 2 или 4 болтов.

Эту конструкцию возможно снять, но сделать не так просто, как с обыкновенной моделью. Фланцевые разновидности имеют высокую степень надёжности, поэтому часто применяются для перевозки весомых и габаритных грузов. Кроме того, для их установки требуется наличие специальной рамной установки.

С точки зрения техники безопасности, всем ТСУ необходимо быть съёмными. Стоит сказать и о том, что приборы могут иметь существенные различия в зависимости от модельного ряда автомобилей. Например, у авто, выпущенных в Европе, Японии и нашей стране точки сцепки с прицепным устройством кардинально различаются, и это необходимо учесть, выбирая конструкцию с фаркопом.

Нужно ли регистрировать прицепное устройство?

Обращаться в отделение ГИБДД необходима для любых изменений, вносимых в конструктив транспорта. Говоря простым языком, это означает то, что любая разновидность приспособлений, которая не регламентируется самим производителем, подлежит обязательной регистрации.

Причём для того, чтобы зарегистрировать устройство, необходимо в первую очередь пройти экспертизу.

Однако установка приспособления в большинстве случаев разрешается изготовителями автомобилей – в таком случае устройство не подлежит обязательной регистрации. Но бывают и исключения, в случае когда компания-производитель налагает запрет на монтаж ТСУ. Кроме того, если устройство имеет нестандартные размеры и форму или располагается так, что закрывает оптику или же, например, номерной знак, то высока вероятность того, что инспекторы ГИБДД обратят на него внимание.

Такой вариант событий может быть также в случае, когда фаркоп крепится не в предназначенных для этого участках, которые предусматриваются изготовителем и это происходит с конструкционными изменениями в результате сварки, сверления и т.д.

Помимо вышеуказанного, аргументы против регистрации устройства также можно найти в ОТТС, где перечислены все имеющиеся свойства машины. В этом документе указывается возможность буксировки прицепа автотранспортом, которая как раз предполагает установку ТСУ. Если возможность буксировки прописана в ОТТС и фаркоп установлен без модификаций в конструкционном устройстве автомобиля, имеет стандартные размеры и не мешает просмотру номерного знака, это означает, что такое устройство также не подлежит обязательной регистрации.

Подводя итоги, можно выделить следующие пункты, по которым устройство необязательно регистрировать и штрафа за фаркоп не будет:

  • Если его установка предусматривается производителем;
  • Если на него имеется паспорт и сертификат соответствия;
  • Если он установлен на автомобиль согласно инструкции, не нарушая конструкцию ТС.

Необходимо также при покупке получить следующие документы:

  • Паспорт устройства, где будет отметка об установке и продаже;
  • Копия сертификата соответствия, которую должен заверить продавец;
  • Квитанция и чек (либо накладная).


Есть ли штраф за фаркоп в 2018 году?

Статья 12.5 КоАП предусматривает административную ответственность за использование автомобилей, которые имеют незарегистрированные изменения в конструкции. Большинство нарушений относится к ч.1 указанной статьи, поэтому величина штрафных санкций определяется в сумму 500 руб.

Статья также отсылает к приложению ПДД, в котором прописываются неисправности автотранспорта и условий, при которых его эксплуатация запрещается. Такой штраф в России может быть применён к автомобилю, на котором фаркоп установлен не по производственным рекомендациям и с изменением конструктивного решения (включая установку при помощи сварки или болтов).

Также необходимо выяснить, есть ли в перечне ОТТС прописанная возможность буксировки. Если она существует, то регистрировать установку на таком транспортном средстве нет необходимости.

Штрафа можно избежать, если у автомобиля:

  • фаркоп не затрагивает существующую конструкцию транспортного средства, не загораживает оптику и не мешает просмотру государственных номеров, а у водителя при этом имеется сертификат соответствия и паспорт устройства, штрафные санкции, по всей вероятности, применяться не будут.
  • Также маловероятно наложение штрафа на съёмные разновидности устройства.

Подводим итоги

Фаркоп – распространённое оборудование и в РФ встречается довольно часто. На сегодняшний день предусмотрена административная ответственность за эксплуатацию транспортного средства, конструкция которого подвергалась незарегистрированным изменениям. В этом случае лучше зарегистрировать устройство в ГИБДД.

Разрешена ли установка фаркопа на легковой автомобиль: российское законодательство об установке фаркопаФаркоп - это тягово-сцепное устройство (ТСУ), которое устанавливается на автомобиль с целью подсоединения к нему прицепа.Фаркоп можно установить в предусмотренные для него штатные места в сервис-центре или самостоятельно, если это не требует нарушения конструкции машины. То есть, не применяется сварка, сверление и т. д.С 01.01.2015 начал действовать Техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 (далее - Техрегламент). Он регламентирует процесс внесения конструктивных изменений в структуру автомобиля.Установка фаркопа к подобным изменениям не относится, если завод-изготовитель предусмотрел места для его крепления и внес его в перечень дополнительного оборудования для данной модели авто.При отсутствии данных о ТСУ в одобрении типа ТС (ОТТС) и документации предприятия-производителя его установка будет являться изменением конструкции машины. В этом случае разрешение на его монтаж дает ГИБДД. Об этом свидетельствует п. 7.18 ПДД и Закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995.Важно. Если автомобиль не эксплуатируется, никто не вправе оштрафовать владельца за его переоборудование.При эксплуатации машины с тягово-сцепным устройством (ТСУ) нужно иметь в наличии следующие бумаги:Паспорт (инструкцию по монтажу) фаркопа с отметкой автосервиса о его монтаже.Копию сертификата ТСУ.Акт о проделанной работе.Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД: новые правила установки фаркопа на легковой автомобильМногих водителей волнует вопрос: как законно установить тяговое устройство?Регистрировать в ГИБДД нужно любые изменения, внесенные в конструкцию автомобиля. Установка фаркопа практически на всех моделях авто разрешена производителем. Это указывается в руководстве по эксплуатации.Монтаж ТСУ не относится к конструктивным изменениям транспортного средства.Фаркоп не нужно регистрировать в ГИБДД в следующих случаях:Установка ТСУ предусмотрена предприятием-изготовителем.На фаркоп имеется паспорт и сертификат соответствия.Устройство для прицепа установлено согласно инструкции, приведенной в паспорте, т. е. конструкция машины не изменена.При установке фаркопа на авто следует руководствоваться сведениями из эксплуатационных документов на машину. Если в них отражено, что устанавливаемое ТСУ сертифицировано для использования в составе данного автомобиля, то регистрировать изменения не нужно.Новые правила устанавливают: ТСУ не проверяют и не согласовывают в ГИБДД (п. 77 Техрегламента) в следующих случаях:Фаркоп предназначен для данного авто.Произведена оценка соответствия ТСУ автомобилю, имеются подтверждающие документы.Установка предусмотрена заводом-изготовителем.Информация о том, разрешена ли данному автомобилю буксировка прицепа, указана в его нагрузочной таблице. Она находится на правой средней стойке автомобиля или под капотом. В ней сообщается о возможности подсоединения прицепа.Если соответствующая строка не содержит данных, фаркоп нужно регистрировать в ГАИ.Требует оформления ТСУ, присоединенное болтами или приваренное к силовым элементам машины, и необходимое для серьезных тяговых нагрузок.При установке фаркопа своими руками следует соблюдать следующие правила:Выбор устройства, подходящего для конкретной марки и модели авто.Прочтение инструкции к ТСУ.Подготовка необходимых инструментов.Демонтаж бампера и его усилителя.Монтаж балок и кронштейнов к лонжеронам кузова согласно указанной в инструкции схеме.Крепление подрозетника к балке; присоединение жгута электропроводки к балке пластиковыми шнурами.Протягивание жгута через проем в задней панели.Электромонтаж, разъем для него есть на схеме авто.Соединение двух колодок.Установка снятых деталей машины.Внимание! Болты, соединяющие элементы ТСУ с кузовом, должны быть тщательно затянуты. Если места крепления заржавели, следует обработать их антикором.Грамотный монтаж ТСУ обеспечит длительность его эксплуатации, надежность в пути и безотказную работу.Какие документы нужны для регистрации фаркопа в ГИБДД?Для регистрации ТСУ в ГАИ и получения свидетельства сначала нужно пройти техническую экспертизу.Этап 1. Предварительный осмотр в ГИБДДАвтовладелец должен посетить ГАИ и написать заявление на предварительную экспертизу конструкции машины, сдать в окошко документы и через определенный срок получить решение.В инспекцию нужно подать следующие бумаги:Заявку установленной формы (выдает ГАИ).ПТС (двухстороннюю копию).Документы на фаркоп.Свидетельство о регистрации легковой машины.Этап 2. Экспертиза после изменений с оценкой безопасностиНа автомобиль устанавливается ТСУ.Работу должен выполнять специализированный центр, который выдаст подтверждающие документы: акт выполненных работ, заявление-декларацию, копию сертификата соответствия.Владелец отгоняет авто на осмотр, где проверяют безопасность конструктивных изменений и оформляют диагностическую карту.Затем техэкспертизу проводит ГАИ и выдается свидетельство.Для его получения автовладелец предоставляет:Карту диагностики.Договор покупки ТСУ и иные документы.Сертификат на фаркоп.Декларацию от автосервиса.Заявление и вынесенное предварительной экспертизой решение.Когда установка фаркопа на легковой автомобиль запрещена - размер штрафаЗаконодательство запрещает устанавливать фаркоп на машину, если он не указан в качестве дополнительного оборудования в ОТТС.Копию документа можно запросить у дилерского центра или у завода-изготовителя авто. Ее получают фирмы, производящие или импортирующие в РФ автомобили.Оснащать авто фаркопом нельзя, если на нем запрещено использовать прицеп.Так, имея категорию «В», ездить с прицепом законно, если его масса не выше максимальной массы снаряженного авто. А разрешенные массы машины и прицепа в сумме не выше 3,5 тонны.В иных случаях, либо для применения тяжелого прицепа, необходима категория «Е».При осмотре машины с фаркопом инспектор может выписать штраф, если ТСУ:Нестандартное или неисправное.Закрывает госномер или оптику.Установлено в не предусмотренные производителем места.При возникновении проблем при постановке машины на учет из-за наличия фаркопа, следует попросить у сотрудника ГИБДД письменное объяснение того, почему он наложил запрет на регистрацию.На основании полученных разъяснений можно написать жалобу на имя начальника ГАИ.Штраф за ТСУ предусматривает ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Его размер составляет 500 р. Его можно оплатить с 50% скидкой. Это разрешает ст. 32.2 КоАП. Это можно сделать в течение 20 дней с даты его выписки.Все новые штрафы ГИБДД в 2017 годуВажно. Езда без регистрации конструктивных изменений авто подразумевает административную ответственность и повышает опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения.Можно ли избежать штрафа за фаркоп без его регистрации в ГИБДД?Можно ли избежать административного наказания?Не допустить выписки штрафа за наличие прицепного устройства автовладелец может несколькими способами:1. Сначала следует вести диалог с инспектором о том, что в ближайшем будущем все будет исправлено Попросить его ограничиться предупреждением. Законность этого подтверждает ст. 12.5 КоАП.Такая тактика особенно действенна, если водитель не нарушал ПДД за последние 6 месяцев или год.2. Использование съемного фаркопаПри этом трудно логически заявлять о том, что данные конструктивные изменения повлияют на вероятность и исход аварии.Любой разумный инспектор примет эту точку зрения, т. к. выступающий элемент отсутствует.3. ТСУ установлено заводом, либо для него имеются крепленияПри этом фаркоп не является конструктивным изменением автомобиля.4. Ссылка на п. 77 ТехрегламентаЕсли требования данного документа для авто выполнены - ТСУ сертифицировано для машины, на которой оно установлено - значит, тяговое устройство прошло оценку, и с ним можно ездить.Итак, при наличии фаркопа на него нужен сертификат соответствия Техрегламенту. Благодаря сертификату, сотрудник ГИБДД не сможет оштрафовать автовладельца.Если монтаж ТСУ не предусматривает конструктивных изменений машины, не закрывает номерной знак, его можно установить самостоятельно. Дополнительное оформление в ГИБДД не требуется.

Фаркопы – необходимый элемент для установки прицепов на автомобилях. Деталь представляет собой металлический крюк, на котором закрепляется тягово-сцепное устройство (ТСУ). С 2015 года вступил в силу Техрегламент ТР/ТС 018/2011, согласно которому, установка фаркопа приравнивается к модификации автомобиля и требует регистрации в ГИБДД. В то же время, регистрировать нужно не все изменения. В частных случаях установка не подлежит обязательному оформлению.

Необходимость в процедуре регистрации фаркопа полностью зависит от марки авто и заявленных производителем характеристик:

  • Если по документам на транспортном средстве уже установлен фаркоп в заводских условиях, никакой регистрации не нужно. Тяговое устройство, если оно подсоединяется к авто, нужно оформить.
  • Если производитель не предусматривал наличия фаркопа на кузове, водители просто приваривают крюк. Этот случай действительно считается модификацией автомобиля и подлежит обязательной регистрации в ГАИ.

Согласно актуальному техническому регламенту таможенного союза, модификации транспортных средств должны соответствовать требованиям безопасности. Чтобы не было проблем с самодельным фаркопом, некоторые автовладельцы покупают заводской крюк. К таким изделиям прикладывают соответствующие документы о безопасности, что упрощает регистрацию.

Регистрировать модификации достаточно трудно. Лучше всего обращаться в ГИБДД заблаговременно, до установки крюка. Если на автомобиле нет заводского фаркопа, установка подразумевает съем бампера, изменение конструкции задней части кузова. Такие усовершенствования достаточно серьезны. Водитель, отказавшийся регистрировать самоделку, рискует получить административное наказание.

Документы на фаркоп

Водителю нужно несколько раз обращаться в ГИБДД с разными пакетами документов до установки фаркопа и после нее. Предварительно понадобятся:

  • Заявление на бланке установленной формы;
  • Двусторонняя копия паспорта на автомобиль (оригинал также нужно предоставить);
  • Документы, подтверждающие соответствие фаркопа государственным требованиям безопасности и характеристикам;
  • Свидетельство о регистрации транспортного средства в ГАИ.

После установки фаркопа нужно еще раз посетить отделение ГИБДД, чтобы зарегистрировать совершенную модификацию. Задача инспекторов – проверить, что фаркоп установлен правильно, не представляет опасности для других участников движения. Пакет документов:

  • Карта диагностики автомобиля;
  • Договор о покупке прицепа, если есть;
  • Сертификат качества, подтверждающий качество фаркопа;
  • Декларация из сервисной мастерской;
  • Заявление о просьбе зарегистрировать модификацию от водителя;
  • Заключение экспертизы.

Диагностическую карту и экспертное заключение выдают в официальных сервисных центрах и мастерских. Дополнительно водителю выдается акт о завершении экспертной работы.

Где получить документы на ТСУ

Получать необходимые документы придется в нескольких инстанциях:

  • Сертификаты качества предоставляются в комплекте с фаркопами, если автовладелец покупает изделие, произведенное на заводе;
  • Самодельные фаркопы нужно дополнительно проверять на соответствие марке автомобиля, характеристикам, заключение можно получить в сервисе или у сотрудников ГИБДД;
  • Диагностическую карту также оформляют в сервисных центрах;
  • Бланки заявлений выдаются в ГАИ;
  • Технические паспорта на авто и прицеп должны быть у водителя на руках;
  • Договор на покупку ТСУ и крепежного элемента можно заменить квитанцией и гарантийным чеком.

Рекомендуется предварительно позвонить в ближайшее отделение, запросить информацию по необходимым документам и адресам, где их можно получить. В некоторых отделениях процедура осмотра и проведения экспертизы отличаются.

В каких случаях устанавливать нельзя?

Согласно ПДД, установка фаркопа не допускается в следующих случаях:

  • Деталь закреплена на кузове самостоятельно сваркой или самодельными болтами. Без специальной экспертизы использовать фаркоп опасно.
  • Изделие уходит далеко за пределы бампера авто. Машины, едущие за таким ТС, рискуют столкнуться с металлическим фаркопом.
  • Автомобиль относится к категории грузовых. На них не рекомендуется использовать прицепы, это создает опасность для всех участников движения.
  • На фаркоп нет документов. Соответственно, нет уверенности, что изделие соответствует государственным нормативам.

Езда с самодельными, не сертифицированными крюками незаконна. Если водителя остановит сотрудник ДПС и окажется, что фаркоп установлен неправильно или не соответствует регламенту, автовладельцу грозит административное наказание.

На что обратить внимание при покупке фаркопа?

Главное, что нужно внимательно отследить – наличие документов. Фаркоп обязательно должен быть сертифицирован. К нему прикладываются технический паспорт, сертификат соответствия. Дополнительно следует учесть:

  • Подходит ли фаркоп к марке авто;
  • Как его нужно будет закрепить на кузове;
  • Размеры, вес изделия;
  • Соответствие характеристик требованиям государства;
  • Подходит ли крюк для соединения с прицепом.

На некоторых марках установка крепежных изделий запрещается. Кроме того, нельзя использовать фаркопы неправильного размера, характеристик. Крепеж не должен мешать передвижению автомобиля, загораживать собой номерные знаки.

Как оформить установленный фаркоп?

Если крюк уже установлен, а документов на него нет и регистрировать водитель не начинал, следует предпринять несколько действий. На фаркопы, купленные у официальных производителей, бумаги можно восстановить. Для этого нужно связаться с компанией, поставляющей их на рынок:

  • Через официальный сайт;
  • В региональном отделении, если есть;
  • Заказным письмом на юридический адрес производителя.

Крупные компании идут на встречу владельцам продукции, высылают дубликаты бумаг. Если устройство самодельное или достать дубликаты документов не вышло, следует воспользоваться вторым способом:

  1. Если авто покупалось на вторичном рынке, можно связаться с предыдущим владельцем, попросить поискать сертификат на ТСУ крепеж;
  2. Обратиться в ГИБДД с заявлением о том, что автовладелец планирует зарегистрировать модификацию транспортного средства;
  3. Ездить на авто до того, как фаркоп зарегистрируется, не стоит, это повлечет штраф;
  4. Пройти все проверки, оформить документы соответствия характеристик крюка требованиям безопасности и качества;
  5. Документы не обязательно возить с собой, можно хранить дома.

Если оформить модификацию не получается, лучше снять изделие. Специально для таких случаев производят съемные фаркопы. Самодельный придется спиливать.

Ответственность за неоформленное ТСУ

Автовладельцы, эксплуатирующие транспорт с установленным незарегистрированным ТСУ, облагаются административным штрафом в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП). Выше уже говорилось, что возить документы на фаркоп с собой необязательно. Это так. Штрафы назначаются в следующих случаях:

  • Изделие не соответствует установленным образцам, самодельное, нет информации о том, что фаркоп зарегистрирован;
  • Устройство установлено неправильно или на автомобиле, на котором его установка запрещена (категория В);
  • Изделие закрывает обзор водителю или номера автомобиля.

Иногда у водителей получается избежать административного наказания, отделаться только предупреждением.

Как избежать штрафа?

Согласно ст. 12.5 КоАП РФ, наказание в форме предупреждения уместно, если:

  • Водитель обязуется зарегистрировать или удалить фаркоп с автомобиля в ближайшее время;
  • На кузове установлена съемная модель, которую легко убрать по необходимости;
  • Устройство установлено на заводе или на кузове есть заводские крепежи для установки крюка.

Также невозможно наложение штрафа в случаях, когда фаркоп уже зарегистрирован, прошел необходимые экспертизы.