Типы автомобилей: легковые, грузовые, внедорожники, тяжелая автомобильная техника. Назначение и классификация автомобилей Автомобили предназначены для перевозки грузов и пассажиров

Автомобиль - это самодвижущийся экипаж, предназначенный для перевозки по безрельсовому пути пассажиров, различных грузов или специального оборудования, а также для буксирования прицепов. В основу классификации и системы обозначения отечественных автотранспортных средств положены следующие признаки: вид автотранспортного средства (подвижной состав); основной технический параметр (масса, мощность или габаритные размеры); тип кузова; назначение; колесная формула; тип двигателя.

Автомобильный подвижной состав подразделяют на пассажирский, грузовой и специальный.

К пассажирскому подвижному составу относят легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы, к грузовому - грузовые автомобили, автомобили-тягачи, грузовые прицепы и полуприцепы с универсальными или специализированными надстройками для размещения груза.

Специальный подвижной состав охватывает автомобили, прицепы и полуприцепы с установленным на них специальным оборудованием, имеющие особое технологическое или иное назначение и выполняющие различные, преимущественно транспортные работы.

Пассажирские автомобили вместимостью до восьми человек, включая водителя, относят к легковым, а выше восьми человек - к автобусам.

Все автомобили в зависимости от типа и назначения подразделяются на классы, в соответствии с которыми они маркируются.

Каждая модель автомобиля, прицепа или полуприцепа имеет свое обозначение в зависимости от того, является она базовой или модификацией. Базовой называется основная модель, на основе которой выпускаются ее модификации.

Базовой модели автомобиля присваивается четырехзначный цифровой индекс, в котором первые две цифры означают класс, а две последующие цифры - модель автомобиля. При этом, первая цифра соответствует классу автомобиля (по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, полной массе для грузовых автомобилей и длине для автобусов); вторая цифра - эксплуатационному назначению автомобиля (1 - легковые; 2 - автобусы; 3 - грузовые бортовые автомобили; 4 - седельные тягачи; 5 - самосвалы; 6 - цистерны; 7 - фургоны; 8 - резерв; 9 - специальные автомобили). Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.

Модификацией называется модель автомобиля, отличающаяся от базовой некоторыми показателями (конструктивными и эксплуатационными), удовлетворяющими определенным требованиям и условиям эксплуатации. Например, модификации могут отличаться от базовой модели применяемым двигателем, кузовом, отделкой салона и др.

Модификации имеют пятизначный цифровой индекс, в котором пятая цифра означает номер модификации базовой модели.

Легковые автомобили по отечественной классификации разделены на пять классов в зависимости от рабочего объема цилиндров (литража) двигателя (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Классы легковых автомобилей в зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя

Маркировка легковых автомобилей производится следующим образом. Например, BA3-2105 и BA3-21053 означают: BA3 - Волжский автомобильный завод, цифры 21 - легковой автомобиль малого класса, цифры 05 - модель пятая (базовая), цифра 3 - третья модификация.

По международной классификации ЕЭК ООН легковые автомобили относятся к одной категории М1, так как они, независимо от их размеров и особенностей конструкции, должны удовлетворять одинаковым техническим требованиям.

С точки зрения потребителя, легковые автомобили могут иметь между собой весьма существенные отличия. В связи с этим европейский опыт классификации предлагает в качестве основного классификационного параметра легкового автомобиля использовать его габаритную длину. При этом автомобили общего назначения подразделяются на шесть основных классов, обозначаемых буквами латинского алфавита. Устанавливается следующее распределение автомобилей по классам (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Классы легковых автомобилей в зависимости от габаритной длины

Городские (габаритная длина до 3,5 м)

Кабриолеты и родстеры

Малый класс (габаритная длина от 3,5 до 3,9 м)

Кабриолеты и родстеры “премиум”

Малый средний класс (габаритная длина от 3,9 до 4,3 м)

Универсалы повышенной проходимости

Средний класс (габаритная длина от 4,3 до 4,6 м)

Легкие внедорожники полной массой до 2100 кг

Бизнес-класс (габаритная длина от 4,6 до 4,9 м)

Средние внедорожники полной массой до 3000 кг

Представительский класс габаритная длина свыше 4,9 м)

Тяжелые внедорожники полной массой свыше 3000 кг

Представительский “премиум” (габаритная длина свыше 4,9 м)

Минивэны

Купе “премиум”

Малые коммерческие

В случае совпадения габаритной длины с верхней границей диапазона автомобиль относится к более высокому классу.

В привычных для нас терминах автомобили класса А - относятся к особо малому, класса В - малому, классов С и D - среднему, класса Е - большому, класса F - высшему классу.

Существуют, однако, легковые автомобили более узкого назначения, использование для которых принятого критерия классификации нецелесообразно, поскольку он не отражает особенностей их потребительских качеств. Эти автомобили принято выделять в отдельные классы.

Специфика мощных высокоскоростных легковых автомобилей, называемых спортивными, учитывается выделением их в два класса G и Н, в которых они различаются уже в зависимости не от длины, а от стоимости.

Тип кузова легковых автомобилей определяется числом функциональных отсеков и конструктивным их исполнением. Кузова могут быть трех-, двух- и однообъемными. Трехобъемный кузов имеет моторный отсек, салон и багажник. У двухобъемного кузова салон и багажник объединены.

Автобусы по отечественной классификации разделены также на пять классов в зависимости от их длины (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Классы автобусов в зависимости от габаритной длины

Автобусы обозначаются следующим образом. Например, ЛИАЗ- 5256 означает: Ликинский автобусный завод, автобус большого класса, пятьдесят шестая базовая модель.

По назначению различают автобусы трех групп: городские, междугородние и дальнего следования.

По международной классификации ЕЭК ООН автобусы с точки зрения наличия разницы в технических требованиях разделены на две категории: М2 -- автобусы полной массой менее 5 т (маломестные) и М3 - автобусы полной массой свыше 5 т.

Грузовые автомобили по отечественной классификации разделены на семь классов в зависимости от их полной массы: первый класс (до 1,2 т), второй (свыше 1,2 до 2 т), третий (свыше 2 до 8 т), четвертый (свыше 8 до 14 т), пятый (свыше 14 до 20 т), шестой (свыше 20 до 40 т), и седьмой (свыше 40 т). При этом у грузовых автомобилей первая цифра индекса означает класс автомобиля, вторая цифра индекса показывает тип грузового автомобиля, третья и четвертая цифры - номер модели автомобиля, а пятая цифра (для модификаций) - номер модификации.

Например, ЗИЛ-4331 означает: Автомобильный завод им. Лихачева, грузовой автомобиль полной массой 8…14 т, бортовой, тридцать первая модель.

Грузовые автомобили могут быть общего назначения, специализированными и специальными.

Грузовые автомобили общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких без тары. Они имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ.

Специализированные грузовые автомобили служат для перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальными устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относят автомобили-самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы и самопогрузчики.

Специальные грузовые автомобили предназначены для выполнения разнообразных нетранспортных работ и операций. К ним относят автомобильные мастерские, краны, вышки, бетономешалки, а также автомобили, используемые в коммунальном хозяйстве (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.) и пожарные автомобили.

Специализированные и специальные автомобили изготовляют на базе грузовых автомобилей общего назначения.

В зависимости от назначения и нагрузок, приходящихся на ко- лесную ось, различают грузовые автомобили двух типов: дорожные и внедорожные. Автомобили первого типа предназначены для движения по дорогам общего пользования, второго типа - по специальным дорогам или на местности. В России существует деление грузовых автомобилей на две группы в зависимости от осевой нагрузки: до 60 кН и до 100 кН на ось. Эти автомобили соответствуют несущей способности дорог общей сети двух основных типов. Автомобили с осевой нагрузкой более 100 кН относятся к типу внедорожных.

Автомобили по общему числу колес и числу ведущих колес обозначают колесной формулой 4Ч2, 4Ч4, 6Ч6, 8Ч8 и т.д., где первая цифра соответствует числу колес автомобиля, а вторая - числу ведущих колес. При этом каждое сдвоенное ведущее колесо принимается как одно целое.

По международной классификации ЕЭК ООН грузовые автомобили делятся по полной массе на три категории: N1 - до 3,5 т; N2 - от 3,5 до 12 т и N3 - свыше 12 т.

В классификации по грузоподъёмности различают грузовые автомобили особо малые (до 0,75 т), малые (от 0,75 до 2,5 т), средние (от 2,5 до 5,0 т), большие (от 5,0 т до 10 т) и особо большие (свыше 10 т).

Прицепы и полуприцепы по отечественной классификации маркируются четырехзначным цифровым индексом, перед которым ставится буквенное обозначение завода-изготовителя. При этом для различных моделей прицепов (полуприцепов) даются следующие две первые цифры индекса из четырех: легковые - 81 (91), грузовые бортовые - 83 (93), самосвальные - 85 (95), цистерны - 86 (96), фургоны - 87 (97) и специальные - 89 (99).

Две вторые цифры индекса из четырех для прицепов и полуприцепов присваиваются в зависимости от их полной массы, в соответствии с которой прицепы и полуприцепы разделены на пять групп (табл. 1.4).

Маркируют прицепы и полуприцепы следующим образом. Например, прицеп-тяжеловоз ЧМЗАП-8390 означает: Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов, прицеп грузовой бортовой, полной массой свыше 24 т.

Таблица 1.4

Группы прицепов и полуприцепов в зависимости от их полной массы

По международной классификации ЕЭК ООН предусмотрено деление прицепного подвижного состава на четыре категории (табл. 1.5).

Современные автотранспортные средства классифицируются по разным признакам: литражу двигателя, грузоподъемности, вместимости, колесной формуле, осевой нагрузке, габаритным размерам; назначению, типу двигателя, типу кузова и т.д.

1.3.1. Маркировка двигателей

Маркировка (идентификационный номер) двигателей нанесена:

на двигателях мод. 402.10, 4021.10 и их модификациях на специ­альной площадке, расположенной с левой стороны двигателя, на бло­ке цилиндров между фланцами крепления бензинового насоса и приво­да распределителя зажигания;

на двигателе мод. 4062.10 и его модификациях на специальной обра­ботанной площадке, расположенной с левой стороны двигателя, на бло­ке цилиндров, над бобышками крепления передней опоры двигателя.

В маркировке двигателей применяются буквы латинского алфави­та (кроме букв I, О, Q) и арабские цифры.

Буквы и цифры наносятся с помощью клейм ударным методом.

Маркировка состоит из двух составных частей: описательной и указательной.

Описательная часть маркировки состоит из шести знаков и имеет следующую структуру.

На первом месте стоит сокращенное цифровое обозначение моде­ли двигателя базовой комплектации. Если обозначение модели двига­теля включает менее шести цифр, то на незаполненных местах послед­них знаков (справа) выбиты нули. Например: "402000"; "402100"; "406200".

Для отражения варианта комплектности двигателя, отличной от базовой, применяется условный буквенный код данной комплектнос­ти, который расположен на последнем знаке (справа). Условный код комплектности присваивает предприятие-изготовитель (ЗМЗ).

Например: "40200G"; 40620F" и др.

Указательная часть маркировки состоит из восьми знаков (цифр и букв).

Первый знак - условный буквенный код года выпуска двигателя (V-1997;W-1998:X-1999).

Второй знак - условный цифровой код сборочного цеха (конвейе­ра), собравшего двигатель (О, 1, 2...).

Последующие знаки - порядковый номер двигателя, присвоенный предприятием-изготовителем (ЗМЗ). На незаполненных местах указа­тельной части маркировки выбиты нули.

Например: "W1002774", где

1 - код сборочного цеха (конвейера);

2774 - номер двигателя.

В начале и конце маркировки, а также между ее составными частя­ми выбит разделительный знак - пятиконечная звезда.

Пример маркировки: *40200G*W1002774*; 40620F*W4000774*

По величине массы и осевой нагрузки (весу, приходящемуся на ось), а также габаритным размерам (высоте, ширине, длине) все АТС делятся на две группы: дорожные и внедорожные.

Дорожные автомобили - это АТС, предназначенные для эксплуатации на дорогах общего пользования. Осевые нагрузки и габариты таких автомобилей соответствуют определенным ограничениям, которые учитываются при проектировании и строительстве дорог и дорожные сооружений.

Автомобили, выходящие за указанные ограничения, относятся к внедорожным . Они эксплуатируются вне дорог общего пользования.

Примерами внедорожных автомобилей являются карьерные автомобили самосвалы: БелАЗ – 75404, БелАЗ - 75553, БелАЗ - 75131, БелАЗ - 75303 и др.

По назначению автомобили классифицируются на транспортные и специальные (рис.1.1). При этом назначение АТС и некоторые конс­труктивные особенности согласно ОН 025.270-66 отражаются в их обозначении (индексации).

КамАЗ-5320: КамАЗ - условное на­именование Камского автомобильного завода; 5 - класс, грузовик полным ве­сом свыше 14 до 20 т (у КамАЗ-5320 около 15 т); 3 - вид, бортовые грузо­вики; 20 - порядковый номер модели.

Казалось бы, все просто. Но как быть с машинами, разработанными на базе той или иной основной модели? Напри­мер, с автомобилями повышенной и вы­сокой проходимости, модификациями легковых машин с кузовом «универсал», такси со специальным кузовом? В соот­ветствии с отраслевой нормалью они считаются не модификациями основной модели (то есть не приобретают пятого знака в индексе), а получают самостоя­тельные третью и четвертую цифры, - короче, рассматриваются как отдельные модели. А вот санитарные машины, соз­данные на базе автомобилей с кузовом «универсал», рассматриваются как моди­фикации последних и, таким образом, имеют пятизначный индекс. Наконец, са­нитарным автомобилям на базе грузо­вых шасси присваиваются из соответст­вующих классов индексы специальных машин.

Появление новой модели автомобиля, которой дается самостоятельный ин­декс, - это прежде всего изменение одного из основных параметров ее ха­рактеристики - полного веса, рабочего объема двигателя, колесной формулы, эксплуатационного назначения, а также кузова. В этом случае речь идет о тре­тьей и четвертой цифрах индекса. Основ­ным автомобильным заводам выделена группа по 10-12 цифр, которые служат для нумерации базовых моделей. При этом нормаль рекомендует сохранять по возможности третью и четвертую цифры индекса (то есть номер модели) при обозначении остальных видов спе­циализированных и специальных автомо­билей на их базе, Например: седельно­му тягачу, спроектированному на базе грузовика, обозначенного 0301, присва­ивается индекс 0401, самосвалу - 0501, автомобилю-цистерне - 0601, автомо­билю-фургону - 0701 и специальной машине - 0901.

А как быть с автопоездами? Их обоз­начение должно состоять из условного наименования предприятия, выпускаю­щего тягач, тире, индекса модели тяга­ча, дефиса и индекса модели полупри­цепа. Например: КамАЗ-5320-8350.

Теперь несколько слов о пятизначных и шестизначных индексах. Модификация автомобиля означает совокупность качественных изменений, вносимых в конструкцию базовой модели, ограничивающую или расширяющую область ее при­менения в эксплуатации. Она обознача­ется в индексе базовой модели при­бавлением пятого знака в нарастающем порядке. Первая модификация получит индекс 00001, вторая - 00002 и т. д., а девятая (последняя) - 00009. Так, длиннобазная модификация грузовика КамаЗ-5320 имеет обозначение КамАЗ-53202. Если появится десятая мо­дификация, допускается присвоение ей нового индекса модели с цифрой 1 в знаке модификации.

А как обозначаются модернизирован­ ные автомобили и вариантные исполне­ ния? Модернизация (сумма усовершен­ствований), не изменяющая параметров автомобиля, указанных в его техниче­ской характеристике, не находит отра­жения в его индексе. Модернизация, значительно изменяющая отдельные па­раметры, характеристику и внешний вид машины, с появлением вариантного ис­полнения отражена в двухзначном циф­ровом «суффиксе». Так, обозначение мо­дернизированного варианта модели со­ставляется из условного наименования предприятия-изготовителя, тире, четы­рехзначного индекса, дефиса и цифро­вого двухзначного «суффикса» вариант­ного исполнения.

Экспортным вариантам присваивается однозначное цифровое обозначение в виде шестого знака индекса модели. При отсутствии модификации пятым знаком индекса модели будет ноль. За экспортными вариантами изделий устанавливаются следующие цифры: 6- экспортный вариант; 7 - экспортный ва­риант для тропического климата; 8, 9 - резерв для других экспортных вариан­тов;

Обозначение эксперимен­ тальных автомобилей и их вариантов. Им присваивается индекс модели в ус­тановленном порядке. Рекомендуется ставить впереди индекса модели букву Э для первого варианта экспериментально­го образца, 2Э для второго и т. д. При окончательном уточнении и утвержде­нии конструкции знаки Э, 2Э и т. д. из индекса устраняются, и сам он остается без изменений.

Нормаль на классификацию и систему обозначения авомобилей позволяет по индексу получить краткое точное пред­ставление об автомобиле и его назначе­нии. Думаем, что знакомство с этой си­стемой будет полезно для любого авто­мобилиста.

Рис. 1.1. Классификация АТС по назначению

Транспортные автомобили - это АТС, предназначенные для перевозки грузов и (или) пассажиров, т.е. выполнения транспортной ра­боты. Они делятся на пассажирские, грузовые и грузопассажирские.

Пассажирские автомобили включают два вида: 1 - легковые; 2 - автобусы. Грузовые автомобили делятся на 2 большие группы: об­щего назначения и специализированные (рис.1.1). Автомобили общего назначения имеют, как правило, открытую грузовую бортовую платформу (часть автомобилей имеет Сортовые платформы, закрытые тентом) и предназначены преимущественно для транспортирования штучных (тарных) грузов, т.е. грузов, размещаемых на поддонах, в контейнерах малой грузоподъемности, в мешках, ящиках и другой таре. Они включают в себя два вида автомобилей: 3 - бортовые; 4 - седельные тягачи. Последние служат исключительно для буксировки полуприцепов и не имеют платформы для размещения грузов. Все остальные транспортные автомобили относятся к специализирован­ным, т.е. таким, которые рассчитаны на определённые виды грузов. Специализированные автомобили делятся на 4 вида:

5 - самосвалы (для перевозки насыпных и навалочных грузов);

6 - цистерны (для перевозки жидких, газообразных грузов и некоторых видов сыпучих грузов):

7- фургоны (для перевозки грузов, нуждающихся в защите от неблагоприятного или вредного воздействия внешней среды);

8 - резерв;

Использование специализированных автомобилей имеет целью обеспечить повышенную сохранность груза и (или) сократить время погрузочно-разгрузочных работ.

Грузопассажирские автомобили предназначены для перевозки как пассажиров, так и грузов.

Специальные автомобили в отличие от транспортных не пред­назначены для перевозки грузов или пассажиров, т.е. выполнения транспортной работы, а используются для перемещения специального оборудования, которое монтируется на шасси и предназначено для выполнения различных технологических операций. К таким автомоби­лям относят автокраны, автомастерские, пожарные автомобили, ра­диостанции, измерительные лаборатории, спортивные и т.п. Все специальные автомобили относят к 9-му виду.

Таким образом, все АТС по назначению делятся на 9 видов.

Легковые автомобили, автобусы и грузовые автомобили, кроме того, делятся на классы. При этом основными классификационными признаками являются:

а) для грузовых автомобилей - полная масса;

б) для автобусов - габаритная длина;

в) для легковых автомобилей - рабочий объем двигателя (т.е. "литраж") и "сухая" масса.

Грузовые автомобили по величине полной массы делятся на семь классов; к восьмому классу отнесены все прицепы, независимо от их полной массы, а к 9-му - полуприцепы (табл.1.1).

Под полной массой грузового автомобиля понимается масса снаряженного автомобиля с номинальной полезной нагрузкой, дополнительным снаряжением, с водителем и пассажирами в кабине.

Таблица 1.1

Классы автомобилей

Показа­тели

Классы автомобилей

Грузо­вые

Полная масса

Свы­ше 40

При­цепы

Полу при­цепы

Легко­вые

Литраж (л)

3,5 и более

Авто­бусы

Габарит­ная дли­на (м)

16,5 и бо лее

М а = М о + М грн + М Д + М э (1.1)

где М 0 = М с + М 3 + М с - собственная масса автомобиля;

М с - "сухая" (конструктивная) масса автомобиля:

М Э - масса заправки (топлива, охлаждающей жидкости, мотор­ного и трансмиссионного масла);

М с - масса снаряжения (комплект ключей, запасных частей и принадлежностей);

М грн - номинальная масса груза;

М Д - масса дополнительного снаряжения (шанцевый инструмент, цепи противоскольжения, огнетушитель);

М э, - масса экипажа.

М э = ( m 4+ m 6 к, (1.2)

где m 4 - расчетная масса одного человека;

m 6 - расчетная масса багажа;

П к - вместимость кабины (включая место водителя).

Полная масса пассажирского АТС определяется по формуле

М а = М о + М грн + ( m 4+ m 6 Н + М Д (1.3)

где П Н - номинальная вместимость автомобиля (общее число мест для пассажиров, обслуживающего персонала и водителя),

Расчетная масса водителя грузового автомобиля и единицы обслуживающего персонала автобуса составляет 75 кг. а масса во­дителя и пассажиров легкового автомобиля и автобуса - 68 кг. Расчетная масса багажа принимается равной:

23 кг - для междугородных и туристских автобусов;

13 кг - для автобусов местных линий;

3 кг - для автобусов пригородных линий;

0 кг - для грузовых и легковых автомобилей и городских автобусов.

Номинальная вместимость представляет собой сумму мест для пассажиров, обслуживающего персонала (экскурсоводы, кондукторы, медицинские работники и т.п.) и водителя, т.е.

П Н = П n + П о +1=(П сил + П ст )= П о +1. (1.4)

где П n - число мест для пассажиров;

П сил, П ст - соответственно число мест для сидящих и стоящих пассажиров;

П о - число мест для обслуживающего персонала.

В отечественной и зарубежной автомобильной промышленности, в части установления требований к конструкциям и методам испыта­ний, широко используется международная классификация АТС, приня­тая в Правилах ЕЭК ООН. Она учитывает назначение и массу АТС. Согласно этой классификации все АТС в зависимости от назначении делятся на 3 категории: M - пассажирские автомобили; N - грузовые автомобили; 0 - прицепы и полуприцепы.

Каждая из трех указанных категорий в зависимости от коли­чества мест для пассажиров и полной массы имеет свои градации.

Пассажирские АТС:

M 1 - имеющие, помимо мест водителя, не более 8 мест для сидения

M 2 - имеющие, помимо мест водителя, не более 8 мест для сидения и полную массу до 5 т;

M 3 - то же. но полную массу свыше 5 т.

Грузовые автомобили:

N 1 - полной массой до 3.5 т;

N 2 - полной массой свыше 3,5 т. но не более 12 т;

N 3 - полной массой свыше 12 т;

Прицепы и полуприцепы:

О 1 - одноосные прицепы полной массой менее 0.75 т;

О 2 - прицепы и полуприцепы полной массой от 0.75 до 3.5 т;

0 3 - то же, но полной массой свыше 3.5. но не более 10 т;

О 4 - то же. но полной массой свыше 10.0 т.

В последние десятилетия стало правилом создавать семейства автомобилей для удовлетворения потребностей народного хозяйства страны в автомобилях разного типа и назначения.

Семейства - это совокупность (ряд) различных по своему наз­начению и параметрам моделей и модификаций автомобилей, которые производятся на основе унифицированных основных узлов и агрега­тов (ведущих мостов, коробок передач, двигателей, кабин и др.)

Условное наименование семейства и индексации, входящих в не­го моделей и модификаций автомобилей производят на основе так называемой "базовой" модели.

Базовая модель - это основная модель семейства, преобладаю­щая часть узлов и агрегатов которой используется для создания других автомобилей семейства.

Производная модель - это модель автомобиля, в котором ис­пользуются основные агрегаты и узлы базовой модели автомобиля, и эксплуатационные свойства или назначение которого отличаются от базовой модели. Пример: бортовой автомобиль общего назначения НДЗ-5336 - базовая модель, седельный тягач МАЗ-5432 - производ­ная модель. Отметим, что производные модели при их индексации получают другой номер, отличный от базовой модели.

От производной модели следует отличать модификацию.

Модификация модели - это изделие, отличающееся от базовой модели некоторым эксплуатационными параметрами, областью приме­нения или конструктивным исполнением отдельных частей.

Модификация модели отмечается 5-ой цифрой (от 1 до 9) в ин­дексации. Пример: МАЗ-6422 - седельный тягач: МАЗ-64221 - моди­фикация седельного тягача МАЗ-6422. отличающаяся повышенной мощ­ностью двигателя.

Модель или модификация могут быть выполнены в различной комплектаций, т.е. с разной номенклатурой второстепенных составных частей, которые не влияет существенно на параметры автомоби­ля и область его применения.

Для изменения тех или иных эксплуатационных свойств и повышения конкурентоспособности автомобиль может быть изготовлен в нескольких вариантах.

Северный вариант предусматривает повышенную мощность систе­мы отопления кузова и салона, наличие предпускового подогревате­ля двигателя и другие конструктивные меры, направленные на повы­шение приспособленности автомобиля к работе в условиях севера.

Тропический вариант также имеет целью приспособить автомо­биль к работе в специфических климатических условиях тропиков и субтропиков (усиленное антикоррозионное покрытие, герметизация салона или кабины от попадания влаги и пыли и т.п.).

Экспортный вариант отличается от обычного автомобиля повы­шенным качеством изготовления кабины (салона), кресел (сидений), приборной панели и т.п. а также наличием некоторых дополнитель­ных устройств и приспособлений, обеспечивающих в основном повы­шение комфортабельности, улучшение внешнего вида, топливной эко­номичности и безопасности.

Тракторный транспорт. Этот вид транспорта занимает в сельско­хозяйственном производстве второе место по значимости, на его долю приходится 20...27 % перевозимых грузов.

Тракторный транспорт используют преимущественно на внутри-усадебных и внутрихозяйственных перевозках в сложных дорож­ных условиях.

На транспортных работах применяют в основном колесные тракторы и самоходные шасси типа Т-16М, Т-25А, Т-40М(АМ), МТЗ-160 и другие модификации, а также Т-150К, К-744, кото­рые заняты на этих работах более 50 % времени в году.

Гусеничные тракторы используют на транспортных работах толь­ко в условиях бездорожья и на короткие расстояния.

Тракторные прицепы в зависимости от назначения разделяют на универсальные и специальные, а по числу осей - на одно-, двух- и трехосные.

Наибольшее распространение получили одноосные тракторные прицепы типа 1-ПТС-2 и 1-ПТС-4 грузоподъемностью соот­ветственно 2000 и 4000 кг, а также двухосные прицепы типа 2-ПТС-4-887Б (грузоподъемностью 4000кг) и 2-ПТС-6-8526 - с грузоподъемностью 6000 кг. Прицепы грузоподъемностью 4000 и 6000 кг агрегатируют в основном с тракторами типа МТЗ-80.

Полунавесной двухосный прицеп ММЗ-771Б грузоподъемнос­тью 9000кг агрегатируют с тракторами типа Т-150К и К-744, а трехосные прицепы 3-ПТС-12Б грузоподъемностью 12000кг - с трактором типа К-744. Все тракторные прицепы оборудованы гид­роподъемниками для разгрузки.

Устройство современного грузового автомобиля.

Современные грузовые автомобили могут

двигаться без помощи водителя

Виды и классификация автотранспортных средств

Классификация автомобилей осуществля-ется по следующим признакам:

Вид автотранспортного средства;

Основном технический параметр

(масса, мощность или габаритные размеры);

Назначение;

Автомобильный подвижной состав подразделяют на разновидности автомобилей:

Пассажирский

(легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы)

Грузовой

(гру-зовые автомобили, автомобили-тягачи, грузовые прицепы и полуприцепы с универсальными или специализированными надстройками для размеще-ния груза)

Специальный (скорая помощь, милиция, пожарная автомобили)

Специализированный (прицепы и полуприцепы с уста-новленным специальным оборудованием, имеющие технологическое или другое назначение и выполняющие различные, преимущественно нетранспортные, работы)

Пассажирские автомобили (вместимость до восьми человек, включая водителя) называются легковыми , свыше 8 человек автобусом.

После изучения классификации автотранспортных средств обратите внимание на компоновочные схемы автомобилей , что даст общие понятия о компоновке механизмов и агрегатов на автомобиль и поможет вам разобраться в .

Классификация автотранспортных средств, легковых автомобилей, разновидности кузова автомобиля

Легковые автомобили по рабочему объему цилиндров двигателя делится на следующие классы:

Особо малый (до 1,2 л);

малый (1,2-1,8 л);

Средний (1,83,5 л);

Большой (3,5 л и более);

Высший (не регламентируется).

Автобусы подразделяются по габаритным размерам, - длине на следующие классы:

Особо малый (до 5 м);

Малый (6—7.5 м);

Средний (8,0-9,5 м);

Большой (11-12 м);

Особо большой (16,5 и более метров).

Классификация грузовых автомобилей с бортовой платформой определяется по грузоподъемности:

Особо малый (менее 1т);

Малый (1 — З т);

Средний (3—8 т);

Большой (8—15 т);

Особо большой (15—26 т);

Сверх особо большой (свыше 26 т).

Специальные автомобили выполняют преимущественно нетранспорт-ные работы. К ним относят пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными, буровыми установками, автокраны, уборочные, авто-мобили скорой медицинской помощи.

Специализированные автомобили учитывают специфику груза (сыпу-чие, жидкие, крупногабаритные и т. д.). К ним относятся: самосвалы, фур-гоны, цистерны, панелевозы, контейнеровозы и т.д.

Автомобили дня буксирования прицепов и полуприцепов называются автомобилями-тягачами.

Автомобиль-тягач или стандартный грузовой автомобиль вместе с од-ним или несколькими прицепами образуют автопоезд .

По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили обычной и повышенной проходимости.

Автомобили по общему числу колес и ведущих колес обозначают колесной формулой, где первая цифра — число колес автомобиля, вторая чис-ло ведущих колес.

Каждое сдвоенное ведущее колесо считается как одно целое. Например, колесной формулой 4x2 обозначен двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ЗИЛ-431410), 6x6 — трехосный автомобиль со всеми веду-щими осями (ЗИЛ-131), 6x4 — трехосный автомобиль с двумя ведущими осями (КамАЗ).

По роду потребляемого топлива и типу двигателя автомобили подразде-ляются на бензиновые, дизельные, работающие на альтернативных топливах (газогенераторные, газобаллонные, электрические (электромобили), па-ровые, газотурбинные, а также автомобили с комбинированными силовы-ми установками, например двигатель внутреннего сгорании (ДВС) электрический двигатель.

Каждой модели автомобиля (прицепа, полуприцепа) присваивается ин-декс, состоящий из четырех цифр.

Первая цифра обозначает класс автомобиля (прицепа, полуприцепа), по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для ав-тобусов и по полной массе для грузовых автомобилей.

В основу деления классов на виды положен признак эксплуатационно-го назначения автомобиля. Установлены следующие виды автомобилей (прицепов, полуприцепов) по второму знаку четырехзначного цифрового индекса модели:

1 — легковые;

2 — автобусы;

3 _ грузовые бортовые;

4 — седельные тягачи (резерв);

5 — самосвалы;

6 — цистерны;

7 — фургоны;

8 — резерв;

9 — специальные.

Третья и четвертая цифры обозначают номер базовой модели.

Разнообразие средств передвижения значительно затрудняет их учёт. Чтобы облегчить работу служб контроля за автомобильной техникой, была введена определённая классификация, учитывающая различные модели машин и распределяющая их по категориям. Это помогает в работе различных автошкол по подготовке водителей, позволяет быстро расшифровать цифро-буквенные обозначения моделей, а также способствует розыску определённых типов авто с целью выбора или для лёгкого визуального обнаружения инспектором ДПС, например.

Мировая практика классификации

Несмотря на глобализацию, нет единого мирового разделения транспортных средств на виды машин. Причины этого кроются в историческом развитии автомобилестроения, государственном строе и рыночной обстановке в различных регионах земли.

К примеру, в Европе, где давно сложилась общая экономическая зона, приняты буквенные обозначения классов авто. Также собственная производственная классификация существует у различных специализированных отраслей, тесно связанных с автомобилями, к примеру, у автомойщиков и организаций, предоставляющих машины напрокат. В любом случае любое разделение на типы или классы является довольно условным в рамках широкого ассортимента выпускаемых моделей.

Однако принятая ещё в Советском Союзе в 1966 году система, разделяющая виды автомобилей по разным признакам, до сих пор используется в России. Некоторые производители в условиях рынка несколько отклоняются от установленных норм, но в целом система вполне актуальна для современного автомобилестроения.

Основное деление по назначению

Принципы распределения автомобилей по типам для каждого вида свои, но есть общее разделение на виды машин по целям их производства и основным способам использования.

  • Пассажирские авто. Это машины, основной полезный объём которых предназначен для перевозки людей. Сюда относятся всевозможные легковые модели, а также в качестве отдельной категории включены автобусы. Отдельно, потому что права на вождение автобуса требуют дополнительного обучения и повышенного внимания вследствие крупных габаритов транспортного средства и ценности человеческой жизни.

  • Грузовые авто. Отсек для перевозки полезного груза в таких моделях занимает значительную часть всего объёма автомобиля - зачастую более половины. Сюда же относят седельные тягачи, не обладающие собственным грузовым отсеком, но способные перевозить груз в прицепах.
  • Грузопассажирские авто. Гибридные модели или грузовые машины, оборудованные местами для людей в грузовом отсеке. Чаще всего они создаются как модификации грузовых или легковых авто, а классифицируются вместе с теми моделями, на базе которых были спроектированы.
  • Машины специального назначения. Эта группа включает в себя множество самого различного транспорта, оборудованного для выполнения определённых технических или производственных задач. Создаются на базе легкового и грузового автотранспорта, отличаются тем, что большую часть полезного объёма занимает спецтехника и оборудование.

Марка авто

Этот параметр классификации указывает на производителя транспортного средства. Только на территории бывшего Советского Союза насчитывается более двух дюжин крупных автозаводов и предприятий, выпускающих авто под своей маркой. В названии модели чаще всего марка идёт впереди.

Легковые модели машин

Согласно принятой в СССР отраслевой нормали 025270-66, легковые авто классифицируют по объёму двигателя. Это отражается в названии модели транспортного средства, а именно в первой цифре:

  1. Малолитражки, рабочий объём двигателя которых не превышает 1,2 л.
  2. Класс малых легковых авто включает в себя машины с двигателем 1,2-1,8 л.
  3. Личный легковой автомобиль среднего класса оборудован двигателем до 3,5 л.
  4. Большие легковые авто, объём двигателей которых превышает 3,5 л.
  5. Высший класс не регламентируется по рабочему объёму двигателя.

Дополнительно легковые модели принято разделять по типу кузова - так их легче визуально различать между собой. Форма кузова может быть отражена в названии марки начиная с пятой цифры, которая указывает на модификацию. Основные типы кузова:

  • Купе.
  • Универсал.
  • Седан.
  • Хэтчбек.
  • Пикап.
  • Кабриолет.
  • Внедорожник.
  • Кроссовер.
  • Лимузин.

Грузовые виды автомобилей

Такие автомобили сложнее классифицировать по рабочему объёму двигателя, поэтому для них определяющим параметром является грузоподъёмность — максимально разрешённый вес полезного груза.

  • Особо малые грузовики могут перевозить до 1 т груза.
  • Малый грузовой транспорт способен справиться с весом до 3 т.
  • Средний класс для грузов до 8 т.
  • Большой - до 15 т.
  • Особо большой может транспортировать до 26 т груза.
  • Сверхбольшой класс не регламентирует максимальную грузоподъёмность.

По полному весу вместе с полезным грузом такие машины разделяют на 3 группы: до 3,5 т, 3,5-12 т и свыше 12 т. Это разделение актуально при переезде через мосты, насыпи и другие участки дорожного покрытия недостаточной прочности. По форме и назначению кузова грузовые транспортные средства делятся на самые разнообразные виды машин, включая специальные для определённых типов груза. Также грузовики обычно делят по количеству осей (от 2 до 5).

Классификация автобусов

Пассажирские транспортные средства, оборудованные более чем 9 местами для сидения, включая водительское, относят к автобусам. К ним применяют особую классификацию в зависимости от габаритных размеров, а именно длины. Различают 5 классов: от малых, до 5 м в длину, до особо больших, длиной до 24 м.

Спецтранспорт

Классификация такого транспорта имеет свою специфику, поскольку автомашины разного назначения имеют отличающиеся параметры. Разделение на виды машин существует, но относится оно только к той области или сфере, где применяется автомобиль. Например, автомобиль скорой помощи выпускается 3 классов в зависимости от встроенного оборудования, назначение которого от обычной перевозки больных до реанимационных действий медицинской бригады в процессе перевозки. Сюда же относятся различная сельхозтехника, классификация которой вследствие универсальности большинства моделей значительно затруднена.

У этого термина существуют и другие значения, см. Классификация (значения). Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авт … Википедия

Классификация легковых автомобилей и грузопассажирских на их базе. Существует несколько систем классификации легковых автомобилей. Содержание 1 СССР, Россия и частично СНГ 2 Европа … Википедия

- – существует несколько систем классификации масел: по вязкостно температурным свойствам – в настоящее время единственной признанной во всем мире системой классификации транспортных масел по вязкости является спецификация SAE; по… … Автомобильный словарь

- … Википедия

Компьютерные игры в основном классифицируются по жанрам, а также по количеству игроков. Вследствие того, что критерии принадлежности игры к тому или иному жанру не определены однозначно, классификация компьютерных игр недостаточно… … Википедия

Список терминов, связанных с автогонками, и их кратких определений. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч … Википедия

Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/8 декабря 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно … Википедия

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

Книги

  • , Огороднов Сергей Михайлович, Орлов Лев Николаевич, Кравец Владислав Николаевич. В учебнике приведены конструкции механизмов и систем автомобилей и тракторов, описаны их устройство и работа, представлены кинематические схемы узлов и агрегатов. Подробно рассмотрены…
  • Конструкция автомобилей и тракторов. Учебник , Уханов А.П.. В учебнике приведена классификация, маркировка и описание общего устройства автомобилей и тракторов. Подробно рассмотрены вопросы, связанные с устройством и принципом действия поршневых…