Общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях. Основные правила личной безопасности детей и подростков
ГКУ СО «Исаклинский РЦД и ПОВ «Детство»
ТЕМА: «Правила личной безопасности детей в опасных для жизни ситуациях»
Памятка для детей и родителей
Правила личной безопасности.
Подготовила социальный педагог Елшанская Ю.Г.
Предупреждать детей об опасности – обязанность родителей.
Внушите своим детям шесть «не» :
1.Не открывай дверь незнакомым людям.
2.Не ходи никуда с незнакомыми людьми, как бы они не уговаривали и чтобы интересное не предлагали.
3.Не разговаривай с незнакомыми и малознакомыми людьми, не бери от них подарки.
4.Не садись в машину с незнакомыми.
5.Не играй на улице с наступлением темноты.
6.Не входи в подъезд, лифт с незнакомыми людьми.
Напоминайте , чтобы подростки соблюдали следующие правила:
Уходя из дома, всегда сообщали, куда идут и как с ними можно связаться в случае необходимости;
Избегали случайных знакомств, приглашений в незнакомые компании;
Сообщали по телефону, когда они возвращаются домой.
Следите за тем, с кем общается ваш ребенок и где он бывает. Нет ли среди его знакомых сомнительных взрослых людей или подверженных криминальному влиянию сверстников. Постарайтесь изолировать от них ребенка.
Смотрите, чтобы ваш ребенок не пользовался сомнительной литературой и видеопродукцией . Ограничьте и сделайте подконтрольным общение ребенка в интернете.
Поддерживайте с детьми доверительные дружеские отношения . Не запугивайте ребенка наказаниями.
При совершении любого преступления (правонарушения) при первой же возможности необходимо обратиться в органы внутренних дел. При этом следует помнить, что чем раньше пострадавший или свидетель обратится в милицию, тем больше шансов найти и задержать преступника. Желательно, чтобы кроме времени и места совершения преступления, были сообщены данные (приметы) преступника и сведения о похищенных вещах.
Вызвать полицию со стационарного телефона можно, набрав номер «102», с сотового – «102», «002» или «020». Оператор службы «112» также может соединить с полицией.
Правила безопасности
Если хотите, чтобы ребенок соблюдал правила безопасности, научитесь сами их соблюдать. Показывайте детям свои положительные поступки – например, соблюдая правила дорожного движения. Объясните своим детям, что у всех людей есть права, такие, например, как право дышать, которые нельзя отнять. И у детей есть такие права:
1. Быть невредимым.
Скажите детям, что никто не может отнять у них право быть невредимыми.
2. Защищать своё тело.
Дети должны знать, что их тело принадлежит только им, особенно те места, которые не принято показывать.
3. Сказать «нет».
Большинство детей учат беспрекословно слушаться взрослых. Это опасно. Объясните детям, что они имеют полное право сказать «нет» кому угодно, если этот человек пытается причинить им вред.
4. Защищаться от хулиганов.
Обычно хулиганы задирают подростков. Скажите детям, чтобы они звали на помощь друзей или отвечали «нет» без драки и шли к взрослому. Хулиганы трусливы, и твердое, громкое «нет» от группы детей, сопровождаемое угрозой позвать взрослых, часто отпугивает их. В случае реальной физической опасности детям зачастую приходится уступать требованиям хулигана. Иногда дети вступают в драку, защищая свое имущество из страха перед тем, что может случиться, если они вернутся домой без него. «Мама меня убьет, если я позволю хулиганам забрать мой велосипед. Он стоил огромных денег». Объясните детям, что важнее всего в таких случаях думать о собственной безопасности.
5. Рассказывать.
Объясните детям, что вне зависимости оттого, что именно произошло, вы на них не рассердитесь и хотите, чтобы они рассказывали вам о любом происшествии. Дети тоже могут чересчур щадить своих родителей и не сообщать каких-то пугающих подробностей, думая об их чувствах.
6. Доверять.
Когда детям говорят, чтобы они шли за помощью к взрослым, дети должны знать, что им поверят и их поддержат. Хотя иногда хочется воскликнуть «Я же тебе говорил», это не поможет ребенку справиться с проблемой. В другой раз он может просто ничего не сказать. Это особенно касается нападений на сексуальной почве, поскольку дети очень редко лгут в таких случаях. Если рассказу ребенка не верят, чувство оскорбленности может сохраниться на долгие годы, и при этом ребенок будет страдать от сознания собственной вины.
7. Не держать секретов.
Растлители малолетних часто говорят детям, что поцелуй или прикосновение «будет нашим секретом». Ребенка, наученного всегда хранить тайну, это приведет в замешательство. Объясните детям, что некоторые вещи НИКОГДА нельзя держать в тайне, даже если они обещали хранить секрет.
8. Отвергать прикосновения.
Объясните детям, что они могут сказать «нет» или согласиться, когда кто-нибудь хочет их поцеловать или обласкать, но никто не должен просить держать эти прикосновения в секрете. Детям часто не нравится, когда их обнимают или целуют, но это должно решаться по принципу выбора, а не страха. Их нельзя заставлять обнимать или целовать кого-нибудь.
9. Не разговаривать с незнакомыми.
НИКОГДА не следует заводить разговор с незнакомыми людьми. Поскольку порядочные взрослые и подростки сами никогда не подойдут к ребенку на улице (если только он не заблудился и не плачет), научите детей не обращать внимания на приставания посторонних. При этом дети вовсе не должны быть грубыми, они могут просто сделать вид, что не слышат, или быстро уйти или убежать. Скажите детям, что не будете на них сердиться, если они откажутся разговаривать с незнакомыми, и что вы хотите знать, если такое произойдет.
10. Нарушать правила.
Скажите детям, что разрешаете им нарушать какие угодно правила, если им нужно постоять за себя, и что всегда будете на их стороне, если им придется это сделать, чтобы остаться невредимыми. Например, можно убегать, кричать, поднимать панику, даже врать или лягаться, чтобы избежать опасности.
СОВЕТЫ ДЕТЯМ
Не открывайте дверь, если вы дома одни.
Не говорите никому по телефону, что вы остались дома одни. Скажите, что мама перезвонит, что она сейчас в ванной, или придумайте еще какой-нибудь повод.
Всегда сообщайте родителям, куда идете и как с вами можно связаться.
Если вы заблудились, обратитесь за помощью в магазин, в любое многолюдное место или найдите полицейского.
Садитесь только в тот вагон, где уже есть пассажиры.
Если вы одни на улице, держитесь подальше от незнакомых людей, чтобы вас не успели схватить, и вы могли убежать.
Никогда не играйте в безлюдных или темных местах.
Имейте при себе достаточно денег на обратный путь домой и ни на что другое их не тратьте.
Помните номер домашнего телефона и адрес.
Умейте связаться с родителями или соседями.
Если у вас нет денег и вам нужно срочно позвонить домой, наберите 02 и объясните ситуацию дежурному полиции.
Умейте делать экстренные звонки: как правило, это полиция, пожарные или «скорая помощь» (02, 0l, 03).
При возможности просите делать экстренные звонки взрослых.
Однако НИКТО не должен прибегать к помощи телефона без реальной необходимости.
Перед отправлением на полевые работы все инженерно- технические работники и рабочие должны быть обучены приемам по оказанию первой медицинской помощи. Первая помощь при несчастном случае или заболевании, до получения врачебной помощи, оказывается на месте.
В случае тяжелого ранения или заболевания пострадавший должен немедленно быть направлен в лечебное учреждение. Все работники полевой бригады должны соблюдать правила санитарии и личной гигиены.
При передвижении у каждого работника полевой бригады должны быть фляга или термос с кипяченой водой. Несоблюдение этих правил приводит к серьезным желудочно-кишечным заболеваниям. Нельзя пить холодную воду, будучи потным или разгоряченным.
Летом, в солнечную погоду, нельзя работать с непокрытой головой. В наиболее жаркие часы работать не рекомендуется, а время работы следует переносить на утренние и предвечерние часы.
При выполнении геодезических съемок могут иметь место несчастные случаи из-за неосторожного обращения с геодезическими приборами, личной небрежности при работе.
Следует соблюдать следующие правила:
Из-за небрежного обращения со штативами, шпильками мерных лент могут быть проколы тела, особенно конечности. Устанавливать штативы следует осторожно, чтобы не повредить ноги острым металлическим наконечником.
Переносить штативы необходимо наконечниками вниз. При измерении мерной лентой следует ставить шпильки так, чтобы не повредить руку ее острием. У заднего рабочего-мерщика все шпильки, кроме установленной в землю, должны быть надетыми на специальное кольцо. Переносить шпильки следует на кольце, остриями вниз. Запрещается перекидывать шпильки друг другу.
Если при измерении линии натягивать ленту рулетки не за ручку, а за ее стальную полосу, то возможен порез руки. Переносить мерную ленту следует только за ручки.
Топор должен быть исправлен и прочно закреплен на топорище путем расклинивания металлическими завершенными клиньями. При расчистке кустарника, заготовке и забивке кольев при неосторожном обращении можно нанести себе ранение топором. Чтобы этого не случилось, подлесок и кустарник нужно срубать острым топором по одному стволу, удерживая его одной рукой в наклонном состоянии. Перед взмахом топора надо посмотреть вверх, чтобы не задеть веток, которые могут изменить направление удара топора. Усилие удара для перерубания ствола не должно быть чрезмерными, чтобы не повредить ногу.
Забивая колья или перерубая стволы кустарника, следует убедиться, что в радиусе размаха топора нет кого-либо из работающих, чтобы не нанести им травмы. После работы топор должен быть помещен в специальный чехол.
Запрещается подниматься на старые знаки с подгнившими столбами, с поломанными лестницами и площадками. Несоблюдение этих правил может привести к падению со знака.
Подъем на растущие деревья, раз решается только в необходимых случаях, если диаметр ствола не менее 10 см. При подъеме на дерево используются когти и предохранительный пояс.
Геодезические приборы при работе в населенных пунктах следует переносить только по краю тротуара, а не проезжей части.
Если начинается гроза, необходимо прекратить работы и пройти в укрытие. Во время дождя желательно прекратить съемочные работы на тахометрах, так как дождь уменьшает точность съемки. В зимний период во время снегопада съемочные работы не ведутся, так как снег является преградой для отражателя. Во время грозы запрещается стоять под деревьями и быть близко от матч, столбов, громоотводов.
Руководитель геодезических работ на объекте строительства обязан изучить эти нормы, провести инструктаж подчиненных работников и нести ответственность за их соблюдение.
2. Основные обязанности пешехода.
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. (При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут идти по велосипедной дорожке или друг за другом по краю проезжей части, а на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части.) По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств. Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии пешеходного перехода или перекрестка пешеходу разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны. Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором. При отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны и не выходить на проезжую часть из-за какого-нибудь препятствия (стоящий у тротуара автомобиль и др.), мешающего обзору проезжей части, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасного движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход будет можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает. При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части – незамедлительно освободить ее (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю. Общие меры безопасности, которые должен соблюдать пешеход.
- При выходе из подъезда дома обратите внимание, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед. Если у дома стоит автомобиль или растут деревья, закрыв обзор, прежде чем выйти на проезжую часть, осмотритесь – нет ли за препятствием движущегося транспортного средства. При движении по тротуару всегда придерживайтесь правой стороны, чтобы не мешать встречному движению пешеходов и не создавать помехи для движения. Проходя по тротуару мимо ворот или выезда из гаража, необходимо обратить внимание, не выезжает ли машина. Готовясь перейти дорогу, необходимо осмотреть проезжую часть.
3. Обязанности пассажира.
В соответствии с требованиями Правил дорожного движения пассажиры обязаны при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме. Правила безопасного поведения пассажира во всех видах общественного транспорта. Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки через передние двери. Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать удобное место, где вам не будут мешать. Следует посмотреть, где расположены запасные и аварийные выходы. Если в транспорте нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее – она может случайно открыться. Передвигаться по салону общественного транспорта рекомендуется только при полной его остановке. Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя шуметь, шалить, громко разговаривать, есть мороженое. Нельзя высовываться из окон транспортного средства во время его движения, отвлекая водителя от управления.
4. Правила поведения при пользовании трамваем, автобусом и троллейбусом.
* Ожидать автобус, троллейбус, трамвай только на посадочной площадке, а там, где ее нет, – на тротуаре или обочине дороги.
- При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посередине улицы, пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая. Перед переходом надо осмотреть обе стороны дороги и в отсутствии движущегося транспорта. Посадка должна производиться через передние двери, а высадка – через задние или через двери, на которых имеется надпись «Выход». После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, осмотреть дорогу и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти ее.
- стойте справа, идите слева; нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.
- не заходите за ограничительную линию; если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.
Ход урока:
I . Вступительная часть * Организационный момент * Контроль знаний учащихся: - Перечислите правила безопасного поведения в городском транспорте. - Что является началом опасной ситуации пешехода? -Почему согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, на ваш взгляд, ужесточены наказания для пешеходов и водителей, нарушающих Правила дорожного движения? - Почему любое транспортное средство является источником опасности? - В чем, на ваш взгляд, заключается лучший способ повысить личную дорожно-транспортную безопасность? - Какую роль может сыграть вождение велосипеда для подготовки грамотного водителя мотоцикла или автомобиля? II. Основная часть : § 4 стр. 23-25 Люди становятся жертвами насилия вследствие собственной беспечности и незнания правил личной безопасности. Однозначных рекомендаций на все случаи жизни при попадании в криминогенные ситуации нет, так как они зависят от многих факторов. Поэтому целесообразно использовать известные примеры, имевшие место в вашем городе, районе, населенном пункте. Опираясь на известные факты, выработайте свою точку зрения на правила поведения в той или иной ситуации. Вы можете обсудить любые ситуации, которые считаете наиболее актуальными для вас. Приведем рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в ряде наиболее характерных криминогенных ситуаций. Общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях:- Не ходите одни в отдаленные и безлюдные места. Не принимайте подарки и угощения от незнакомых людей. Не пускайте посторонних в свою квартиру. Не садитесь в чужую машину. Не входите с незнакомым человеком в лифт. Знайте правила безопасного поведения в общественных местах и в толпе. Будьте бдительными, не трогайте незнакомые подозрительные предметы.
- Входите в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за вами зайдет в кабину. Если в вызванном вами лифте уже находится незнакомый вам человек, внушающий подозрение, не входите в кабину. Если вы вошли в лифт с незнакомцем, не стойте в лифте к нему спиной и наблюдайте за его действиями. При нападении на вас в лифте, кричите, шумите, стучите по стенам кабины. Защищайтесь любыми способами, используя право необходимой обороны. Постоянно нажимайте кнопку ближайшего этажа. Если двери лифта открылись, постарайтесь выскочить на площадку, позовите жильцов дома на помощь. Оказавшись в безопасности, немедленно позвоните в милицию по телефону «02», сообщите, что с вами произошло, точный адрес, а также приметы и направление ухода нападавшего.
- Если дом оборудован домофоном, перед входом в подъезд вызовите свою квартиру и попросите родителей вас встретить. Не выходите на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром. При угрозе нападения поднимите шум, привлеките внимание соседей, постарайтесь выскочить на улицу. При внезапном нападении оцените ситуацию и по возможности защищайтесь любым способом. Попытайтесь ошеломить нападающего, чтобы выиграть время, пока подоспеет какая-либо помощь. После нападения, оказавшись в безопасности, немедленно сообщите о случившемся родителям и позвоните в милицию.
Цель урока: Обсудить с учащимися рекомендации специалистов по правилам безопасного
поведения в наиболее характерных си-туациях, связанных с терроризмом.
Занятие: 1/5 Урок 5 Время: 40 минут Тип урока: комбинированный Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проекторХод урока:
I . Вступительная часть * Организационный момент * Контроль знаний учащихся: - Почему поздно вечером на пустынной улице необходимо идти по тротуару всегда лицом к направлению уличного движения и ближе к дорожной бровке? - Какие подручные средства можно использовать для самообороны дома и на улице, если на вас напал преступник? - Какие правила поведения личной безопасности следует соблюдать, если вместе с вами в подъезд зашел незнакомец? - Какие существуют общепринятые правила поведения для профилактики насилия? II. Основная часть - объявление темы и цели занятия - объяснение нового материала: § 5 стр. 26-29 Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными органами защиты, связанные с устрашением населения и иными формами противоправныхнасильственных действий (Федеральный закон «О противодействии терроризму»).Для достижения своих преступных целей террористы используют различные виды террористических актов: организуют взрывы, устраивают пожары, угоняют самолеты, проводят массовые отравления, захватывают заложников или просто убивают людей. К наиболее опасным террористическим актам можно отнести: взрывы в местах массового скопления людей (на рынках, в зданиях вокзалов, в кинотеатрах, во время демонстраций и т. д.); захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств, удерживание в них заложников; похищение людей с целью получения выкупа и угроза физического уничтожения заложника; воздействие на опасные промышленные объекты (например, химически опасные производства, атомные электростанции, арсеналы и другие опасные военные объекты, разрушение или нарушение работы которых может вызвать массовое поражение людей); отравление систем водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение возбудителей инфекционных заболеваний; искусственное заражение местности радиоактивными отходами.Приведу некоторые рекомендации по правилам поведения в наиболее характерных ситуациях, связанных с террористической деятельностью.Правила поведения при возможной опасности взрыва.
В настоящее время наиболее характерными действиями террористов является организация взрывов в местах массового скопления людей и жилых домов.Внимание!Своевременное обнаружение взрывоопасных предметов позволит сохранить жизнь вам и другим людям. К великому сожалению, взрывы на улице, во дворе, в доме и автомобиле стали частью нашей обычной жизни. Террористы очень изобретательны, и у них имеется богатый арсенал – от самодельных взрывных устройств до гранат и мин, применяемых в вооруженных силах.
О том, что возникла опасность взрыва, можно судить по следующим признакам:
* неизвестная деталь в машине, в подъезде, во дворе дома и т. д. (взрывное устройство может быть замаскировано в пивной банке, пачке сигарет, игрушке, бутылке, может находиться в обрезке трубы, молочном пакете, в любом свертке или ящике);* натянутая проволока, шнур;* свисающие из-под машины провода или изоляционная лента;* свежие царапины и грязь на стеклах, дверях и других предметах;* выделяющиеся участки свежевырытой или высохшей земли, которых раньше не было;* у вашей квартиры следы свежих ремонтных работ (краска, штукатурка и др.), о проведении которых вам ничего не известно;* чужая сумка, портфель, коробка или другой предмет, оказавшийся поблизости с вашим автомобилем, домом, квартирой.